Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
В выпуске от 2 августа были изложены основные теоретические положения о развитии способности адекватно оценивать реальность. Мы пересказали соответствующую главу из книги Д. Винникот. Игра и реальность. Подробные выходные данные книги в разделе Литература на нашем сайте www.rorschach.ru.
Приносим извинения за временные технические затруднения. Сайт в этом месяце обновляется, новая композиция будет доступна читателям в конце августа.
Способность адекватно оценивать реальность был определена нами как способность:
различать Я и не-Я,
отличать внутрипсихическое от внешнего источника стимуляции,
оценивать свои аффекты, поведение и нормы с точки зрения социальных норм.
Не знаю, насколько Вы поняли размышления Винникота. Я читала его на английском, иврите и русском, но понятнее он от этого не становился. Между тем неадекватная оценка реальности без долгих объяснений, ЯВНО предстаёт перед собеседником.
Цитируем по: Д. Барри. Питер Пэн. Перевод с английского И.П.Токмаковой.
«Мама у Венди была необыкновенная. Во-первых, она была красивая <…>. Папа, мистер Дарлинг, так женился на маме. Однажды почти целый десяток юношей вдруг обнаружили, что они хотят взять ее в жены. Они тут же побежали делать ей предложение. А папа нанял извозчика и всех опередил. Таким образом, мама досталась ему».
«Когда Венди появилась на свет, родители долго совещались, как им быть - то ли оставить ее, то ли кому-нибудь отдать, потому что ведь прокормить ребенка не такая уж дешевая вещь».
Улыбнулись? Детские рассуждения неадекватны, потому что детям неизвестны многие социальные нормы. В этом плане чем младше ребёнок, тем нужнее ему назидательные, наставляющие его взрослые. Свобода сбивает маленьких детей с толку.
В ситуации тестирования грамотный психодиагност делает то же самое. Он однозначно распоряжается: Проходите, садитесь / посмотрите, пожалуйста, на эту таблицу / не спешите, каждый может найти что-нибудь и т.д. по инструкции. Самому психологу процедура тестирования предписывает определённые действия, оказывая такой же эффект упорядочивания, оформления неопределённой ситуации межличностного взаимодействия. Пожалуйста, не пренебрегайте инструкциями и правилами тестирования.
Возвращаясь к идеям Винникотта, давайте перечитаем основные теоретические положения ещё раз, разобрав их на литературных примерах. Это сложная и запутанная тема, и примеры помогают понять туманные объяснения.
Давайте рассмотрим туманные места по порядку. Начнём с фразы «на ранней стадии развития ребёнок способен представить идею некоторого объекта в направлении, заданном матерью».
На поздних стадиях развития ребёнка да и во взрослой жизни эта способность, конечно, сохраняется. Иначе мы не смогли бы уловить смысл фразы «Варкалось. Хливкие шорьки Пырялись по наве, И хрюкотали зелюки, Как мюмзики в мове».
Льюис Кэррол, чьи «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» написал это в песенке про Моржа, и вернулся к данной теме в книге о путешествии Алисы с клетки е2 на е8.
«- Прочитай-ка мне ее, - сказал Шалтай-Болтай. - Я могу растолковать все стихи, которые были написаны и значительную часть тех, которые еще даже не написаны.
Это звучало обнадеживающе и Алиса продекламировала первую строфу:
Шварчкалось и зямпкие мопки
Мурзялись и томпкали тымпки.
Все зюки зумбались,
А глюки гребались.
- Пока хватит, - прервал ее Шалтай-Болтай. - Тут полно трудных слов-"Шварчкалось " - значит "четыре часа дня" - время когда вы начинаете жарить что-то на ужин.
- Это похоже на правду, - сказала Алиса. <…>
- А что значит "мурзялись" и "томпкали" ?
- "Мурзяться" значит крутиться как юла, а "томпкать" значит сверлить отверстия как буравчик. <…>
- А "глюки" ? - спросила Алиса. - Впрочем, боюсь, что я злоупотребляю вашим терпением.
- Ну, "глюк" это такая зеленая свинья, а вот насчет "зумбались" я не совсем уверен. Думаю, что это сокращение для "зазумбались" - что означает, что они заблудились.
- А что значит "гребались" ?
- Ну, "гребаться" это нечто среднее между ревом и свистом, прерываемое чем-то вроде чихания посередине, ты, может быть, услышишь его дальше в лесу, вон там. А если ты хоть раз его услышишь, то сразу поймешь что к чему. А кто же прочитал тебе эту сложную вещь?
- Я прочитала ее в книге, - сказала Алиса».
Обратите внимание на слова «если ты хоть раз его услышишь, ты сразу поймёшь, что к чему». Ребёнок становится человеком именно в общении с себе подобными, интуитивно понимая что к чему с первых недель жизни. Причём, учитывая то обстоятельство, что первые три месяца зрение младенцев расфокусировано и они всё видят расплывчато, именно интонации голоса и слух, а также прикосновения, поглаживания, прижимания и объятия доносят до ребёнка идеи о том, каков мир.
Заболевший, сильно уставший или предельно встревоженный человек в чём-то похож на младенца в восприятии опыта. Его способность адекватно оценивать реальность частично нарушена.
Правило, к которому мы вновь и вновь возвращаемся на семинарах ПРОФИ – не надо начинать Роршах-тест, если ты голодный или усталый, толку от этого всё равно не будет. Лучше проведение теста отложить – опирается именно на это положение.
Ваши диагностические способности не сработают в полную силу, если Вы голодны или устали. Вам придётся контейнировать в себя отщеплённые импульсы и патологическое содержание внутреннего мира клиента. Способность контейнировать у каждого из нас есть с рождения, умение осознавать процесс контейнирования/холдинга приходит с практикой. А вот удачная тестовая процедура без достаточного запаса Ваших душевных сил не состоится.
Продолжение в следующем выпуске.
С уважением,
Ольга Бермант-Полякова
Dr Olga


Наверх

В избранное