Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!


«Интерпретация проективных тестов - 2008- весенний семестр»


Дайджест-рассказ о темах, которые обсуждались в рассылке «Интерпретация проективных тестов» в весеннем семестре 200 8 года. Напоминаю, вы читаете опубликованные в прошлом материалы, потому что оформили бесплатную рассылку. Новые еженедельные выпуски читают подписчики, оплатившие годовой абонемент, сто долларов за пятьдесят выпусков. Как оформить абонемент, можно узнать здесь http://rorschach-club.livejournal.com/81946.html

В летнем семестре 2009 мы разбирали тему «Проблемы начинающих путь в профессиии» о частной практике, в осеннем семестре 2009 работаем с темой «Практикум консультирования он-лайн».

Весна 2008

Разбор Роршах-шкал по статье Маслинга решила я временно отложить, чтобы поговорить о психологии, приближенной к жизненной практике и поделиться с вами находками, которые прошли, на мой взгляд, проверку временем, и которые рекомендую вам взять на заметку. Об этом – в весеннем семестре 2008 года.

Начнём с замечательной книги В.И. Гарбузова «Нервные дети».

Цитируем по:

Гарбузов В.И. Нервные дети: советы врача для матерей. – Л.: Медицина, 1990. – 176 с.

Человек ХОЛЕРИЧЕСКОГО темперамента по природе своей неутомим. Природа, отведя ему роль первооткрывателя, борца, мужественно встречающего опасность и стойко переносящего лишения, наделила его могучим энергетическим потенциалом. Если человека холерического темперамента не «перевоспитывали» и у него характер соответствует темпераменту, то он упорен, настойчив и неуклонно целеустремлён. Натиск его неудержим. Если он чего-то добивается, его не отвлечь, так как воля его непоколебима. Он идёт прямо, тараня преграды, не сворачивая с пути и не отступая. Холерик добирается до своей вершины любой ценой. Узел он не развязывает, а разрубает, как Александр Македонский. Всё у него мощно. Если он сердится, то с гневом, его трудно утихомирить. Это человек одной страсти, одной идеи, одной любви. Холерик верит в свою силу и потому не ведает страха. Породив его борцом, воином, природа мудро притушила в нём инстинкт самосохранения. Холерик побеждает силой, натиском и безудержной смелостью. Таким он извечно был нужен своему роду, племени, таким он и сегодня нужен людям. Если попытаться охарактеризовать холерика одним образным понятием, то он – «человек-такн». Да, с ним нелегко, но без такого не победить в экстремальной ситуации. Уже в раннем возрасте холерик начинает проявлять свой темперамент, и родители, воспитывая ребёнка, учитывают это, мудро направляют развитие врождённых особенностей, чтобы при холерическом темпераменте он всё-таки не был «танком», был бы и в меру гибким, компромиссным, достаточно сдержанным, безусловно гуманным человеком.


Человек ФЛЕГМАТИЧЕСКОГО темперамента медлителен в движениях, он тугодум, молчун. В нём есть сила, но она рассчитана на неспешность. Он ещё более неутомим, чем холерик, если его не торопить. У него формируется упорный характер, если его воспитывают правильно, но это упорство терпеливого. Узел он развязывает долго, но развяжет обязательно. И у него сильная воля, но его воля – воля трудолюбивого, та, с которой при неудачах без лишних слов, эмоций вновь и вновь действуют. Флегматик обязательно дойдёт до своей вершины, но не надрываясь, опять же неспешно, рассчитывая силы. Преграды трудяга-флегматик точит, как капля камень. От борьбы, если возможно, он уходит, уступая право на неё холерикм и сангвиникам. Но, поставленный перед необходимостью борьбы, он не отступает и способен измотать не только сангвиника, но и холерика. Тут, как говорится, «коса находит на камень».

Флегматик однозначно миролюбив. Чтобы вывести его из терпения, нужно приложить большие усилия. Если он взрывается, то гнев дотоле тихого, невозмутимого флегматика страшен. Однако такое – редкость. Чаще, если его допекают, он молча и навсегда уходит. Свои решения он никогда не меняет. Радость и горе флегматик переживает долго, затаённо, без лишних слов или вовсе молча. И он тоже однолюб. Естественно, флегматик замкнут. Он, как и холерик, уверен, что сделает, преодолеет, устоит. Природа предназначила его для осёдлой, будничной жизни. Это «пахарь». Он тысячелетиями обеспечивал жизнестойкость своего рода, племени. После пожара, стихийного бедствия он терпеливо восстанавливал разрушенное. Флегматик выживал, служа опорой для других. Он оказывался уязвимее при угрозе, но его спасал обострённый инстинкт самосохранения. Осторожный, рассудочный, он никогда не рисковал. Это флегматик склонен семь раз отмерить, прежде чем отрезать. С ним надёжно, хотя тоже нелегко, ибо его молчаливость может восприниматься как бесчувственность. Ребёнок-флематик – тихоня. Родителей, если они не флегматики, безмерно раздражает его медлительность, однако он из тех, кто тихо едет, но дальшебудет.»


Темперамент как природное в человеке подавляется прежде всего неправильным воспитанием. В своей практике автор постоянно встречает четыре типа неправильного воспитания. Первый из них – НЕПРИЯТИЕ.

Читать полностью

http://subscribe.ru/archive/psychology.rorschach/200710/31080932.html/

Второй тип неправильного воспитания – ГИПЕРСОЦИАЛЬНОЕ.

Читать полностью

http://subscribe.ru/archive/psychology.rorschach/200711/05080542.html/

Третий тип неправильного воспитания – ТРЕВОЖНО-МНИТЕЛЬНОЕ – наблюдается в тех случаях, наблюдается в тех случаях, когда с рождением ребёнка одновременно возникает и неотступная тревога за него, за его здоровье и благополучие. Это антипод неприятия.

Читать полностью

http://subscribe.ru/archive/psychology.rorschach/200711/06080719.html/

Четвёртый тип неправильного воспитания – ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЕ – наблюдается в семье с недостаточным уровнем ответственности в отношении будущего, когда ребёнку, часто единственному, долгожданному, навязывается представление о себе как о самодовлеющей ценности: он кумир, «смысл жизни» и т.д.

Читать полностью

http://subscribe.ru/archive/psychology.rorschach/200711/12080748.html/

Эх, сказала бы я вам, какие уродливые формы приобретает эгоцентрическое воспитание, возведённое в ранг национальной доктрины, да боюсь, покрутите пальцем у виска. Прогулка 5-летнего ребёнка в компании старшей сестры под окнами дома - уголовное преступление. Обычное для нашего детства беганье с двоюродными братьями или соседскими детьми в родном дворе расценивается израильским законом как «оставление ребёнка младше 6 лет без надлежащего надзора» и наказывается лишением свободы на срок до 3 лет. Вот и получается, что с полудня, когда заканчивается израильская школа, не задающая деткам детских заданий, чтобы не перенапрягать, дети сидят дома. Старшие часами «тупят» у телевизора или Play Station, а младшие доводят их до белого каления, требуя себе внимания.

В Израиле на средства налогоплательщиков только что прошла рекламная кампания – «Разрешать ребёнку кататься на велосипеде без специальной каски – это преступление». Ха, они и в каске катаются только возле магазина, пока мама делает покупки в супере. Далеко отпускают ребёнка только монстры, это вбито в головы уже прочно. А на смену отшумевшим телероликам и радио-призывам про обязательную каску уже идёт новое указание: «Ребёнок младше 9 лет должен переходить дорогу только вместе со взрослым». Потребность окружающих взрослых присутствовать на работе игнорируется напрочь... В итоге дети не гуляют вообще, во дворе вы не встретите стайки детей, ни днём, ни вечером, второклассники общаются друг с другом по ICQ, благо, компьютер есть в каждой семье. А налаживать отношения со сверстниками категорически, катастрофически, колоссально – выберите любой подходящий эпитет – не умеют.

Предлагаем родителям примерный перечень вопросов, объективные ответы на которые помогут составить представление о том, каковы темперамент и характер у их ребёнка.

Читать вопросы

http://subscribe.ru/archive/psychology.rorschach/200711/13080912.html/

Продолжаю делиться с вами находками, которые прошли, на мой взгляд, проверку временем, и которые рекомендую практическим психологам взять на заметку.

Сегодня мы поговорим о детском непослушании.

Лучше, глубже и проще, чем в книге Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?» об этом ещё никто не написал.


Цитируем по:

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? 5-е издание – М.: АСТ Астрель, 2007. – 238 с.

С. 176

«Детское непослушание – это сигнал о помощи. Своим поведением он говорит нам: «Мне плохо! Помогите мне!»

Могут ли родители помочь ему? Практика показывает: вполне, но для этого нужно понять ГЛУБИННУЮ ПРИЧИНУ НЕПОСЛУШАНИЯ. Нужна сначала разгадать, какая из четырёх эмоциональных проблем мешает ему нормально существовать. Соответственно, ваши действия будут разными.

Читать полностью

http://subscribe.ru/archive/psychology.rorschach/200711/19080702.html/

Как видите, чувства разные, и вполне можно понять, какое именно подходит к вашему случаю. Что же делать дальше? Это, конечно, ключевой вопрос.

Читать ответ на вопрос

http://subscribe.ru/archive/psychology.rorschach/200711/26080734.html/


С уважением,
доктор Бермант-Полякова,
психолог, психотерапевт, супервизор


Наверх

В избранное