Последние
выпуски вашей рассылки затрагивают тему отношений детей с деньгами. Мой вопрос
тоже частично касается этой темы. Ситуация такова.
Моя дочь (ей 3,5 года) пока
не ходит в детский сад (скоро устроимся и пойдем), поэтому мы с ней сидим дома.
При этом у меня необходимая нашему бюджету надомная работа. Поэтому уже года
полтора мы проводим время таким образом: я объявляю ей, что мне нужно поработать
и сажусь за компьютер, а она в моем присутствии занимает себя сама: книжками,
игрушками, мультфильмами.
К такому укладу жизни мы пришли следующим образом:
когда она капризничала, я объясняла ей, что моя работа принесет нам деньги, и
тогда мы сможем купить что-нибудь нужное, в том числе и ей. Поначалу с каждого
гонорара я демонстративно покупала ей какую-нибудь игрушку или желаемое
лакомство. На сегодняшний день необходимость в объяснениях отпала, она уже сама
спрашивает: "К нам сегодня приедет тетя клиентка? А мы потом пойдем в
магазин?". Необходимость в ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ презентиках после завершения
работы как-то сама собой рассосалась. С одной стороны, такая ситуация удобна и
меня устраивает.
А вопрос заключается вот в чем: устраивает ли такая ситуация ребенка?
Кроме того, несмотря на то, что она не изъявляет недовольства, я беспокоюсь в
связи с тем, что читала такую информацию: дети, родители которых рано
заговорили с ними о необходимости зарабатывать, о необеспеченности, вырастают
пессимистами. Объясните, пожалуйста, Катя: я мотивирую ребенка на труд или
воспитываю пессимиста?
Заранее спасибо. Наташа.
Р.S. Малютка моя самостоятельно
организовала копилку: увидит в доме бесхозную монетку - возьмет и отнесет в
специально выделенную шкатулочку. Это хорошо?
(Ответ Галины Остриковой) Здравствуйте, Наташа!
Начну с того, что мне очень понравилось Ваше письмо.
Почему?
Потому что Вы все правильно делаете.Правильно, что в любых ситуациях, в
которыхоказывается женщина (декретный
отпуск и т.п.), умеетедостигать поставленных целей, умеете работатьи договариваться с ребенком, даже с таким
крохотным.
Потому что переживаете за результат: если не уверены- спрашиваете, чтобы получить ответ и
двигаться дальше.
Что касаетсявопроса,устраивает ли такая ситуация ребенка,
что Вы пересталией «платитьсюрпризиками»за возможностьработатькакое-то времяи нужно лиговорить с детьмио необходимости
зарабатывать, илиэто можетплохо отразиться наих жизненных установках («или воспитываю
пессимиста?"),скажу следующее:
Материальный
стимул (покупки после отработанного времени)помог сформировать привычкуиграть самостоятельно в течение какого-то времени, помог сформировать у
ребенка уважение к маминым занятиям.И
то, что необходимость эту привычку поддерживать покупками как-то сама по
себе отпала, это нормальный процесс.Просто ребенокпривык воспринимать это время маминой работы
как само собой разумеющееся событие. И материальный стимул заменился творческим
стимулом познания (игры, книги и пр. развивают и дают новые знания).
Родители часто так поступают в тех случаях, когданадо освоить какое-то сложное дело. Деньги или подарки хорошо стимулируют, но когдарезультат достигнут, и освоенное делопереходит в разряд обычных,оплатане требуется.Для нормального
человека при выполнениикаких-то
жизненных задач деньги никогда не являются единственной потребностью, и
трансформация потребности в деньгахв другие виды потребностей (например,
признания) - это естественно и
нормально.
Что касается необходимости зарабатывать, то родители просто
обязаны рассказывать об этом детям.Главноетут–
не перекладывать на детскиеплечи груз
ответственности, к которой ребенок просто не готов ни физически , ни умственно,
а постепенно приучатьк труду и
уважению к тому, что родителивкладывают свое время и силы, чтобы
заработать. Иребенок по мере сил способен
внести в это свой вклад(развлечь себя в течение 1 часа – это тоже
серьезный вклад)
Пессимистическое отношение к жизни (Ваш вопрос) может сформироватьсятолько тогда, когда родители переносят груз
ответственности за физическое выживаниена ребенка в слишком раннем возрасте. Так, дети алкоголиков, например, или брошенные дети слишком рано взрослеют, так
как в юном возрасте им приходится решать совсем недетские вопросы выживания. И
то,не все из этих детей становятся
пессимистами. Очень часто дажетяжелые
лишения в жизни мотивируют детейдобиться больших успехов в жизни.
Пессимизм может развитьсяи в тех случаях, когда родители «программируют» и «закладывают» в голову
ребенканеверныежизненные установки типа «мы - бедные»,«нам никогда не быть богатыми», «жизнь
тяжелая», «справедливостив жизни нет»,
«все кругом плохо». Если такие слова ребенок слышит на протяжениивсего детства, тоэто может плохо отразитьсяна его психике.
В Вашем случае -ребенку не приходиться решать взрослые вопросы, не приходится в 3.5 года
зарабатывать,девочка играет и
развлекается, и причин делать такие выводы нет никаких.Причем, я просто уверена , что Ваш
оптимистичный взгляд на жизнь (когда деньги можно заработать всегда, даже
сидя дома с ребенком)поможет
сформировать очень правильные и оптимистичные установки у Вашеймаленькой дочки.
(Катя Мануковская) До 8 марта включительно на сайте у Галины Острикова действует праздничная акция! Заходите!
На сегодня прощаюсь с вами!
До скорых встреч!
Катя Мануковская
Дорогие друзья! Получить какую-либо пользу от моих ответов, вы сможете только ПОЛНОСТЬЮ отвечая на те вопросы, которые я задаю!
Просьба и пожелание! Буду рада, если вы напишите мне, как вы применяете в жизни то, что узнаете из моих ответов, и что удалось изменить в жизни, благодаря им.