Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Лучшие программы Эха Москвы

  Все выпуски  

Лучшие программы Эха Москвы Выпуск 315


Лучшие программы "Эха Москвы"

Выпуск 315 (2007-10-10 18:05)

Количество подписчиков: 158

Все материалы взяты с Официального сайта радиостанции

Радиостанция «Эхо Москвы»: Собрание Третьяковки, Воскресенье, 7 Октябрь 2007
http://echo.msk.ru/programs/tretiakovka/55353/index.phtml
sys/logo_print
Собрание Третьяковки
Cовместный проект Эхо Москвы" и "Третьяковской галереи". В каждой программе - беседа об одном шедевре и историях, происходивших вокруг него.

таблица из 2 столбцов и 2 строк
Ведущие:
Ксения Басилашвили
Ксения Ларина
Гости:
Галина Чурак
заведующая Отделом живописи второй половины 19-го - начало 20-го века Третьяковской галерии
конец таблицы
Воскресенье, 7 Октябрь 2007

К.ЛАРИНА: 14 часов 12 минут. Добрый день еще раз. В студии «Эха Москвы» вновь Ксения Ларина, и ко мне присоединилась Ксения Басилашвили. Ксюша, добрый день.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Добрый день, Ксюша, привет!

К.ЛАРИНА: Мы начинаем программу «Собрание Третьяковки».

На стене - мирная картина, которая называется «Рожь». Художник Иван Шишкин. А в гостях у нас Галина Чурак, заведующая отделом живописи второй половины Х1Х
и начала ХХ века Третьяковской галереи. Добрый день, Галина, здравствуйте!

Г.ЧУРАК: Добрый день.

К.ЛАРИНА: Шишкин у нас не первый раз уже герой передачи, но я так понимаю, что наша программа приурочена еще и к открытию выставки.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Да. Грандиозная выставка открывается в Третьяковке.

Г.ЧУРАК: Да, мы как раз ждем, открываем выставку такую, как всегда, торжественный вернисаж ее произойдет 11 числа, в четверг, в 4 часа. А зрители могут
приходить на эту выставку на следующий день, с 12 числа. Милости просим! И я надеюсь, что все будут получать большую радость и большое удовольствие от
встречи с этим художником.

К.ЛАРИНА: А там есть какие-нибудь открытия вот для простого зрителя, для человека, который не является профессионалом в области живописи, а человека, который
просто любит это искусство?

Г.ЧУРАК: Открытия на больших выставках всегда происходят, в том числе и на этой – обязательно будут, уже хотя бы потому, что картины поменяли свои места
– они находятся в совершенно новом помещении, они переехали из Лаврушинского переулка на территорию Крымского вала, в большой наш выставочный зал. И потому
что они соединились с картинами из других музеев: все картины Третьяковской галереи, Русского музея, произведения из Киева, Минска и еще из 20 других музеев
России и частных коллекций будут представлены на этой выставке.

К.ЛАРИНА: А они когда-нибудь собирались так, вместе? В последний раз, когда это было?

Г.ЧУРАК: В последний раз – такая большая, основательная выставка была в 1948году. Многие еще не успели родиться.

К.ЛАРИНА: То есть, 60 лет назад?

Г.ЧУРАК: Да. Нужно для чистоты нашего разговора сказать, что Третьяковская галерея делала выставку Шишкина в 1982 году. Но она была не столь большой, не
столь обширной эта выставка, хотя и очень хорошей. Но, к великому сожалению, та выставка не оставила после себя никакого следа такого материального, кроме
памяти ее устроителей – людей, которые занимались этой выставкой, ну, и тех посетителей немногих, которые еще помнят о том, что в залах Третьяковской галереи
была такая выставка.

Можно считать, что после 48 года впервые вот в таком объеме, в таком качестве происходит встреча с этим замечательным художником.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Там представлена не только живопись Шишкина, но еще и его графика, которая редко выставляется в ваших залах.

Г.ЧУРАК: Да, конечно. Когда мы говорим о графике, мы говорим: «она не всегда, редко, дозировано находится в экспозиции музеев и, в частности, Третьяковской
галереи».

И вот сейчас рисунки Шишкина и его офорты, а он был блестящим рисовальщиком, прекрасным мастером вот этой графической техники – офорта. Это будет все представлено
на выставке.

И, как бы предваряя вот эти вот впечатления, я могу сказать, что и дизайн этой выставки немножко необычен. Я не буду сейчас подробно говорить, вот просто
даже, может быть, и вас тем самым приглашаю на эту выставку.

К.ЛАРИНА: У нас сегодня, кстати, в призах как раз есть билеты, да, Ксюш, на выставку?

К.БАСИЛАШВИЛИ: У нас есть билеты на вернисаж. Внимание! На вернисаж – 11 октября в 16 часов на Крымском валу, в Государственной Третьяковской галерее, на
выставке Шишкина к 175-летию со дня рождения.

Кроме того, у нас есть еще каталог, который буквально только вышел из печати.

Г.ЧУРАК: Он совсем теплый.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Как вы видите, на обложку вынесена как раз та картина, о которой мы сегодня будем говорить – картина «Рожь», очень красивый. Это подробный
каталог, плюс альбом и с офортами, и с живописью, со статьями.

Я думаю, даже можно несколько слов о нем сказать более подробно, об этом каталоге. Пожалуйста!

Г.ЧУРАК: Ну, действительно. Каталог – мы работали вот над этим изданием. Оно такое больше альбомного характера это издание. Нам хотелось, чтобы оно выглядело
нарядно, привлекательно, красиво, чтобы его было интересно держать в руках и интересно читать.

Здесь воспроизведены абсолютно все картины, которые будут на выставке, ну и даже больше, даже и те, которых на выставке по тем, или иным причинам не будет.
Он более полный, чем состав выставки. И каталог сопровождается, естественно, статьями – и о Шишкине как художнике-живописце, о его мастерстве живописца,
отдельная статья о Шишкине как мастере рисунка и офорта. Еще одна небольшая статья о Шишкине - у нас, в коллекции Третьяковской галереи, есть такие небольшие
совсем по размеру, вот такие, как моя сейчас записная книжка, которую я держу в руках, можно сказать, это записные книжки самого художника, только живописные,
простите, такие графические записные книжки.

К.ЛАРИНА: То есть, такие зарисовки?

Г.ЧУРАК: Там есть зарисовки, почеркушки, с какими-то очень короткими записями, что-то надо написать: синий, черный, коричневый, с пометочками с какими-то.
С зарисовками – очень интересно это всегда, с зарисовками экспозиции его выставки 1891 года – как висели его картины на этой выставке, что, рядом с чем
висело. Вот эти альбомы будут представлены на выставке, и статья об этих вот его записных книжках в каталоге в этом.

И еще есть одна небольшая статья, вот я как раз являюсь автором этой своеобразной публикации - это публикация так называемого «Юношеского альбома», даже
не альбома, юношеской тетради художника – «Заметки о живописи». Это такая тетрадь, эти вот заметки, которые вел Шишкин, когда он был совсем молодым учеником
Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Это 1850-1851 год.

И когда соприкасаешься вот с этими заметками его, а эти заметки – часто это умные мысли чужих людей, которые Шишкин выписывал. Но даже то, что молодой человек
выписывает из чужих каких-то сочинений другие мысли, на чем фиксирует он свое внимание…

К.ЛАРИНА: Но он подписывает, кем это сказано?

Г.ЧУРАК: Да. Часто подписывает, а иногда теряешься – что это? Его собственная абсолютно мысль, или она основана на чьей-то, но переработана им вот так –
переработана его словами, стала его собственной мыслью.

Мне даже хотелось бы, если вы позволите…

К.БАСИЛАШВИЛИ: Да, только знаете, для начала я вопрос задам обязательно. Потому что я еще не все подарки перечислила: билеты на выставку-вернисаж, каталог,
плюс ко всему – это еще каталог выставки, которая проходит в Малом Толмачевском переулке – Виктор Уфимцев. «Мы называли себя новаторами», и каталог выставки
Андрея Грасицкого – это художник нонконформист, и сейчас его выставка проходит тоже на Крымском валу.

Вот, внимание, вопрос: Жители этого немецкого города, он расположен (я даже назову часть): на берегу Рейна, но уточнять не буду, могут назвать Шишкина и
своим художником, как писал сам автор, его «выставка рисунков в 1864 году произвела среди горожан настоящий фурор» (цитата). Что за город, который считает
Шишкина и своим художником?

К.ЛАРИНА: Немецкий?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Да. Назовите этот город Германии

Наш sms: +7 (985) 970-45-45. И после половины часа мы еще ответим на этот вопрос по телефону.

К.ЛАРИНА: Ну, а сейчас мы должны выполнить наш долг, и «Случай в музее» в эфире. Пожалуйста!

К.ЛАРИНА: Комментарии будут какие-то предваряющие? Нет? Пожалуйста!

СЛУЧАЙ В МУЗЕЕ

Довольно интересно бывает читать Книги отзывов посетителей на выставках. Как правило, это очень такие прочувствованные впечатления посетителей, иногда даже
в стихах.

Но попадаются записи самые разные: бывает, что молодежь, в общем, хулиганит – пишет, например: «Жаль, что при входе не выдают попкорн». Бывают такие записи,
как бы озорные.

Например, в Книге отзывов к Выставке Александра Иванова «Библейские эскизы» есть такая запись: «Нам все очень понравилось. Приказываю выделить в фонд ГТГ
50 миллионов евро». Подпись: В.В.Путин. Это такая озорная шутка.

Но еще такие записи меня просто поразили, которые говорят о том, что искусство Иванова (а я просто напомню дорогим радиослушателям, что выставка Александра
Иванова приурочена к двухсотлетию со дня его рождения), и вот его творчество, видимо, воспринимается как очень актуальное, потому что вот такая, например,
запись: «Мне очень понравилось. Рисуйте еще. Света». Или другая запись: «Спасибо, Александр! Очень приятно смотреть на ваши потрясающие акварели. Анастасия».
Или: «Выставка Александра Иванова очень хорошо прошла, но картины и эскизы не соответствуют некоторым приданиям. Пусть художник получше почитает. А в основном
– нормально, но чувств можно побольше».

БЫВАЕТ ЖЕ ТАКОЕ!

К.БАСИЛАШВИЛИ: Таких комментариев не будет на выставке Шишкина – Шишкина знают больше, может быть, чем Иванова. Иванов – фамилия более распространенная.

К.ЛАРИНА: Каталог смотрела, действительно это такая монография получается просто роскошная. Роскошное издание – здесь и, как я понимаю, знакомство с биографией
художника, есть какие-то фотографии из семейного архива. Так что, действительно уникальные издания, и кому-то сегодня повезет!

К.БАСИЛАШВИЛИ: Но все-таки переходим к картине «Рожь».

К.ЛАРИНА: А мы хотели «Умные мысли»!

К.БАСИЛАШВИЛИ: А! «Умные мысли»? Пожалуйста!

К.ЛАРИНА: В записной книжке у Галины Чурак.

Г.ЧУРАК: Вы знаете, я несколько вот таких выдержек хотела бы прочесть. Вот Шишкин записывает: «Художник – существо высшее, живущее в идеальном мире и стремящееся
только к совершенствованию». Это он записывает для себя.

Он пишет: «Как нужно любить и понимать природу, до какой степени надобно прочувствовать все красоты ее, чтобы художественно воспроизвести что-либо».

Его занимает понятие «гений». И он пишет: «С понятием о гении нераздельно понятие о творчестве. Гениальность необъяснима, как сама природа». И так далее,
и так далее.

«Цель искусства – не подражание, а создание»!

И эта тетрадь, она так не очень объемна по своему размеру, по своему объему, но очень интересна своим таким еще не устоявшимся юношеским почерком. Она интересна
вот тем содержанием мыслей действительно и записей, которые делает совсем молодой Шишкин, подготавливая себя к этому пути в искусство.

К.ЛАРИНА: Слушайте! Здесь есть генеалогия даже! Боже мой! Вот это да!

К.БАСИЛАШВИЛИ: Даже слов нет.

К.ЛАРИНА: Вот это да! Здесь с первого поколения - кто был до Ивана Шишкина, и кто сегодня – его потомки, которые, я так вижу географию, – так разбросаны
по разным странам мира.

Г.ЧУРАК: Можно сказать, что очень тщательно работали над этим древом родословным его сотрудники музея-усадьбы, мемориального музея Шишкина в Елабуге, родного
города художника. Они в течение нескольких лет трудились над этим. И в январе этого года, когда отмечался собственно юбилей Шишкина, (Шишкин ведь родился
25 января 1832 года), и вот в январе елабужане созвали большой вот такой вот съезд гостей. И, в частности, приехали те, кто смог приехать, но смогли приехать
человек 20 ныне живущих потомков Шишкина.

К.ЛАРИНА: Вот самый молодой, который зафиксирован вот в этой родословной – Алексей Владимирович Шайкович, рожденный в 1970 году, владелец предприятия по
торговле камнем, Соединенные Штаты Америки.

Г.ЧУРАК: Да, география очень широкая: здесь и Соединенные Штаты, и Сербия, и Финляндия.

К.ЛАРИНА: А в России-то кто-нибудь остался из потомков?

Г.ЧУРАК: Да, в Калининграде, ну теперь уже это Россия. И в Петербурге, в Киеве – то есть, география очень широкая.

К.ЛАРИНА: Ну что, давайте начнем про картину?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Да, с удовольствием.

Я напоминаю слушателям, что вы можете открыть наш сайт: wwwecho.msk.ru, и там увидеть репродукцию картины «Рожь». Вы сейчас говорили много о гениальности,
к которой, видимо, примерял себя Шишкин, однако же, эту картину, чаще всего она попадает под обстрел критиков.

К.ЛАРИНА: А почему?

К.БАСИЛАШВИЛИ: А вот мы сейчас об этом и поговорим.

Итак, картина «Рожь» Ивана Шишкина, один из шедевров Третьяковской галереи.

Г.ЧУРАК: Один из шедевров Третьяковской галереи и один из шедевров просто русской живописи.

Она настолько знакома, настолько всем – с самого раннего детства близка, что такого рода знакомые вещи они становятся такими клишированными. И глаз уже
скользит, и как бы не вдумывается, не всматривается в то, что же он видит перед собой. И, как раз задача такого рода выставок, как нынешняя, она состоит
в том, чтобы помочь людям заново вглядеться в вещи знакомые и заново их увидеть.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Давайте мы напомним эту картину: такое поле с колосящейся золотистой рожью.

К.ЛАРИНА: Ничего не добавишь, да?

Г.ЧУРАК: Да, поле с колосящейся рожью, с широкой дорогой, которая ведет далеко, к горизонту. Высокое небо.

Где-то там, на горизонте, начинают собираться облака. И, очевидно они, и, хотя все очень спокойно – здесь ничто не колышет, нет никаких порывов бурных ветра.

К.ЛАРИНА: А что за деревья-то – сосны, или ели? Что это такое?

Г.ЧУРАК: Это могучие сосны, конечно, с такими золотыми стволами.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Такое предгрозовое немножко лето.

Г.ЧУРАК: А если вот вглядываться в какие-то детали, то можно увидеть, как низко над землей летают ласточки и другие птицы, и что, видимо, это тоже предвестник
того, что сгущается атмосфера – преддождевая, предгрозовая. Но, тем не менее, все в природе торжественно, спокойно и величаво даже.

Совершенно классическая вещь, даже сложно такого рода описывать картины, особенно когда они пейзажные.

И я хочу, вот я начала со слов Шишкина самого, которые он выписывал, а сейчас хочу тоже вернуться к словам поэта, которого очень любил Шишкин – Некрасова:

Все рожь кругом,

Как степь живая:

Ни замков, ни морей, ни гор.

Спасибо, страна родная,

За твой врачующий простор!

Вот Шишкинские картины и, в частности, эта, они действительно в человеческую душу вносят то состояние покоя, гармонии, ясности, уверенности, которое заключено
всегда вот в такого рода классическом искусстве, а именно к такой классике и принадлежит творчество этого художника.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Картина была выставлена на передвижной выставке, на одной из передвижных выставок.

Г.ЧУРАК: Да, да.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Она была в 1878 году.

Г.ЧУРАК: Я могу сказать, что она появилась на выставке передвижной, на которой одновременно была и картина всем тоже очень хорошо знакомая Поленова, картина
«Московский дворик». И вы видите, какие разные совершенно вещи. И та, и другая была приобретена Третьяковым с этой выставки.

Одна картина полна вот такого тонкого лиризма, тонких каких-то сопереживаний с природой, а Шишкинская картина заключает в себе – вот передается состояние
торжественности и величия, которые свойственны таким эпическим пейзажам. Вот эпическую сторону природы и стремился выразить Шишкин в своих произведениях.

К.ЛАРИНА: Внимание! Мы слушаем Новости, после Новостей возвращаемся в передачу, слушаем биографию картины «Рожь», то есть, рассказ о том, как она попала
в Третьяковскую галерею. Определяемся с победителями, которые уже активно отвечают на наш вопрос, принимаем один звонок телефонный. Да, Ксюш, я все правильно
докладываю обстановку? Ну, и собственно, продолжаем рассказ о творчестве художника. И все-таки, хотелось бы понять: чем критики-то были недовольны? Что
они такое усмотрели опасное в этой картине?

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА: Памела Андерсон никогда не увидит картины «Рожь» Ивана Шишкина. (Смеется).

К.БАСИЛАШВИЛИ: Поэтому она и Памела Андерсон.

К.ЛАРИНА: Давайте, вернемся в наш пейзаж. И, кстати, сейчас с победителями определимся. Я хотела задать вопрос, я правда не знаю кому. В пустоту? А может,
кто-нибудь ответит – или Ксения, или Галина Чурак, наша сегодняшняя гостья: а вот такие пейзажи они еще сохранились где-нибудь в стране, вот которыми нас
радовал Шишкин?

Г.ЧУРАК: Достаточно все-таки проехать примерно 200 километров от Казани до Елабуги для того, чтобы увидеть вот такого рода пейзажи.

К.ЛАРИНА: И сейчас вот он сохранился?

Г.ЧУРАК: И сейчас еще, несмотря на то, что стала наша земля, как я говорю часто: истерзанной. И мы видим эту истерзанность особенно вдоль дорог таких вот
больших, вдоль трасс широких. Но, тем не менее, сохранились еще такие места.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А она там писалась, вокруг Елабуги, да?

Г.ЧУРАК: Она писалась на основе тех впечатлений, которые давали родные места художнику. И было в окрестностях, оно и сейчас существует, как говорят старожилы,
так называемое «Лекаревское поле», которое всегда засевалось хлебами. И там Шишкин и работал – делал этюды, зарисовки для этой картины.

К.ЛАРИНА: Ну что? Послушаем биографию картины?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Да. От Натальи Мамонтовой.

ПУТЬ В ГАЛЕРЕЮ

Н.МАМОНТОВА: Первой картиной Ивана Ивановича Шишкина, приобретенной Третьяковым, была картина «Полдень в окрестностях Москвы». Павел Михайлович приобрел
ее в 1869 году, в год написания картины.

После этого в коллекцию собирателя попала картина «Сосновый бор. Мачтовый лес Вятской губернии», приобретенная в 1872 году. А «Рожь» стала третьей значительной
картиной собрания Третьякова.

Как известно, Шишкин представил ее на Шестой передвижной выставке 1878 года. И ей сразу было отдано первое место среди других произведений на выставке.
Так высказались и Крамской, и Стасов. И поэтому Третьяков сразу же приобретает картину вместе с другой превосходной работой «Горелый лес».

И в дальнейшем Третьяков продолжает приобретать картины Шишкина первостепенного достоинства. И таким образом в коллекцию попадают такие произведения, как
«Рубка леса», «Дебри», «Сосны, освещенные солнцем», «Утро в сосновом лесу» и целый ряд замечательных этюдов.

«Рожь» в экспозиции картин Шишкина занимает, конечно, первенствующее место, притягивает к себе зрителей в зале произведений Шишкина. Но в то же время она
постоянно является участницей международных выставок, отечественных выставок русского искусства, и поэтому довольно часто она отсутствует в нашем собрании.

Картина «Рожь» экспонировалась совсем недавно на очень значительной выставке русского искусства, которая прошла в Бонне (в Германии). Она была там среди
произведений из Третьяковской галереи одним из самых значительных по своему русскому звучанию, прежде всего. Она привлекает внимание зарубежного зрителя
именно своей такой подчеркнутой русскостью.

ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ

К.ЛАРИНА: Вопрос повторим?

К.БАСИЛАШВИЛИ: С удовольствием. Итак, жители этого немецкого города могут назвать Шишкина и своим художником: во-первых, он там учился, а потом, как писал
сам автор, его выставка рисунков в 1864 году произвела среди горожан (цитата): «Настоящий фурор». Он еще тогда написал в своем дневнике, в письме другу:
«Ну и Бог с ними, с колбасниками». Что это за город?

К.ЛАРИНА: Назовите, пожалуйста. 363-36-59 – телефон, по которому можно позвонить прямо сейчас, и ответить на наш вопрос. Надеемся правильно. Алло, здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ: Алло! Здравствуйте! Мне кажется, это город Дюссельдорф.

К.ЛАРИНА: Совершенно верно. Как Вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Артем, Ксения. Здравствуйте! Спасибо Вам.

К.ЛАРИНА: Спасибо Вам. Да. Телефон Ваш есть, спасибо. Совершенно правильный ответ.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Да, спасибо, Артем. У Артема уже целая библиотека от «Эха Москвы» собралась. Да, это действительно Дюссельдорф, где жил…

Г.ЧУРАК: Да, где жил, где учился художник. Вообще, он в Германию приехал, и не только в Дюссельдорфе он работал.

Но в Дюссельдорфе была знаменитая Академия художеств, живописная академия, Академия художеств живописи. Она очень славилась среди европейских школ. И, нужно
сказать, что вот тогда, во второй половине Х1Х века – в пятидесятые, шестидесятые годы Х1Х века художники меняют приоритеты своих интересов. Они теперь
уже едут не в Италию благословенную, а едут в Европу – во Францию и Германию. И Шишкин выбрал для себя Германию.

И он был в Дюссельдорфе, в Мюнхене, он работал в Цюрихе, в Швейцарии. И вот во всем этом таком Швейцарском регионе. Хотя он посетил и Францию, но написал
в одном из писем: «А в Италию я все-таки не поеду: слишком уж сладкая она для меня».

К.ЛАРИНА: Можно я назову победителей, их имена, которые правильно ответили на наш вопрос на sms. Это: (перечисляет имена и телефоны победителей).

К.БАСИЛАШВИЛИ: У меня вопрос в связи с Дюссельдорфом, такое небольшое замечание. Там в этом году я счастливо побывала, благодаря Йозефу Кедлицкому. Там
была выставка организована в Дюссельдорфе русского искусства «Бонжур, Русланд», и он провел такую небольшую экскурсию вот в то место, где жили, в том числе
русские художники. Такая русская колония. Ведь там Шишкин написал «Вид в окрестностях Дюссельдорфа».

Так вот вопрос: вот именно частенько бывает такое, но не частенько, на рынке ведь много было картин, которые путали с картинами Шишкина. Написаны они были
немецкими мастерами.

Вот что здесь? – Что-то общее есть в манере? Был же скандал, даже связанный с аукционом Сотбис, когда снимали картины, вышедшие под авторством Шишкина на
аукционах, а, как оказалось, были написаны они немцами.

Г.ЧУРАК: Это действительно непростая история и непростая проблема даже. Эта близость не только русского и там, допустим, немецкого искусства, искусства
Шишкина и немецкого искусства, немецких мастеров. Это такая близость временная художников европейских друг другу, потому что стояли одни задачи, сближались
школы, сближались учителя, и поэтому происходило сближение манер. И здесь при атипационных таких вот моментах, конечно, нужно проявлять, и проявляется
чрезвычайная осторожность для того, чтобы не принять одного автора за другого.

К.ЛАРИНА: А что предъявляли, какие претензии к картине? Так и не пойму.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Нет, просто на рынке появлялись картины, которые принадлежали кисти немецких художников…

К.ЛАРИНА: Нет, я про другое – про саму картину.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А! Про картину?

Г.ЧУРАК: Давайте вернемся.

К.ЛАРИНА: Что там могло их не устроить вообще? Настолько все понятно в этой картине. Она такая простая.

Г.ЧУРАК: Вы немножко, говоря о том, что критики как-то ругали эту картину…

К.ЛАРИНА: Это Ксения сказала, это не я сказала.

Г.ЧУРАК: Для меня вы единое целое в данном случае - обе Ксении.

Вы не совсем правы, потому что одни критики ругали, одни критики были довольны.

К.ЛАРИНА: А вот за что ругали?

Г.ЧУРАК: Ругали за то, за что поругивали Шишкина вообще его современники в принципе – за то, что слишком детально выписаны отдельные подробности в картине,
что за этой детальностью уходит главное. Но, кстати сказать, в этой картине это такая вот подробность, подробность живописного рассказа, подробность повествования
живописного, она отступает на второй, на дальний план перед тем вот общим впечатлением, которое художник сумел подчинить эту детальность рассказа переднего
плана.

Он действительно остается верен самому себе в каждой картине. Ему нравится с тщательностью, с подробностью написать и каждый колосок ржи, и передать ощущение
вот этой вытоптанной ногами людей дороги, и подсохшей уже травы.

Но ваш взгляд долго не задерживается на этом переднем плане, художник уводит его в глубину, в пространство, взгляд ведет и дорога, ведущая…

К.ЛАРИНА: Подождите. Это мы все поняли. Я хочу понять, за что ругали? За то, что большие колоски?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Ругали за излишнюю тщательность.

К.ЛАРИНА: Ругали за излишнюю фотографическую точность?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Да, за излишнюю фотографическую точность, за излишнюю тщательность, за излишний реализм….

Г.ЧУРАК (перебивает): Вот тут уже я Вам начинаю возражать. Потому что вот эта фотографическая точность, она перестает раздражать критиков.

К.ЛАРИНА: Чего нам-то возражать? Мы хотим понять, за что ругали. А Вы нам расскажите, что они говорили, кроме того, что фотографическая точность? - Может
быть, не устраивало предвестие бури? Что там еще? Смысловое все устраивало?

Г.ЧУРАК: Нет, смысловое все устраивало. Мастерство их тоже устраивало, потому что писали об этом художнике, что достаточно сказать, назвать только имя:
Шишкин, и сразу становится все ясно: вы сразу представляете себе большие картины, с большими пространствами, или полей, или высокими могучими деревьями,
которые писал художник. И вы, когда входите в зал, где представлены его картины, вас словно охватывает, вы погружаетесь в этот аромат лесного царства.

К.ЛАРИНА: А вот скажите мне, пожалуйста, он вообще выбрал именно этот жанр живописи – пейзаж. Понятно, я сейчас знаю, что Вы скажете – что он любил природу
очень сильно и просто не мог устоять перед красотой. Но есть же наверняка какие-то еще причины? Почему именно в этом жанре он работал? И стал первым, по
сути?

Г.ЧУРАК: Вы знаете, когда Шишкин совсем молодым из своей далекой Елабуги, которая интересна и вот такими широкими пространствами, как здесь (это мы уже
упомянули с Вами), этими могучими лесами – Елабуга когда-то входила в Вятский край, а известно уже такое устоявшееся словосочетание: «вятские леса». Вот
этими вятскими лесами тоже славилась Елабуга. А те впечатления, которые мальчик, юноша, подросток получает в детстве, они очень многое определяют в дальнейшей
судьбе.

И когда он совсем молодым приехал из Елабуги в Москву, в это время была открыта выставка в училище московском живописи, открыта выставка Шишкина и Лаборе.
Это были очень известные уже два имени. И Шишкин записал в своей тетради: «Если горы и моря так хороши, то чем хуже наши леса»? И вот этой природе, которую
он знал и любил с самого раннего детства, он и посвятил свое творчество.

К.ЛАРИНА: А люди? Люди в его картинах занимают, какое место?

Г.ЧУРАК: Люди в его картинах занимают третьестепенное место.

К.ЛАРИНА: Они же есть там? Встречаются.

Г.ЧУРАК: Они есть, но Вы сами понимаете, что это практически, как стофаж, это люди, которые занимают вот такое место, которые так же, как, допустим, путники,
крестьяне в его картине «Полдень в окрестностях Москвы».

К.БАСИЛАШВИЛИ: Часть пейзажа?

Г.ЧУРАК: Это часть пейзажа. Главное – это пейзаж.

К.ЛАРИНА: То есть, портретов он никогда не писал?

Г.ЧУРАК: Вы знаете, вот здесь в этом альбоме есть картина, она называется «За чтением письма», она совершенно неожиданная для Шишкина. Он изобразил свою
жену – Екатерину Александровну Васильеву (урожденную Васильеву) за чтением письма, которое он (Шишкин) написал ей. И, когда я впервые увидела эту картину,
мне даже не поверилось, что это Шишкин. Но целый ряд каких-то сопутствующих обстоятельств помогли утвердиться в том, что это действительно Шишкин, что
это Шишкинская картина. А он вообще в этой картине похож на (неразборчиво), вот такая интерьерная совершенно картина.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А автопортреты?

Г.ЧУРАКОВА: Автопортрет – в графике. Но Шишкин – это, прежде всего, пейзажист. Мы ценим и любим его именно за это качество.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А об отношении Шишкина к делу – вот правда ли, что он различал сорта деревьев?

Г.ЧУРАКОВА: Действительно, правда. Он даже поругивал Репина за то, что «Что это за бревна у тебя изображены здесь? – Это непонятно – сосновые это, или еловые
деревья»? Для Шишкина это важно было.

Давайте мы с вами на этих сторонах не будем особенно много останавливаться, потому что это уведет нас в какую-то ненужную сторону.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Нет, ну это важно – это демонстрирует его знание материала. Это значит, что когда он писал сосну, он понимал, что такое сосна, как она пахнет.

Г.ЧУРАК: Это все верно.

К.ЛАРИНА (перебивает): Не абстрактные же он колосья изобразил, а именно рожь.

Г.ЧУРАК: Я хочу обратить внимание, что на той выставке, на которую я приглашаю и вас, и наших слушателей, будут представлены не только большие его картины,
такие, как «Рожь», как «Утро в сосновом лесу», как «Среди долины ровные» и так далее, и так далее, но будет представлено очень много этюдов. А этюды –
это как раз тот материал, с которым работал Шишкин на живой природе, и тот материал, который помогал ему потом работать, создавать большие произведения.
И вот там-то. Вот это его замечательное рукомесло, замечательное мастерство живописца. Когда кисть художника, глаз следует за кистью, рука следует за кистью,
кисть передает вот эти тончайшие и сложнейшие сочетания природные растительного мира – и все это затем находит отражение на его картинах, на его полотнах.
Вот этим нас и привлекает художник.

К.ЛАРИНА: (Перебивает): Галина, Вы сейчас упадете.

Г.ЧУРАК: Подождите!

К.ЛАРИНА: Подождите, Елена нам пишет: «Критики говорили, что сосна неуместна, так как не может расти посредине поля». Это правда? Говорили-таки? А вот Шишкин-то
должен был знать! (смеется).

Г.ЧУРАК: Вы знаете, я не знаю – я не агроном. И для нас с вами совершенно безразлично, какие деревья растут, или не растут вот на этом поле. Ведь для художника
важно, чтобы он создал образ художественный.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А почему безразлично? Я когда смотрю, например, на «Корабельную рощу» Шишкина, или когда смотрю на какие-то его картины, которые написаны
были в Карельской части в том числе, я узнаю родные мне места. Вот этим мне близок он, потому что я чувствую эти тропинки – я их знаю, и я, благодаря Шишкину,
о них вновь вспоминаю: это очень точно.

К.ЛАРИНА: А ты мне скажи: это правда, что сосна неуместна?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Я не знаю, я видела, как сосны растут среди поля. Это надо к биологам обращаться.

К.ЛАРИНА: А ты видела сосны, растущие среди поля?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Сосны, растущие посредине поля, видела. Видела под Петербургом.

К.ЛАРИНА: Так что, Елена, правда!

К.БАСИЛАШВИЛИ: У меня вот такой вопрос: здесь, в Вашем каталоге, изданном к выставке, два портрета Шишкина: один был написан Крамским в 1873 году, это очень
известный его портрет – Шишкин в полный рост - такой молодой Паганель, в шляпе, в высоких сапогах, заправлены брюки в эти сапоги, трость, зонтик для художника,
чтобы от солнца заслоняться, под мышкой, сигарета, сигара в руках.

А вторая фотография – 1890 год. Понятно, что прошло 20 лет, понятно, что человек постарел, но взгляд-то абсолютно другой – это мешки под глазами, этот тяжелый
взгляд - что-то произошло, это другой человек! Что произошло?

Г.ЧУРАК: Прошла жизнь. Произошло не одно что-то, а происходило многое. Происходило очень многое.

К.БАСИЛАШВИЛИ: У него была очень тяжелая жизнь, которая осталась за кадром вот этих светлых пейзажных работ.

Г.ЧУРАК: Вы знаете, я бы не сказала, что у Шишкина была очень тяжелая жизнь. Как в жизни любого человека, было много потерь.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Не у каждого столько потерь, слава Богу!

Г.ЧУРАК: Да. Было много потерь. И вот в 1869 году он женился на Екатерине Александровне Васильевой. Это сестра юного художника Федора Васильева. А в 1874
году она умерла от чахотки, а до этого – в 1870 году художник потерял отца, потом умер его сын, потом умер еще следующий сын, затем умерла жена – вот сразу
много потерь, несколько потерь. Это был очень тяжелый период жизни у Шишкина.

Шишкин даже в какое-то время ушел в эту типичную русскую страсть – он решил забыться вином, и Крамской писал в письме Савицкому в это время, что вот «Тяжелая
пора у Шишкина, но ничего, эта натура крепкая, выдюжит». И действительно, Шишкин вырвался, выдюжил – вышел опять, ушел опять в свое творчество!

В 1880 году он женился второй раз. Женился на очень талантливой ученице своей, художнице – Ладове, Ладове-Шишкиной, так она вошла в историю искусства. Но
на следующий год она умерла. Опять большая такая семейная, житейская, семейная потеря – потеря близкого и любимого человека.

Третий раз художник не женился. Он остался с двумя дочерьми, которые выросли, одна из которых дала вот все то большое потомство, которому мы с вами так
удивились.

А то, что касается самого творчества художника, оно шло ровно и спокойно. Здесь не было каких-то больших драматических потерь в этом творчестве. Наоборот,
это творчество, которое давало ему радость и которым он доставлял радость другим, доставлял радость зрителям и своим потомкам.

Вот я хочу вам прочесть, эти, по-моему, очень такие выразительные ответы Шишкина на вопросы, которые задала одна из газет. И он спокойно, без какой-либо
рисовки отвечал на эту анкету.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Это какой год?

Г.ЧУРАК: Это середина девяностых годов, не так задолго до смерти. - «Главная черта моего характера»? – Это вопрос, заданный Шишкину. Шишкин отвечает: «Прямота,
простота». - «Достоинство, предпочитаемое мною у мужчин»? И Шишкин отвечает: «Мужество, ум». - «Достоинство, предпочитаемое у женщин»? - «Честность». -
«Мое главное достоинство»? - «Откровенность». - «Душевный мир». Вот это ощущение душевного мира, гармонии, покоя, ясности несет его искусство, все его
творчество несет. - «Что было бы для меня величайшим несчастьем»? И Шишкин отвечает: «Одиночество». - «Кем бы я хотел быть»? - «Действительно великим художником».
- «Страна, в которой бы я хотел жить»? - «Отечество». И вот его картины всегда несут в себе в той, или иной форме, но то представление о русской земле,
и создают образ Родины, который складывается в сознании любого русского, российского человека, который рожден на этой земле. И ведь когда Шишкин работал
над своей картиной «Рожь», он и хотел назвать ее «Родина». Но потом от этого вот такого названия, которое как бы слишком обязывало, он назвал ее просто:
«Рожь». Я продолжу, еще несколько вопросов: - «Мои любимые писатели и поэты»? - «Аксаков, Гоголь, Толстой (как беллетрист, - подчеркивает он)». - «Любимые
поэты»? - «Пушкин, Кольцов, Некрасов».

К.БАСИЛАШВИЛИ: Он не зря подчеркнул: как беллетрист.

Г.ЧУРАК: «Мои любимые композиторы и художники»?

- «Шуман и Серов».

- «Мои любимые имена»?

- «Имена моих детей».

- «Как я хотел бы умереть»?

- «Безболезненно и спокойно, моментально».

К.БАСИЛАШВИЛИ: Так и произошло.

Г.ЧУРАК: Так и произошло: Шишкин умер, работая над очередной картиной, сидя за мольбертом. Его последняя картина «Лесное царство» так и осталась незавершенной.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Галина Сергеевна, у нас здесь между тем на наш sms – целая дискуссия по поводу сосен. Очень интересная.

К.ЛАРИНА (читает): «Я долгие годы была связана с одним башкирским районом, где было два основных вида деревьев: сосны и березы. И сосны росли не только
в лесу, в бору, но и в поле. И эти сосны отличались между собой – в лесу – корабельные, а сосны, растущие в поле, имеют раскидистую крону с длинными широкими
ветвями». Вот Мария практически описала те сосны, которые изображены на картине Шишкина.

Г.ЧУРАК: Вот видите, как неправы были критики! А Вы зациклились на этом и мучили меня …

К.БАСИЛАШВИЛИ (читает): «Я не только видела такую сосну, но даже под ней сидела в Подмосковье. Одиночные сосны встречаются среди полей: три сосны в Михайловском,
сосны в Аскании-Нова». Спасибо радиослушателям!

Г.ЧУРАК: Вот видите как? Замечательно!

К.ЛАРИНА: Прекрасно! На все эти сосны вы можете поглядеть в Третьяковке. Выставка открывается 11-го числа. Так что, не пропустите!

Г.ЧУРАК: Я приглашаю вас.

К.ЛАРИНА: Спасибо! Это Галина Чурак, наша сегодняшняя гостья.

А сейчас мы вас приглашаем на выставки, и в том числе и на выставку Шишкина. Да?

«ЭХО МОСКВЫ» РЕКОМЕНДУЕТ:

К.БАСИЛАШВИЛИ: Персональная выставка Дмитрия Зелинского – в Инженерном корпусе Третьяковки. Там же – «101 икона из музея Ярославля».

В Выставочном зале, в Малом Толмачевском переулке, - Живопись и графика Виктора Уфимцева.

Наследие ученика Филонова, Павла Зайцева – в Третьяковской галерее на Крымском валу.

А с 12 октября на Крымском откроется для публики выставка Ивана Шишкина к 175-летию со дня рождения художника.

Любите старое кино? - Приходите на Винзавод, в галерею «ПРОУН», на экспозицию «Киносеанс». Из киноплакатов фильмов двадцатых-тридцатых годов, нарисованные
художниками: Бельским, Глубычем и братьями Стейнбергами, много демонстрируются впервые, поскольку из частных коллекций.

Фильмы, с показа которых создавались рекламы, известные: «Нашествие», «Закон жизни», «Последний табор».

Один из показов призывает, например, посетить сеанс в кино «Шеноар», от руки, карандашом адрес: Тверская, 26, и телефон, который сейчас уже можно смело
называть, не опасаясь, что оборвут провода звонками: 94-48. Номер, как вы понимаете, давно изменен. А фильмы можно посмотреть в самой галерее. Их демонстрируют
тут же, в режиме нон-стоп. Галерея «Проун», «АРТ-ЦЕНТР, Винзавод, улица Сыромятническая, дом 4.

Московский музей Фирменного искусства на Петровке жизнь нашу сравнил с барокко, в котором излишество деталей – одна из стилевых черт. Посетителей встречает
чучело медведя, наряженное в шубейку из искусственного меха. Медведь застыл в ложно-театральной позе – держит паузу любимец Мельпомены. Ассоциации – у
кого – с охотой, а у других – с политикой. Петровка, 25. «Барокко наших дней».

Аромат «Шанель» по-прежнему висит над Музеем изобразительных искусств имени Пушкина. На выставку, посвященную Габриэль Шанель, очереди выстраиваются даже
в будни. Внутри – чудо костюмов от Шанель, фотографии моделей в них. Но главное – искусство самой экспозиции, когда каждого зрителя погружают в темы выставки
всеми доступными способами: через запахи – ароматы распрыскивают каждый час; тактильное ощущение – ткани, из которых творила Шанель, можно потрогать; и
визуальный – красный цвет сменяет черный, а за ним – белый и теплый – бежевый. «Габриэль Шанель. «По законам искусства», выставка в музее имени Пушкина.

Полная версия

Copyright © 2004 - 2006
Радиостанция «Эхо Москвы»


В избранное