Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 29/04/2021


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 29/04/2021
============================================================
Праздник надежды; переживание радости и единства
Известные православные священники ответили на вопросы в преддверии Пасхи

29.04.2021 23:37 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94414
------------------------------------------------------------




Москва, 29 апреля, Благовест-инфо. В чем смысл и значение праздника Пасхи? Почему православные и католики празднуют этот великий праздник не вместе? Стоит ли инициировать Пасхальные каникулы на государственном уровне в России? Как, наконец, поверить в Воскресение Христово, если очень хочется, но не получается? На эти и другие вопросы православные священники - протоиерей Павел Великанов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы на Городне, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии; о. Павел Островский, настоятель Георгиевского храма в Нахабино и о. Стефан Домусчи, кандидат богословия и философских наук - ответили на традиционной пресс-конференции, организованной МИА «Россия сегодня». Форум прошел 28 апреля, в преддверии праздника Светлого Христова Воскресения, который в этом году по юлианской пасхалии приходится на 2 мая.



Пасха – экзамен и праздник надежды



«Для меня Пасха – это своего рода проверка, экзамен, который я сдаю по своему соответствию или несоответствию тому, о чем я говорю, чем живу, на что надеюсь. В тишине, которая предваряет возглас «Христос воскрес!», происходит таинство прикосновения к тому пиру жизни, где жизнь жительствует. И ты думаешь про себя: ты вписываешься в этот праздник всей Церкви, победы жизни над смертью? С другой стороны, это подведение итогов: насколько был успешен пост, насколько ты сумел окунуться в глубину своих проблем и с чем ты оттуда поднимаешься к Воскресшему Христу. Это проверка – Христов ты или чей-то еще», – так определяет для себя смысл праздника о. Павел Великанов.



Для о. Стефана Пасха – это «праздник надежды». «Если жизнь сводится только к тому, чем она сейчас наполнена: постоянные распри, соперничество, борьба, и все это заканчивается смертью, если это последняя правда о мире, то это ужасно. Но Бог предусмотрел для нас нечто лучшее – Он пришел и воскрес, и сделал неизбежным наше воскресение», – сказал он. У о. Павла Островского Пасха, в первую очередь, ассоциируется с переживанием радости и единства, с тем, что даже «трудно выразить словами».



Воскресение высекает искру вечной жизни







О. Павел Великанов обратил внимание на уникальную этимологию слова «Воскресение», которая раскрывает смысл, для многих неочевидный. По его словам, в других языках этимология связана «с положением тела в пространстве» – например, греческое «Анастасис» означает «переход из горизонтального состояния в вертикальное – «восстание»». И только в церковнославянском языке «Воскресение» связано с глаголом «кресати», то есть «высекать искру». Поэтому и «воскресение» – это не о том, что человек был мертв, а потом ожил. Те, кого воскресил Христос во время своего земного служения, потом тоже умерли. Но только Воскресение Христово открывает перед человеком возможность «качественно иного состояния после смерти – однажды воскреснув, он не возвращается в предыдущее состояние». «В этом огромная надежда для каждого из нас – жизнь не упирается
в тупик, а имеет выход туда, где с нами не справится ни смерть, ни болезнь, где мы оказываемся в бесконечной перспективе жизни. Закваска смерти не является более определяющей в жизни человека, так как мы становимся причастниками Воскресения Христова», – сказал о. Павел Великанов.



Выгода неверия



Отсюда же – и ответ на вопрос одного из слушателей: «Как же все-таки поверить в Воскресение?» О. Павел Великанов советует спросить себя: «Во что легче поверить – в то, что жизнь заканчивается гробовой доской, за которой ничего нет? Или жизнь имеет продолжение, и это дает смысл и содержание всему, что происходит до гробовой доски?» Он вспомнил чье-то изречение: «Никто не отрицает Бога без личной для себя выгоды», и предложил задуматься: «В чем для меня выгода неверия в то, что мы воскреснем?»



А о. Павел Островский считает, что надо честно ответить себе на вопрос: хочу ли я поверить или ищу доказательства Воскресения? Во втором случае за дело берется разум, пределы которого конечны. А в первом случае хорошо бы начинать с доверия: «Довериться Богу, просить, чтобы Он открыл и дал силы принять Откровение».



Что мешает христианам разных конфессий праздновать Пасху вместе?







О. Стефан вкратце объяснил, каким образом исторически календарные расчеты разошлись с астрономическими, и разошлись по-разному у христиан Запада и Востока. «Но это не меняет содержания праздника и не является подлинной проблемой», – считает он. Конечно, все христиане хотели бы праздновать Пасху вместе. Но его смущает такая постановка вопроса с православной стороны: «Когда мы будем праздновать Пасху вместе со всем миром?» Звучит так, «как будто мы на обочине». Он предложил поставить вопрос наоборот: «Мы делаем верно, а остальной мир должен к нам присоединиться».



О. Павел Великанов напомнил, что бывают годы, когда празднование Пасхи совпадает у христиан разных конфессий. «Но что-то не видно от этого мирового резонанса, как и существенного ущерба. Наоборот: мир настолько сегодня разучился принимать инаковость друг друга, настолько тот или иной вид тоталитаризма становится популярным, что чем больше разницы между нами, тем больше возможности научиться принимать других с их системой координат, с их переживанием Пасхи». Он предложил «особо не трогать эту тему, чтобы не смущать тех, для кого разница между новым и старым стилем является существенной». «Иногда отсутствие однозначного ответа является лучшим ответом, чем та или иная конкретность, которая может вызвать больше проблем», – подытожил он свой ответ.







А о. Павел Островский предложил сначала задуматься о себе: «Когда мы говорим про большие разделения, надо бы начать с того, чтобы у нас внутри было единство, между нашими приходами». Священник привел пример: когда он был настоятелем Никольского храма, а по соседству был одноименный храм, на Пасху две общины вышли крестным ходом навстречу друг другу. Хорошо бы так делать в небольших городах: например, устроить крестный ход не вокруг своего храма, а выйти всем общинам на центральную площадь и обняться. «Надо начинать с малого, а потом думать в масштабах вселенной», – полагает о. Павел Островский.



«Куличеносцы» и «яйцесвяты»



Каждый священник скажет, что на Страстной неделе очень важно посещать уникальные для церковного года богослужения. Но не только потому это важно, что такие службы совершаются раз в году, считает о. Павел Великанов, а главным образом потому, что в эти дни стихия богослужения увлекает человека и ставит перед серьезным вопросом: «Смотри, что ради тебя сделал Христос, и насколько ты соотносишься с этим?»



О. Стефан отметил, что «для многих церковных людей в эти дни характерно больше суетиться, чем думать о страдающем и воскресшем Христе». «Убрать, испечь куличи, приготовить яйца и пасху – это все по-своему важно, но несоизмеримо с тем, что происходит в это время храмах и что должно происходить в душе, которая сопереживает евангельским событиям. Важно правильно расставить акценты, иначе получается, что мы радуемся не Воскресению, а мясу, молоку и яйцам», – сказал он.



«Куличеносцы, яйцесвяты» – так иронично, а иногда с интонацией «высокодуховного высокомерного благочестия» называют церковные люди тех, кто приходит в церковь лишь ради освящения пасхальной снеди, заметил о. Павел Островский. Вспоминая свое детство, когда ожидание Пасхи связывалось для него именно с крашением яиц и приготовлением куличей, а не с утомительными и малопонятными службами, священник призвал не относиться негативно к тем, кто заходит в храм раз в году с нарядными корзинками в Великую субботу, а наоборот – «с радостью, с любовью их встретить».



А стремясь освятить пасхальные яства, «хорошо бы хотя бы немножко понимать, для чего мы это делаем, чего мы ждем: чтобы не только качество нашего пищеварения стало лучше, но чтобы через совместное вкушение этих продуктов мы стали дружнее, внимательней и любовнее друг ко другу», отметил о. Павел Великанов.



Прививка от виртуальности



Всем памятен опыт прошлого года, когда из-за санитарных ограничений, связанных с пандемией, верующие не могли участвовать в богослужениях Страстной и Светлой седмицы. О. Павел Островский отметил, что, хотя большинство его прихожан или переболели, или привились, все санитарные меры по-прежнему соблюдаются. «Прихожане рады, что могут быть на богослужении и что ограничения прошлого года закончатся навсегда», – выразил он общую надежду.



По словам о. Павла Великанова, «прошлый год сделал нам хорошую прививку от виртуальности – в плане общения, в области преподавания, в области религиозной жизни». «Побывав в пространстве локдауна, наблюдая из дома, что происходит в храме, многим поначалу казалось, что лучше так, чем никак. Но большинство верующих осознали, что это несопоставимо с реальным участием в богослужении. Приехать в храм, стоять на службе – да, это трудней, чем сидеть дома, это жертва, но без нее мы не получаем результата. Радостно, что в этом году наша Пасха будет полноценной, живой! Но с учетом той специфики у нас будет определенный опыт – как научиться беречь друг друга в ситуации, когда в храм захотят прийти очень много людей», – сказал он.



Во многих странах, где большинство людей относит себя к православной традиции, с Великого четверга начинаются пасхальные каникулы. Стоит ли выступить с подобной инициативой в нашей стране? «Наверное, это было бы неплохо, могло бы стать добрым знаком, проявлением уважения к верующим, которых у нас, надеюсь немало», – сказал о. Павел Великанов, добавив, что в этом году такие каникулы «фактически состоятся» из-за длинных майских выходных. О. Стефан не знает, стоит ли учреждать пасхальные каникулы в государственном масштабе, но призывает работодателей «быть снисходительным к намерениям верующих посетить храм в Великий четверг и Великую пятницу».



Юлия Зайцева


============================================================


В Великий четверг Патриарх Кирилл совершил литургию и чин освящения мира в храме Христа Спасителя

29.04.2021 22:53
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=94413
------------------------------------------------------------




Москва, 29 апреля. 29 апреля, в Великий Четверг, день воспоминания Тайной Вечери, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию свт. Василия Великого и чин освящения мира в Храме Христа Спасителя г. Москвы, сообщает патриаршая пресс-служба.



За Литургией Патриарху сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; епископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; епископ Звенигородский Феодорит, ректор Московской духовной академии; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Патриарха Кирилла; игумен Иларион (Гоюк), насельник Троице-Сергиевой лавры; иеромонах Митрофан (Матыцын), смотритель Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом ставропигиальном монастыре, хранитель святого мира; духовенство г. Москвы.



За богослужением пел Патриарший хор храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев).



В процессии великого входа участвовали первенствующий священник — протопресвитер Владимир Диваков с алавастром древнего мира и две пары священников с сосудами нового мира. В царских вратах Патриарх принял алавастр и поставил его на престоле. Сосуды с новым миром были размещены справа и слева от престола.



После евхаристического канона предстоятель РПЦ совершил чин освящения мира. Перед началом чинопоследования он обратился со словом к участникам богослужения:



«В Великий Четверг совершается таинство Церкви — освящение святого мира. Господу было угодно после Вознесения на небо даровать Духа Святого Своим ученикам, а через них — всем их последователям. Мы знаем, что это великое таинство и это великое чудо совершилось на пятидесятый день после Воскресения Христова, когда собравшиеся в Сионской горнице апостолы обрели этот дар и был дан видимый знак сошествия Святого Духа — огненные языки почили на каждом из апостолов.



Получив этот великий дар Божественной благодати, апостолы низвели его на своих ближайших учеников — тех, кто стал именоваться епископами, а через епископов Церкви этот дар низводится при рукоположении на каждого священника и диакона. Более того, обладая даром и правом низведения Духа Святого, Церковь получила возможность благословлять некое физическое вещество, которое мы называем миром, на которое по особой молитве Церкви в Великий Четверг низводится благодать Святого Духа — та благодать, которая почила на святых апостолах.



Святое миро используется для помазывания крещаемых. В соединении с таинством Крещения совершается таинство Миропомазания, и тело крещеного помазывается крестообразно святым миром — тем самым миром, которое содержит благодать Святого Духа, дарованную в день Пятидесятницы святым апостолам. И после этих слов мы все вместе помолимся, чтобы Господь ниспослал Духа Святого на Церковь нашу, укрепил в Духе Святом и в силе веры всех крещаемых, чтобы благословил Отечество наше, оградил его от всяких врагов, укрепил веру православную в народе нашем. А сейчас приступим к великому таинству освящения святого мира».



При пении тропаря Пятидесятницы Патриарх влил древнее миро из алавастра в каждый сосуд с новоосвященным миром. Затем он по традиции восполнил алавастр новоосвященным миром.



По окончании Божественной литургии хранитель святого мира иеромонах Митрофан (Матыцын) и другие священнослужители изнесли алавастр и сосуды с новым миром в храм Синодальной резиденции в Даниловом монастыре. Миро по благословению Предстоятель Русской Церкви будет передаваться во все епархии Московского Патриархата.


============================================================

В избранное