Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Католичество и контрацепция (часть 2)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 207/2016-11-15

Доброго времени суток. Предлагаю продолжение статьи "Католичество и контрацепция"

Появление гормональной контрацепции

Однако, естественные методы контрацепции сложны в применении и подразумевают, что супруги должны определенные периоды времени соблюдать воздержание. Параллельно исследованиям возможностей этих методов, которыми занимались преимущественно католические специалисты (первая светская организация[16], занятая этим, возникла лишь в 1981 году), ученые искали другие возможности осуществления контроля рождаемости.

В 1921 году австрийский ученый Людвиг Хаберландт (Ludwig Haberlandt) показал действие гормональной контрацепции в опытах с кроликами[17]. Дальнейшее изучение возможностей использования гормональной контрацепции для людей оказалось остановлено Второй мировой войной. Первый комбинированный оральный контрацептив "Эновид" был создан в США в 1950-х годах. В 1957 году он был одобрен для лечения нарушений менструального цикла и в 1960 году - в качестве противозачаточного средства. В его создании принял активное участие католик врач Джон Рок (John Rock) (1890-1984), который в 1930-е годы занимался обучением календарному методу[18].

Джон Рок не видел принципиальной разницы между естественной и гормональной контрацепцией, так как в состав гормонального контрацептива входят те же гормоны, которые содержатся в организме женщины. Рок считал, что гормональная контрацепция должна быть отнесена к естественным методам, как и метод ритма. В 1958 году папа Пий XII разрешил использовать недавно созданные гормональные препараты для лечения нарушений детородной системы[7]. Джон Рок надеялся, что следующим шагом станет одобрение использования этих препаратов для контрацепции. Несмотря на свой преклонный возраст (ему было тогда уже за 70 лет), Рок активно отстаивал позицию защиты гормональной контрацепции публично и написал книгу "Время пришло: католическое врачебное предложение положить конец борьбе против контроля рождаемости" (The Time Has Come: A Catholic Doctor's Proposals to End the Battle over Birth Control) (1963)[1][18][19].

Энциклика Humanae Vitae

В те годы католичество стремилось реформироваться. По решению папы Иоанна XXIII был созван Второй Ватиканский Собор (1962-1965), задачей которого были формулировка учения церкви и пересмотр устаревшей практики в современных условиях. Второй Ватиканский собор впервые определил двойную цель сексуальных отношений в браке: назначением сексуального союза теперь провозглашалось не только деторождение, но и выражение любви супругов друг к другу. Некоторые католические богословы и очень многие католические семейные пары в своей совести не видели причин различать естественную и искусственную контрацепцию и желали изменения официального учения церкви[1][20].

Такие настроения внутри церкви привели к созданию специальной Комиссии по изучению популяции и семейной жизни. Комиссия в 1966 году представила доклад папе Павлу VI. Члены Комиссии, из которых шестьдесят медицинских экспертов против четырех и девять кардиналов против шести рекомендовали папе смягчить учение католической церкви о контроле рождаемости[1]. Большинство членов Комиссии считали, что, хотя брак в целом должен быть открыт для передачи жизни, не каждый половой акт должен оставаться открытым. Они полагали, что сексуальный акт может быть совмещен с использованием искусственной контрацепции, оценивая это в свете состояния брака в целом, мотивации и подхода каждой пары[7].

Однако, папа не согласился с доводами Комиссии и в 1968 году издал энциклику Humanae Vitae (Humanae vitae tradendae munus gravissimum… - "Важнейший дар передачи человеческой жизни…"), где подтвердил старое учение о допустимости лишь тех методов контрацепции, которые основаны на периодическом воздержании. Он объявил, что "каждый супружеский акт должен оставаться открытым для передачи жизни"[1]. Павел VI закрепил положение учения церкви, согласно которому предназначение сексуального акта как единения супругов неотделимо от цели деторождения[7].

Кроме богословских аргументов, папа Павел VI выдвинул аргументы о вреде искусственной контрацепции. Он предположил четыре негативных последствия, которые могут возникнуть в результате ее использования. Папа считал, что употребление искусственной контрацепции приведет к "супружеской неверности и общему моральному упадку". Он также предполагал, что мужчины, привыкнув к использованию искусственной контрацепции, утратят уважение к женщинам, "мужчина ... может забыть должное благоговение к женщине, и, пренебрегая ее физическим и моральным состоянием, низвести ее существование просто до орудия удовлетворения своих собственных желаний". Папа боялся, помимо этого, что правительства государств могут начать использовать контрацепцию в целях осуществления евгенической политики и, занимаясь социальной инженерией, удалять нежелательные элементы общества. Папа также предполагал, что использование искусственной контрацепции приведет к тому, что люди утратят уважение к телу и придут к выводу, что они вправе делать со своими телами все, что угодно[7].

Все эти аргументы стали дискуссионными и получили как поддержку, так и возражения. К примеру, многие верующие впоследствии согласились, что распространение контрацепции действительно привело к ослаблению сексуальной морали. Однако, другие ответили возражением, что так происходит не из-за контрацепции самой по себе, а из-за злоупотреблений и неприменимо к ответственному ее использованию. По поводу уважения женщин критики учения католической церкви выдвинули контраргумент о том, что именно использование естественной контрацепции, позволяющей вступать в сексуальные отношения только в бесплодные фазы женщины, игнорирует ее сексуальные потребности. У многих появился также вопрос о том, почему церковь не может принять медицинские изобретения, касающиеся сексуальной жизни, в то время как многие другие медицинские инновации церковь не отвергает. Комиссия по изучению популяции и семейной жизни, представившая Павлу VI доклад, считала, что "естественно для человека использовать свои навыки для того, чтобы подвергнуть человеческому контролю то, что дано физической природой"[7].

Реакция католиков

Энциклика Humanae Vitae была неожиданностью для многих церковных лидеров и оставила немалое число католиков в переживании конфликта между собственной совестью и послушанием церкви. Шестьсот католических ученых подписали заявление, которое оспаривало энциклику папы. Многие епископы старались как-то смягчить жесткие аспекты энциклики. Немало католических священников покинуло церковь. Упало посещение еженедельных воскресных месс прихожанами. В частности, в США посещаемость воскресных месс сократилась с 70% католиков перед выпуском энциклики до 44% несколько лет спустя[1]. Врач Джон Рок также был глубоко разочарован энцикликой Humanae Vitae и перестал посещать церковь[19].

В то же время стали возникать новые консервативные движения, черпавшие вдохновение в энциклике Humanae Vitae. Примерами таких католических организаций являются Международная федерация для продвижения семейной жизни (International Federation for Family Life Promotion), созданная в 1974 году, и Семья американских основ (Family of the Americas Foundation), ранее Всемирная организация метода овуляции (World Organization of the Ovulation Method - Billing), созданная в 1977 году доктором Биллингсом. В 1970-1980 годах были также созданы другие крупные католические центры для преподавания различных методов естественного контроля рождаемости[1].

Современное положение дел

Использование современных методов контрацепции

На практике многие католики, особенно в Европе и США, быстро начали применять современные методы контрацепции, включая гормональные контрацептивы[20]. В конце 1990-х годов уже подавляющее большинство католиков временами употребляли современные контрацептивы. Церковное руководство знало о том, что значительное число католиков игнорирует запрет на использование искусственной контрацепции. Время от времени высшая иерархия призывала приходских священников проявлять мягкость в случаях исповеди прихожан в этом и рекомендовала не спрашивать прихожан, используют ли они контрацепцию, если они сами не говорили об этом.

В результате использования современных методов контрацепции произошло снижение рождаемости детей в католических семьях. К примеру, если в США в 1960-е годы католические женщины рожали больше детей, чем протестантские, то в 1980-е годы среднее количество рождений детей у католичек и у протестанток стало одинаковым, а в 1996 году показатель среднего числа рождений детей католичками стал даже меньше, чем протестантками: 1,6 в сравнении с 1,9. В Италии, самом сердце католичества, этот показатель в 1999 году упал до 1,2.

В центральной и южной Америке также немалое число католиков стали использовать современные методы контрацепции, и рост популяции в этих регионах сильно снизился. В частности, в Бразилии, где большинство населения составляют католики, более 70% женщин детородного возраста используют современные контрацептивы. В целом более 50% женщин Латинской Америки и Карибов используют современные контрацептивы начиная c 1999.

Католическая церковь реагировала на популярность искусственной контрацепции стремлением оказывать влияние на политику, лоббируя ограничение доступа к контрацептивам и продвигая программы изучения естественных методов контрацепции в некоторых странах мира, особенно на Филиппинах и в Ирландии. Католическая церковь на Филиппинах имела влияние на правительство в конце 1980-х годов, добиваясь поддержки программ модифицированных методов естественной контрацепции. В Ирландии католическая иерархия добилась запрета использования контрацептивов, который действовал с 1935 до 1980 года. Кроме того, католическая церковь стремится оказывать влияние на международную политику через представительство в ООН при составлении документов по вопросам прав человека, репродуктивных прав и репродуктивного выбора. 

Окончание следует 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное