Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Женская Библия (часть 2)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 220/2017-01-19

Доброго времени суток. Предлагаю вторую часть своего перевода статьи англоязычной википедии "Женская Библия".

Реакция на издание «Женской Библии»

«Женская Библия» была подвергнута обширной критике в передовицах печатных изданий и в выступлениях с церковных кафедр. Элизабет Стэнтон писала, что «духовенство осудило [книгу] как деятельность от сатаны»[4]. Некоторые читатели были испуганы одним только вредным, кощунственным (по тем временам) ее заголовком, особенно те, кто не тратили время на ее чтение. Другие возражали чрезмерно крайним (для восприятия людей того времени) заключениям книги, выражая свою позицию на общественных форумах, таких как письма в редакцию. Одна читательница газеты Нью-Йорк Таймс написала осуждение «Женской Библии» за радикальное заявление, что Троицу составляют «Небесная Мать, Отец и Сын», и что молитвы должны адресовываться «идеальной Небесной Матери»[15].

Мэри Сеймур Хауэлл (Mary Seymour Howell), член «Комитета пересмотра», написала в Нью-Йорк Таймс объяснение в защиту книги, говоря, что ее название может быть лучше понято как «Женские комментарии относительно женщин Библии»[16]. Элизабет Стэнтон возражала нападкам читательниц и писала, что «единственная разница между нами в том, что мы говорим, что унизительные идеи о женщинах происходят из ума мужчин, в то время как церковь считает, что они приходят от Бога»[17].

Сьюзен Энтони (Susan Anthony), лучшая и самая верная сотрудница Стэнтон, заключила после нескольких лет работы по достижению прав женщин, что сосредоточение на праве голоса женщин было ключевым в достижении успеха движения. Женские организации имели слишком разнообразное членство для согласия в чем-либо более комплексно. Стэнтон настаивала, однако, что соглашение о правах женщин было слишком узко сосредоточено; она выдвинула множество стимулирующих идей в форме эссе для Энтони. Когда Стэнтон известила о своем интересе в завершении «Женской Библии», Энтони была недовольна тщетностью усилий пагубного (как она считала) отклонения от сосредоточения на пути к достижению женского избирательного права. Энтони написала Кларе Бьюик Колби, говоря о Стэнтон: «всеми ее прекрасными выступлениями я всегда горда, но ее комментариями Библии я не горжусь, ни духом, ни буквой… Но я буду любить и уважать ее до конца, нравится ли мне ее «Библия» [написанная ею книга] или нет. Я надеюсь, также она сделает для меня»[18].

На съезде Национальной американской ассоциации суфражисток, который прошел с 23 по 28 января 1896 года, ее секретарь Рейчел Фостер Эвери (Rachel Foster Avery) возглавила баталии за дистанцирование организации от «Женской Библии»[19]. После того, как Сьюзен Энтони открыла съезд, Эвери заявила перед аудиторией, состоящей из более 100 членов: «В конце года работа по нескольким направлениям была сильно затруднена всеобщим неправильным представлением об отношении так называемой «Женской Библии» к нашей ассоциации. Как организация, мы несем ответственность за действия отдельных членов. В изданной книге с претенциозным названием распространяется куча комментариев… без какой-либо научной или литературной ценности, поданных в духе, лишенном благоговения и вопрошания»[20].

Эвери призвала принять резолюцию, где говорилось, что «ассоциация [суфражисток] не сектантская, а состоящая из лиц всех оттенков религиозных мнений, и она не связана с так называемой «Женской Библией» или любой теологической публикацией»[21]. Обсуждение этого предложения делегатки съезда отложили[20], и было предложено удалить комментарии Эвери из официального отчета[22]. Однако, полный рассказ о высказываниях Эвери был сообщен на следующий день в газете Нью-Йорк Таймс[20].

Типичной ответной реакцией на конфликт вокруг «Женской Библии» было мнение делегатки Лауры Клей (Laura Clay), выраженное в докладе Комитета Юга 27 января: «Юг согласен с женским избирательным правом, но это должно быть женское избирательное право, и ничто другое». Большинство суфражисток хотели добиваться только права голоса женщин «без его присоединения к реформам одежды, езде на велосипеде или чему-то еще»[23].

Днем 28 января список различных резолюций был предложен на голосование съезда. Голосование по первым семи резолюциям прошло без комментариев. Восьмой резолюцией было предложенное Эвери заявление об обособлении ассоциации от «Женской Библии», и это вызвало горячие дебаты. Ряд активисток, таких как Анна Говард Шоу (Anna Howard Shaw), Элис Стоун Блэквелл (Alice Stone Blackwell), Генри Браун Блэквелл (Henry Browne Blackwell), Кэрри Чепмен Кэтт (Carrie Chapman Catt) и другие выступающие поддерживали резолюцию, в то время как Лилли Деверо Блейк (Lillie Devereux Blake) и некоторые другие были против. Сьюзен Энтони покинула председательские кресло, чтобы присоединиться к дебатам на стороне противников принятия резолюции. Она пыталась убедить делегаток, говоря (для сравнения): «Лукреция Мотт сначала подумала, что миссис Стэнтон повредила делу прав женщин, настаивая на требовании избирательного права, но у нее было достаточно здравого смысла, чтоб не принять резолюцию об этом…»

В конце концов большинство делегаток, при соотношении голосов 53 против 41, утвердили резолюцию[24], что рассматривалось как порицание Стэнтон и никогда не было аннулировано в дальнейшем[4]. Вводный доклад Эвери был утвержден вместе с частью речи, вычеркивающей «Женскую Библию» из деятельности ассоциации[25].

Элизабет Стэнтон не присутствовала на съезде 1896 года; ей было 80 лет, она страдала ожирением и была прикована к постели[26]. Она осознавала споры, возбужденные публикацией первой части книги, но продолжала писать вторую часть, а также работала над автобиографией «Восемьдесят лет и более: воспоминания 1815-1897» (Eighty Years & More: Reminiscences 1815–1897). Своей давней подруге преподобной Антуанетте Браун Блэквелл (Antoinette Brown Blackwell), первой женщине, рукоположенной в мейнстриме церквей США, Стэнтон в апреле 1896 года писала: «Политики невозмутимы и самодовольны под нашим огнем, но духовенство подскакивает в момент твоего прицела на них из палящего орудия, подобно опаленным горошинам на горячей сковороде»[4].

Влияние «Женской Библии» и последователи

Работая над «Женской Библией», Элизабет Стэнтон желала продвижения изучения темы о женщинах и Библии на уровень большей образованности, но была неспособна убедить библейских исследователей своего времени принять участие в проекте, который, как ожидалось, должен был стать спорным. Исследователи продолжали избегать обращения к теме сексизма в Библии еще около семидесяти лет, до 1964 года, когда служительница унитарианской церкви, профессор исследования религии и суфражистка Маргарет Брекенбери Крук (Margaret Brackenbury Crook) опубликовала исследование «Женщины и религия» (Women and Religion) о положении женщины в иудаизме и христианстве. Переоценивая Библию и историю участия женщин в западной религии, Круг обосновывала, что традиционная теология внесла значительный вклад в поддержку низкого статуса женщины в церкви[27].

В книге, опубликованной в 1973 году, «Вне Бога Отца» (Beyond God the Father) радикальная феминистка, философ и богослов Мэри Дейли (Mary Daly) обсуждала «Женскую Библию»[28]. Часто рассматриваемая в качестве основополагающей работы по теологии феминизма, «Вне Бога Отца» стала попыткой объяснить и преодолеть андроцентризм западной религии. Последующие работы феминистского реформатского теолога Летти Расселл (Letty M. Russell) и феминистского библеиста Филлис Трайбл (Phyllis Trible) способствовали объединению фиминизма и Библии. Обе исследовательницы были охарактеризованы в публикациях феминисток как «видные матриархи современной феминистской библейской критики»[29].

Сегодня женщины продолжают заниматься изучением Библии в рамках получившего развитие академического богословия, и в этих исследованиях принимают участие женщины, поднимающие новые вопросы о Библии и оспаривающие традиционные основы библеистики[30].

Начинатель этого направления библейских исследований Элизабет Стэнтон после публикации «Женской Библии» была изолирована в движении за женское избирательное право. С того времени, как была издана книга, почетное место среди большинства суфражисток заняла Сьюзен Энтони[4]. Элизабет Стэнтон никогда больше не приглашалась суфражистками занять уважаемое место в собрании их ассоциации[31].

Иллюстрации: 1) Сьюзен Энтони, 2) Рейчел Эвери, 3) Мэри Дейли.

Список использованной литературы
[1] Council for Secular Humanism. Great Minds: Classic Voices of Free Thought. The Woman’s Bible, from Free Inquiry, Volume 19, Number 4
[2] Library of Congress. American Memory. Draft of Elizabeth Cady Stanton’s The Woman’s Bible, ca. 1895
[3] Gilbert, Sandra M.; Gubar, Susan. No Man’s Land, Binghamton, New York, Vail-Ballou Press, 1989, p. 69
[4] Murphy, Cullen. The Word According to Eve, First Mariner Books, 1999, pp. 21–23
[5] Mott, Lucretia Discourse on Woman, December 17, 1849
[6] Bellis, Alice Ogden. Editors: Meyers, Carol L.; Craven, Toni; Kraemer, Ross Shepard. Feminist Biblical Scholarship, within Women in Scripture, Houghton Mifflin, 2000, p. 24
[7] Stanton, History of Woman Suffrage, Volume I, pp. 379–383
[8] About.com, Jone Johnson Lewis. The Woman’s Bible – Excerpt
[9] Andover-Harvard Theological Library. Of the Incomparable Treasure of the Holy Scriptures: The Woman’s Bible
[10] Stanton, Elizabeth Cady. Eighty Years & More: Reminiscences 1815–1897. Northeastern University Press; Boston, 1993, p. 372
[11] Gage, Matilda Joslyn Woman, Church and State: A Historical Account of the Status of Woman Through the Christian Ages with Reminiscences of the Matriarchate, 1893
[12] Stanton, The Woman’s Bible, part I, 1895
[13] Stanton, The Woman’s Bible, part II, 1898
[14] Sacred Texts. The Woman’s Bible, Preface to Part II
[15] New York Times, March 7, 1896, Mrs. W. Winslow Crannell. Her View of the «Woman’s Bible.»; What a Correspondent Says of Objections: Offered to Work
[16] The New York Times, March 1, 1896, Mary Seymour Howell. Defense of The Woman’s Bible.; Mary Seymour Howell Says Something to Its Critics
[17] Trivia-Library.com. Famous Feminist Works: The Woman’s Bible by Elizabeth Cady Stanton
[18] Lutz, Alma. Susan B. Anthony, BiblioBazaar, 2007, pp. 302, 303
[19] University of Rochester. Department of Rare Books & Special Collections. Susan B. Anthony: Celebrating «A Heroic Life». Anthony’s Circle
[20] New York Times, January 23, 1896, Rachel Foster Avery. Discuss the Woman’s Bible: A Difference of Opinion Among Leading Members of the National Suffrage Association
[21] Avery, Rachel Foster, editor. Proceedings of the Twenty-eighth Annual Convention of the National American Woman Suffrage Association. Philadelphia, Alfred J. Ferris, 1896, p. 89
[22] Avery, 1896, pp. 20, 29
[23] Avery, 1896, p. 76
[24] Avery, 1896, pp. 91–95
[25] Avery, 1896, p. 97
[26] Murphy, 1999 (см. ссылку 4), p. 19
[27] Elferdink, Claudia. «Margaret Brackenbury Crook». Dictionary of Unitarian & Universalist Biography (website), February 14, 2014
[28] Mace, Emily (Fall 2009). «Feminist Forerunners and a Usable Past: A Historiography of Elizabeth Cady Stanton’s The Woman’s Bible». Journal of Feminist Studies in Religion. Indiana University Press. 25 (2): 5–23
[29] Brenner, Athalya. «Quo Vadis Domina? Reflections on What We Have Become and Want to Be». Lectio difficilor (European Electronic Journal for Feminist Exegesis)
[30] Newsom, Carol Ann; Ringe, Sharon H. Women’s Bible Commentary, Westminster John Knox Press, 1992, pp. xx–xxi
[31] Library of Congress. American Memory: Votes for Women. One Hundred Years toward Suffrage: An Overview, compiled by E. Susan Barber with additions by Barbara Orbach Natanson

 Елена Преображенская (с) (автор версии на русском языке, перевод с английского, оригинальный текст на английском языке написан пользователями англоязычной википедии). Данный текст на русском языке не разрешается к размещению в русскоязычной википедии, поскольку он не выполнялся в ее рамках, и авторское право на перевод не должно быть нарушено.

Оригинал этой статьи на сайте «Независимый исследователь»  

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное