Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Истинное Православие: учение, жизнь, новости...


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru


Истинное Православие

Учение, Жизнь, Новости
Выпуск 49. (Основной)
20 марта / 2 апреля 2001 

Содержание

Церковные новости
Председатель Синода ИПЦ Румынии Митр. Власий опровергает утверждения о расколе в его Синоде

Обзоры
Бюллетень "Церковные Новости" № 1. 2000 (начало обзора).

Жизнь Церкви
Архиеп. Нафанаил (Львов). О святом Антидоре

Наследие
Окружное Послание Архиерейского Собора РПЦЗ с осуждением масонства

Духовное слово св. Николая Сербского
Паломнику Ивану на его вопрос: что самое важное для спасения души

Новое в Интернете
Romanitas - новый интернет-узел об Истинном Православии
Новое на православных интернет-страницах


Здравствуйте!

Сегодня, после некоторого перерыва, возобновляются регулярные "основные" выпуски нашей рассылки, содержащие новостную информацию, обзоры, и другие материалы.
Для того, чтобы читатели нашей рассылки могли обсуждать ее материалы, оперативно задавать вопросы, обсуждать волнующие их темы открыт дискуссионный лист, подписаться на который можно отправив сообщение любого содержания по адресу: churhru-subscribe@yahoogroups.com и ответив на полученное письмо с запросом. Отправить письмо в дискуссию подписанные пользователи могут по адресу: churhru@yahoogroups.com  
Напоминаю, что наша рассылка предназначена для тех, кто хотел бы больше узнать об учении и жизни Истинного Православия, а также для членов истинно православных церквей, которые хотят укрепиться в том, что им уже известно и узнать что-то новое. Наши выпуски будут разделяться на "основные", содержащие самую разную информацию общего характера, и "тематические" - посвященные определенной теме, - творениям святых отцов, священным канонам, документам церковной истории и т.д. Будут также специальные выпуски, посвященные целиком какому-то конкретному сюжету.
Со всеми вопросами, замечаниями и предложениями можно обращаться ко мне по адресу: holmogor@ncport.ru.
20.03.2001
Мученицы Фотины Самарянки
Ваш,
Егор Холмогоров


ЦЕРКОВНЫЕ НОВОСТИ

Председатель Синода ИПЦ Румынии Митр. Власий опровергает утверждения о расколе в его Синоде

В специальном послании, распространенном через интернет, Председатель Синода Истинно Православной Церкви Румынии (находящейся в общении с "Синодом Противостоящих" Митр. Киприана) Митр. Власий, выступил с опровержением сообщения о расколе в его Синоде и об образовании Синода ИПЦ Румынии во главе с  еп. Косьмой (Лостун), начавшего переговоры о вступлении в общение с "матфеитской" ИПЦ Греции. Информация об образовании нового Синода появилась на "матфеитском" интернет-узле http://www.gnisios.narod.ru.

По сообщению Митр. Власия, еп. Косьма всегда пребывал с ним в общении, является членом его Синода, не имеющим однако возможности (из-за паралича) принимать участие в церковной жизни, православные, проживающие в том же монастыре Дорнелор, где пребывает еп. Косьма  окормляется духовенством Синода Митр. Власия, а в Румынии никто даже и не слышал о каком-то "расколе".

По утверждению Митр. Власия информация о "матфеитском" расколе в румынском Синоде была "организована" журналистом Флорианом Бичуром, назвавшим себя секретарем несуществующего Синода еп. Косьмы. Бичур действовал без всякого благословения со стороны еп. Космы, и тот, спрошенный о нем, сказал, что Бичур "не в себе". Также еп. Косма категорически опроверг всякую свою причастность к этому делу, сославшись на свое нездоровье, не позволяющее ему даже сидеть - не то что руководить Церковью. По словам Митр. Власия председатель "матфеевского" Синода ИПЦ Греции Архиеп. Андрей также решительно отверг свою причастность к этому делу. 

Далее Митр. Власий опроверг другие утверждения, касательно истории румынской ИПЦ, содержавшиеся в интернет-публикации, подчеркнув, что решение об установлении общения с "Синодом Противостоящих" было принято еще при жизни основателя румынской ИПЦ, св. Гликерия, и его преемники сдледуют его заветам, а еп. Косьма, в любом случае, не мог бы считаться "непосредственным учеником" св. Гликерия.

В заключении, Митр. Власий высказал мнение, что данная недостоверная информация нужна была врагам Румынской ИПЦ и представляет собой пример недопросовестности.

Из данного сообщения трудно сделать вывод - принимал ли еп. Косьма действительно какое-то решение о вступлении в общение с "матфеевцами" и какое основание имели все предыдущие матфеевские публикации на эту тему, было ли это чьей-то частной авантюрой или же еп. Косьма действительно прощупывал пути возможного соединения с матфеевцами (или матфеевцы - с ним). Ни подтвердить, ни опровергнуть этих утверждений на основании письма Митр. Власия нельзя. Однако можно предполагать, что румынскому первоиерарху удалось предотвратить раскол в своем Синоде, даже если тот действительно назревал. Однако пока сложно предположить - закончится ли этими разоблачениями все дело, или же и без епископа Косьмы какая-то часть румынских истинно православных будет стремиться создать свою ИПЦ в общении с "матфеевским" Синодом. 


ОБЗОРЫ

Бюллетень "Церковные Новости" № 1 2000 г.

Предлагаем нашим читателям обзор выпуска №1(93) 2001 "Церковных новостей" - "независимого органа церковной православной мысли", издаваемого в Америке уже многие годы А.Г. Шатиловой дочерью и многолетним помощником блаж. памяти Еп. Григория (Граббе). Это издание некоторое время, после перехода большинства иерархов РПЦЗ сперва на "криптоэкуменические", а затем и на открыто экуменические позиции было едва ли не единственным печатным органом, освещавшим отступнические процессы в РПЦЗ. Сейчас, в условиях развития интернета, это выходящее раз в месяц издание не является единственным местом публикации большинства документов и новостей церковной жизни, однако является по прежнему ценным источником комментариев самой А.Г. Шатиловой. В связи с чем мы знакомим наших подписчиков с обзором этого издания, опуская тексты опубликованных в интернете документов.

Начинается выпуск с "Постового Послания" Архиепископа Суздальского и Владимирского Валентина (ныне Митрополита).

Далее опубликовано Заявление Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей 26 янв./8 февраля 2001 г. -  http://www.russia-talk.com/otkliki/ot-45.htm с довольно резким комментарием, указывающим на лживость этого заявления, на игнорирование Синодом многочисленных протестов клириков и мирян РПЦЗ, на странное утверждение, о создании "нескольких комиссий" для изучения истории Русской Церкви. Особо прокомментировано утверждение в "Заявлении", что "само Положение о РПЦЗ определяет наше существование и связывает наши действия ответственностью перед всей Русской Церковью". Как отмечают "Церковные Новости", "Положение об РПЦЗ", утвержденное окончательно в 1964 г., в своей первой части ("Общие положения") состоит из 6 параграфов и в каждом из них говорится о "Русской Православной Церкви Заграницей". Только в конце 3 параграфа свидетельствуется о "преданности своей страждущей Матери - Поместной Российской Православной Церкви". В Положении о РПЦЗ нигде и ни одним словом не упоминается о какой-либо ответственности Зарубежной Церкви перед всей Русской Церковью! Это заявление является откровенной, даже и неприкрытой ложью. За почти 80 лет существования РПЦЗ ни один из ее покойных Первоиерархов никогда и ни в каком заявлении не говорил, что считает себя ответственным за всю Русскую Церковь, считая себя ответственным только за врученную им Божественным Промыслом Зарубежную ее часть. Далее в ЦН высказывается предположение, относительно истоков позиции митр. Виталия, чья подпись стоит под Синодальным заявлением. Послесоборное обращение митрополита пробудило у многих "все еще хватающихся за соломинку, что РПЦЗ не окончательно погибла", надежды, что он станет "знаменем" для сопротивления отступническим решениям собора. Одновременно накануне заседания февральского Синода ходили слухи, что на нем престарелый митрополит будет убран на покой. Из кругов, близких к самому митр. Виталию приходила информация о том, что тот сознает, что от него потребуют отставки и ни при каких условиях на это не согласится. То, что заседание длилось сильно дольше положенного срока наводит на мысль о его бурном характере, и ЦН высказывают предположение, что подпись  митр. Виталия по позорным заявлением Синода является "платой" за номинальное сохранение им титула Первоиерарха. 

Далее в выпуске размещены заявления епископов Вениамина [http://www.russia-talk.com/otkliki/ot-46.htm], Агафангела [http://www.russia-talk.com/otkliki/ot-48.htm] и Варнавы [http://www.listok.com/sobor43.htm] о снятии подписей под посланием Архиерейского Собора сербскому патриарху Павлу. Редакция ЦН задается вопросом - не запретит ли Синод РПЦЗ в священнослужении данных преосвященных, за снятие ими подписей? Сейчас мы уже можем ответить на этот вопрос однозначным "нет", поскольку иерархи-отступники заинтересованы в наличии такого рода преосвященных, которые формально "менее виновны", чем остальные, и наличие которых позволяет поддерживать единство разных "частей" РПЦЗ, придерживающихся теперь уже принципиально разного исповедания по основным вопросам.

Также в ЦН с большим одобрением рассказано об "Исповедании" о. Константина Федорова [http://www.russia-talk.com/otkliki/ot-44.htm] - ставшем "манифестом" сопротивления апостасии внутри РПЦЗ. Прием сообщается информация о запрещении в священнослужении (на самом деле - отправке на покой) о. Константина, и назначении на его место духовником Лесненской обители архим. Феодосия (Клер), продавшего МП участок Православного Палестинского Общества с находившейся на него смоковницей Закхея.

Далее рассказывается о продолжении истории с отделением от иерархов РПЦЗ  группы духовенства во главе с архим. Алексием (Макриновым). В связи с выраженным ранее редакцией ЦН недоумением относительно невозвращения отделившимися выданных им антиминсов еп. Евтихию, о. Алексей сообщил, что никто из отелившихся никогда не служил на антиминсах, выданных Евтихием, а потому им нечего ему возвращать. Духовенство служит на антиминсах, подписанных Митр. Филаретом, "у которого Евтихий вряд ли бы оставался бы сегодня в причетниках" и на антиминсах, выданных в 1992 г. митр. Виталием, "которые мы ткже считаем принадлежащими к неопозоренной ныне ее нынешними возглавителями, но Святой и Истинной Православной Церкви - РПЦЗ" - отмечает архим. Алексий. 

Ответом санкт-петербургского духовенства еп. Евтихию стал следующий документ:

Временно управляющему Санкт-Петербургской и Северо-Русской епархией РПЦЗ 
Епископу Евтихию (Курочкину)
ИЗВЕЩЕНИЕ

После внимательного ознакомления с принятыми прошедшим в октябре сего года Архиерейским Собором РПЦЗ документами, под которыми стоит Ваша подпись, мы, нижеподписавшиеся клирики Санкт_Петербургской и Северо-Русской Епархии РПЦЗ извещаем Вас о следующем: 
Из указанных документов неопровержимо следует, что в Ваши намерения входит систематическая работа в направлении объединения (унии) с Московской Патриархией - лжецерковью, пораженной ересью экуменизма. Из Священного Писания и Предания Православной Церкви мы знаем, что Господь судит не только дела, но и намерения. Поставив свою подпись под документами Архиерейского Собора РПЦЗ 2000 г и исповедовав еретическую Московскую Патриархию "церковью", Вы всенародно, определенно и открыто выразили свое желание вступить в унию с экуменистами, приобщились их ереси, преподали ее верующим в качестве истинно православного учения и тем самым подпали под анафему Архиерейского Собора РПЦЗ 1983 г.
Исходя из вышеизложенного и в целях ограждения себя и вверенной нам Богом паствы от ереси, в соответствии и на условиях 15 правила Константинопольского Двукратного Собора, отделяемся от общения с Вами с 11/24 ноября 2000 г.
Архим. Алексий (Макринов), иеромонах Варсанофий (Капралов), свящ. Павел Симаков

Далее "ЦН" продолжают: "Возражая на нашу заметку о Санкт-Петербургских трех отцах, в которой было сказано, что они "вышли из состава ЗЦ по причине впадения в ересь своей иерархии", о. Алексий пишет, что " к сожалению мне уже в который раз приходится заявлять, что вовсе не себя мы объявляем отступившими и вышедшими из РПЦЗ, а тех, кто совершил этот "октябрьский" переворот, кто, по очевидному уже теперь и документально подтверждаемому тайному замыслу, не один десяток лет подбирал про-московское и про-экуменическое духовенство, кто воспитывал разслабленную паству - всех этих Антониев Бартошевичей и Марков Арндтов - их мы объявляем отступниками и врагами Церкви нашей - Русской Православной, истинной - Катакомбной и Зарубежной". К сожалению логика о. архимандрита в данном случае не выдерживает критики: почему выделять как предателя только одного здравствующего члена Собора? Ведь злополучное Послание было подписано всеми Преосвященными членами Собора, за исключением одного только Епископа Варнавы, но и он подписал предательское письмо сербскому экуменисту Павлу, только на днях отказавшись от своей подписи".

Затем "ЦН" комментируют противоположное мнение о соборе РПЦЗ, высказанное другими клириками Санкт-Петербургской епархии и опубликованное в национал-патриотическом издании (пропатриархийной ориентации) "Вестник Русской Линии" № 3 2000 г. под выразительным заголовком "Раскольников не признаем" - http://www.russia-talk.com/otkliki/ot-23.htm. Данный документ подписан прот. Владимиром Савицким, иеромонахом Валентином (Саломаха), даконом Николаем Савченко и чтецом Григорием Беневичем. На этот документ ЦН дают следующие комментарий: "Статья этих клириков показывает, что за десяток лет их пребывания в лоне РПЦЗ - они так и не поняли ее идеологии и традиций. Иначе мы не ситали бы подобного "винегрета" противоречивых мыслей. Самые главные проблемы, "такие как ересь экуменизма и сергианство в собственном смысле, хотя и безусловно важны, но второстепенны, по сравнению с главной установкой МП на то, чтобы быть "всенародной" церковью", - рассказывают нам авторы этого замысловатого сочинения! Очень странно слышать от солидного о. Протоиерея, что ересь может быть в Церкви второстепенным вопросом. Действительно же второстепенный вопрос у него и с ним подписавшихся оказался именно главным. К тому же, эти три клирика не понимают разницы между разногласием в принципиальных вопросах веры и отношениями с личными врагами!"

Далее ЦН пересказывают содержание статьи в российской либеральной газете "Сегодня", в статье от 6 января обсуждающей вопрос о перспективах соединения РПЦЗ и МП и предрекающей близость такого соединения.

Следующий раздел бюллетеня посвящен расправе архиеп. Амвросия Женевского и Западно-Европейского над несогласными с ним, выразившейся в следующих указах: http://www.russia-talk.com/otkliki/ot-41.htm."Архиепископ Амвросий, - отмечают ЦН, - определенно никогда не держал в руках "Положения о РПЦЗ" [От себя ответим, что данный документ вообще давно и крепко забыт всеми иерархами РПЦЗ, напрочь игнорировавшими его еще восемь лет назад, напрочь поприая права российских Преосвященных - ред.], иначе он никогда бы не издал такого  возмутительного указа, безграмотного не только с точки зрения его прав, но и русского языка. В пятом отделе (О Епархиях и Епархиальных Архиереях), в 47 параграфе 26 пункта говорится, что архиерей "является настоятелем своего кафедрального собора". В примечании к 49 параграфу, указывается, что "местопребывание Епархиального Архиерея должно быть в епархиальном городе, где находится и кафедральный собор епархии". Совершенно несомненно, что Архиеп. Амвросий носит титул Женевского, а не Брюссельского и поэтому его претензии быть настоятелем Храма Памятника в Брюсселе - не имеют никакого основания. Любой настоятель прихода имеет право созывать приходские собрания, когда только находит нужным и разрешения на них епархиального архиерея не требуется. Он может только утвердить или не утвердить протокол приходского собрания. 
Что касается столь модного теперь в ЗЦ лишения сана росчерком пера одного лишь только епископа на основании "непослушания", вследствие которого священнослужитель "сам себя лишает сана", то следовало бы нашим Преосвященным заглянуть в Книгу Правил. По ним - епископа судят минимум 12 Епископов, священника (по 29 прав. Карфагенского Собора) - 6 епископов и 7-й его епархиальный.Лишения же сана без суда и следствия канонами не предвидится. Это новое изобретение последнего десятилетия нашей иерархии, свидетельствующее о ее канонической безграмотности!"
(Окончание обзора в следующем основном выпуске рассылки)


ЖИЗНЬ ЦЕРКВИ

Архиеп. Нафанаил (Львов)
О СВЯТОМ АНТИДОРЕ

Святым антидором называются части просфоры, из которой на Литургии вынут был Агнец (т. е., та часть просфоры, которая была в таинстве Евхаристии пресуществлена в Тело Христово), а также части остальных просфор, из которых были вынуты частицы, погруженные во время Литургии в Кровь Христову.

Святое Таинство Евхаристии установил Христос Спаситель на Тайной Вечери в последнюю ночь перед распятием, когда, взяв хлеб и возблагодарив, преломил и сказал: «Приимите, ядите сие есть Тело Мое за вас ломи­мое, сие творите в Мое воспоминание».

Этот хлеб в руках Христовых и был той первой прос­форой, которую получило человечество. Просфора по-гречески значит «дар», «приношение», «благодеяние». Первоначально просфорой назывался тот единственный хлеб, который христиане преломляли, когда совершали Евхаристию - Литургию - Таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

Но впоследствии, когда верующие стали причащаться не за каждой Литургией, как бы в утешение им, после Литургии стали раздаваться части просфор, из которых другие малые частицы погружены были в Кровь Христову. Христиане с величайшим благоговением принимали эти просфоры, т. с., благодатные дары, благодеяния, которые стали также называть «антидором», что по-гречески значит «вместо Даров», т. е., вместо Причастия. К сожалению, с упадком церковной культуры значение просфоры и запивки вина с теплой водой забылось и невежественные люди стали смешивать запивку с Причастием, или наоборот, относиться к просфоре и запивке с пренебрежением. Между тем. Церковь относится к просфоре и запивке с глубоким благоговением, и св. Иоанн Златоуст (в четвертом веке) ввел в непременный обычай заедание просфорой и запивание теплотой причастниками после принятия Святых Тайн.

Первоначально, в древней Церкви было принято служить общие, «соборные» богослужения лишь но воскресеньям и праздникам па одной просфоре, которую доставляла обычно жена какого-нибудь клирика. По будням же служились «заказные» службы, на которые хлеб и вино приносили те, кто заказывали богослужения. Такие обычаи па Востоке сохранились до последнего времени и хранятся до сих пор.

В России же, вследствие разбросанности приходских церквей и отдаленности селений от храмов, утвердился обычай изготовлять просфоры при храме специально назначенными благочестивыми пожилыми женщинами, т. н. «просфирнями». Относительно числа просфор для каждой Литургии оказались принятыми различные обы­чаи, в XVII веке вызвавшие ожесточенные споры: на семи или на пяти просфорах служить Литургию.

За границей, в эмиграции, среди инославного населения понимание просфоры и раздачи антидора после Литургии сильно затемнилось. Неправославные наблюдате­ли думают, что православные причащаются два раза, малоцерковные православные часто совсем пренебрегают строго завещанной всем верным святым Иоанном Златоустом запивкой и снедением просфоры.

Не будем думать, что такой упадок знания о насущных церковных обрядах существует только в нашей эмигрантской среде. Нет, это замечается во всем человечестве.

Недавно мне пришлось прочитать, как двое интеллигентных американцев, попавших в римо-католическую церковь и впервые увидевших литургию, спросили о ней у священника. Тот стал рассказывать об установлении Литургии на Тайной Вечери.

- А, - сказал один из пришедших, - вы говорите о предсмертном ужине Иисуса Христа, этот ужин обес­смертил Леонардо да Винчи своей картиной.

От такой дикости у патера даже руки опустились, но потом, придя в себя, он стал рассказывать и кое-что объ­яснил этому типичному современному человеку.

Мы привели этот пример современной дикости в церковном вопросе, хотя он не имеет отношения к нашей теме, но человеку свойственно видеть недостатки в других отчетливее, чем в себе самом. Поэтому приводимый пример может оказаться полезным.

Большое значение имеют просфоры в деле молитвенного поминовения родных и близких и в молитвах об упокоении душ усопших. Для этого просфоры подаются в алтарь служащему священнослужителю вместе с помянниками и записками, перечисляющими имена тех. за кого молится подающий просфору. Из этих просфор вынимаются частицы, которые потом погружаются в снятую Кровь Христову. Церковь ставит эти просфоры в один ряд с той святой Просфорой, из которой вынимается Агнец, пресуществляемый в Тело Христово. С великим благоговением должны относиться христиане к просфорам. Церковь предписывает вкушать их до всякой еды, как великую святыню.

Кроме просфор (антидора) Церковь на предпраздничных богослужениях даст нам части от пяти хлебов, благословляемых ни литии и напояемых благословенным вином. История этого хлеба и этого вина совсем другая, чем история просфор-антидора. В то время, как просфора-антидор ведет свое начало от того Хлеба, Который Господь преломил на Тайной Вечери, пресуществив его в Тело Свое, и потому называется «антидором» - «вместо Святых Даров», благословенный хлеб на всенощной ведет свое начало от благочестивого древнехристианского обычая «вечерей любви» - «агапи». Когда христиане собирались, принося с собой продукты, делились тут друг с другом и вкушали в промежутке между вечерней и утреней, чтобы подкрепиться па всенощную (бывшую тогда действительно «всенощной») службу.

В то время, как просфору надо есть натощак и поевшему утром устав не позволяет вкушать просфору, благословенный хлеб на всенощной надо есть с благоговением, но тогда, когда его получаешь, т. е., после пищи.

Все обряды и обычаи, все традиции Церкви тесно связаны с благодатной церковной историей.


НАСЛЕДИЕ

Перед читателем уникальный документ - Послание Архиерейского Собора РПЦЗ с осуждением масонства. В последнее время стараниями и либеральной прессы и неумных "борцов с масонством" это слово оказалось затерто и многие искренне полагают, что либо никаких масонов нет вовсе, либо масонское движение - невинная игра в шпаги и плащи, за которой ничего серьезно не стоит. Между тем масонские и околомасонские организации составляют нервную систему политической системы Запада уже многие столетия, и без этой системы современный Запад просто не смог бы существовать, "формальные" государственные и социальные структуры просто не вынесли бы подобной нагрузки. Однако масонство -не является просто "нейтральной" западной социальной структурой - оно имеет определенную религиозную идеологическую нагрузку, покоится на фундаменте безбожного гуманизма, который широко распространяли многочисленные философы, идеологи, политики, писатели - масоны. Совсем незачем "искать масонов под каждым кустом", для того, чтобы убедиться в могущественнейшем влиянии их на современную безбожную цивилизацию и отвращение человечества от Христианства. В ХХ веке Истинно Православные Церкви решительно осудили масонство и все связанные с ним структуры - в 1932 это сделала Русская Зарубежная Церковь, в 1949 Истинно Православная Церковь Греции. И сегодня необходимо напомнить еще раз - членство в масонских организациях и пребывание в Православной Церкви абсолютно несовместимы.

ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ
Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей ко всем верным чадам Русской Православной Церкви

“Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире” (Ин 4.1).

Если к какому-нибудь времени, то к нашему наиболее приложимы эти священные слова возлюбленного ученика Христова и тайнозрителя Иоанна. Наше смутное время весьма скудно пророками, но очень богато лжепророками. Мир оскудел “духом Божиим”, но очень богат “духом заблуждения”.

Змий древний, который есть диавол и сатана (Откр 20.2) насадил в сердцах людей множество всяких лжеучений, ересей и сект, которыми он прельщает слабых в вере и неискусных в ведении тайн Царства Божия, отвращая их от веры в Бога, в Церковь Христову, в бессмертие души, в загробную жизнь, в будущее воздаяние на суде Божием.

Одним из самых вредных и поистине сатанинских лжеучений в истории человечества является масонство. О нем мы намерены по архипастырскому долгу нашему поведать православному русскому миру.

Масонство есть тайная интернациональная мировая революционная организация борьбы с Богом, с христианством, с Церковью, с национальной государственностью и особенно государственностью христианской.

В этой интернациональной организации первое место по силе влияния и значения принадлежит еврейской нации, которой присуще богоборство со дня распятия Христа Спасителя. Иудаизм исторически связан с масонством самыми тесными узами в своей ожесточенной борьбе с христианством и в мессианских устремлениях к мировому владычеству.

Масонство — непримиримый враг христианства. Оно поставляет своею целью разрушение Церкви, войну со всеми религиями, потрясение основ национальной христианской государственности и организацию революций во всем мире. Известный масон Вольтер некогда сказал: “Раздавим негодницу”, т.е. религию. Эта знаменитая фраза находит отклик свой в масонских кругах и по сей день. В 1881 г. бельгийский масон Флери писал: “Долой распятого! Ты, который вот уже 18 веков держишь мир под твоим ярмом! твое царство кончено! не нужен Бог!”

— Наша цель не в том, чтобы восстановить индивидуализм, а в том, чтобы смести христианство с лица земли,— говорила в том же году учредительница Теософского общества Блаватская.

— Атеист — один из самых славных титулов человечества, знак отличия мировых героев... мучеников... спасителей мира. Никакая философия, никакое богословие не несли миру ничего достойного в сравнении с благой вестью атеизма... честь же и слава этим передовым бойцам прогресса, этому почетному авангарду армии свободы. Честь и слава тому, кто в своем усердии о человеке забыл Бога,— говорит теософка Анна Безант.

Видный масон 33-й, высшей степени заявил в 1912 году: “Вы чувствуете необходимость раз навсегда покончить с Церковью, со всеми Церквами. Пока мы этого не добьемся, мы не сможем ни продуктивно работать, ни построить что бы то ни было прочное”.

В 1913 г. масон Сигар де Плозол говорил: “Есть один мир, который мы не можем заключить, одно разоружение, на которое мы не можем согласиться, есть одна война, которую мы неустанно должны продолжать до победы или до смерти, это война против всегдашних врагов масонства и республики, врагов разума, науки и человеческой справедливости, и эти враги суть все догматы, все Церкви”.

Несколько позже, на общем конвенте, раздавались такие речи: “разрушим этот символ ужаса и мерзости, этот очаг мирового злодеяния и возобновим всегдашнюю нашу борьбу. Раздавим негодную. Будем вести борьбу со всеми религиями, т.к. они настоящие враги человечества”.

Бельгийский масон Кок заявил на международном масонском конгрессе в Париже: “То, что нам необходимо разрушить, это религию, догматы” и далее: “Путем пропаганды и даже административных актов добьемся того, что сможем раздавить религию”.

Испанский масон-революционер Франциско Фереро в своем катехизисе для светских школ пишет: “Бог — это лишь детская концепция, вызванная чувством страха”.

Недостаточно победить влияние духовенства и лишить Церковь авторитета... Необходимо разрушить самую религию, постановляет масонский конгресс 1900 года. “Борьба не на жизнь, а на смерть”, заявил на этом конгрессе бельгийский гроссмейстер. Знаменательны следующие слова масонских деятелей: “Напомним, что христианство и масонство абсолютно непримиримы, настолько, что примкнуть к одному, означает порвать с другим. В таком случае у масона долг один — надо смело сойти на арену борьбы и сражаться”. “Будем работать, будем прясть ловкими и осторожными руками тот саван, который покроет в один прекрасный день все религии, и тогда мы будем способствовать разрушению во всем мире клерикализма и суеверия, которое от него происходит” — говорит член конвента Великой ложи Франции. Подобных выражений можно было бы привести еще сколько угодно, т. к. ни одно масонское собрание не обходится без выпадов против религии.

Следует отметить, что масонство в своих ритуалах, посвящениях и символике носит ярко кощунственный характер. Так, например, ложа 18-й степени (Розенкрейцерская) украшена изображением Голгофы. На кресте изображена роза, над которой помещена таинственная еврейская надпись: И. Х. Р. И. Заседания ложи открываются в тот час, когда раздралась надвое церковная завеса. Церемония заканчивается кощунственным воспроизведением Тайной вечери. Некоторые масоны объявляют себя служителями сатаны: “Мы, масоны,— говорит альтмейстер Броклин ложи Лессинг,— принадлежим к роду Люцифера. Треугольник взамен креста. Ложа вместо церкви”. Конечно, существование таких кощунственных ритуалов масоны скрывают, тем не менее они имеют место на верхах некоторых масонских лож.

Если в тайной масонской программе на первом месте стоит борьба с религией, то на втором, бесспорно, значится борьба с государственностью христианскою, исторически воплощенною в монархическом строе.

Масоны часто отрицают это, ссылаясь на особые статьи своего устава, “воспрещающие всякие дебаты по поводу действий гражданских властей и всякое масонское вмешательство в борьбу политических партий”, но, как и многое другое, эти статьи устава масонских лож служат лишь для того, чтобы легче обманывать неосведомленных людей. Так, в заседании своем 12 апреля 1884 года Великая ложа Франции постановила: “Отменить за ненадобностью пункт конституции, по коему Великая Ложа отказывается от обсуждения политических вопросов”, но в официальном бюллетене Великого Востока Франции за 1886 год мы читаем: “Одно время существовало не столько правило, сколько простая формальность, заявлять, что масонство не занимается ни вопросами религии, ни политикой. Под давлением полицейских предписаний, мы вынуждены скрывать то, что является нашей единственной задачей”.

Тем не менее в официальных статутах статья устава, воспрещающая вмешательство в политику, сохранена. Из этого можно видеть, насколько можно доверять официальным статутам масонских лож. Ряд авторитетных источников свидетельствует, что во всех революциях ХVІІІ, ХІХ, а также и нашего века, масонство принимало самое живое участие и имело очень большое влияние. Масонские издания и по сей день поддерживают это и даже гордятся этим. Не раз они отмечали, что революционный девиз: “Свобода, равенство, братство” искони является девизом масонства. Масон и каббалист Папюс утверждает, что “революции суть применение конституций масонских лож к обществу”. Русскую революцию 1905 года один масонский журнал приветствовал словами: “Все республиканцы, и в особенности масоны, должны выразить самые горячие пожелания скорейшего триумфа русской революции”. Но это в прошлом. А что же масоны говорят в настоящем? В 1923 г. на одном собрании ложи города Канже было сказано: “Масонство, которое играло первенствующую роль в 1789 году, должно быть готово выставить кадры для революции, всегда возможной”.

“Братья, — читаем мы в другом номере того же официального бюллетеня, — позвольте мне выразить еще надежду на то, что масонство, коему история обязана революциями национальными, сумеет сделать и более крупную революцию — интернациональную”.

Следует отметить, что масонские деятели всегда отождествляют безбожную республику и социализм, не гнушаясь даже союзом с коммунистами, прикрываясь, однако, девизом: “свобода, равенство, братство”. Председатель Великого Востока Франции Десмон дает такое определение республики: “Для меня республика означает: антиклерикализм, антимилитаризм, социализм”. “Только благодаря союзу левых, главной ячейкой которого будет ложа, мы восторжествуем, — говорится в отчете упомянутого конвента, — Мы должны сгруппировать всех республиканцев и даже в союзе с коммунистами выработать программу”.

Таким образом, масоны сами подтверждают свою связь с коммунистами и с разрушителями нашей родины. Под знаком масонской звезды работают все темные силы, разрушающие национальные христианские государства. Масонская рука принимала участие и в разрушении России. Все принципы, все методы, которые большевики применяют для разрушения России, очень близки масонским. 15-летнее наблюдение над разрушением нашей родины воочию показало всему миру, как ученики подражают своим учителям и как поработители русского народа верны программе масонских лож по борьбе с Богом, Церковью, с христианской нравственностью, с семьей, с христианским государством, с христианской культурой и со всем тем, что создало и возвеличило нашу Родину.

Не можем не отметить и того, что наш тяжкий церковный раскол имеет своим первоисточником все то же растлевающее масонство, с его различными организациями и деятелями, проникшими в церковно-приходские учреждения для расстройства и разложения церковной жизни. Надев на себя тогу ревнителей православия и христианского просвещения, они с такой хитростью и лицемерием, через посредство денег и печати, обольщают доверчивых и несведущих людей, заражают их ядом модернизма и отвлекают от истинной Христовой Церкви.

Обычно русские масоны стараются отмежеваться от мирового масонства, утверждая, что русские ложи якобы не имеют ничего общего с ложами других стран. Но такие заявления не соответствуют истине. Масонство имеет определенную организацию. Отдельные масонские ложи, возглавляемые председателем, объединяются в федерацию, во главе которой находится административный орган или совет. Ежегодно центральный орган собирает общее собрание из представителей всех лож данной федерации, причем эти представители избираются ложами одновременно с другими должностными лицами. Таким образом, ни один масон не может не знать, к какой федерации его ложа принадлежит. Русские ложи распределены по многим странам и носят характерные названия: Астрея, Северное сияние, Юпитер, Гермес и др. Ни один русский масон не может утверждать, что не имеет ничего общего с безбожным масонством других стран.

В 1923 году видный русский масон Кузьмин-Караваев заявил на конвенте Великой Ложи Франции: “Мы все, русские беженцы, ваши ученики; мы учимся, как сделаться хорошими масонами, чтобы иметь возможность провести в жизнь масонский девиз: свобода, равенство и братство”.

Заявления, что русское масонство за границей является какой-то отдельной и независимой организацией, содержит в себе неправду.

Масонство едино, несмотря на некоторую разницу ритуалов, даже на некоторую кажущуюся, вернее, показную рознь. Весьма часто слышим речи, будто существует масонство “хорошее” и масонство “дурное”, однако в речах и писаниях видных масонов мы постоянно встречаем указания на единство мирового масонства, несмотря на видимую в нем рознь. (В основу всех масонских статутов положена так называемая конституция Андерсона). Брат Кольсон пишет во Всемирных масонских “Анналах”: “Нет иностранцев под нашими колоннами” (т.е. в ложах). Общепризнанный масонский авторитет брат Рагон заявляет: “Основной характер масонства — это интернациональность. Масонство едино и всякий ритуал или нация, отступающие от этого принципа, заблуждаются и отходят от масонского пути... Мы не понимаем настоящего масонства, которое могло бы называться английским, шотландским, французским, американским, и т. п. Имеется ли математика английская, шотландская, французская? Нет, есть только математика и также есть только масонство. Некоторые особенности в ритуалах, церемониях и формах приема недостаточны, чтобы национализировать масонство, вопреки его претензии на интернациональность”. Масонство едино, и рознь между различными ритуалами лишь показная, для широкой публики. Принадлежность к этому ритуалу отнюдь не исключает данного “брата” из другого, якобы враждебного ему ритуала. Каждый масон высшей степени обладает и первыми тремя степенями и в качестве мастера является полноправным членом любой ложи земного шара. Всякий масон, какой бы федерации он ни принадлежал, должен вследствие этого нести полную ответственность за ту антихристианскую и антигосударственную работу, которую ведет единый масонский орден, и тот, кто скрывается от этой ответственности за национальными или ритуальными этикетками, или обманывает сам себя, или допускает сознательную неправду.

Указав на вредную деятельность масонства, мы не можем не упомянуть о столь же гибельных учениях и организациях, сродных с ним, находящихся с ним в тесной связи и зависимых от него, каковы: теософия, антропософия, “Христианское знание” и ИМКА.

К глубокому нашему сожалению, эти общества имеют широкое распространение среди нашей эмиграции. Посему мы и считаем своим долгом предупредить нашу русскую паству от столь опасных учений и организаций и призываем всех наших духовных чад не иметь с ними никакого общения.

Принимая во внимание все вышеизложенное, Священный Собор определил:

1. Осудить масонство как учение и организацию, враждебную христианству и революционную, направленную к разрушению основ национальной государственности.

2. Осудить также все сродные с масонством учения и организации: теософию, антропософию, “Христианское знание” и ИМКА.

3. Поручить епархиальным преосвященным и начальникам миссий преподать подведомому им духовенству указания, необходимые для борьбы с указанными вредными учениями и организациями, и для предупреждения православной русской паствы от увлечения ими или от участия в их вредной деятельности через посредство духовной проповеди, внебогослужебных бесед, печати, преподавания Закона Божия в учебных заведениях и особенно через исповедь.

4. Вменить в обязанность пастырям Церкви спрашивать приступающих к исповеди, не состоят ли они в масонских организациях и не разделяют ли этих учений, и, если окажется, что состоят или разделяют, то разъяснить таковым, что участие в указанных организациях несовместимо со званием христианина — члена Христовой Церкви, что таковые должны или решительно отказаться от масонства или сродных с ним учений, или, если они этого не исполнят, не будут удостаиваться Св. Причастия и при дальнейшей неприкаянности будут отлучаться от Св. Церкви.

Преподав вам наши Архипастырские указания относительно врагов Божиих и врагов вашего спасения, мы хотим напомнить вам Апостольские увещевания: Возлюбленные! Имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещевание — подвизаться за веру, однажды преданную святым... назидая себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа для вечной жизни (Иуд 3.19-21).

Всякий рожденный от Бога, побеждает мир, и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий... Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1Ин 5.4,5,10-20). Аминь.

Председатель Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заграницей 
† Митрополит Антоний
15/28 августа 1932 г.
День Успения Божьей Матери
Сремские Карловицы, Югославия


ДУХОВНОЕ СЛОВО СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ СЕРБСКОГО

Паломнику Ивану на его вопрос: что самое важное для спасения души

И я хочу тебя что-то спросить, дорогой спутник, и если ответишь мне, то ответишь и себе. Что самое нужное для новорожденного? Пища ли, тепло ли, купанье или уход? Ты можешь сказать, что из этого что-нибудь необходимее другого? Но должен признать, что все эти четыре условия весьма важны для правильного развития ребенка.

Душа пробудившегося и раскаявшегося человека подобна новорожденному дитяти Вспомни, как говорил Христос Никодиму о вторичном рождении человека. Новорожденная душа должна питаться наукой Христовой, очищаться постом и молитвой, согреваться любовью к своему создателю, бодрственно беречься от всех стрел и погибели, следя за своими мыслями и желаниями. 

Не заповедал ли нам Спаситель через Своих Апостолов: если любите меня, соблюдите мои заповеди (Ин. 14, 15)? Не сказал: Заповедь, но заповеди, то есть все. А заповеди Христовы относятся к трудам над нашей собственной душой. Не к одному труду, но ко многим трудам.

Ты известный садовод. Сколько трудов у тебя с каждым плодовым деревом. Ты ведь ни одного не оставляешь. Как же можем мы оставить хоть один из трудов о душе нашей, единственной нашей собственности, не поглощаемой ненасытной смертью?

Мир тебе и радость о Господе!


НОВОЕ В ИНТЕРНЕТЕ

Romanitas - новый интернет-узел об Истинном Православии
http://www.romanitas.ru

Romanitas - "Римские Известия", так называется новый интернет-проект задуманный известным историком и церковным писателем, старостой прихода РПАЦ в Гилфорде (Великобритания) Владимиром Моссом и прихожанином Храма во имя Царя-Мученика Николая на Головинском Кладбище (РПАЦ) Антоном Тер-Григоряном. Узел имеет надписание "сервер Российской Православной Церкви", но, разумеется, не является официальным.

Программа проекта, заявленная как в названии, так и во вступительной статье, состоит в утверждении единства в пространстве и времени Римской Ойкумены - преемственно представленной Первым, Вторым и Третьим Римом, "римскость" в политическом и культурном смысле, составляет неотъемлемую часть Истинного Православия в смысле Церковном. Преимущественное внимание в материалах сервера будет уделено святоотеческим творениям (9/10 пространства сервера, как заявлено во вступительной статье). 

Пока большая часть материалов (Разделы "Новости", "Основы Православия", "Апологетика", "История", "Иерархия", "Фотографии", большинство житий святых и святоотеческих творений) узла заимствована с других истинно-православных страниц, прежде всего "Церковности" и "Вертограда", что тоже нелишне, поскольку наличие копий уберегает материалы от пропажи при всевозможных компьютерных несчастьях. Огорчает, однако, то, что часть материалов скопирована не очень аккуратно и потому плохо читается. 

Наибольший интерес представляет английская часть сервера [http://www.romanitas.ru/eng/index.htm], где размещены служба всем Святым на островах Британских Просиявшим, английский православный месяцеслов, большинство работ Владимира Мосса, написанных им за последние несколько лет количество которых столь велико, что мы предоставляем читателем самим ознакомиться с оглавлением (не хватает, кажется, только его книги об Апокалипсисе и ряда работ по истории Катакомбной Церкви), а также работы госпожи Ольги Мосс (в частности - большая работа, написанная кажется для катехизического чтения, излагающая в строго святоотеческом духе жизнь Господа Иисуса Христа). Будем надеяться на то, что постепенно появятся и переводы этих работ на русский язык.

Есть уже и сейчас ряд оригинальных материалов и в русском разделе сервера, например, замечательная работа Ольги Мосс "Отблески иного мира" [http://www.romanitas.ru/texts/GLIMPSES%20OF%20ANOTHER%20WORLD%20(RUSSIAN).htm ], посвященная православным чудесам в наше время. 

Новое на православных интернет-страницах

Церковный Листок

Окружное послание Архиерейского Собора РПЦЗ посвященное "Декларации митр. Сергия": http://www.listok.com/document2.htm 

Документ Петроградских "иосифлян" об отложении от митр. Сергия: http://www.listok.com/document4.htm 

Священномученик Виктор (Островидов). Из послания 1928 г. против "Декларации митр. Сергия": http://www.listok.com/document5.htm 

Последствия "Декларации митр. Сергия" - из работы проф. И.М. Андреева: http://www.listok.com/document3.htm 

Р. Вершилло. О "суздальском" расколе - http://www.listok.com/article10.htm - Попытка "ревнителей" в рядах РПЦЗ быть "и нашим и вашим" и показать архиереям-отступникам, что "ревнители" не за "суздальский раскол" (то. есть РПАЦ). Написана статья совершенно путано, с чудовищным перевиранием фактов (хронологические ошибки в 2 года,  с умалчиванием всех невыгодных для иерархов РПЦЗ событий (чудовищных канонических нарушений, действительного канонического статуса РПЦЗ и.т.д.), с изложением воззрений на Церковь и каноны полностью противоположных святоотеческим, - в общем, не лучший образец "жанра" даже в "антисуздальской" полемике. К тому же работа устарела - в 1998 г. отступники в РПЦЗ притворялись православными, в 2001 уже не притворяются, так что весь расклад уже не тот, что с обоих сторон православные, но одна из сторон (якобы) нарушила каноны, а тот, что на одной (иерархи РПЦЗ), стороне уже не православные. Но ссылку даю - из жалости... Может кто-нибудь толковую рецензию напишет.

Златоуст

Н. Перелыгин. Неведомый миру подвижник - http://hristov.narod.ru/podvizhnik.htm - очень трогательная христианская повесть.

Иером. Дионисий Алферов. Языческое и христианское в русской душе - интересная статья против "националистического" неоязычества -  http://hristov.narod.ru/russoul.htm (Вопрос в авторе - где-то я видел эту статью подписанную братом о. Дионисия - о. Тимофеем Алферовым)

"Церковная История" Евсевия Памфила  

Знаменитейший труд по истории древней Церкви в библиотеке "Благовест". Поскольку он оень большой, то лучше скачать себе zip-файл:  http://www.wco.ru/biblio/zip/pamfil1.zip


Ведущий - Егор Холмогоров ( holmogor@ncport.ru )
Узел "Церковность" [ www.church.ru ]
Архив рассылки: http://subscribe.ru/archive/religion.churchru
Дискусионный лист:
http://groups.yahoo.com/group/churhru 
Подписка на дискуссионный лист: churhru-subscribe@yahoogroups.com
Писать в дискуссионный лист (только для его подписчиков): churhru@yahoogroups.com



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное