Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Истинное Православие: учение, жизнь, новости...
Истинное Православие
Учение, Жизнь, Новости
Выпуск 62. (Основной)
10 / 23 апреля 2001.
Церковные Новости
Печальная
статистика: духовенство РПЦЗ знает правду
об Октябрьском соборе, но скрывает ее от
прихожан
История Церкви
Владимир Мосс. Православная
Церковь на перепутьях. ч5. Второе падение
Константинополя
Духовное слово святителя Николая
Сербского
Степану Ч.,
который спрашивает: "Что делать,
чтобы нам лучше было?"
Новое в Интернете
Новое
на узле "Церковность"
Новое
на православных страницах в Интернете
Христос Воскресе!
Приветствую дорогих читателей и прощаюсь с
ними на какое-то время, поскольку в течении
некоторого времени не буду в тех краях, где
можно часами сидеть за компьютером,
подготовляя новые выпуски рассылки. Прежде
всего - в богоспасаемом граде Суздале. Но
надеюсь, что вернусь оттуда с массой новой
информации, материалов и впечатлений,
прежде всего от предстоящего прославления
Св. Филарета (Вознесенского). Пока же
вниманию уважаемых читателей предлагается
целый ряд интереснейших материалов -
начиная от интервью Митрополита Валентина
информационной службе Strana.ru, и
заканчивая почти детективной историей "второго
падения Константинополя", рассказанной
Владимиром Моссом в его очерках по истории
Истинной Православной Церкви в ХХ веке.
10.04.2001
Понедельник 2-й Седмицы по Пасхе
Ваш,
Егор Холмогоров
ИНТЕРВЬЮ ПЕРВОИЕРАРХА
РОССИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
МИТРОПОЛИТА СУЗДАЛЬСКОГО И
ВЛАДИМИРСКОГО ВАЛЕНТИНА ИНФОРМАЦИОННОЙ
СЛУЖБЕ STRANA.RU
[http://www.strana.ru/society/religion/2001/04/23/988030264.html]
- Как Вы оцениваете будущее
Российской Православной (Автономной)
Церкви в России и за ее пределами?
- Мы верим и надеемся, что русские люди,
взыскующие истинного святоотеческого
Православия, соберутся под омофор
Российской Православной Церкви, и мы, с
Божьей помощью, восстановим ее
каноническую структуру и нормальную
церковную жизнь в ней - пусть не сильной
числом, но крепкой духом. Мы молимся Господу
Богу и надеемся на Его помощь, что в нашем
Отечестве прекратится антиправовой
произвол в религиозных вопросах, когда
одной конфессии предоставляются все
преимущества, а на Российскую Православную
Церковь, которая не согласна с МП по ряду
вероучительных, нравственных и
канонических вопросах, - обрушиваются
преследования.
Мы возлагаем свои надежды на то, что в
сегодняшней архисложной церковной
ситуации, которые творятся не только в
России, но и далеко за ее пределами, где
практически все поместные Церкви участвуют
в ереси экуменизма и тем самым разрушают
здравый костяк Православия, мы сможем
предоставить каноническое прибежище всем
тем, кто хочет жить и исповедовать
Православие, кто стремится не только
сохранить его, но и исповедовать
Православное вероучение не только словом,
но и самой своей жизнью.
- Случится ли раскол в РПЦЗ?
- Полагаю, что большого раскола не случится,
потому что там почти некому "раскалываться".
Некоторые из тех, кто не согласен с
решениями иерархов РПЦЗ, будут искать новые
юрисдикции, а некоторые, относящие
индифферентно к Православному вероучению,
предоставят Зарубежному Синоду делать все
то, что он пожелает. Надо не забывать, что
большинство, у кого искренне теребила
совесть по поводу происходящего в РПЦЗ,
ушли в 1995 году, когда Зарубежным Синодом
были противоканонично запрещены несколько
Российских Преосвященных. Ведь тогдашний
конфликт был конфликтом не из-за власти, а
по важнейшему вопросу - о будущем
Российской Церкви в России - станет ли она
"разменной монетой" в игре тех сил в
РПЦЗ, которые уже тогда стремились слиться
с МП на наиболее выгодных для себя условиях,
или же будет расти и крепнуть, становясь
прибежищем для всех, ищущих чистого
Святоотеческого Православия. Зарубежный
Синод свой выбор сделал. Поэтому сейчас,
когда зарубежные иерархи предали ту
Церковь, которая анафематствовала
экуменизм и канонизировала новомучеников,
некоторые от них отошли, а остальные
поспешат за своими архиереями в объятия "мирового
православия".
- Что же, по-вашему, должно произойти в
Русской Православной Церкви Московского
Патриархата, чтобы Ваша юрисдикция вошла с
ней в общение?
- Это весьма гипотетический вопрос.
Московская Патриархия с момента ее
создания митрополитом Сергием с одной
стороны и тираном Иосифом Сталиным с другой
стороны, весьма глубоко увязла в различных
отступлениях канонических и нравственных
неправдах. Рассчитывать на ее "самоисцеление"
нет никакой надежды, поскольку МП возникла
как организованная неправда, а исправление
означало бы ее фактическое самоупразднение.
Здесь можно надеяться только на чудо Божие.
Случалось в церковной истории так, что
казалось бы, совсем уже изгнанное из мира
Православие восстанавливалось, еретики -
изгонялись, а прежние гонители Православия
склоняли свои головы и сердца перед Истиной.
Что можно было бы посоветовать и что для
этого нужно сделать, трудно даже
предположить. Если бы какой-нибудь способ
существовал, то, наверное, кто-то попробовал
бы его осуществить, однако пока что всем,
кто не хочет обманывать более свою совесть
и стремится жить по совести, по заповедям
святого Евангелия, по советам Святых Отцов,
приходилось покидать МП, а не производить в
ней изменения.
- Какие у Вас отношения со
старостильниками?
- Мы относимся с любовью ко всем
православным христианам, как и заповедано
Господом нашим Иисусом Христом, но
отвергаем всякое нарушение Апостольских
правил, Вселенских и Поместных Соборов. Мы
сочувствуем борьбе Старостильников против
экуменизма, ведения нового стиля и проч.
К великому сожалению, надо заметить, что у
греков-старостильников много разных групп -
матфеевская, хризостомовская,
каллиникитская, бостонская, которые
переживают до сих пор период
дезорганизации, поэтому мы пока считаем за
лучшее следовать решению Архиерейского
Собора Зарубежной Церкви 1975 г. под
председательством Святителя Филарета (Вознесенского)
о том, чтобы воздерживаться от установления
общения с ними пока они не объединятся
между собой или хотя бы не установят
общения друг с другом. Предложения об
общении были, но мы не торопимся с ответом, в
надежде на то, что настанет более
благоприятный момент, когда мы сможем
общаться с единой Греческой Истинно-Православной
Церковью, а не с отдельными группами. Но это
временное воздержание от общения носит
чисто церковно-административный характер.
- Не жалеете ли Вы о Вашем уходе из РПЦ МП в
1990 году?
- Жалели ли евреи о том, что ушли из "дома
рабства" - Египта? Те, кто привыкли к
египетским мясам - жалели. Те, кто ревновали
о Господе - конечно же нет!
- Считаете ли Вы, что иного выхода у Вас не
было, и если да, то почему?
- Во время моего пребывания в МП я стремился
служить Церкви Божией по мере своих сил,
хотя я вырос в среде катакомбных монахинь
"тихоновцев", которые учили меня
рассматривать всю машину МП изнутри, со
всеми ее винтиками, а рассматривая МП, я
почти всегда видел то, что она основана на
лжи и презрении "пастырей" к пастве.
Московская патриархия на сегодняшний день -
это государственная религия. К моему стыду
и великому сожалению, мне приходилось идти
на некоторые мучительные для совести
компромиссы, иной раз - отказываться видеть
и замечать то, что бросалось в глаза, и было
непримиримо с нормальной православной
жизнью. Старался оправдывать архиереев МП,
что им при коммунистах, под дулом пистолета,
иначе нельзя дать людям возможность
молиться в храмах и поучаться в слове
Божием.
Началась перестройка, пистолет исчез, а
чудовищность той неправды, с которой
предлагалось смириться, "не замечать",
она еще с большей силой возрастала. Рано или
поздно чаша терпения переполнялась. Почти
никому не удавалось покинуть МП без труда и
искушений, всегда существуют какие-то
зацепки, которые держат даже тогда, когда
совести все ясно. У кого-то человеческие
привязанности, у кого-то высокое положение,
у кого-то какие-то лукавые расчеты, но
Господь помогает, Он освобождает от этих
зацепок, иной раз, - проводя через суровые
испытания.
О всех своих грехах, совершенных будучи в МП,
я неоднократно приносил покаяние в храме
при всем честном народе, которые простили
меня. А ныне каждодневно молюсь Господу
Богу и прошу Его не помянуть беззакония моя
и продлить мое служение Церкви Божией,
Православию, России и православному народу,
сущему не только в России, но и далеко за ее
пределами, не за страх, а за совесть.
- Когда Вы служили в юрисдикции
Московского Патриархата, что Вы знали о
Зарубежной Церкви?
- В детстве я воспитывался в лоне
Катакомбной Церкви, где за богослужениями
поминалось имя митрополита Анастасия -
Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви.
Потом моим духовным отцом стал Митрополит
Нестор, знаменитый Камчатский миссионер,
долгие годы служивший в Зарубежной Церкви в
Китае, а после войны приехавший в СССР,
поверив обещаниям представителей МП,
постоянно твердивших, что на Родине гонения
на Церковь кончились. Он поплатился за свою
доверчивость десятью годами лагерей. От
него я тоже немало узнал о жизни Зарубежной
Церкви.
В монашество меня постригал архимандрит
Серафим (Смыков, бывший пастырь Зарубежной
Церкви) - рукоположенный в свое время
Митрополитом Антонием (Храповицким) и
приехавший в годы войны в Россию из
Югославии, чтобы возрождать веру в русском
народе, когда при немцах начали открываться
храмы. В частности он открыл Свято-Екатериновский
собор в г. Краснодаре. Так что из моих
детских и юношеских впечатлений я немало
знал о Русской Зарубежной Церкви, хотя
понятно, что мое представление было
несколько идеализированное, и мне суждено
было застать Зарубежную Церковь не в лучший
ее период, пережив немало разочарований.
Мне суждено было общаться с таким великим
иерархом, как Епископ Григорий (Граббе),
управлявший делами РПЦЗ в течении 50-ти лет,
а последние годы почти в одиночку
сражавшийся с отступничеством ее иерархов.
Перед самой своей смертью он настоял, чтобы
его привезли в Суздаль - уже в инвалидном
кресле он молился и служил с нами, и как бы
передал нам лучшие заветы Зарубежной
Церкви.
Российская Православная Церковь не есть
простое продолжение Зарубежной Церкви, - в
ней собрались и те многочисленные
катакомбники, и те, кто был в РПЦЗ, и те, кто
вышел из МП, осознав ее неправду, чтобы
восстанавливать истинную Православную
Российскую Церковь, исповедующую
святоотеческую веру и строго хранящую
каноны и уставы Православия.
- Каково Ваше отношение к тому, что свт.
Иоанн Шанхайский поминал на проскомидии
Патриарха Алексия I (Симанского)?
- Я думаю, что это - дезинформация. Такое
утверждение основано на словах не так давно
скончавшегося епископа Американской
митрополии Василия (Родзянко). Он всю жизнь
прилагал усилия к тому, чтобы доказать, что
Зарубежная Церковь и Московская Патриархия
сохраняли добрые отношения, что только "экстремисты"
в РПЦЗ выступали против МП. И я думаю, что на
старости лет он, скорее всего, просто
преувеличил, стараясь выставить святителя
Иоанна другом Московской Патриархии.
Если святитель Иоанн считал возможным
поминать патриарха Алексия I на проскомидии,
то почему же он в 1945 так решительно разорвал
с этим патриархом, когда ненадолго оказался
в его юрисдикции? Почему он, рискуя жизнью,
старался вывести свою паству из пределов
юрисдикции этого патриарха в
коммунистическом Китае? Почему его подпись
стоит на многих обличающих патриархию
документах Зарубежных Соборов? На
сегодняшний день положение еще хуже. Когда
святитель Иоанн почил о Господе, экуменизм
только зарождался, была надежда на то, что
иерархи МП придерживаются сергианского
курса только из страха за свою жизнь. В
настоящее время экуменизм разрушил уже
практически все православные поместные
Церкви, а Московская патриархия на своем
"юбилейном соборе" приняла откровенно
экуменическую "доктрину об отношении к
инославным", прямо противоречащую
святоотеческому учению, да и на предыдущих
своих соборах принимала ереси, например, в
1994 году МП соборно постановила возможность
молитв с инославными, а ведь это запрещено
правилами Соборов и Святых Отцов.
Прошло десять лет с тех пор, как для
иерархов МП исчезла всякая угроза от
коммунистических властей, однако они
упорно настаивают на сергианском курсе,
усугубляя его. И когда мы думаем о Святителе
Иоанне и задаем себе вопрос: мог ли он быть в
числе тех иерархов РПЦЗ, которые прошлой
осенью выражали стремление соединиться с
МП? И ответ нам ясен - нет, не мог.
СВЯТЫЕ ДНИ В СУЗДАЛЕ
Этот фоторепортаж , рассказывающий о Страстной Седмице и Святой Пасхе в Суздале, сделан клириком Российской Православной Церкви иеромонахом Августином (Лим), рукоположенным и постриженным в монашество в Суздале и назначенным настоятелем прихода во имя Святого Архистратига Михаила в Гилфорде (Великобритания). Он замечательно передает неповторимую молитвенную праздничную атмосферу, царившую в эти дни в этом святом городе являющимся кафедральным городом Предстоятеля Российской Церкви.
Великая Среда, вечер накануне Великого
Четвертка, когда все православные
христиане традиционно стараются
причаститься. Исповедь в
Цареконстантиновском кафедральном соборе
Суздаля принимает Митрополит Валентин.
Страстная Пятница - день воспоминания
страданий и смерти Господа. Плащаница в
Цареконстантиновском Соборе.
Чин погребения Плащаницы совершают
Митрополит Валентин, Архиепископ Феодор и
Архиепископ Серафим (он на переднем плане)
Великая Пятница. В этот день суздальчане
стараются придти в храм на помазание.
Помазание совершает священник Алексий
Лебедев - настоятель общины в Гатчине,
рукоположенный в конце Великого Поста
Великая Суббота. Множество суздальчан
приходит к Цареконстантиновскому собору
для освящения куличей и пасх. Архиепископ
Феодор совершает освящение (рядом Архиеп.
Серафим).
Освящение совершалось трижды в течении
дня, когда духовенству приходилось
обходить огромную толпу, собравшуюся
вокруг Цареконстантиновского собора.
Суздальчане всех возрастов терпеливо
ожидают освящения.
Святая Пасхальная ночь. В
Цареконстантиновском соборе прошла
особенно торжественная служба. "Христос
Воскресе!" - приветствует верующих
Митрополит Валентин.
И вновь: "Христос Воскресе!"
Светлый Понедельник. Крестный ход в
Суздале
В течение Светлой Седмицы перед Царскими
Вратами на амвоне возлежал благословенный
Артос, который был роздан не только
верующим в Суздале, но и разослан
заботливым Архипастырем во все приходы, где
собственного артоса по каким-то причинам не
имели.
ПЕЧАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА: ДУХОВЕНСТВО РПЦЗ ЗНАЕТ ПРАВДУ ОБ ОКТЯБРЬСКОМ СОБОРЕ НО СКРЫВАЕТ ЕЕ ОТ ПРИХОЖАН
Ведущий интернет-узла "Мысли о России" [http://www.russia-talk.com], размещающего оперативную информацию о кризисе в РПЦЗ, П.Н. Будзилович провел опрос [http://www.russia-talk.com/otkliki/quest.htm] духовенства - участников пастырских совещаний Восточно- и Западно- Американских епархий РПЦЗ, выступивших, как известно, с поддержкой решений Архиерейского Собора РПЦЗ о сближении с МП. Для этой цели 29 марта был разослан опросный лист 60 священникам РПЦЗ. К 23 апреля было получено 5 заполненных анкет. На основании присланных анкет можно сделать следующие выводы (несмотря на то, что прислано было крайне мало анкет, можно предположить, что остальные пастыри не ответили потому, что не захотели отвечать "раскольничьему листку" и их позиция идентична позиции Архиерейского Синода РПЦЗ и не выбивается из общих результатов опроса. Думаем, что с определенной статистической погрешностью результат был бы тот же и при больше выборке):
"1). Архиерейский Синод РПЦЗ не информирует духовенство о происходящих событиях. 2). Духовенство не знакомит своих прихожан с происходящими в РПЦЗ событиями.3). Судя по тому, что участники пастырских совещаний подписались под обращениями от их лица, поддерживающими решения октябрьского Архиерейского Собора и осуждающими тех, кто отказывается соглашаться с этими решениями, можно заключить: а) Американское духовенство РПЦЗ признаёт МП канонической Русской Православной Церковью (или частью Её, как сейчас модно подчёркивать). б). Американское духовенство РПЦЗ не против "объединения" с МП. в). Американское духовенство не считает предосудительным молитвенное и евхаристическое общение с экуменистами. г). Американское духовенство не извещает паству о событиях в РПЦЗ".
Говоря более подробно можно отметить, что
Никто из пастырей не получил никаких документов Собора от Архиерейского Синода (кажется исключение составил 1 пастырь получивший от Синода 1 документ). Таким образом, тем самым можно констатировать, что Русская Зарубежная Церковь не управляется Архиерейским Синодом, потому что никто еще не изобрел другого способа официального церковного управления в нормальных условиях, помимо рассылки письменных документов - указов, постановлений и т. д. заинтересованным лицам - то есть пастырям.
Никто из пастырей РПЦЗ не распространяет информации о происходящем в РПЦЗ в своем приходе, только один распространил два наиболее официальных документа Собора. Из этого может следовать только один вывод: пастыри американских приходов РПЦЗ скрывают информацию о происходящем в РПЦЗ от своих прихожан. Здесь нельзя ссылаться на то, что прихожане должны "сами" узнавать новости. Прихожане могут узнать, а могут и нет. Во всяком случае они этого не обязаны делать, а вот долг истинного пастыря как раз и состоит в осведомлении прихожан о текущей церковной ситуации.
Наконец, из опроса следует, что американские пастыри РПЦЗ хорошо знают о решениях Октябрьского собора и последующих событиях, а значит их поддержка этих решений на пастырских совещаниях является сознательной.
Кроме того, ведущий "Мыслей о России" П.Н. Будзилович рассказывает о некоторой перепалке, в которую вступил в своем письме, присланном вместо анкеты, прот. Виктор Потапов, уже не в первый раз с большой резкостью вступающий в спор с критиками решений Октябрьского собора (обычно сторонники отступничества ведут себя спокойнее - так что, может быть, о. Виктора все же немного беспокоит совесть о делаемом им и его единомышленниками?).
"Письмо комментировать невозможно ввиду его неприкрытой враждебности и отсутствия дельных замечаний. Например, о. Виктор заявляет: "Не сомневаюсь, что результаты затеянного Вами опроса ещё раз неопровержимо подтвердят общеизвестную истину: 'Есть ложь, есть наглая ложь и есть статистика'". Заявление о лжи и статистике в комментариях не нуждается, так как о. Виктор печально известен в РПЦЗ своими нападками на наших архиереев и хорошо знает, о чём говорит. О термине же "подписант" так и хочется сказать, что ему следовало бы ещё поискать его в словарях церковно-славянского языка. О том, что ВСЕ языки в течение ВСЕГО времени развиваются, о. Виктор, как видно, не знает...
И, наконец, письмо заканчивается "опросным листом", составленным о. Виктором. Берём в кавычки, потому что это не опросный лист, а 13 заявлений без возможности ответить "да" или "нет" (как в нашем опросном листе). Но это маловажная деталь. Самое же главное в этом "опросном листе" то, что в нём "вопросы" не о неоспоримых ФАКТАХ, а о туманных мнениях о. Виктора, по почти каждому из которых можно вести долгие дискуссии! В нашем опросном листе спрашивается -- знаком ли участник пастырского совещания с тем или иным документом, распространял ли он эту информацию в своём приходе и из какого источника он получил данный документ и/или информацию - коротко и ясно. Как и всё своё письмо, так и свой "опросный лист", о. Виктор просил поместить на узле "Мысли о России". В этом ему было отказано с ВЕЖЛИВЫМ указанием того, что узел "Мысли о России" не создан для полемики, а для информирования".
Впрочем, П.Н. Будзиловичу не стоит расстраиваться относительно ответа о. Виктора - тот вместо анкеты оставил документы, выполненные в другой социологической методике - глубинного интервью, например в своем "Открытом письме" "Вертограду". Глубинное интервью предоставляет возможность аналитику понять те мотивы, ту систему взглядов, на которые опирается отвечающий. Эта система взглядов была в свое время вскрыта в ответе Вертограда о. Виктору довольно отчетливо.
Владимир Мосс
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ НА
ПЕРЕПУТЬЯХ
ЧАСТЬ 5.
ВТОРОЕ ПАДЕНИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ
С точки зрения Православных Церквей Греции и Балкан результаты I Мировой Войны были неоднозначны. С одной стороны, лютые враги Православия, как на Западе, так и на Востоке, - протестантская Германия, католическая Австро-Венгрия и мусульманская Турция - потерпели поражение. С другой стороны, главная опора православных во всем мире - православная Россия - рухнула, уступив место ужасающей богоборческой системе, которая вскоре пожрала девять из каждых десяти православных христиан.
Пожалуй, худшим из долговременных последствий этой войны, хотя это и не сразу стало очевидным, оказалось значительно возросшее влияние англосаксонских народов - главных пропагандистов экуменического движения. Это влияние особенно сильно чувствовалось в Греции. С перемещением центра политической тяжести от германских сил к англосаксонским, иерархия Греческой Церкви вскоре почувствовала на себе пагубное влияние экуменизма.
Вселенская Патриархия смотрит на Запад
Начало падения Греческой Церкви может быть отнесено к 1919 г., когда местоблюститель Константинопольского патриаршего престола, митрополит Дорофей Брусский, ввел два важных и тесно между собою связанных новшества в тактику поведения патриархата по отношению к Оттоманской Империи, с одной стороны, и к западным ересям - с другой.
Поражение Оттоманской империи в мировой войне и появление Греции в числе держав-победительниц, внушила константинопольским грекам мысль о том, что теперь, с помощью западных союзников, «великая идей» (и мегáли идéа) возврата всех исконно греческих территорий близка к осуществлению. В этом их поддерживало афинское правительство во главе с критским националистом Елевферием Венизелосом. Так, 21 января 1919 г. митрополит Дорофей, под защитой расположенного в городе Греко-Иритского полка, приступил к отмене преподавания турецкого языка в греческих школах. Затем, 16 марта, в церквах Константинополя была обнародована резолюция об «Объединении с Грецией», после которой патриархия и греки отказались сообщаться с Блистательной Портой. Когда греки также отказались участвовать в ноябрьских выборах, разрыв с турецкими властями оказался полным. Патриархия в сущности организовала политический заговор против Оттоманской империи.
Поскольку такой заговор требовал политической и военной поддержки всех нетурецких сил в регионе, патриархия принялась заводить дружбу с теми, по отношению к кому она с религиозной точки зрения всегда была расположена враждебно. В январе 1919 г. была проведена греко-армянская конференция, с целью координирования деятельности этих двух групп населения в городе . Затем, летом, митрополит Николай Кесарийский от имени патриархии принял приглашение Совместной комиссии Всемирной Конференции «Вера и Устройство», предтечи Всемирного Совета церквей, принять участие в ее предварительной конференции в Женеве в будущем году. Он сказал, что патриархия «протягивает руку помощи трудящимся на том же поле и в том же винограднике Господнем». Возможно, это было первое недвусмысленно экуменическое высказывание Вселенской патриархии, которым она в действительности признавала, что западные еретики принадлежат к истиной Церкви. И в самом деле, патриархия посылала представителей на все конференции в период между двумя мировыми войнами: в Женеву в 1920 г., в Лозанну в 1927 г. и в Эдинбург в 1937 г.
Окружное Послание 1920 года
В январе 1920 г. митрополит Дорофей со своим Синодом выпустил в свет документ, ставший в действительности программой экуменизма. Это окружное послание была выработано на конференции иерархов-профессоров богословской школы на острове Халки, возглавляемой митрополитом Германом Селевкийским (впоследствии Фиатирским и Великобританским). Оно было адресовано «всем Христианским Церквам всего мира» и провозглашало, что «первой необходимостью является оживление и усиление любви между Церквами, не считая друг друга странными и пришельцами, но близким и родными во Христе и едиными сонаследниками обетования Божия во Христе».
«Эта любовь, - продолжает послание, - и благожелательное расположение друг ко другу могут быть выражены и доказаны, на наш взгляд, особенно посредством следующих действий:
а) принятие единого календаря для одновременного празднования великих христианских праздников всеми Церквами;
б) обмен братскими посланиями в дни великих праздников единого календаря;
в) близкие дружеские отношения между представителями различных Церквей;
г) общение между богословскими школами и представителями богословской науки, а также обмен церковной периодикой и изданиями, выходящими в каждой из Церквей;
д) посылка молодых людей из школ одной Церкви на учебу в школы других Церквей;
е) созыв общехристианских конференций для уяснения вопросов, представляющих общий интерес для всех Церквей;
ж) объективное историческое исследование богословских различий;
з) взаимное уважение к обычаям и обрядам, принятым в различных Церквах;
и) урегулирование вопроса о смешанных браках между представителями разных конфессий;
к) взаимная поддержка в деле укрепления религиозной веры и филантропии».
Беспрецедентность этого окружного послания заключается, во-первых, в том что оно было адресовано не к одним Православным Церквам, но вместе и к православным, и к еретикам, как если бы между ними не имелось существенных различий, но все они равно были бы «сонаследниками Божиими во Христе»; во-вторых, в том что предполагаемое сближение виделось достижимым не через принятие еретиками истины Православия и их искреннее покаяние и отвержение своих заблуждений, но через разные внешние мероприятия и, следовательно, через взаимное приспособление православных и еретиков; и в-третьих, в том что предложение единого всеобщего календаря для совместного празднования праздников противоречило каноническому праву Православной Церкви.
Реальная цель послания была политической - добиться поддержки западных «церквей», и особенно англикан, с тем чтобы они убедили свои правительства одобрить план Дорофея и Венизелоса касательно греческого Константинополя и передачи грекам Смирны и ее окрестностей. Так еще 28 марта 1919 г. Дорофей писал архиепископу Кентерберийскому: «Мы умоляем Вас оказать энергичную поддержку Британскому правительству... в его усилиях удалить турок (из Стамбула). Воскрешение Христианства на Ближнем Востоке и восстановление церкви Святой Софии не может быть достигнуто никакими иными средствами, кроме этого совершенного и окончательного изгнания».
Трагичность положения греков заключалась в том, что, несмотря на поддержку, оказанную Дорофею Англиканской церковью, союзники так никогда и не приняли участие ни в удалении султана, ни, тем более, в поддержке создания греческого королевства в Малой Азии, что означало бы настоящую войну с Турцией. Cоюзные части, расположенные в Константинополе, находились там не как постоянные оккупационные силы, но только с целью поддержать христианское меньшинство (что они с успехом и сделали в сентябре 1922 г.) Более того, позиция греков вызвала у турок противодействие и привела к созданию мощного турецкого националистического движения.
В августе 1921 г. Севрское соглашение оставило туркам контроль над Константинополем, хотя и защитило права расовых, религиозных и языковых меньшинств. В ноябре 1920 г. Венизелос и его либеральная партия потерпели сокрушительное поражение на греческих выборах, и в декабре греки проголосовали за возвращение умеренного короля Константина. Однако это не охладило националистический пыл Фанара, призывавшего к отставке короля ради блага греческой нации и даже подумывавшего о его отлучении!
В марте 1921 г. делегация патриархии во главе с митрополитом Дорофеем отправилась в Лондон, где она встретилась с лордом Керзоном, министром иностранных дел Великобритании, королем Георгом V и архиепископом Кентерберийским; подобная поездка на Запад старшего православного иерарха была первой со времени злополучного участия патриарха Иосифа во Флорентийском соборе в 1438 г. И там, подобно Иосифу, Дорофей, у которого случился сердечный приступ, умер, как раз тогда, когда должен был получить почетный титул вице-президента Всемирного Конгресса за дружбу во всем мире через Церкви. Постигшая в течение последующих нескольких лет греческую Церковь и нацию ужасная трагедия, которую в немалой степени должно относить на счет националистически-экуменической политики Дорофея и его Синода, - классический пример разрушительных последствий от привнесения мирских, политических страстей и амбиций в жизнь Церкви.
Выдвижение Мелетия Метаксакиса
1921 г. был переломным как для Церкви, так и для государства. В июле греческая армия численностью в сто тысяч человек завладела Анатолией; но греки начали испытывать трудности с провиантом, т.к. поддерживаемые большевиками части Кемаля зашли им в тыл и 5 сентября остановили их у реки Сакария. Затем, потеряв четыре тысячи убитыми и двадцать ранеными, греки начали отступать. Несмотря на то, что французское и итальянское правительства признали новое националистическое правительство в Анкаре, и на то, что британское правительство никогда не соглашалось поддержать вторжение, греки все еще надеялись на помощь Запада в реализации их «великой идеи». В Константинополе, между тем, длительная борьба за контроль над патриархией между монархической и венизелистской фракциями окончилась избранием, 6 декабря 1921 г., Мелетия IV (Метаксакиса), критянина, как и Венизелос, и крайнего венизелиста по своим политическим взглядам.
Карьера Мелетия изображена у епископа Фотия Триадицкого следующим образом: «В миру он звался Эммануилом Метаксакисом. Родился он 21 сентября 1871 г. в селении Парсас на острове Крит. В 1889 г. поступил в Семинарию Святого Креста в Иерусалиме. В 1892 г. был пострижен с именем Мелетий и рукоположен в сан иеродиакона. По окончании богословского курса в семинарии он в 1900 г. патриархом Дамианом Иерусалимским был назначен секретарем Священного Синода Иерусалимской Церкви. В 1908 г. патриарх Дамиан изгнал Мелетия из Святой Земли вместе с тогдашним администратором Хризостомом, впоследствии архиепископом Афинским, за “деятельность против Святого Гроба” [т.е. антицерковную деятельность]. В начале 1909 г. Мелетий Метаксакис стал франкмасоном и затем, в 1910 г., был избран митрополитом Китийским (на Кипре)». Это избрание выглядит неожиданным ввиду того, что киприоты всегда избирают только киприотов же на престол своей Церкви. Объяснить этот факт можно лишь тем, что тогдашний архиепископ Кипрский Кирилл, впоследствии введший новый стиль в своей Церкви, был также масоном и, возможно, помог продвижению своего собрата-масона.
Епископ Фотий продолжает: «В предвоенные годы митрополит Мелетий начал успешные переговоры в Нью-Йорке с представителями Епископальной церкви Америки, с целью “налаживания взаимоотношений между двумя Церквами”. После смерти патриарха Иоакима III 13 июня 1921 г. Мелетий был назван кандидатом на патриарший престол в Константинополе. Однако, Священный Синод решил, что Мелетий, согласно канонам, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата».
10/23 ноября 1916 г. греческий министр Андреас Михалокопулос написал премьер-министру Венизелосу, настаивая на необходимости радикальной реформы Греческой Церкви, которая сблизила бы ее с Западом. И он выдвинул предположение, что Мелетий может стать подходящим проводником этой реформы. В своем письме он дошел не менее как до предложения коренной реформации Православной Церкви в протестантском направлении:
Господин Премьер, я говорил вам уже давно, на Совете Министров, что поле того, как мы доведем до успешного завершения предпринятую вами национальную борьбу, вам будет необходимо для блага страны позаботиться и о другом, столь же важном деле, - о модернизации наших религиозных дел. Чтобы возглавить эту поистине революционную реформу, вам понадобится дальновидный иерарх, почти такой же, каков Вы в политике. У вас есть такой: я говорю об иерархе с Кипра (Мелетии Метаксакисе). Под вашим руководствам он станет Венизелосом Греческой Церкви.«
Каковы же суть элементы, которые (как только политическая революция удалит архиепископа Прокопия Афинского и ему подобных) потребуют реформ в интеллектуальных и монашеских кругах на будущем всеобщем или, возможно, только лишь греческом Соборе?
Отмена постов, которые на сей день являются простой формальностью. Никто не соблюдает постов, за исключением тех, кому нечего есть. Англичане и немцы, и даже северные итальянцы, которых освободили от религиозного фанатизма, едят хорошо и, по причине хорошего питания, работают хорошо и созидают здоровую расу. Питание дает необходимые силы, чтобы работать, работа приносит выгоду, а выгода - хорошее питание. Я не думаю, что северные итальянцы хуже южных, которых серьезная пропаганда Общества Данте Алигьери не сумела вырвать из цепких когтей религиозных предрассудков.
Модернизация различных обрядов и богослужения. Пусть на них меньше присутствуют священник, певцы и диакон, а больше - вразумительный проповедник. Что посещающий религиозные церемонии народ может реально понять... в течение этих часов, потраченных в стоянии столбом? Ничего. Если обязать священника прочесть два-три гимна... и проповедовать в течение получаса, слушатели получат из этого за весьма краткое время гораздо больше пользы с общественной, нравственной и патриотической точек зрения.
...Священники, получая образование в специальных школах, будут изучать не значение (далее приведена одна фраза из литургии, которую Михалакопулос даже не понимает, т.к. он неправильно цитирует ее)..., а то, как говорить народу в доступной форме о трезвости, бережливости, любви к своей стране, даже о политических обязанностях своих слушателей, и о многом другом.
Мы отменим разные праздники св. Афанасия, св. Андрея и т.д., и т.п., которые суть ничто иное, как поводы для праздности. Выходного в воскресенье и двух или трех праздничных дней в году будет вполне довольно для бездельников. В деревнях праздников больше, чем рабочих дней... Отсюда праздность и ее пагубные последствия: пьянство, игра и преступность в оставшееся свободным после литургии время дня. Очевидно, что вполне удалить идею святости к сожалению невозможно... Однажды в мои руки попала французская книга, которую моя страсть к чтению заставила меня прочесть, под названием “Проповедническое обозрение”, толстенный том... Мы будем издавать книги именно такого типа, плод сотрудничества здоровой церкви со светскими писателями. И слово “святой” исчезнет...
Монастыри, источник всякого растления и всякого злоупотребления судьбой и нравами, будут отменены. Их земли будут преданы в руки крестьян...
Конечно, все вышеописанное - лишь весьма малая часть программы. Множество других вещей нужно будет реформировать... Они скажут вам, господин Президент, что привести эти планы в исполнение трудно, что люди восстанут против новых иконоборцев, что вспыхнет революция против нечестивцев. Ничего этого не сможет случиться после того, как возрастет ваш собственный престиж... Если мы добьемся успеха на государственном уровне, то тогда последует другая чистка, чистка внутренняя, и никто не сможет спровоцировать какие-либо волнения... Церковная иерархия, которую мы научим, как подготовить реформу, отзовется на наши нужды в урегулировании религиозных дел, которое последует вслед за упразднением турецкого государства и передачей территорий, находящихся под юрисдикцией Вселенской патриархии... Борьба, которая в недалеком прошлом велась во Франции, была не меньшей, чем та, которая предвидится здесь...»
Таким образом, революция, которая должна была произойти в Греции, изначальна была задуман столь же глубокой и радикальной, как и Французская революция; и не случайно ее осуществление стало возможным в один год с русской революцией - 1917-й, когда Венизелос пришел в Афинах к власти посредством военного переворота «на танках из-за границы». Он принялся за дело немедленно.
В 1918 г. традиционалист архиепископ Феоклит Афинский был неканонично низложен «за подстрекательство к анафематствованию Елевферия Венизелоса». Двумя годами позже Феоклит был оправдан. Но дело было сделано - Мелетий был вызван из Америки и интронизирован как архиепископ Афинский в ноябре месяце 1918 г.
Немедленно, в январе 1919 г., Мелетий поднял вопрос о реформе календаря. Единственным препятствием к введению нового стиля, как он объявил, было запрещение Апостольского правила праздновать Пасху прежде пасхи иудейской и прежде весеннего равноденствия. Но поскольку, продолжал он, «правительство чувствует необходимость перехода на григорианский календарь, пусть оно делает это, не касаясь календаря церковного». И он назначил Комиссию для исследования этого вопроса .
Представителем иерархии в Комиссию был назначен митрополит Герман Димитриадский, будущий лидер Истинно-Православной Церкви. В мае 1919 г. на заседании, на котором были зачитаны сделанные Комиссией заключения, Мелетий от себя прибавил следующее: «Мы не должны переходить на григорианский календарь до тех пор, пока не будет выработан новый и совершенный с научной точки зрения календарь. Если государство считает, что оно не может пользоваться ныне существующим календарем, оно свободно принять григорианский календарь как европейский, тогда как Церковь сохранит юлианский календарь до тех пор, пока не будет готов новый, научно обоснованный».
Из этих событий 1919 г. становятся очевидными две вещи. Первое - то, что Мелетий сильно стремился удовлетворить пожелания правительства, насколько это было в его силах, хотя он должен был осознавать, что благословение на введение нового стиля в жизнь государства неизбежно повлечет за собой давление последнего с целью ввести его также и Церкви. И второе - хотя он и не чувствовал себя достаточно сильным, чтобы уже в то время ввести в Церкви новый стиль.
Новый стиль был не единственным новшеством, которое хотел ввести Мелетий. То, чего он желал, пишет епископ Ефрем, «была англиканская церковь с восточным колоритом, и верующие Греции знали это и испытали на себе все его деяния. Еще в Афинах он даже запретил служение всенощных (!), поскольку считал это несовременным делом и источником смущения, когда инославные, особенно англикане посещали Афины. Народ просто игнорировал его и продолжал служить всенощные бдения тайно». В конце концов, в ноябре 1920 г. он был низложен «за неканоничные действия» - главным образом за свои незаконные связи с еретиками (например, его принимали в соборе св. Павла и в Вестминстерском аббатстве в Лондоне и удостоили почетного звания в Оксфордском Университете). Он был низведен до положения простого монаха и заключен в монастыре св. Дионисия Строфадского на острове Закинф. Однако, в феврале 1921 г. он снова оказался в Америке, возглавив кампанию в защиту Венизелоса и принимая участие в англиканских службах. Во время своего пребывания там он склонил на свою сторону епитропа Греческой архиепископии Родостола Александроса, и они вдвоем сначала прервали отношения с Элладской Церковью, а затем, на конференции духовенства и мирян в церкви Святой Троицы в Нью-Йорке, провозгласили автономию Греческой Архиепископии от Элладской Церкви, изменив ее название на высокопарное «Греческое архиепископство Северной и Южной Америки». Это было более чем забавно, поскольку именно сам Мелетий создал Архиепископию как епархию Элладской Церкви, когда он был архиепископ Афинским в 1918 г.!
И несмотря на все это, Мелетий затем был избран патриархом Константинопольским! Епископ Фотий пишет: «В избрание Мелетия в патриархи были вовлечены политические круги, близкие к Венизелосу, и Англиканская церковь. Митрополит Герман (Караванзелос), член Константинопольского Священного Синода писал об этих событиях: “Мое избрание в 1921 г. на Вселенский престол было несомненным. Из семнадцати голосов шестнадцать было подано за меня. Тогда один из моих мирских друзей предложил мне десять тысяч лир, если я откажусь от избрания в пользу Мелетия Метаксакиса. Естественно, я отверг его предложение с недовольством и отвращением. В то же время, однажды ночью меня неожиданно посетила делегация из трех человек, членов «Лиги Национальной Защиты». Они стали серьезно убеждать меня снять свою кандидатуру в пользу Мелетия Метаксакиса. Делегаты сказали, что Мелетий может внести сто тысяч долларов на нужды патриархии и, состоя в весьма дружеских отношениях с протестантскими епископами в Англии и Америке, может быть полезен в международных делах. Поэтому международные интересы требуют, чтобы Мелетий Метаксакис был избран патриархом. Такова же была и воля Елевферия Венизелоса. Я продумал над этим предложением всею ночь. В патриархии царил экономический хаос. Афинское правительство прекратило субсидии, а других источников поступлений не было. Зарплату не выдавали уже в течение девяти месяцев. Благотворительные организации патриархии находились в критическом материальном положении. По этим причинам и для блага народа (приблизительно так думал введенный в заблуждение иерарх - В.М.) я принял предложение...” Так, ко всеобщему изумлению, на следующий день, 25 ноября 1921 г., Мелетий Метаксакис стал патриархом Константинопольским.
Неканоничность его избрания была очевидной, поскольку за два дня пред избранием, 23 ноября 1921 г., поступило предложение Константинопольского Синода отложить избрание по канонически причинам. Большинство членов Синода проголосовало за это предложение. В то же время, в самый день избрания проголосовавшие за отсрочку выборов архиереи были заменены другими. Этот ход позволил избрать Мелетия патриархом. Впоследствии большинство обойденных архиереев Константинопольского патриархата собрались в Фессалониках (этот собор включал в себя семерых из двенадцати членов Константинопольского Священного Синода и около шестидесяти епископов патриархата из Новых областей Греции, под председательством митрополита Константина Кизического). Они отметили, что “избрание Мелетия Метаксакиса было открытым нарушением святых канонов” и предложили осуществить “действительное и каноническое избрание патриарха Константинопольского”. Вопреки этому, Мелетий был утвержден на патриаршем престоле».
Тогда двое из членов Синода отправились в Афины с докладом совету министров. 12 декабря 1921 г. они объявили избрание не имеющим силы и недействительным. Одним из видных иерархов, отказавшихся признать это избрание, был митрополит Флоринский Хризостом (Кавуридис), будущий лидер Истинно-Православной Церкви. Он также пытался предупредить тогдашнего премьер-министра Гунариса об опасностях, угрожающих в связи с избранием Мелетия.
Блистательная Порта также отказалась признать это избрание, во-первых, потому, что Мелетий не был турецким гражданином и поэтому не подлежал избранию в патриархи, согласно указу султана от 1856 г., и, во-вторых, потому что Мелетий заявил, что он не признает подобные указы обязательными, поскольку они исходили от мусульманских завоевателей .
29 декабря 1921 г. Священный Синод Элладской Церкви низложил Метаксакиса за ряд канонических преступлений и за создание раскола, объявив Метаксакиса и Родостола Александроса раскольниками, и пригрозил объявить также раскольниками и всех им последовавших. Несмотря на это второе осуждение, Мелетий был интронизирован 22 января 1922 г. И, в результате интенсивного политического давления, его низложение было, вопреки канонам, отменено 24 сентября 1922 г.!
Империализм Метаксакиса
Шаткость положения Мелетия не воспрепятствовала ему в его попытках исполнения своих националистическо-экуменических замыслов. Так, в начале 1922 г., по пути из Америки в Константинополь, он посетил Лондон и Париж, с целью заручиться поддержкой для создания греческого королевства в Малой Азии; и в том же самом году, очевидно неслучайно, он признал действительность англиканских рукоположений. В 1923 г. Церкви Кипра и Иерусалима последовали его примеру, показывая этим, насколько быстро может распространяться экуменизм, когда его придерживаются в Константинополе .
Империалистические планы Мелетия не ограничивались Турцией. В течение последующих нескольких лет он и его преемник Григорий VII предприняли действия, которые нельзя охарактеризовать иначе, как широкомасштабная аннексия огромных территорий, принадлежавших к юрисдикции Сербского и Российского патриархатов. Основывая свои действия на неверном толковании 28-го правила IV Вселенского Собора, якобы дающего Константинополю право на принятие под свою юрисдикцию всех «варварских стран», Мелетий и его преемник создали следующие неканонические автономные и автокефальные церкви по типу «Греческой Архиепископии Северной и Южной Америки».
В Западной и Центральной Европе. 5 апреля 1922 г. Мелетий назначил экзарха для всей Западной и Центральной Европы. К моменту смерти Григория VII в ноябре 1924 г. существовал Центрально-европейский Экзархат во главе с митрополитом Германом Берлинским, Великобританский и Западноевропейский Экзархат с митрополитом Германом Фиатирским (главным экуменическим представителем Константинопольской патриархии вплоть до своей смерти в 1951 г.) и епархия епископа Григория Парижского. В конце 1920-х гг. Вселенский патриарх принял в свою юрисдикцию русского митрополита Евлогия Парижского, произведшего раскол в Русской Зарубежной Церкви и приютившего многих влиятельных еретиков, таких как Николай Бердяев и о. Сергий Булгаков в Свято-Cергиевском богословском институте в Париже .
В Финляндии. 9 июня 1922 г. Мелетий неканонично принял автономную Финляндскую епархию Российской Церкви в свою юрисдикцию. Это свело на нет попытки православных в Финляндии добиться равного положения с лютеранами. Так, под давлением лютеранского правительства, несмотря на протесты патриарха Тихона, патриарх Григорий разрешил Финляндской Церкви принять западную пасхалию. После этого началось гонения на исповедников старого стиля в Валаамском монастыре.
«
Но еще более беззаконно и жестоко, - продолжает митрополит Антоний, - было отношение покойного патриарха Григория VII и его Синода к Финляндской епархии и к ее архиепископу. Именно вселенский патриарх рукоположил ему в викария священника Аава (без всякого пострижения в монашество или даже в рясофор) не только без его, архиепископа, согласия, но даже вопреки его протесту; этим покойный патриарх попрал основной канон Церкви - 6-е правило I Вселенского Собора (и многих других), которое гласит: “Аще кто без соизволения своего митрополита поставлен будет епископом, о таком Великий Собор определил, что он не должен быть епископом”. Патриарх даже в своей местности не может ставить епископа без согласия местного митрополита, о чем ясно говорит 28-е правило IV-го Собора, именно то самое правило, на котором совершенно напрасно стараются основать свои незаконные притязания предшественника вашего святейшества. - А сей незаконный “епископ” Аав, получив архиерейский сан, самозванно возложил на себя монашеский клобук и в таком параде явился в чужую Финляндскую епархию, а законного архипастыря архиепископа Серафима, уважаемого всем народом, подверг преследованиям лютеранского правительства, которое, впрочем, еще раньше предложило покойному патриарху Григорию на утверждение беззаконнейший закон о том, что светское правительство Финляндии получает право увольнять за штат архиепископа; оно поступило так под фальшивым предлогом, будто архиепископ Серафим не успел в установленное время достаточно изучить финский язык. Земля и небо столько же ужаснулись подобному беззаконию тиранического иноверного правительства, сколько (и еще более) беззаконию православного патриарха, давшего согласие на проведение такого бесчинства. - И вот, сей сомнительный епископ Герман, в мирском одеянии, побритый и подстриженный, расхаживает по улицам города на соблазн православных и для злорадства иноверцев, а достойнейший архиепископ, грубо оскорбленный своим же лже-собратом, влачит печальные дни в ссылке, в тесном помещении монастыря на пустынном острове бурного Ладожского озера».14/27 ноября 1923 г. патриарх Тихон и Российский Священный Синод, заслушав доклад архиепископа Серафима, постановили: «Так как Святейший патриарх Тихон вступил в управление Российской Православной Церковью, то причина, по которой Константинопольский патриарх считал нужным временно подчинить Финляндскую Церковь своей юрисдикции, ныне отпадает, и Финляндская епархия должна возвратиться под ведение патриарха Всероссийского». Однако, финны не вернулись к русским, и Финляндская Церковь по сей день остается в юрисдикции Вселенской патриархии и является самой модернистской из всех Православных Церквей.
В Эстонии. 28 августа 1922 г. Мелетий неканонично принял Эстонскую епархию Российской Церкви в свою юрисдикцию во главе с митрополитом Александром.
Недавнее возобновление этого незаконного решения нынешним Вселенским патриархом Варфоломеем привело к расколу между Вселенским и Московским патриархатами .
В Латвии. В марте 1936 г., после убийства большевицкими агентами Архиепископа Рижского и Латвийского священномученика Иоанна (Поммера), Вселенский патриарх принял Латвийскую Церковь, которой в Российской Церкви ( в 1921 г.) была дарована автономия.
В Польше. В ноябре 1924 г. патриарх Григорий неканонично перевел Польскую Церковь во главе с митрополитом Дионисием (Валединским) из юрисдикции Российской Церкви в свою собственную. Давление со стороны католических властей на православных в Польше, с целью заставить их порвать с Российской Церковью и подчиниться латинизации, оказывалось уже в течение нескольких лет. В 1921 г. патриарх Тихон назначил архиепископа Серафима (Чичагова) на Варшавскую кафедру, но поляки, чьи войска годом раньше разбили Красную армию, не дали ему въехать в страну. Итак, патриарх был вынужден уступить требованиям поляков, чтобы архиепископ Минский Георгий (Ярошевич) стал бы митрополитом Варшавским.
Людмила Келлер пишет: «Польские власти притесняли Православную Церковь, насчитывавшую более трех миллионов верующих (в основном это были белорусы и украинцы). В 1922 г. в Почаеве был собран собор, который должен был объявить автокефалию, но, в результате протеста епископа Виленского Елевферия (Богоявленского) и епископа Владимира (Тихоницкого), это решение не было принято. Однако, следующий собор епископов, собранный в Варшаве в июне 1922 г., большинством голосов принял автокефалию; против проголосовали только епископы Елевферий и Владимир. Собор, состоявшийся в сентябре того же года, лишил епископов Елевферия и Владимира кафедр. В декабре 1922 г. епископ Елевферий был арестован и заключен в тюрьму (усиленного режима), находившуюся в монастыре Отцов Камальдулов около Кракова, откуда весной 1923 г. был вывезен в Ковно». Двоих других русских архиереев, Пантелеимона (Рожновского) и Сергия (Королева), также лишили их кафедр.
В ноябре 1923 г. митрополит Георгий умер, и его место занял митрополит Дионисий, «с согласия польского правительства и утверждения и благословения Его Святейшества Мелетия IV (Метаксакиса)». Патриарх Тихон отверг этот акт как неканоничный, но поделать ничего не мог. В последующие годы православные в Польше, лишенные защиты Российской Церкви и никак не защищаемые экуменическими патриархами Константинопольскими, подверглись жестокой кампании по окатоличиванию со стороны Польского государства и церкви .
В Венгрии и Чехословакии. Согласно старому венгерскому закону от 1868 г., подтвержденному правительством вновь образованной Чехословацкой республики в 1918 и 1920 гг., все православные христиане, проживавшие на территории бывшего Венгерского королевства, входили в юрисдикцию Сербского патриархата и окормлялись непосредственно епископами Гораздом Моравским и Досифеем Карпато-русским. Однако, 3 сентября 1921 г., православный приход в Праге избрал себе в епископы архимандрита Савватия и затем известил об этом своего канонического архиерея епископа Досифея. Когда Сербский Синод отказался рукоположить Савватия для Праги, он, без ведома своей общины, отправился в Константинополь, где в феврале 1923 г. его рукоположили в «архиепископа» новосозданной чехословацкой ветви Вселенского патриархата, включавшей в себя и Карпато-руссию.
Затем, 15 апреля 1924 г., Вселенский патриарх основал Венгерскую и всея Центральныя Европы митрополию с кафедрой в Будапеште (хотя там уже был сербский епископ).
«
Легко себе представить, - пишет З.Г. Ашкенази, - каким это было соблазном. Епископ Савватий настаивал на своих правах на архиепископскую власть в Подкарпатской Руси и усердно вербовал сторонников среди карпато-русского православного духовенства, рукополагая без всякого разбора; его приверженцы обращались к властям с просьбой принять административные меры против священников, несогласных на подчинение архиепископу; епископ Досифей налагает на строптивого монаха кару - епископ Савватий возводит его во игумена.Епископ Досифей собирает духовенства в Хусте и организует Духовную Консисторию - епископ Савватий переманивает священников в Буштину и устраивает епископский совет. В церковных делах водворяется хаос, между духовенством сеется вражда и взаимная ненависть - “савватиевцы” и “досифеевцы”.
Прекрасный духовный порыв, создавший столько мучеников за Православие, сводится к постыдной борьбе за власть, за лучший приход, за лишний грош; униатская печать ликует - а в православном населении растет горечь против духовенства, не сумевшего поддержать православное движение на той высоте, на которую его вознесло воодушевление крестьян».
В 1938 г. великий чудотворец архиепископ Иоанн (Максимович) докладывал Всезарубежному Собору Русской Церкви Заграницей: «Умножая без предела свои стремления подчинить себе части России, патриархи Константинополя начали даже заявлять о неканоничности присоединения Киева к Московскому патриархату и о том, что ранее существовавшая Южнорусская Киевская митрополия должна быть подчинена Константинопольскому престолу. Эта точка зрения не только ясно выражена в Томосе от 13 ноября 1924 г., в связи с отделением Польской Церкви, но также весьма старательно поддерживается патриархами. Так, викарию митрополита Евлогия в Париже, рукоположенному с благословения Вселенского патриарха, был присвоен титул Херсонесского, чем как бы утверждается, что Херсонес, ныне находящийся на территории России, подчинен Вселенскому патриарху. Следующим логическим шагом для Вселенского патриарха будет объявить всю Россию находящейся под юрисдикцией Константинополя...
Короче говоря, Вселенская патриархия, в теории охватывающая всю вселенную, а фактически имеющая власть только над несколькими епархиями, а в других местах осуществляющая лишь поверхностный надзор и получающая ради этого некоторые доходы, преследуемая у себя дома правительством и не поддерживается никакой правительственной властью за рубежом, потерявшая свое значение столпа истины и сама ставшая источником разделений, и в то же самое время охваченная непомерным властолюбием, - представляет собой печальное зрелище, напоминающее худшие периоды в истории Константинопольской кафедры».
Второе падение Константинополя
Между тем, греческое вторжение в Турцию, начавшееся успешно в 1921 г., провалилось из-за внутренних разногласий и отсутствия финансовой и военной помощи западных держав. В августе 1922 г. турки начали генеральное наступление на всех фронтах, результатом которого было крупное поражение греков, массовое избиение греческого населения Смирны (был убит и митрополит Хризостом Смирнский) и падение греческого правительства. Король отказался от престола, полковники Николай Пластирас и Стилиан Гонатас взяли власть в свои руки, а премьер-министр Гунарис был казнен вместе с шестью военачальниками .
Новое революционное правительство благоволило к Мелетию и, как пишет Ставрос Карамицос, «все участники вышеупомянутого Соборе (осудившего его избрание) один за другим поспешили признать Мелетия, за исключением двух епископов, Софрония и Елевферия, и нашего знаменитого Хризостома».
Сам же митрополит Хризостом (Кавуридис) пишет в своей «Апологии»: «Меня пригласили через епископа Кавальского Хризостома явиться к министру, который с угрозами увещевал меня признать Мелетия. Я не обратил внимания на его угрозы и отказался подчиниться. Затем, чтобы избежать второй ссылки на Афон, я отправился в Александрию повидать родственнков и оправиться от переживаний.
Будучи в Александрии, я получил повестку из Вселенской патриархии явиться в Священный Синод и объяснить, почему я не признал избрание Мелетия Вселенским патриархом. Но... не имея возможности предстать лично пред Синодом, я послал письмо, оправдывающее мой отказ признать Мелетия каноническим патриархом на основании божественных и священных канонов. И в то время, когда он готовился, в мое отсутствие, осудить и низложить меня, он был удален со своего престола турками за его скандальное смешение своей духовной миссии с антитурецкой политикой».
Впрочем, общественное мнение в Константинополе стало поворачиваться против Мелетия примерно за год до того, вслед за событиями августа-сентября 1922 г., когда перепуганные греки начали покидать Константинополь в количестве трех тысяч человек в день. Одним из ушедших в это время был о. Василий Апостолидис, ставший впоследствии, так же как и о. Иероним Эгинский, одним из великих деятелей Истинно-Православной Церкви. Причиной отъезда, которую он представил патриарху, был страх, что турки могут скоро заставить духовенство снять рясы, - пророчество, исполнившееся двенадцатью годами позже .
В самом деле, ситуация стала настолько серьезной, а позиция патриарха настолько уязвимой, что во время Лозаннской конференции (1922-1923 гг.), на которой было решено произвести массовый обмен населением между Грецией и Турцией, председатель подкомиссии по народообмену, итальянец Г.М. Монтана, даже предположил, что «удаление патриарха (из Константинополя) будет не слишком высокой платой за достижение согласия». Однако, представители британского, французского и американского правительств воспротивились этому. В частности, представитель Британии усматривал в этом предложении руку Ватикана.
В Лозанне был положен конец греческим националистическим мечтам и начало конца Константинополя как греческого города. Так, турецкий представитель на конференции добился от Венизелоса обещания, что он будет убеждать Мелетия уйти с патриаршества в обмен на сохранение патриархии как института. Мелетий согласился уйти, но настаивал на отсрочке своего ухода вплоть до достижения мирных соглашений, имевшего место в июне 1923 г...
Таким образом, «второе падение Константинополя» под власть турок произошло по той же самой причине, что и первое - в 1453 г., - вследствие союза Великой Константинопольской Церкви с западными еретиками.
ДУХОВНОЕ СЛОВО СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ СЕРБСКОГО
Степану Ч., который спрашивает: "Что делать, чтобы нам лучше было?"
Как ты сам говоришь, служил ты много лет у одного господина. Не проходило дня, чтобы ты не помыслил о своем господине, о его воле, его приказаниях, его намерениях. А был он человек смертный и умер.
Но существует один Владыка, один Господин, не смертный, и который не умирает; который был Владыкой и над твоим господином, как и над всеми царями и князьями этого мира. Это - Господь Бог, Сотворитель и Вседержитель неба и земли.
Не вполне ли естественно и понятно, чтобы люди, подданные этого Владыки над владыками, всякий день помышляли о нем, познавали Его волю, испытывали его заповеди, проникали в его намерения? Но как раз то, что вполне понятно и естественно, многие люди отбросили и пошли исключительно за своей волей, своими мыслями, своими правилами и законами. А плод этого очевиден в наше время: смута, беспорядки, отчаяние, омут вокруг людей и в людях.
Видя и сам все это, ты в удивлении спрашиваешь: что нам делать, чтобы нам лучше было? Я не стану тебе отвечать, но уступаю одному святому человеку ответить тебе. Рассказывается, как в старое время в Египте наступила злоба между людьми, подобно нынешнему состоянию в мире. Тогда два отчаявшихся друга из Александрии решили идти по свету и искать, пока не найдут хотя бы одного человека мудрого и счастливого. После долгих и напрасных поисков набрели они на святого человека в некоем уединенном лесу. Этот поклонился до земли и радостно принял их в свою хижину. После долгого разговора и выспрашивания уверились эти два спутника, что воистину нашли человека, в котором повстречались мудрость и счастье. И говорят ему:
- Человек Божий, мы не можем жить так, как ты! Что нам сделать, чтобы быть счастливыми?
Заплакал человек Божий и, возведя взор к небу, сквозь плач сказал:
- Не нужно, чтобы вы жили, как я. Но, чтобы быть счастливыми, держитесь, сколь можете, этих правил:
Думайте о Боге, хотя бы сколько думаете о людях;
Бойтесь Бога по крайней мере, сколько боитесь людей;
Почитайте Бога по крайней мере, сколько почитаете людей;
Молитесь Богу по крайней мере, сколько молитесь людям;
Надейтесь на Бога по крайней мере, сколько надеетесь на людей;
Ищите помощи от Бога по крайней мере, сколько ищете от людей;
Исполняйте закон Божий по крайней мере, сколько исполняете законы людские;
Благодарите Бога по крайней мере, сколько благодарите людей;
Славьте Бога хотя бы столько, сколько людей славите!
Выслушав этот букварь жизни и поведения, вернулись те два друга довольные домой. Это и тебе ответ, славный начальник, а ты крикни его и другим в уши. Я же только могу добавить: без этого букваря никто и никогда не может перейти на более трудную книгу.
Да подаст тебе радость Господь!
Размещены опубликованные в этом выпуске нашей рассылки Интервью Митрополита Валентина информационной службе Strana.ru - http://church.ru/ROAC/news/2001/interwiewstrana.htm Фоторепортаж "Святые дни в Суздале" - http://church.ru/ROAC/news/2001/photo-pasha.htm На нашем узле размещен ряд материалов, посвященных вопросу о безблагодатности Московской Патриархии, что приурочено к заседанию Архиерейского Синода РПАЦ 30 апреля 2001 г., где будет рассматриваться этот вопрос. Размещена большая работа автора, скрывшегося за инициалами В.К. "Святые Новомученики и Исповедники Российские и их учение о Церкви". В первой части этой уникальной работы излагается взгляд Святых Новомучеников Российских на сергианскую Московскую Патриархию и опровергаются всевозможные аргументы против такого взгляда. Вторая часть представляет собой антологию высказываний святых Новомучеников о Московской Патриархии - ее духовном облике и ее отпадении от Церкви - http://church.ru/apostasy/sergianizm/novomuch-church.htm. Размещены две работы Владимира Мосса - "Имеют ли еретики благодать таинств", посвященная богословскому вопросу - может ли наличествовать благодать в еретических (в частности - экуменических) сообществах - http://church.ru/moss/grace.htm, и "Сергианство, как экклезиологическая ересь", - рассматривающая вопрос о догматических корнях сергианства, о погрешении в нем против учения о Церкви - http://church.ru/moss/sergianism.htm. В разделе "Заметки редактора" опубликована заметка "О безблагодатности МП", ранее размещенная в нашей рассылке за Светлый Понедельник - http://church.ru/editorial/23-04-01.htm.
|
НОВОЕ НА ПРАВОСЛАВНЫХ СТРАНИЦАХ В ИНТЕРНЕТЕ
Вертоградъ - http://vertograd.narod.ru
На электронной странице православного
журнала "Вертоградъ" начато
размещение ленты новостей "Вертограда"
Златоуст
Новомученик, архиепископ
Серпуховской Максим (Жижиленко) - рассказ
о новомученике и одном из основателей
Катакомбной Церкви - http://hristov.narod.ru/zizilenk.htm
Ведущий - Егор Холмогоров ( holmogor@ncport.ru
)
Узел "Церковность" [ www.church.ru
]
Архив рассылки: http://subscribe.ru/archive/religion.churchru
Дискусионный лист: http://groups.yahoo.com/group/churhru
Подписка на дискуссионный лист: churhru-subscribe@yahoogroups.com
Писать
в дискуссионный лист (только для его
подписчиков): churhru@yahoogroups.com
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
В избранное | ||