Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Продолжаем чтение нового перевода с древнегреческого библейской книги "Премудрость Иисуса, сына Сирахова".


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Пятница, 21 (8) декабря 2007 года

Продолжаем чтение нового перевода с древнегреческого библейской книги ("второканонической"), которую обычно называют "Премудрость Иисуса, сына Сирахова".
Сегодня стихи 33:7-33.

Перевод и комментарии В.Н.Кузнецовой. // Мудрость Иисуса Сираха / М.: 2006.   

(Меня спрашивали о "каноническом достоинстве" данной книги... Кроме указанной выше ссылки на статью свящ. Александра Меня о "неканонических/второканонических" книгах Библии, по этому вопросу можно посмотреть также вот этот довольно подробный очерк о каноне Библии.)

Ср. этот же текст по-церковнославянски
(совр. орфография и шрифт)
.
Синодальный перевод  

 Комментарий (введение) к книге в "Брюссельской" Библии.
Из "Библиологического словаря" свящ. Александра Меня.
Свящ. Александр Мень. Исагогика

 
  Комментарий к гл. 33
из  "Брюссельской" Библии

7 Почему один день лучше другого,
хоть в году каждый день
  от солнца свет получает?
8 По решению Господа они различаются,
Он назначил времена и праздники:
9 одни из дней освятил и возвысил,
к дням обычным причислил другие.
10 Так и люди все из праха,
Адам из земли был создан.
11 Но по Своей многомудрости
   Господь различил их
и пути им назначил разные:
12 одних из них благословил и возвысил,
одних освятил и к Себе приблизил,
других же проклял Он и унизил
и заставил покинуть их место.
13 Как в руке у горшечника глина —
что захочет, то с нею и сделает —
так и люди в руке их Создателя,
по воле Своей воздает им.
14 Напротив зла добро находится,
жизнь — смерти напротив,
так и грешник — напротив набожного.
15 Рассмотри все дела Всевышнего:
все по парам, одно напротив другого.

33.7-15 Различия в людях. Как все дни освещаются солнцем, так и все люди созданы из земли, но по воле Бога их пути и судьбы различны.
33.7-9 Речь идет не об астрономической разнице, но о разной религиозной значимости священных праздничных дней и обычных.
33.8
по решению — дословно: "по знанию"; здесь знание — синоним мудрости.

33.9 Рабби Акива объяснял неравенство людей на примере превосходства субботы над остальными днями недели.
33.10
См. Быт 2.7.
33.11-12
Мысль, близкая к идее предопределения; см. противоположное утверждение о свободной воле в 15.11-20.
32.12
возвысил- прежде всего народ Израиля; освятил — т.е. сделал Своими служителями (ср. Числ 16.5; Иер 30.21; Иез 44.15); приблизил — сделал священниками; проклял- ханаанеев и других врагов Израиля (ср. Быт 9.25-27); заставил покинуть их место — ср. Ис 22.19. См. также песнь Анны в 1Цар 2.6-8 и Лк 1.51-53.
33.15
Образ глины в руках горшечника был традиционным; см. Ис 45.9; Иер 18.1-6; Рим 9.12-23. Вопрос о соотношении свободной воли и предопределения обсуждался в различных направлениях иудаизма и в христианстве. В конце стиха евр. и сир. тексты добавляют: "напротив света — тьма". Нельзя не увидеть развивающийся дуализм, особенно ярко отраженный в кумранских рукописях, а позже в Евангелии от Иоанна. Но, несмотря на силу зла, вселенная никогда не выходит из подчинения Богу.

33.16-33 Глава семьи.
33.16-19
Сирах прилагает к себе идею Божественного определения.
33.16
последний из всех — по мнению Сираха, он замыкает собой череду великих учителей, называя себя последним по времени и авторитету. Тех он называет сборщикамивинограда, он же лишь подбирает остатки (ср. Иер 49.9; Ис 24.13; см. также 1Кор 15.10). Возможно, этот текст замышлялся как эпилог сочинения.
33.18
Стих совпадает с 24.34.
33.19
предводителисобрания — старейшины синагоги и другие авторитетные люди.
33.20-24
Независимость.
33.22
смотреть наруки — знак подчинения, ср. Пс 123 (122).2.
33.25-33
Отношение к рабам. Сирах всегда употребляет слово, которое значит "домочадец", это обычное наименование раба, выполнявшего разные виды домашней работы.
33.25
Сравнение с ослом означает, что раб ничем не отличается от 
домашнего животного, хотя в Израиле рабство было несравненно мягче, чем в других странах. В эллинистических странах в рабе часто видели не человека, но говорящее орудие (так, например, считал Аристотель). Обычно Сирах мягок к рабам, потому что у евреев раб был членом семьи и на седьмой год должен был быть отпущен на свободу (см. 4.30; 7.20-21); кроме того, согласно Закону, рабы обладали некоторыми правами (см. Исх 21.1-6; 26-27; Лев 25.46; Втор 15.12-18).
33.27
Ср. 30.1, 12; Притч 26.3.
33.28
чтобы не былпраздным — евр. текст добавляет: "и не поднимал головы". Ср. пословицу: "Праздность — мать всех пороков".
33.30-33
Эти стихи отличаются по тону от предыдущих, вероятно, в 33.25-29 шла речь о плохом и ленивом рабе, а здесь — о хорошем.
33.31
как с собою — т. е. рассматривай его как свое второе я, как своего брата (см. ст. 32). Приобрелего кровью — возможно разное понимание: а) за деньги, приобретенные тяжелым трудом, "потом и кровью"; такое понимание в евр. тексте: "за высокую цену"; б) возможен намек на обычай, описанный в Исх 21.6, где говорится о прокалывании уха у раба.

16 И я, последний из всех, трудился, недосыпая,
подбирая оставшееся за сборщиками винограда,
17 и преуспел по благословению Господа,
гроздями наполнив свою давильню.
18 Так поймите, не для себя одного я трудился,
но для всех, кто стремится к знанию.
19 Выслушайте меня, вельможи народа,
преклоните слух, предводители собрания!

20 Ни сыну и ни жене, ни брату и ни другу
не отдавай над собой власти, пока живешь ты.
Не отдавай другому свое имущество,
не то, передумав, захочешь вернуть обратно.
21 Пока есть в тебе жизнь и дыхание,
не позволяй никому занять твое место:
22 пусть лучше дети у тебя просят,
чем будешь смотреть на сыновей руки.
23 Во всех делах своих будь за главного,
не позволяй запятнать честь свою.
24 Пусть пройдут до конца дни твоей жизни,
лишь во время кончины раздели наследство.

25 Для осла — корм, палка и ноша,
для раба — хлеб, наказанье, работа.
26 Займи работой раба, если отдыха хочешь:
если руки праздны, он будет искать свободы.
27 Ярмо и ремень согнут вола шею,
плохого раба — дыба и пытки.
28 Работой займи его, чтобы не был праздным,
ведь праздность учит многим порокам.
29 Приставь его к делу, как ему и положено,
не подчинится — закуй ноги в цепи.
30 Слишком многого ни от кого не требуй,
ничего не делай вопреки справедливости.
31 Раб у тебя один — обращайся с ним, как с собою,
ведь ты приобрел его кровью.
32 Если есть раб у тебя, обращайся с ним,
   словно с братом, он тебе нужен, как ты себе нужен.
33 Будешь его обижать — от тебя убежит он.
Где, на какой дороге искать его станешь?

Буду рад прочитать Ваши замечания и предложения по содержанию рассылки - со мной можно связаться по имейлу или в icq, или оставить сообщение на форуме сайта.
Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

В избранное