Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

2Пе.2-3: Лжеучители. 2-е пришествие Христа / 27.X.19 вс


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке
она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

Отправлено: 27-Oct-2019 10:53

=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуа, Господа нашего! (2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 27 октября 2019 года, воскресенье.

 

Выпуск рассылки можно также прочитать на сайте: messia.ru/r3/arh/2pe2-3.htm.

Сегодня читаем главы 2 и 3 Второго послания (письма) апостола Петра.

Перевод и примечания В.Н. Кузнецовой ("Радостная Весть").   [АУДИО (ред. 2004 г.)]

Добавлено сравнение с редакцией текста в "Современном русском переводе" Библии.

Ком-
мен-
та-
рии:
из 'Брюссель-
ской' Библии
из "Толковой Библии" Лопухина
из "Женев-
ской Библии"
Д. Лукас
(серия "Библия говорит сегодня")
"Культурно-
истори-
ческий коммен-
тарий"
"Пояс-
нения" Ф. Грюнц-
вайга
другие
к книге (введе-
ние):
к глл. 2–3
  
 
 

@ – эти ссылки в РФ доступны через VPN.

ВТОРОЕ ПИСЬМО ПЕТРА

2 Однако так же, как в народе Израиля бывали лжепророки, и среди вас будут лженаставники. Им удастся внедрить свои ложные учения, ведущие к погибели. Они откажутся от Владыки, выкупившего их на свободу, и навлекут на себя скорую погибель. (2) Многие будут подражать их мерзости и этим дадут повод хулить Путь Истины. (3) Это ненасытные люди, они с помощью хитроумных басен на вас хорошо наживутся. Но приговор им вынесен давно, он не замедлит, и не дремлет их погибель!

4 Ведь Бог не пощадил даже ангелов, когда те согрешили: Он заточил их в ад и предал цепям вечного мрака до Дня Суда. (5) Не пощадил Он и древнего мира, за исключением Но́я, вестника праведности, и с ним еще семерых, когда наслал потоп на мир нечестивцев. (6) И города Содо́м и Гомо́рру осудил на разрушение, обратив их в пепел — в назидание будущим нечестивцам. (7) Но Он спас праведного Ло́та, изнемогавшего от беспутства развратных людей — (8) ведь для этого праведника, для его праведной души́ было каждодневной пыткой видеть и слышать, что они творят. (9) Господь умеет благочестивых спасать от испытаний, а неправедных — сберегать для наказания в День Суда. (10) Особенно тех, кто идет на поводу у грязных желаний своей плотской природы и ни во что не ставит власть Господа.

Дерзкие и наглые, эти люди не трепещут, оскорбляя небесные силы, (11) в то время как даже ангелы, которые несравненно сильнее и могущественнее, не говорят о них оскорбительно, обвиняя их перед Господом. (12) Они же словно неразумные животные, которые знают лишь инстинкты* и рождаются для одного — чтобы их отловили и убили; они хулят всё то, что недоступно их уму; и, подобно этим животным, они тоже погибнут, (13) и им отплатится вредом за вред, который они причинили.

Им сладок кутеж при свете дня; они — сама мерзость и позор; они наслаждаются тем, что плетут для вас се́ти обмана, сидя с вами за одним столом. (14) В глазах у них только проститутки и непрестанный грех; они заманивают в ловушку слабые ду́ши; сердца́ их натасканы на алчность; их удел — погибель. (15) Они сошли с прямого пути и заблудились, они пошли путем Валаа́ма, сына Босо́ра, которого прельстила награда за греховное дело. (16) Но он был уличен в преступлении: бессловесная ослица заговорила человеческим голосом и остановила безумие пророка.

17 Это иссохшие источники, это тучи, гонимые бурей! Их дожидается непроглядный мрак ада. (18) Ведь они своими напыщенными и пустыми речами завлекают и ловят на приманку необузданных желаний плоти тех, кто только-только стал удаляться от людей, живущих во лжи. (19) Они обещают им свободу, будучи сами рабами у погибели. Ведь кто чему покоряется, тот тому и раб. (20) Потому что если они, благодаря познанию Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, бежали от мерзостей этого мира, но, снова запутавшись в них, опять ими покорены, то это последнее для них хуже того первого. (21) Лучше бы им вообще ничего не знать о Пути праведности, чем, узнав его, отвернуться от святой заповеди, что им вверена! (22) То, что с ним случилось, подтверждает верность пословицы:

"Пес вернулся на свою блевотину"

и

"Вымой свинью — она снова валяется в грязи".

 

3 Любимые мои, письмо, которое я пишу вам, уже второе. В этих письмах я стараюсь своими напоминаниями пробудить в вас чистый строй мыслей, (2) чтобы вы помнили слова́, сказанные некогда святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, что передана вашими апостолами.

3 Прежде всего вы должны знать, что в последние дни появятся насмешники+, идущие на поводу у собственных желаний. (4) Они будут, насмехаясь, говорить: "Где же Его обещанное пришествие? Вот уже и отцы наши упокоились, а всё как было от сотворения мира, так и осталось". (5) Они забывают, что некогда Божьим Словом были созданы небеса и земля — из воды и посредством воды, (6) и ими же тогдашний мир, затопленный водой, был уничтожен. (7) А нынешние небеса и земля, волей того же Слова, сохраняются для огня, и их сберегают для Дня Суда и гибели безбожных людей.

Любимые мои, вот чего вы не должны забывать: для Господа один день — что тысяча лет и тысяча лет — что один день. (9) Господь не медлит с обещанным, даже если некоторые считают это промедлением. Наоборот, Он очень терпелив к вам, Он не хочет, чтобы кто-либо погиб, но хочет, чтобы все раскаялись. (10) А День Господа придет внезапно, словно вор. В тот день исчезнут с громовым раскатом небеса, разрушатся и сгорят небесные тела и земля с ее делами будет признана виновной. (11) И если всё будет так разрушено, какими же должны быть вы, какой святой и преданной Богу должна быть ваша жизнь, раз вы с нетерпением и жаждой дожидаетесь Дня пришествия Бога, когда небеса, охваченные пламенем, разрушатся и небесные тела расплавятся в огне!

13 Мы ждем, как Он нам обещал, новых небес и новой земли́, где будет обитать праведность.

14 Вот почему, любимые мои, в ожидании этого старайтесь быть чистыми и безупречными, чтобы оказаться в мире с Богом. (15) А еще считайте, что безграничное терпение Господа — это ваш шанс на спасение*, как об этом вам писал с мудростью, данной ему Богом, и наш любимый брат Павел, (16) он говорит* об этом во всех своих письмах. В них есть вещи трудные для понимания, и люди невежественные и нестойкие извращают их, как и остальные Писания, себе на погибель. (17) А так как вы, любимые мои, знаете это заранее, то берегитесь, чтобы ложь безнравственных* людей не увлекла вас за собой и не лишила твердой опоры. (18) Так возрастайте, всё больше узнавая Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа и Его доброту*. Ему слава как ныне, так и в День вечности+. Аминь.

 


2.2 Путь истины — первые христиане называли себя "Путь", также Путь истины, Путь Господа (Деян 18.25-26), Путь спасения (Деян 16.17), Путь праведности (2.21).

2.4 Рассказы о падении ангелов, в еврейской традиции носивших имя небесных Стражей, были в древности очень популярны. В 1 Книге Еноха 6–19 (начало II в. до н.э.) рассказывается, как в дни Иареда (Быт 5.18) двести ангелов Шемихаза и Азаэля, плененные красотой земных женщин, спустились на гору Гермон и взяли их себе в жены. Они научили женщин колдовству и употреблению косметики. Их дети, Исполины, разоряли землю. Падение ангелов и явилось, по мнению многих древних еврейских толкователей, первопричиной греха. Заточил их в ад — хотя в Книге Бытия ничего не говорится об их дальнейшей судьбе, в 1 Еноха рассказывается о заточении в Тартар. Здесь тоже употреблен глагол "тартар`ео", что наводит на мысль, что евреи, жившие в эллинистическом окружении, видели некоторое сходство между падением Стражей и восстанием Титанов, позже заточенных в Тартар олимпийскими богами. Ад, или Тартар, не являются местом окончательного наказания, каковым является в еврейской традиции геенна. Это лишь место предварительного наказания, за которым последует Суд.

2.5 Потоп был следствием падения Стражей и Исполинов. Вестника праведности — в еврейской традиции Ной призывал своих порочных современников к раскаянию и праведной жизни.

2.6 обратив в пепел — см. также Прем 10.7. Греческий географ Страбон сообщает, что земли вокруг Мертвого моря называются "страной пепла".

2.10 власть Господа — буквально: "власть, господство"; возможно понимание этого слова в смысле ангельского чина Господств (ср. Иуд 8). Небесные силы — буквально: "славы". Вероятно, имеются в виду ангельские существа, как в Иуд 8.

2.11 обвиняя их — если под прославленными существами ст. 10 имеются в виду злые ангелы, то Божьи ангелы обвиняют их (ср. Иуд 9); в противном случае это лжеучителя.

2.12 подобно этим животным, они тоже погибнут — возможны другие переводы: "погубят себя своими делами", "совершенно точно погибнут", "погибнут вместе с ними". Подобно им — имеются в виду или животные, или злые ангелы.

2.13 при свете дня — устраивать попойки или вечеринки днем считалось признаком полного нравственного разложения. Но возможно и понимание: "каждый день". За одним столом — возможно, речь идет о христианских трапезах любви (ср. Иуд 12), хотя неизвестно, проводились ли они в то время днем.

2.14 В глазах у них только проститутки — дословно: "глаза их полны проститутки" (ед. ч.); так как слово "к`ора" имеет два значения: "девушка" и "зрачок", то греческие писатели часто в риторических целях играли на этих двух значениях. Этот оборот значит, что такой человек всегда выискивает женщину, с которой можно было бы согрешить. В некоторых рукописях: "в глазах у них только разврат".

2.15 Прямым путем в Библии называется путь послушания Богу (3Цар 12.23; Пс 106.7; Ис 33.15). В еврейской традиции Валаам предстает одним из главных врагов народа Божьего Израиля; он согласился исполнить просьбу Валака из жадности, потому что тот обещал ему огромную сумму денег, кроме того, он научил его, как вовлечь Израиль в грех разврата и отступничества (Числ 25.1-3). В Числ 31.8 и Ис Нав 13.21-22 говорится о том, что он был убит вместе с мадиамскими царями, к которым он якобы пришел за наградой. Сын Босора — имя <отца Валаама, согласно Числ 22.5>, было Беор.

2.19 свободу — вероятно, от смерти, или от Божьего Суда, или от законов нравственности. Ведь кто кому покоряется... — вероятно, поговорка (ср. Рим 6.16; Ин 8.34).

2.20 Ср. Евр 10.26. Господа нашего и Спасителя — в некоторых рукописях: "Господа и Спасителя нашего".

2.21 Путь праведности — см. прим. к 2.2.

3.3 в последние дни — т.е. в конце времен.

3.3 ...насмешники... — Имеются в виду люди, отвергающие Бога и Его заповеди. (Прим. в СРП.)

3.4 отцы наши — вероятно, первое христианское поколение, особенно апостолы, в течение жизни которых должно было состояться пришествие Христа, хотя есть также мнение, что имеются в виду патриархи.

3.5 из воды и посредством воды — согласно Быт 1.1 и другим ближневосточным сказаниям, мир возник из "бездны", т.е. водного хаоса, или некоего первобытного океана. Бог создал мир, отделив твердь от воды.

3.6 ими же — т.е. Божьим словом и водой.

3.7 для огня — хотя о конечной гибели мира от огня в НЗ говорится только здесь, это была распространенная идея в ВЗ (Пс 97.3; Ис 30.30; 66.15-16; Иез 38.22; Ам 7.4; Соф 1.18; Мал 3.19), а также в ряде языческих религий (например, в зороастризме).

3.9 В еврейской традиции существовало два представления о времени прихода Божьего для окончательного суда. Согласно одной, Бог назначил дату Суда, а согласно другой, Он из милосердия откладывает Свой приход, пока весь Израиль не раскается. К вам — в некоторых рукописях: "к нам".

3.10 небесные тела — буквально: "стихии"; это слово может означать также первоэлементы мира и ангельские силы, в ведении которых находится природа. Будет признана виновной — в рукописях много разночтений: "не будет обнаружена", "окажется разрушенной", "сгорит", "исчезнет".

3.16 трудные для понимания — не в том смысле, что они темны и непонятны, а потому что могут быть ложно истолкованы, о чём говорил и сам апостол Павел (Рим 3.8).

3.18 ...в День вечности... — то же, что "вовеки". (Прим. в СРП.)

 

2.4 Быт 6.1–7.24     2.6 Быт 19.24     2.7 Быт 19.1-16     2.9 Сир 33.1     2.15-16 Числ 22.4-35
2.20 Мф 12.45; Лк 11.26     2.22 Притч 26.11
3.3
Иуд 1.18     3.5 Быт 1.6-9     3.6 Быт 7.11, 23     3.8 Пс 90.4 (89.5)
3.10 Мф 24.43; Лк 12.39; 1Фес 5.2; Откр 16.15     3.13 Ис 65.17; 66.22; Откр 21.1

 

*2:12 В СРП: "которые следуют лишь инстинктам". (Это и следующие примечания сделаны редактором рассылки.)
*3:15 В СРП: "это ваше спасение".
*3:16 В СРП: "говорил".
*3:17 В СРП: "развращенных".
*3:18 В СРП: "благодать".

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

В следующем выпуске: 1 Паралипоменон, 1–2.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.

Постараюсь ответить на вопросы.

Божьего благословения!

Редактор-составитель рассылки
священник Александр Поляков
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«
»Форум сайта«



В избранное