"Матфей сказал ему: Ты похож на философа мудрого". Матфей ошибся - Иисус не был философом, хотя многое в его облике и речах позволяло сделать такой вывод.
С конца XIX столетия, среди духовных искателей распространилась неизвестная ранее теория, согласно которой Иисус посещал Индию и Тибет в возрасте от 12 до 30 лет (так называемые "утерянные годы", о которых канонические евангелия умалчивают). Считается, что именно там Иисус научился сокровенной мудрости восточных религий и философий. Вернувшись, он попытался проповедовать новые идеи своему народу - но был отвергнут и казнен.
Имело ли место подобное путешествие? Надежных исторических подтверждений не существует. Впрочем, нет оснований говорить и о том, что его не было. Палестина того времени располагалась на перекрестке торговых путей из Европы в Азию. Иисус, котрого отличало незаурядное любопытство, вполне мог примкнуть к торговому каравану и отправиться в дальнюю дорогу, на поиски легендарных мудрецов.
Но в предположениях о том, что Иисус где-то учился - будь то в Индии, Египте или где-то еще - сквозит скрытое недоверие к его гению и к способности принимать истину непосредственно от внутреннего Источника. Иисус, как легко заметить, тоже не был сторонником теории, что знание непременно должно передаваться от человека к человеку.
Спросите буддиста, от кого получил свои знания Будда - и вы получите ответ, что он пережил просветление, личное озарение. И в этом нет причин сомневаться, потому что буддизм значительно отличается от философии и обрядности индуизма, в среде которого он возник. То же произошло с Иисусом.
Иисуса роднит с философами (в частности, с Сократом) акцент на самопознании. Но Иисус не заблуждался относительно возможностей человеческого разума. Аналитический ум склонен познавать мир путем разделения его на части и сравнительного анализа. Этот подход может быть полезным в определенных пределах. Но в нашем внутреннем развитии должен наступить момент, когда мы избавимся от дуализма и увидим мир как единое целое - и осознаем его единство с Богом. Это происходит благодаря непосредственному духовному переживанию,
или просветлению.
Фома сказал ему: Господи, мои уста никак не примут сказать, на кого ты похож.
Отличительная черта гения - в том, что он не поддается классификации и не укладывается в привычные схемы. Он несет новое и свежее. Он полон жизни, не ограниченной привычными рамками. Чуткие и открытые души улавливают этот жизненный импульс - и начинают тянуться к нему. Фома был прав: слова не могли правильно передать, на кого был похож Иисус.
На протяжение всей своей истории, христианская церковь пыталась дать ответ на вопрос, кто есть Иисус. Бог? Человек? Бог и человек в одном лице? И если да, как соотносятся в нем божественная и человеческая природа? Богословы писали объемные трактаты, епископы и римские папы издавали эдикты с осуждением еретиков - тех, кто осмеливался выражать отличные от официальных взгляды на природу Иисуса. Чтение христологических трудов может быть интеллектуально захватывающим. Но при этом стоит отдавать себе отчет, что мы
имеем дело с мертвой оболочкой, из которой давно ушла жизнь.
Иисус призывает к открытости для чуда жизни, а не к попыткам рационализировать это чудо. Именно эти качества позволили Фоме напиться из того же "источника кипящего", что и Иисус, и услышать "три тайных слова".