Католические святые

  Все выпуски  

Католические святые 15 октября


Святые 15 октября
Святая Тереза Авильская, Учитель Церкви
(память)
Мученики Германии (RM)

Умерли в 303 году. Эта та же группа мучеников, что и святой Гереон и 318 мучеников (Benedictines).

Год святого Гереона неизвестен, возможно 302; несколько праздников по-разному записаны в различных мартирологиях. С IV века нескольких мучеников, имена которых сейчас неизвестны, почитались в церкви святого Гереона в Кёльне, Германия. Святой Григорий из Тура в конце VI века писал, что это было подразделение в 50 человек из легиона Тебана, зверски убитых по приказу императора Максимиана в Агуане (Theban, Agaunum). Позднее, в средние века их число выросло до 319, были найдены их «останки» и написаны поддельные истории. Подобные события описывались также в Бонне и Ксантене. Главному кёльнскому мученику дали имя Гереон. Хотя они считались святыми только в местном почитании, святой Беда указывает, что их праздник был включён в Сарумский календарь, равно как и в календари Баркинга и Дурхама (Sarum, Barking, Durham) (Attwater, Benedictines, Farmer).

О них, святой Урсуле и её служанках отец Ипполит Делеэй, SJ, (Hippolyte Delehaye) пишет: «Нелишне напомнить, что в Кёльне воображение священнописателей было способно гиперболизировать события до невероятных размеров» (Les origines du culte des martyrs, стр. 360).

В искусстве Гереона изображают в виде предводителя рыцарей, несущим знамя с Тебанским крестом. Иногда его показывают (1) на фоне Кёльна; (2) брошенным в колодец; (3) с мечом или щитом, копьём и пальмой (Roeder); или (4) средневекового рыцаря с крестом на груди, вооружённого пикой и щитом. В Кёльне часовню, возведённую в их честь, украшает богато оформленная мозаика, поэтому их стали называть «Золотые святые» (Farmer). Их почитают в Кёльне (Roeder), где до наших дней сохранилась прекрасная церковь в романском стиле. Как и к другим обезглавленным святым, к нему обращаются во время головных болей и мигреней. Он также покровитель рыцарей из Кёльна и его окрестностей (Farmer).

Teresa of Avila, OCD Doctor V (RM)
(также известна как Тереза Иисуса)

Родилась в Авиле, Кастилья, Испания, 28 марта 1515 г.; умерла в Альба де Тормес, Испания, 4 октября 1582 (14 октября по грегорианскому календарю, вступившему в силу на следующий день, и который перевёл календарь на 10 дней вперёд); канонизирована в 1622 Папой Григорием XV; объявлена первой женщиной - учителем Церкви в 1970 Папой Павлом VI (Ávila, Alba de Tormes).

 

«От глупой набожности и от святых с мрачными лицами, благий Господи, избавь нас!» - святая Тереза.

Типичная молитва одной из моих любимых святых.

Заметьте: Вас может это смутить, как это было со мною долгое время. Святая Тереза из Лизье приняла религиозное имя Терезы Младенца Иисуса, а святая Тереза Авильская - Тереза Иисуса. Так как их часто произносят одинаково, обе они кармелитки, их праздники рядом, сейчас они оба учители Церкви, то я путаю их, когда гляжу в календарь. Лизье умерла в 24 года (Младенец Иисуса); Авильская в гораздо более позднем возрасте (в 1582).

Известная своей практичностью и добрым юмором, святая Тереза соединяла в себе ум и послушание с мистицизмом. Одним из её любимым принципов было «обеспечивать нашему Господу совершенное служение, которое должны совмещать Марфа и Мария». Из тридцати трёх учителей Церкви (святых, чьи труды и проповеди стали руководством для верующих всех эпох), только она, святая Катерина Сиенская, и святая Тереза из Лизье - женщины.

Внутренние замки Терезы, один из классических трудов Западного мистицизма, описывает путь души к Богу - подобие того, как Бог проходит через соединённые комнаты, расчищая по пути паутину.

Она родилась в аристократической семье под именем Тереза де Сепеда Ахумада (Teresa de Cepeda Ahumada). Считается, что её отец был еврей, крещённый с именем дон Алонсо Санчез де Сепеда (Alonso Sanchez de Cepeda). Её мать донья Беатриз Давила де Ахумада (Beatriz Davila de Ahumada) была его второй женой. По всем статьям это была огромная, счастливая, благочестивая семья из 12 детей, и Тереза была любимицей отца.

С детства она восхищалась жизнями святых. Однажды со своим старшим братом Родриго она отправилась в страну мавров в надежде умереть за веру. Им повстречался дядя Адаха (Adaja), который вернул их родителям. Их миссионерский замысел сменился решением стать отшельниками. Они хотели соорудить в фруктовом саду уединение, сложив кучу из маленьких камней. Тереза также играла с девочками в строительство монастыря.

Это была весёлая, красивая, балованная девочка, чья мать умерла, когда ей было 14 лет. Она увлекалась романтикой и модой, что беспокоило её отца. Не совладав с подростком, он отправил её в школу августинского монастыря в Авиле. Через полтора года, в 1532 году, она заболела и вернулась домой, но на этот раз она читала письма святого Иеронима и решила стать монашкой. Опасаясь, что растеряет своё благочестие, в 20 лет убежала в кармелитский женский монастырь Воплощения за пределами Авили. Её отец смирился с этим, и годом позже она приняла монашеский сан (1537).

В 24 года (1538) Тереза заболела, и отец забрал её из монастыря. Её подруга, сестра Джейн Суарез (Jane Suarez), поехала с ней. Её болезнь, возможно, это была малярия, вызвала такой сильный приступ столбняка, что думали, что она умрёт - ей даже выкопали могилу. Оставшись инвалидом на три года, её долго мучил паралич, возвращавшийся к ней около 12 лет.

Это было самым худшим из множества заболеваний, включавшее в себя сломанную руку, многочисленные приступы лихорадки, болезни пищеварительной системы, малярийную лихорадку, невралгию, острый тонзиллит, - то, что обычно разрушает тело. Что делает её достижения ещё более изумительными.

В то время стать монашкой не значило принести слишком большую жертву - обеты бедности не давались, нестрогие монастыри были лучшим пристанищем для незамужних дочерей состоятельных людей. В ту обитель, где была Тереза, в соответствии с тогдашними упрощёнными правилами, допускались посетители, и она проводила много времени в беседе с ними, забывая о молитве - она оправдывала себя плохим самочувствием - также, как многие из нас объясняют свои промахи.

Когда Терезе исполнилось 42, после смерти отца её исповедник привёл её к пониманию опасности отступничества, и она вернулась к регулярной практике уединённой молитвы. Отец Доминго Банез (Domingo Banez) первый научил её тому, что Бога можно любить во всём и посредством всего. В этот период она прочитала Исповеди святого Августина и испытала настоящее обращение. С этого времени её призвание стало непоколебимым. Она оставила свою общительность, и ей стали приходить видения, особенно одно, в котором женщины предупреждали, что её может прельстить дьявол.

С годами Тереза часто впадала в экстаз во время молитвы. Среди её духовных впечатлений было поразительное мистическое протыкание её сердца стрелой божественной любви. Она много писала о подобных вещах, но не придавала им большого значения, явно понимая их опасность. Она рассказывала окружающим о своих видениях, прося их никому не рассказывать, но слухи разошлись, сделав её объектом насмешек и травли.

Современник и соотечественник святого Игнатия Лойолы, основателя ордена иезуитов, направлял Терезе её первых помощников и советников в мистической жизни. Их военная умеренность обращалась к её практической стороне, тогда как её рвение к Богу вызывалось энтузиазмом и строгой епитимьей францисканца святого Петра Алькантара (Alcántara), который стал её духовным наставником в 1557 г.

Когда стало известно о её видениях, её свели со священником, который объяснил ей, что её прельстил дьявол, что святые видения не приходят к людям, ведущими такую порочную жизнь, как она. В смятении она попросила совета у иезуита. Тот уверил её, что её видения святые, но что ей следует посерьёзнее отнестись к своей психической жизни. Он посоветовал ей сопротивляться видениям, и она пробовала, но тщетно.

Другой иезуит, отец Бальтазар Альварез (Balthasar Alvarez) порекомендовал ей каждый день распевать Veni Creator Spiritus в надежде, что Бог откроет ей то, что Ему надо. И проделывая это однажды, она услышала слова «Я хочу, чтобы ты общалась не с людьми, но с ангелами.» Ей часто слышались внутренние диалоги большого накала, но при отце Альварезе она подвергалась гонениям.

Она едва не попала под суд инквизиции из-за того, что хотела учить людей, таких как святой Иоанн Креста (Juan Yepes), которого она встретила позднее и кому стала духовным наставником. Должно быть, её приняли за члена Illuminati, движения, признающего личные откровения и отрицающих церковные таинства (подобно Beguines в северной Европе, чей ложный мистицизм осудил Венский Собор (1311-12). Её преданность Церкви и её таинствам, однако, избавили её от дальнейших допросов.

Инквизиторы запретили женщинам читать народные версии Писания, религиозные книги и созерцательные молитвы. Тереза написала отчёт о своей жизни и о том, как она молится, чтобы спасти своё имя.

В 1557 году её посетил Пётр Алькантара, который подтвердил, что её видения божественного происхождения, но чтобы она не переставала терпеть. Ей посоветовали при возможности левитировать. Она переживала мистические браки, а её сердце было проткнуто. Она дала клятву, что всегда будет делать всё, что будет наиболее совершенным и угодным Богу.

И опять-таки, кармелитки в то время были совсем не стеснены в своём образе жизни. Они могли общаться с мирянами и свободно уходить и приходить в монастырь. Когда её племянница заговорила об образовании маленькой группы с более строгими правилами, Тереза восприняла это как знак Божий. Она предложила основать такое общество, и в этом её поддержал её исповедник святой Пётр и другие, такие как святой Людовик Бельтран (Luis Beltran), но в последний момент настоятель провинции не дал на это разрешение, которого убедили в этом сопротивляющиеся этому начинанию. Однако в тайне ей содействовали один доминиканец и замужняя сестра Терезы, донья Хуана де Ахумада (Juana de Ahumada), и в 1561 году началось строительство монастыря, который должен был стать для неё домом.

Наконец из Рима было получено разрешение, и монастырь святого Иосифа был открыт в 1562 году, где обосновались Тереза, её племянница и ещё 13 монахинь. Жители города не обрадовались этому нововведению, полагая, что монастырь станет для них финансовой обузой. Доминиканец убедил их оставить его в покое. Сочувствующие монахиням послали священника к королевскому двору, и в конце концов противники сдались.

Главный настоятель кармелиток, отец Рубео, посетил Терезу в 1567 году, и она произвела на него такое впечатление, что он дал ей разрешение на основание таких же монастырей. И ещё он дал ей право основать два монастыря обновлённого ордена «Созерцательных кармелиток.»

Она прожила в монастыре святого Иосифа пять лет, потом открыла ещё один монастырь в Медина дель Кампо (Medina del Campo), и третий в городе Малагоне. Потом она поехала в Мадрид. Она основала монастыри в Валладолид и Толедо, мужской монастырь в деревне Дуруэло в 1568 и один женский в Пастране в 1569 (Valladolid and Toledo, Duruelo, Pastrana). Затем она поручила остальные мужские монастыри святому Иоанну Креста. В 1570 она открыла ещё один монастырь в Саламанке (Salamanca).

Помимо того, что она была способным администратором, она была очень остроумной и доброй. Считала, что очень важно выбирать послушников благоразумно. Ум был одним из самых главных для неё критериев. Для монахинь она всегда была образцом, хозяйственные работы делала вместе со всеми и никогда не ела мяса. Могла быть сердечной и нежной. «Ради любви к Богу нужно», писала она больной настоятельнице, «хорошо питаться, не оставаться одной и не думать слишком много.» У неё было отменное чувство юмора; и так как она была невыского роста, то называла себя «половинкой монахини».

Доступ в монастырь был сильно ограничен, в нём был строгий распорядок, включая почти постоянную тишину. Монахини носили грубую одежду и сандалии, заменявшие им туфли, поэтому они назывались «Discalced» («босые»).

17 кармелитских монастырей, основанных святой Терезой по всей Испании и Франции, отличались от большинства монастырей того времени. У кармелиток были своя комната, книги, им читались лекции и выделялось время для учёбы или созерцательных молитв. Здесь, как и в бегинских (Beguine) орденах, уделялось огромное влияние возрастанию в знании и любви к Богу. Настоятельница была духовным и административным руководителем Кармеля. У монахинь было самоуправление, в отличие от большинства орденов того времени.

Тереза являла собой классический пример человека, совмещавшего жизнь, наполненную религиозными размышлениями, с активной деятельностью и здравым смыслом в «практических» делах. Итоги такой работы она записала в виде литературной формы. Она написала Путь совершенствования и книгу Основы для руководства её религиозными сёстрами. Тереза пишет о главенстве в молитве любви над разумом. Настоящая устная молитва, как пишет святая в Путь совершенствования, требует внимания разума и сердца. Её мистический труд, Внутренний замок, можно считать революционным, поскольку это была первая работа, указывающая на существование промежуточного состояния между молитвой и размышлением.

На три года её активная работа по реформированию кармелитских монастырей была прервана её назначением святым Папой Пием V, которое она послушно приняла, став настоятельницей монастыря Воплощения «обутых» кармелиток в Авиле, который она покинула около десяти лет назад, чтобы основать монастырь «босых» сестёр в Авиле. Ей потребовались как благочестие, так и воля, чтобы преодолеть первоначальное сопротивление монашек, которых она должна была возглавить: «Дамы мои, не переживайте о том, как я буду управлять вами; ибо, хотя я и прожила долго и возглавляла босых монахинь, я прекрасно представляю, по Божией доброте, как приму обутых сестёр.»

Те, кто сопротивлялся её реформаторским усилиям, называли её «бродячей монашкой.» Настоятель провинции сначала поддерживал Терезу, но потом воспротивился её реформам и организовал собрание членов ордена в Пьячензе (Piacenza), Италия, чтобы ограничить реформы. Святого Иоанна Креста заключили в монастырь, а Терезе приказали на время борьбы удалиться в один из её монастырей. Тогда она призвала на помощь тех, с кем была знакома, и король Филипп II приехал, чтобы освободить её. В 1580 по настоянию короля Филиппа Папа Григорий XIII издал постановление о разделении кармелиток на два разных чина; каждый из которых имел своего архиепископа.

К тому времени здоровье Терезы пошатнулось. Она открыла свой последний, семнадцатый монастырь в Бургосе (Burgos), после чего захотела вернуться в Авилу, но по просьбе герцогини поехала в Альба де Тормес (Alba de Tormes). Приехав туда, она слегла и через три дня скончалась.

Вероятно, в Терезе текла еврейская кровь - вот почему инквизиция так упорствовала, так как была основана, чтобы покончить с иудаизмом после выселения мавров в 1492 году, всего за год до её рождения. В кармелитки попало много «conversos», обращённых из иудеев и мусульман, но Тереза прекращала среди кармелиток всякие разговоры о происхождении.

Один случай произошёл, когда Тереза приехала во Францию, чтобы основать там орден. Была скверная погода, шёл дождь, и колесо её экипажа треснуло, выбросив её наружу. Она пожаловалась Богу, «Если Ты так обращаешься со Своими друзьями, неудивительно, что их так мало.»

Она с успехом распространяла свою науку молитвы. Французский мистицизм, «свидетельство самопожертвования в её делах. Печать её трудов во Франции, основание в Париже кармелитского монастыря, где она сама обучала монахинь... были решающими факторами в их развитии. Прямо или косвенно, все великие люди той эпохи связаны с Кармелем и были сдобрены его солью.» (Underhill, стр. 188).

У мадам Акари (Acarie, Мари Воплощения), претворявшей идеалы Терезы во Франции, было два видения святой Терезы, похожих на сон, которая объявила, что Божия воля состоит в том, чтобы она привлекла реформированных кармелиток в Париж. (Underhill, стр. 193). Акари, поддержанная святым Франциском де Саль (Saint Francis de Sales), приняла в своём доме и обучала желающих вступить в орден, ставшими первыми французскими кармелитками (Bentley, Delaney, Markus, Tsanoff, Underhill, White).

Несколько цитат:

«Бог ужасно обращается с Своими друзьями, хотя этим Он не вредит им, так как также Он обошёлся с Своим Сыном.»

«Хотя рядом с нами нет Господа в телесном обличьи, у нас есть наш ближний, который, благодаря любви и служению с любовью, также хорош, как и Сам наш Господь.»

Catholic Dispatch приводит серию изречений святой Терезы, которые стоит соотнести с нашей собственной духовной жизнью:

  1. Невозделанная почва, хотя и богатая, произведёт чертополох и колючки; также и разум человеческий.
  2. Говорите хорошее обо всём духовном, - монашестве, священниках, и отшельниках.
  3. Пусть слова ваши будут немноги, когда вас много.
  4. Будьте скромны во всех ваших словах и делах.
  5. Никогда не будьте упрямы, особенно в малозначащих делах.
  6. В разговоре с другими всегда будьте спокойны и радостны.
  7. Никогда не насмехайтесь ни над чем.
  8. Не укоряйте никого, но с благоразумием, смирением и самоуничижением.
  9. Будьте внимательны к настроению того, с кем говорите: будьте радостны с весёлым, печальны с расстроенным, словом, отдавайте всего себя, чтобы получить всё.
  10. Никогда не говорите того, чего не обдумали и не вверили настоятельно нашему Господу, так чтобы не говорить то, что было бы неугодно Ему.
  11. Не оправдывайте себя без веских причин.
  12. Не говорите о себе ничего такого, что люди могут посчитать достойным похвалы, то есть об образованности, доброте, происхождении, разве только с надеждой, что из этого выйдет польза, и пусть сие будет сказано с смирением, помня о том, что всё это - дары Божии.
  13. Никогда не преувеличивайте, но говорите с простотой.
  14. Во всех разговорах и беседах всегда говорите о чём-то духовном, и тогда всё пустословие и злоязычие уйдёт.
  15. Никогда не утверждайте ничего такого, в чём не убедились сперва.
  16. Никогда не высказывайте своего мнения о чём-то, если только вас не попросили об этом, или того не требует милосердие.
  17. Когда кто-то говорит о духовном, слушайте с кротостию, подобно ученику, и извлекайте пользу из того, что сказано.
  18. Рассказывайте своему настоятелю и исповеднику о своих соблазнах, несовершенствах и неприязнях, чтобы он смог дать вам совет и помог преодолеть их.
  19. Не находитесь вне своей кельи и не покидайте её без причины, а когда выйдите, просите Божьего благоволения, чтобы не согрешить против Него.
  20. Никогда не ешьте и не пейте в неурочное время, а после горячо благодарите Бога.
  21. Делайте всё так, как бы вы делали для Его Величества: душа извлечёт из этого великую пользу.
  22. Никогда не слушайте и не говорите худого о ком-нибудь, разве что о себе, а когда это будет вам в радость, то станет сие вашим большим достижением.
  23. Что бы вы ни делали, приносите это в жертву Богу, и молитесь, чтобы оно стало для Него честью и славой.
  24. В веселии своём воздерживайтесь от неумеренного смеха, но пусть он будет скромным, сдержанным, доброжелательным и наставляющим.
  25. Всегда воображайте себя слугою всех, и смотрите на всех, как если бы все они были Самим нашим Христом Господом; и так окажете Ему почесть и славу.
  26. Всегда будьте готовы выполнить свой долг послушания, как если бы Сам Иисус в виде настоятеля или игумена отдавал вам приказания.
  27. Во всяких ваших делах, и в каждый час, проверяйте свою совесть; и обнаружив недостатки, пытайтесь, с Божией помощью, исправить их, и так станете совершенными.
  28. Не думайте о недостатках других, но о том, что в них есть хорошее, и о несовершенствах в вас.
  29. Всегда страстно желайте пострадать ради Бога во всём и при любом возможности.
  30. Предлагайте себя Богу пятьдесят раз в день, с великим рвением и страстным желанием Бога.
  31. Весь день вспоминайте тему утреннего размышления: будьте очень старательны в этом, ибо принесёт вам много доброго.
  32. Копите в себе бережно то, что Господь наш может сказать вам, и выполняйте просьбы, которыми Он мог наполнить вас в молитве.
  33. Избегайте оригинальности, как только возможно, ибо весьма вредит единению.
  34. Часто читайте правила и установления ордена, и соблюдайте неукоснительно.
  35. Во всяком творении умейте разглядеть провидение и мудрость Божию, во всём воздавайте Ему благодарением.
  36. Отвращайте сердце ваше от всего: ищите Бога, и обретёте Его.
  37. Не выставляйте знаки набожности, когда нет её у вас, но по праву сможете скрыть недостаток её.
  38. Не показывайте внутреннюю молитву без большой на то нужды: святые Франциск и Бернард говорили, «Моя тайна - это моя тайна».
  39. Никогда не жалуйтесь на еду, хорошо ли она приготовлена, или плохо, вспомните желчь и уксус Иисуса Христа.
  40. Не говорите ни с кем за столом, и не поднимайте глаза ваши ни на кого.
  41. Размышляйте о столе на небесах, и о еде на нём - Самом Боге: размышляйте о гостях, ангелах: возведите глаза ваши на тот стол, желая его.
  42. В присутствии настоятеля - вы должны в нём видеть Христа - не произносите и слова лишнего, но с большим почтением.
  43. Никогда не делайте того, чего не сможете сделать в присутствии всех.
  44. Не сравнивайте одного человека с другим: сие отвратительно.
  45. Когда винят вас, принимайте укоры с внутренним и внешним смирением, и молитесь Богу за того, кто упрекает.
  46. Когда один начальник приказывет вам что-то, не говорите, что другой приказал вам иное; но выполните то, что велено, и обдумайте, что начинания всего - благие.
  47. Не дознавайтесь о вещах, вас не касающихся; никогда не говорите о них, и не спрашивайте о них.
  48. Помните о своей прошлой жизни и о сегодняшнем равнодушии, чтобы скорбеть о них, и о том, что вам для того, чтобы попасть на небеса, нужно жить в страхе, который источник великого блаженства.
  49. Что говорят вам делать в монастыре, всегда выполняйте, если только это не противоречит послушанию; отвечайте всегда смиренно и кротко.
  50. Не просите ничего особенного из еды или одежды, но только по великой нужде.
  51. Никогда не переставайте смирять и подавлять себя во всём, даже до смерти.
  52. Постоянно совершайте многое ради любви, ибо воспламеняет душу и делает её мягкой.
  53. Совершайте поступки благодаря всем прочим добродетелям.
  54. Предлагайте всё Отцу Предвечному, в соединении с заслугами Его Сына Иисуса Христа.
  55. Будьте добры ко всем и суровы к себе.
  56. Во дни, посвящённые святым, размышляйте о их добродетелях, и просите того же у Бога.
  57. Каждый вечер с тщанием исповедуйте свою совесть.
  58. Утром перед причастием упоминайте в своих молитвах, что примите Бога, несмотря на свои несовершенства, а в вечерней молитве - что приняли Его.
  59. Никогда не упрекайте друг друга в гневе, но только тогда, когда гнев пройдёт; и тогда упрёк принесёт добрый плод.
  60. Неустанно стремитесь к совершенству и благочестию, и с помощью этого сможете соделать всё.
  61. Больше пребывайте в страхе Божием, и наполнится душа ваша смирением и раскаянием.
  62. Много размышляйте о том, как быстро меняются люди, как мало в них веры; будьте верны Богу, Который неизменен.
  63. Обо всех движениях души вашей говорите исповеднику, праведному и сведущему, и всегда подчиняйтесь его решению.
  64. Каждый раз во время причастия просите о милости Божией, чтобы через сострадание Он вошёл в вашу бедную душу.
  65. Хотя обращаетесь ко многим святым заступникам, особенно просите святого Иосифа, ибо имеет великую силу от Бога.
  66. Во время печалей и несчастий не оставляйте благих трудов молитвы и епитимии, которые всегда совершаете, ибо сатана старается вас потревожить, чтобы вы их забросили; напротив, трудитесь усерднее, чем прежде, и увидите, как скоро наш Господь придёт вам на помощь.
  67. Не показывайте свои искушения и несовершенства тем из общины, кто меньше преуспел, так как повредит вам и другим, но только тем, кто более достиг совершенства.
  68. Помните, что у вас всего одна душа; что умрёте лишь один раз; что у вас единственная жизнь, которая коротка и принадлежит только вам; что есть только одно счастие, и оно навеки; и отвратитесь от многого.
  69. Да станет вашим желанием узреть Бога, вашим страхом - потеря Его, вашей печалью - отсутствие Его, а радостию - то, что приблизит вас к Нему; и жизнь ваша пройдёт в великом мире.

В искусстве святая Тереза - кармелитка с сердцем, на котором начертано IHS, проткнутым стрелой ангела (Appleton, Roeder). Есть различные вариации: (1) Христос сам выпускает стрелу; (2) Христос является ей, несущей крест; (3) принимающей от Христа крест, от Приснодевы - корону, от святого Иосифа - лилию; (4) Распятие может иметь алмазы как символы ран; (5) ходатайствующей за души в чистилище (обычно эти души изображаются в виде мышей; (6) увенчанной шипами; (7) IHS на её сердце; или (8) с пером и книгой (Roeder).

Святая Тереза - покровительница кружевниц, испанских католических писателей, испанской армии и интендантства; страдающих головной болью (возможно по причине её собственной хронической болезни). К ней прибегают нуждающиеся в благодати (Roeder, White).

 

Труды святой Терезы:

Жизнь (её автобиография)
Книга основ

Путь совершенствования

Внутренний замок

Письма, 4 vols., tr. by the Benedictines of Stanbrook, London, 1919-1924
Меньшие труды, tr. by the Benedictines of Stanbrook, London, 1913
Тереза Авильская. Избранные сочинения, 3 тома. Kieran Kavanaugh, OCD and Otilio Rodriguez, OCD (tr.). Washington, DC: Institute of Carmelite Studies, 1980.

Письма святой Терезы. John Dalton (tr.) London, 1902: Thos. Baker.


В избранное