Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Информационный Канал Subscribe.Ru


Не нажимайте Reply (Ответить) для этого сообщения!
Ваши вопрсы и коментарии направляйте пожалуйста по адресу kehilasmy@yahoo.com

Рав  Ицхак Зильбер

ШМИНИ

 В главе “Шмини” отдельно говорится о животных, обитающих на суше, отдельно — о летающих в воздухе и отдельно — о плавающих в воде. При этом для каждой из групп указаны признаки, позволяющие отличить разрешенное от запрещенного.

 “Вот учение о скоте, и птице, и всяком живом существе, передвигающемся в воде, и всяком живом существе, ползающем по земле. Чтобы различать между нечистым и чистым, между животным, которое можно есть, и животным, которого есть нельзя” (11:46, 47).

 Эти слова подытоживают изложенные в главе законы о видах животных, разрешенных и запрещенных в пищу евреям.

Из животных, обитающих на суше, евреям разрешено есть лишь жвачных с раздвоенными копытами. Животные, обладающие только одним из этих признаков, нам в пищу запрещены.

В главе конкретно названы четыре вида таких животных, мясо которых есть не разрешается: три вида жвачных со сплошными копытами и один — не жвачного с раздвоенными копытами. Жует ли животное жвачку, можно выяснить, только понаблюдав за ним какое-то время. А вот копыта — это видно сразу. Животное, обладающее внешним признаком кашерности, — свинья.

Животные, обладающие обоими признаками, то есть разрешенные нам в пищу, не названы. Они перечислены в книге “Дварим”. Тора называет всего десять видов таких животных: три домашних — корова, овца, коза — и семь диких — олень, лань, серна и др.

Заметьте, что разрешенными, таким образом, оказываются лишь травоядные, а все хищники — лев, тигр, волк, рысь и другие — запрещены.

Талмуд (Хулин, 59а) приводит устное предание, в котором сказано: если где-то обнаружится неизвестное до сих пор млекопитающее с раздвоенными копытами и невозможно выяснить, жует ли оно жвачку, мы можем спокойно его резать и есть, если оно не из семейства свиней. Властелин мира знает, сколько видов Он сотворил и какие. Он передал через Моше, что существует лишь одно животное с раздвоенными копытами, которое не жует жвачку, — свинья. И об остальном можно не беспокоиться. Там же сказано, что млекопитающее, у которого нет резцов среди верхних зубов, непременно жует жвачку и имеет раздвоенные копыта (под эту категорию подпадает и верблюжонок, пока у него не появились резцы, однако мясо его есть нельзя, как и мясо взрослого верблюда). Это устное предание тоже получено от Моше-рабейну.

Смелые утверждения!

Моше, замечает раби Акива, как известно, охотой не занимался (Сифра, 11:4) и фауну досконально знать не мог.

Тора дана на Ближнем Востоке — в пустыне Синай. Было это три тысячи триста с лишним лет назад. Животный мир Европы, Сибири, Дальнего Востока, Америки, Австралии людям тогда не был еще достаточно известен. Не слишком ли категоричен Талмуд? А вдруг такое животное еще найдется?

В прошлом веке известный путешественник и исследователь Кох получил задание от правительства Англии (надо сказать, что к утверждениям Торы, касающимся “проверяемых”, “практических” вещей, испытывали интерес не только англичане) выяснить, существует ли на земном шаре хотя бы еще одно животное с единственным признаком кашерности, как у верблюда, зайца, кролика, которые жуют жвачку, или как у свиньи, у которой раздвоены копыта. Вы можете прочесть об этом в книге П. Менкина “Керем Птахья” (Иерусалим, 1931). Никаких дополнений к списку, данному в Торе, исследователь не нашел.

А ведь Моше не мог обследовать весь земной шар! Как сказано в книге “Сифра”, там же: “Пусть поразмыслят над этим те, кто говорит, что Тора — не от Б-га”.

Из всего живого, обитающего в воде, Тора разрешает нам есть лишь рыбу с чешуей и плавниками.

Талмуд добавляет к этому: у рыбы с чешуей непременно есть и плавники. Так что если перед вами лежит кусок рыбы с чешуей, а плавников на этом куске не видно, рыбу смело можно есть. Поистине удивительное утверждение!

Сколько видов животных насчитывается в океанах? Великое множество! Больше того, каждый год ученые обнаруживают новые и новые виды. Кто может дать гарантию, что не будет обнаружено существо, которое послужит опровержением сказанного мудрецами? Только Творец.

Но, с другой стороны, может быть, у всех рыб есть и чешуя, и плавники, и говорить об этом особо нечего? Отнюдь нет. Вот мурена, например, опасный морской хищник до трех метров длиной, ни того, ни другого не имеет. Так что не всякая рыба имеет чешую. А как чешуя связана с плавниками, непонятно и ученым.

Требования, предъявляемые Торой нашему народу, сложны и многочисленны. Есть среди них и заповеди, смысл которых нам неизвестен. Мотивы их скрыты от нас. Но тот, кто исполняет эти мицвот, достигает истинной духовности.

Предоставлено: рав Ицхак Зильбер ©    http://toldot.ru/ Toldos Yeshurun.org

Из рассказа Рабанит Хавы Куперман

из книги  Рава Ицхака Зильбера
Чтобы ты остался евреем
http://www.toldosyeshurun.org/rus_b_main.ph

 Мне очень хотелось учить Тору, и мне нашли учителя. Раби Аба-Давид Гуревич занимался со своей дочкой – моей ровесницей, и мама договорилась, что он будет обучать и меня. А мой брат занимался с его сыновьями.

В Ташкенте среди религиозных евреев было два подхода к воспитанию детей. Одни семьи вообще не посылали детей в школу, считая, что им будет трудно в одиночку противостоять среде, дети же из других семей в школу ходили, и при этом делалось все возможное, чтобы по субботам они оставались дома.

Мои родители не знали, как скоро мы сможем уехать из России, и считали, что школьная «закалка» поможет нам вырасти духовно сильными людьми. Они опасались, что если мы не будем учиться в школе, то, общаясь с ребятами во дворе и на улице, будем чувствовать себя ниже других и это сделает нас нестойкими, помешает нам в дальнейшем выдерживать испытания. Мама считала, что когда люди считают себя ниже окружающих, они попадают под влияние окружения и это приводит к отходу от религии. И она очень старалась, чтобы мы не ощущали себя обойденными.

Мама тревожилась, чтобы детям в Песах не захотелось хамеца (это был безосновательный страх, мы ничего подобного не ощущали совсем). Для нее теоретически было бы самое ужасное, если бы ребенок посреди Песах сказал, что он хочет хлеба. Я помню, что когда кончался Песах, она шла с нами и покупала пирожные. Нам даже не очень и хотелось. Но для нее было очень важно, чтобы мы ощущали, что Песах – это очень хорошо, а не то что она нам чего-то не дала и нам этого не хватало.

Мы росли в уникальном ощущении, что быть религиозными евреями – радостно и привольно. Особенно весело было после гавдалы (ритуала отделения праздничного дня от будней) на исходе субботы: папа затевал с нами игры, начинал танцевать с Бенционом, рассказывал нам «сериалы» из еврейской истории с продолжением.

Перед тем как я пошла в школу, мама «на всякий случай» научила меня драться. Это умение мне так и не пригодилось, меня защищало само сознание, что я могу дать сдачи. Такие вещи ощущаются окружающими, и меня в классе никогда не трогали.

Я пошла в школу в восемь лет. Мне казалось естественным, что существуют два мира, внутренний и внешний – и внешний воспринимает некоторые вещи совсем не так, как внутренний.

Мне было легче, чем другим еврейским детям, устоять перед чужим влиянием. Дом давал мне прочное ощущение, что родители знают все, чему нас могут научить в школе. У нас в семье все были образованными людьми. Что бы ни говорили другие – в школе и вокруг, это не производило на нас никакого впечатления: мы понимали и знали правду. Другим детям, чьи родители были не на таком уровне, было гораздо труднее выдержать испытание: когда приходили со стороны и утверждали что-то, им могло показаться, что эти люди умнее и просвещеннее, чем их родители.

Из рассказа Рабанит Хавы Куперман, дочери Рава Ицхака Зильбера

Предоставлено: рав Ицхак Зильбер ©    http://toldot.ru/ Toldos Yeshurun.org


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное