Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Информационный Канал Subscribe.Ru


Не нажимайте Reply (Ответить) для этого сообщения!
Ваши вопрсы и коментарии направляйте пожалуйста по адресу kehilasmy@yahoo.com

Рав  Ицхак Зильбер

ВАЙХИ

В недельной главе “Вайхи” (“И жил”) рассказывается о последних днях нашего праотца Яакова. Яаков взял с Йосефа клятву не хоронить его в Египте, а перенести в Хеврон и похоронить там, в пещере Махпела, рядом с Авраhамом и Ицхаком. Он благословил детей, пророчески предсказав каждому его будущее. Йосеф выполнил наказ отца и перевез его тело в Эрец-Исраэль. Его сопровождала вся семья Яакова, все слуги Паро и все старейшины Египта со всадниками и колесницами. Перед смертью Йосеф тоже взял с сынов Израиля клятву, что когда Б-г вспомнит о них, т.е. освободит их из египетского рабства, они возьмут его кости с собой и похоронят в Эрец-Исраэль.

“И приблизились дни Исраэля (Яакова. — И.З.) к смерти, и позвал он своего сына Йосефа и сказал ему: Я прошу тебя, если я нашел милость в твоих глазах, положи, пожалуйста, руку под мое бедро (т.е. поклянись святостью союза Б-га с Авраhамом, знаком чего является обрезание — это близко к бедру. — И.З.), и сделай мне истинную милость, не хорони меня в Египте. И я лягу с моими отцами (т.е. душа моя будет с ними в мире ином. — И.З.), и вынесешь меня из Египта, и похоронишь, где они похоронены. И сказал он: Я сделаю по слову твоему. И сказал Яаков: Поклянись мне! И Йосеф поклялся ему” (47:29-31).

Непонятно, зачем Яакову надо было брать клятву с такого верного и преданного сына, как Йосеф. Разве просьбы отца (последней просьбы!) недостаточно?

Долго я этого не понимал и мучился этим вопросом, пока не произошел один случай, многое мне объяснивший.

В Казани был у меня друг по фамилии Мазур, очень достойный, умный, добрый человек, бывший подрядчик. Было ему без малого девяносто. Он жил вместе с женой у сына, профессора Бориса Львовича Мазура, специалиста по лечению туберкулеза (существует разработанная им “теория синей палочки”). Сын очень уважал отца. И вот мать профессора умерла. Так как Бориса Львовича, хорошего врача и отзывчивого человека, очень ценили, то выразить ему соболезнование пришли все, кому он оказывал помощь: масса сотрудников госбезопасности, служащие горкома и обкома партии, работники университета и т.д. Когда я вошел в дом, яблоку негде было упасть. Говорили приблизительно следующее: “Дорогой Борис Львович, ваше горе — это наше горе, мы похороним вашу маму с почестями, как подобает”. Тут же одели ее, как принято у русских, приготовили место на кладбище.

Надо сказать, что отец и мать профессора были глубоко верующими людьми. В первые часы после смерти матери профессор был растерян и подавлен, а когда пришел в себя, то побоялся возразить, что хотел бы похоронить мать по еврейским законам: ведь за это снимут с работы, исключат из партии. Нас, знакомых из еврейских семей, собралось десять человек, мы пошли на похороны, но невозможно было пройти через толпу даже для того, чтобы прочесть “Кадиш”. Все, что мне удалось сделать по еврейскому обычаю, — это накануне похорон, глубокой ночью, когда все ушли, привести женщину, которая обмыла покойницу и надела на нее льняные тахрихим (под одежду). Я не мог смотреть на искаженное горем лицо старика. Он все твердил: “Ицхак, я-то знаю, какая она была праведница. И чтобы ее хоронили не по-еврейски?!” И старик дал мне бумагу, попросив, когда придет час, передать ее в руки его сыну. Там было написано: “Мой дорогой сын Борис! Ты знаешь, что всю жизнь я живу по законам еврейской веры. Единственная просьба к тебе — когда умру, позови евреев, и пусть сделают все по еврейским законам”.

Теперь представим себе: Яаков умер. Поспешно явились все министры и говорят: “Дорогой Йосеф, мы приготовили место для твоего отца рядом с главным жрецом Египта!” Поди объясни им, что даже земля Египта противна Яакову и он хочет быть похоронен в Эрец-Исраэль. Вот Яаков и взял с Йосефа клятву, чтобы тот мог на нее сослаться. Так оно и вышло.

Продуманность действий Яакова подсказывает нам, насколько это важно— хоронить умерших как положено у евреев. Мы видим, какое большое значение придавали этому наши предки Авраhам и Яаков.

Предоставлено: рав Ицхак Зильбер ©    http://toldot.ru/ Toldos Yeshurun.org

О могиле отца

из книги  Рава Ицхака Зильбера
...чтобы ты остался евреем

http://www.toldosyeshurun.org/rus_b_main.php

Отец умер в сорок четвертом году. Страшный это был год.

Вместе с еще одним человеком я пошел на кладбище искать место для могилы. Еврейский закон требует не хоронить праведника рядом с тем, кто нарушал законы. Мы искали место рядом с могилой такого человека, который хотя бы что-то соблюдал: субботу или кашрут, – и не нашли.

Это было большое, но плотно заполненное еврейское кладбище. Я знал тех, кто там похоронен. Один бросил жену ради нееврейки (я уже говорил об этом поветрии, охватившем «эмансипированных» евреев), другой – коммунист...

Трижды обошел я кладбище. Только одно место могло бы подойти отцу – узкое пространство между двумя склепами над могилами рава Кассиля (он умер в 1890 г.; кстати, писатель Лев Кассиль – его внук, я писал ему, и он подтвердил это родство в ответном письме) и некоего Персона, о котором говорили, что он был очень знающий, почти как рав, и очень добрый человек. Во время первой мировой войны он устраивал на работу евреев, попавших в Казань.

Я спросил об этом месте в погребальном обществе, и мне рассказали такую историю.

Это место приобрел для себя раби Авраам Цимхес, некогда очень богатый человек, построивший в Казани трехэтажную синагогу еще до первой мировой войны. Советская власть все у него отняла. Стариком-бедняком он уехал в Ленинград и умер там.

Затем, уплатив пятнадцать рублей, это место записал на себя габай синагоги (габай – человек, управляющий делами синагоги).

Между тем скончался брат Цимхеса, прекрасный человек, которого я хорошо помню. Его любимым присловьем было: «То, что знаю, стараюсь соблюдать. Если чего не соблюдаю, то потому, что не знаю».

В период нэпа – так называемой новой экономической политики, допускавшей частное предпринимательство: Ленин ввел ее через несколько лет после революции, пытаясь как-то оживить экономическую жизнь страны, но очень скоро отменил, – так вот, в период нэпа с ним произошла любопытная история.

Как-то он явился к моему отцу с двумя большими сумками, в которых лежали золотые изделия и драгоценности, и сказал, что у них в доме внезапно умерла сравнительно молодая, лет сорока, женщина, приехавшая на месяц в Казань и попросившаяся к ним жить. Осталось вот это имущество. Он об этой женщине почти ничего не знает. Ищет родных –– и не находит. Никого у нее нет. Что делать с вещами?

Отец сказал:

– Ищи. Хоть кого-нибудь, хоть двоюродных.

Цимхес прожужжал людям все уши этой историей. Недели три ходил он повсюду и всех расспрашивал.

Чем дело кончилось, не знаю. Но такое поведение как-то характеризует человека, верно?

Когда Цимхес умер, евреи города решили, что он достоин быть похоронен на том месте, что когда-то купил его брат, несмотря на то, что габай записал это место на себя. Стали рыть могилу – и ничего не получилось. Не знаю, что там было – зима, бетон, камни... – во всяком случае, могильщики два часа долбили яму, вынули чуть-чуть земли и отказались от этой попытки.

Я решил похоронить отца между равом Кассилем и Персоном. Нужно было согласие габая. Я его ищу –– он в больнице. Прихожу, рассказываю, что отец мой умер и негде его похоронить... «Уступаю участок от всей души, – говорит габай, – я себе другое место найду».

Он написал бумагу, что продает мне участок, и взял в уплату пятнадцать рублей. Я еще научил его, что надо говорить перед смертью.

Пришли на кладбище, я говорю: «Копайте». И вырыли сразу, без проблем.

Предоставлено: рав Ицхак Зильбер ©    http://toldot.ru/ Toldos Yeshurun.org


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное