Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Штаб Машиаха

  Все выпуски  

Штаб Мошиаха


Служба Рассылок Городского Кота
БС"Д

Штаб Мошиаха приветствует Вас!

 РОШ-А-ШАНА - ЕВРЕЙСКИЙ НОВЫЙ ГОД

Введение

Рош-а-Шана, еврейский Новый год, и следующий за ним Йом Кипур не связаны с какими-либо
историческими событиями в жизни нашего народа. Это праздники религиозные, строгие
и торжественные - в них заложен особый духовный смысл.



Нет лучшего определения периода от Нового года до Йом Кипур, чем название "Судные
дни". В эти дни человек предстает перед судом Всевышнего и отвечает за содеянное
в течение года. Говорят наши мудрецы: "Над нами всеми суд в Рош-а-Шана, а приговор
выносится на Йом Кипур".

В день Рош-а-Шана провозглашается власть Б-га над всей Вселенной и всеми народами
мира, отчего Рош-а-Шана называют еще днем Коронации. В молитве на Рош-а-Шана говорится:
"Б-г наш, властвуй над всем миром во славе Твоей, вознесись над всей землей
в красе Твоей. Да познает все сотворенное, что Ты его сотворил... И да составят все
единый союз, чтобы исполнить волю Твою от всего сердца".

Этот день может быть уподобен празднику коронации короля земного. Как верные граждане
собираемся мы в этот день, чтобы выразить ему почет и преданность. А король, преисполненныий
любви к своим подданным, щедро награждает их и даже прощает преступивших закон, если
видит, что раскаяние искренне.

В день Рош-а-Шана мы повторяем: "Б-г - Король всей земли". А Он, преисполненный
к нам любви, прощает согрешивших и щедро награждает праведных. Рош-а-Шана - день
коронации Всевышнего, когда мы принимаем путь служения Ему.



На Рош-а-Шана, в день, когда мы торжественно провозглашаем и признаем власть Б-га
над всей Вселенной и особый союз между Владыкой мира и народом Израиля, судьба человечества
записывается на год вперед. Говорят мудрецы: "Три книги раскрываются в день
Рош-а-Шана: одна - содержащая весьма праведных, другая - весьма грешных, а третья
книга содержит "средних". Весьма праведные тут же (в Рош-а-Шана) записываются
и скрепляются на жизнь, весьма грешные тут же записываются и скрепляются на смерть,
а судьба "средних" решится в Йом Кипур...

Преданные Ему и полные любви, мы ждем всепрощения. Наказание грозит безнадежно потерянным,
а простые люди, кто грешил по неведению и, осознав, раскаялся, могут вымолить себе
прощение в день коронации Всевышнего, ибо Он добр и милосерден. Он не стремится к
наказанию и только требует соблюдения заповедей, данных Им еврейскому народу для
нашего блага.

На Рош-а-Шана, в первый день месяца Тишрей, был создан прародитель человечества -
Адам. В тот же день он нарушил данный ему Б-гом запрет и был осужден на изгнание
из Эдена. Это был первый Рош-а-Шана, и тогда свершился первый Суд над человеком.
С тех пор ежегодно в день Рош-а-Шана творит Всевышний суд над человечеством, предопределяя,
что должно случиться с людьми и народами в наступающем году.



Но день Суда Он превратил в день прощения и милосердия. Сказано: "Весь год евреи
заняты своими делами. А в день Рош-а-Шана они берут Шофар (бараний рог) и трубят
перед Б-гом. Тогда восстает Он с кресла Правосудия и пересаживается в кресло Милосердия,
и весь мир наполняется милосердием". Кто пришел к Нему с надеждой и верой, кто
принес Ему чувство милосердия и любви к ближнему, твердое желание отказаться от дурных
привычек и нравов - тот прощен. И долетит до Б-га его молитва о ниспослании ему,
его семье и всему еврейскому народу счастливого года, мира, здоровья, благополучия
и радости.

Вот почему праздничен день Суда и не похож на суровость суда земного. Мы верим, что
Творец оценит наши достоинства и благодаря раскаянию и молитве простит. Поэтому евреи
традиционно желают друг другу в первую ночь Рош-а-Шана: "Лешоно тойво тикосев
ветихосем" - "Да будете вы записаны в счастливый год".

Праздничен, но серьезен Рош-а-Шана, и не положено в эти дни предаваться легкомысленному
веселью. Сказано у мудрецов: "И спросили ангелы Всевышнего: Король Вселенной,
почему евреи не воспевают перед Тобой хвалебные песни на Рош-а-Шана? И ответил Он:
Возможно ли? В эти дни Король сидит на судейском кресле, и книги жизни и книги смерти
открыты перед Ним, а сыны Израилевы будут Ему воспевать?!"

Над нами всеми суд в Рош-а-Шана, а приговор выносится на Йом Кипур... Вот почему
дни Рош-а-Шана вместе с последующими восемью днями, включая Йом Кипур, - есть единое
целое, которое носит название "десяти дней раскаяния".

Кто пережил удивительное чувство раскаяния, когда спадает с души тяжкое бремя постыдных
дел, тот никогда не забудет посещение синагоги в Рош-а-Шана. Горячая, страстная молитва
окружающих; то особое, берущее за душу чтение Торы на определенный мотив, который
мы слышим только на Рош-а-Шана и Йом Кипур; необычные, доходящие до глубины сердца
звуки рога Шофара и торжественное молчание, когда сотни и тысячи людеи открывают
сердца для тшува - раскаяния.

Заповедь тшува - раскаяния или в дословном переводе "возвращения" - одна
из основ еврейской религии. Все мы смертны биологически, но человеческая личность
стоит перед вечностью, и от тшува зависит, какими предстанем мы перед Творцом. Благодаря
тшува человек способен очистить, освободить себя от грехов. Для этого он должен искренне
покаяться в совершенном и чистосердечно обещать Всевышнему никогда впредь не делать
подобного.

Право на раскаяние возлагает на человека подлинную ответственность за его поступки.
Он был свободен в выборе своих решений, следовательно, несет ответственность за каждый
свой шаг, и никто, кроме него самого, не может освободить человека от совершенного
им греха. А поскольку "нет человека праведного на земле, который делал бы добро
и не грешил бы", то дана ему возможность искупления грехов через раскаяние.
Прощение никогда не приходит с неба как дар Б-га. "Поступки твои приближают
тебя, поступки твои тебя отдаляют". Только после искреннего раскаяния в совершенном
и обязательства не повторять этого в будущем "отпускаются грехи и очищается
человек".

Резкие, тревожные звуки Шофара возвещают наступление "Асерет йемей тшува"
- десяти дней покаяния до Йом Кипур. Призыв Шофара, по словам великого Маймонида,
напоминает: "Проснитесь спящие, пробудитесь от сна и взвесьте ваши поступки;
вспомните вашего Создателя и вернитесь к нему для покаяния. Не будьте теми, кто,
не считаясь с реальностью, гонится за тенями и теряет свое время и годы на поиск
ненужных вещей, от которых нет выгоды человеку или освобождения. Внимательно загляните
в свою душу и обдумайте собственные действия; да избавится всякий от плохих поступков
и дум и вернется к Б-гу, чтобы Он мог над нами смилостивиться".

Тора называет Рош-а-Шана "днем трубного гласа" или "Памятью трубного
гласа". Трубные звуки рога Шофара придают торжественный характер празднику Рош-а-Шана,
они пробуждают людей к самоуглублению и мыслям о покаянии. В тревожном звуке бараньего
рога призыв и мудрость: человек - существо разумное, высшее из творений Создателя
- обязан тем не менее подчинять свою интеллектуальную жизнь Всевышнему с покорностью
неразумного животного.

Трубный глас Шофара - самый впечатляющий момент праздника Рош-а-Шана. С благоговением
внимают молящиеся звукам рога, и трепетно отзывается в их сердцах: "Проснитесь
спящие от сна и дремлющие от дремоты своей".

Обычай трубить в Шофар впервые упоминается в связи с Откровением на горе Сииай, когда
"голос Шофара был особенно сильным и весь народ, находившийся в лагере, дрожал".
Таким образом звуки рога на Рош-а-Шана напоминают нам о Вручении Торы и о нашей обязанности
исполнять ее Мицвот (заповеди).

В день Рош-а-Шана провозглашается союз между Творцом и народом Израиля. Из года в
год в молитвах на Рош-а-Шана напоминается, что Тора была дана сынам Израиля - народу,
взявшему на себя соблюдение Мицвот Торы, полученной от Него на горе Синай. "Ты
явился в величественном облике Своем священному народу Твоему, чтобы говорить с ним;
с неба раздался глас Твой при откровении Твоем... Ты, Король наш, открылся на горе
Синай, чтобы преподать народу Твоему учение (Тору) и заповеди".

Трубить в Шофар на Рош-а-Шана - заповедь Торы, и мы соблюдаем ее, произнося перед
этим: "Благословен Ты, Б-г, Всесильньтй наш, Король Вселенной, Освятивший нас
Своими заповедями и приказавший нам слушать голос Шофара". Достаточно один раз
услышать могучий звук Шофара, чтобы смысл этой заповеди навеки остался в сердце.

В русском языке слово "слушать" имеет только одно значение, а в древнееврейском
- несколько. Лишмиоа - это слушать ушами, но также - понимать и еще - повиноваться.
В этом тройном значении слова лишмоа - три главных задачи Шофара: призыв к покаянию
и приобщению к свету Торы; призыв к преодолению всех препятствий на нашем пути и,
наконец, весть о Б-жественном милосердии и прощении, которые обещают нам счастливое
и безгрешное начало Нового года. "Счастливы люди, которые знают значение звуков
Шофара; они идут по Твоему пути, Всевышний!"


Унтане токеф

Голос Шофара вступает после окончания чтения Торы в синагоге перед одной из самых
торжественных молитв Рош-а-Шана - Унтане токеф. Эта молитва напоминает нам о величии
наших предков, для которых преданность Торе и Б-гу означала готовность идти на любые
жертвы. Мы знаем, что тысячи наших братьев смотрели в лицо смерти, прославляя имя
Б-га, и одним из них был Рабби Амнон.

Он жил в 13-ом веке в немецком городе Майнце, был одним из выдающихся людей своего
времени, слыл великим ученым, был богат и красив. За набожность и мудрость его одинаково
почитали евреи и неевреи, и даже правитель страны - герцог Гессенский - весьма дорожил
его мнением. Высоко ценя ум Рабби, он постоянно совещался с ним по важным государственным
делам.

Влияние Рабби на государя, почет и оказываемое ему уважение вызвали зависть и злобу
приближенных герцога. И был придуман коварный план. "Почему бы, ваше высочество,
- подсказал как-то герцогу секретарь, - не перейти раввину Амнону в нашу веру? Тогда
он приблизится к вам и сможет оказать еще большую помошь своим умом и талантами..."

Герцог пришел в восторг от такой идеи и немедленно выложил ее Рабби:

- Мой друг, я знаю, как вы преданы мне, а сейчас прошу о личном одолжении. Отрекитесь
от вашей веры, станьте христианином, и вы будете вторым человеком в стране по богатству,
могуществу и почету.

Но в ужасе отшатнулся раввин:

- Да, я - еврей, - сказал он, - но вспомните, разве это когда-нибудь отражалось на
моей верности вам? Наоборот, моя вера предписывает мне быть преданным государю и
стране, где я живу... Я готов пожертвовать ради вас и блага государства чем угодно,
но только не верой моих предков. Зачем вам понадобилось, чтобы я предал мой народ?
Зачем вам понадобился человек без уважения к самому святому в мире - своей религии?
Если я изменю своему Б-гу, можете ли вы после этого быть уверены, что не изменю я
и вам?..

В тот день не нашлось у герцога возражений, но он не отказался от подсказанной ему
завистниками идеи. При каждой встрече повторял он теперь предложение перейти в христианство;
визиты во дворец стали Рабби неприятны, он начал избегать их, а герцог - раздражаться
и приходить в ярость от непокорности еврея. В конце концов ему надоело просить, и
он заявил: "Я больше не прошу тебя перейти в христианство, на этот раз - я приказываю"
- и потребовал немедленного ответа. Растерянный равнин смог только выпросить три
дня на размышления.

Он покинул дворец в страшном смятении. "Как я мог, - спрашивал себя Рабби, -
уклониться от твердого "нет"? Что дадут мне эти три дня, кроме сомнений
в моей вере и смелости? Значит слаба моя вера, о прости меня за это Всевышний!"

Мучимый раскаянием, он закрылся у себя в доме, перестал есть и пить и молил Б-га
о прощении за проявленное малодушие. На утешения родных и близких он отвечал: три
дня, вьшрошенные на обдумывание, означают в глазах Б-га и людей сомнение в истинности
еврейской веры. Такой грех позорен и непростим...

Тем временем три дня миновали, и разгневанный герцог велел привести к нему равнина
насильно, предварительно заковав его в цепи. Гнев ослепил правителя, он забыл былое
уважение и дружбу.

- Как ты осмелился, - накинулся герцог на осунувшегося Рабби, - не подчиниться моему
приказу? Три дня, о которых ты просил, прошли. Говори свой ответ и заранее предупреждаю
- берегись, если намерен упорствовать!..

Физическая слабость не поколебала гордый дух равнина: - Ваше высочество, - сказал
он бесстрашно, - тут не может быть никаких сомнений: я еврей и останусь евреем! Но
я солгал прошлый раз по слабости своей, выпрашивая три дня отсрочки, и этим тяжко
согрешил против моего Б-га. Прошу, накажите меня и отрежьте мой лживьтй язык.

- Нет, - закричил разъяренный герцог, - не язык твой я велю отрубить. Ты всегда говорил
мне правду. За грехи против своего Б-га ты расплатишься сам. А я велю наказать твои
ноги, которые не поторопились выполнить мое повеление...

По приказу герцога палачи долго мучили Рабби Амнона. Они отсекали ему палец за пальцем
на ногах и каждый раз спрашивали, не передумал ли он, не желает ли наконец перейти
в христианство...

Умирающего Рабби отправили домой. Это произошло в день Рош-а-Шана, и он потребовал
отнести его в синагогу. Во время чтения молитвы Мусаф Рабби внезапно остановил кантора:
"Подожди, я хочу освятить Великое Имя", - и полным голосом, неожиданным
в умирающем человеке, прочел новую молитву:

"Провозгласим великую святость этого дня: грозен он и страшен. В этот день возвеличится
власть Твоя, утвердится в милосердии Твой престол...

Поистине, Ты - судья и обличитель, Ты знаешь и свидетельствуешь, отмечаешь и утверждаешь,
помня все забытое...

И раздается звук великого Шофара... И ангелы, объятые дрожью и страхом, провозглашают:
"Вот день суда!"... И все рожденные на свет проходят перед Тобой, как овцы.

Как пастырь, осматривая свое стадо, подводит овец под жезл свой, так и Ты проводишь...
определяешь и считаешь души всех живущих, ставишь предел всему живому и отмечаешь
решение их судьбы.

В Рош-а-Шана записывается, а в день Отпущения утверждается: кому отойти и кому явиться
на свет. Кому жить и кому умереть, кому - в свое время, а кому - безвременно, кому
смерть от воды, кому - от огня, кому от меча, кому - от зверя, кому от голода, а
кому - от жажды, кому - от грозы, а кому - от болезни... кому покой и кому скитания,
кому - беспечность и кому - тревога, кому - благополучие и кому - терзания, кому
- бедность и кому - богатство, кому - унижение и кому - величие.

Но тшува, тфила и цдака (раскаяние, молитва и благотворительность) отменяют злое
предначертание".

Закончив, Рабби Амнон скончался, а молитва его - "Унтане токеф" - произносится
с той поры в каждой еврейской общине по всему миру.

 
Да живет вечно наш господин, учитель и Ребе Король Мошиах!

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное