Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Иешива" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Штаб Мошиаха
Штаб Мошиаха приветствует Вас!
РОШ-А-ШАНА - ЕВРЕЙСКИЙ НОВЫЙ ГОД Введение Рош-а-Шана, еврейский Новый год, и следующий за ним Йом Кипур не связаны с какими-либо историческими событиями в жизни нашего народа. Это праздники религиозные, строгие и торжественные - в них заложен особый духовный смысл. Нет лучшего определения периода от Нового года до Йом Кипур, чем название "Судные дни". В эти дни человек предстает перед судом Всевышнего и отвечает за содеянное в течение года. Говорят наши мудрецы: "Над нами всеми суд в Рош-а-Шана, а приговор выносится на Йом Кипур". В день Рош-а-Шана провозглашается власть Б-га над всей Вселенной и всеми народами мира, отчего Рош-а-Шана называют еще днем Коронации. В молитве на Рош-а-Шана говорится: "Б-г наш, властвуй над всем миром во славе Твоей, вознесись над всей землей в красе Твоей. Да познает все сотворенное, что Ты его сотворил... И да составят все единый союз, чтобы исполнить волю Твою от всего сердца". Этот день может быть уподобен празднику коронации короля земного. Как верные граждане собираемся мы в этот день, чтобы выразить ему почет и преданность. А король, преисполненныий любви к своим подданным, щедро награждает их и даже прощает преступивших закон, если видит, что раскаяние искренне. В день Рош-а-Шана мы повторяем: "Б-г - Король всей земли". А Он, преисполненный к нам любви, прощает согрешивших и щедро награждает праведных. Рош-а-Шана - день коронации Всевышнего, когда мы принимаем путь служения Ему. На Рош-а-Шана, в день, когда мы торжественно провозглашаем и признаем власть Б-га над всей Вселенной и особый союз между Владыкой мира и народом Израиля, судьба человечества записывается на год вперед. Говорят мудрецы: "Три книги раскрываются в день Рош-а-Шана: одна - содержащая весьма праведных, другая - весьма грешных, а третья книга содержит "средних". Весьма праведные тут же (в Рош-а-Шана) записываются и скрепляются на жизнь, весьма грешные тут же записываются и скрепляются на смерть, а судьба "средних" решится в Йом Кипур... Преданные Ему и полные любви, мы ждем всепрощения. Наказание грозит безнадежно потерянным, а простые люди, кто грешил по неведению и, осознав, раскаялся, могут вымолить себе прощение в день коронации Всевышнего, ибо Он добр и милосерден. Он не стремится к наказанию и только требует соблюдения заповедей, данных Им еврейскому народу для нашего блага. На Рош-а-Шана, в первый день месяца Тишрей, был создан прародитель человечества - Адам. В тот же день он нарушил данный ему Б-гом запрет и был осужден на изгнание из Эдена. Это был первый Рош-а-Шана, и тогда свершился первый Суд над человеком. С тех пор ежегодно в день Рош-а-Шана творит Всевышний суд над человечеством, предопределяя, что должно случиться с людьми и народами в наступающем году. Но день Суда Он превратил в день прощения и милосердия. Сказано: "Весь год евреи заняты своими делами. А в день Рош-а-Шана они берут Шофар (бараний рог) и трубят перед Б-гом. Тогда восстает Он с кресла Правосудия и пересаживается в кресло Милосердия, и весь мир наполняется милосердием". Кто пришел к Нему с надеждой и верой, кто принес Ему чувство милосердия и любви к ближнему, твердое желание отказаться от дурных привычек и нравов - тот прощен. И долетит до Б-га его молитва о ниспослании ему, его семье и всему еврейскому народу счастливого года, мира, здоровья, благополучия и радости. Вот почему праздничен день Суда и не похож на суровость суда земного. Мы верим, что Творец оценит наши достоинства и благодаря раскаянию и молитве простит. Поэтому евреи традиционно желают друг другу в первую ночь Рош-а-Шана: "Лешоно тойво тикосев ветихосем" - "Да будете вы записаны в счастливый год". Праздничен, но серьезен Рош-а-Шана, и не положено в эти дни предаваться легкомысленному веселью. Сказано у мудрецов: "И спросили ангелы Всевышнего: Король Вселенной, почему евреи не воспевают перед Тобой хвалебные песни на Рош-а-Шана? И ответил Он: Возможно ли? В эти дни Король сидит на судейском кресле, и книги жизни и книги смерти открыты перед Ним, а сыны Израилевы будут Ему воспевать?!" Над нами всеми суд в Рош-а-Шана, а приговор выносится на Йом Кипур... Вот почему дни Рош-а-Шана вместе с последующими восемью днями, включая Йом Кипур, - есть единое целое, которое носит название "десяти дней раскаяния". Кто пережил удивительное чувство раскаяния, когда спадает с души тяжкое бремя постыдных дел, тот никогда не забудет посещение синагоги в Рош-а-Шана. Горячая, страстная молитва окружающих; то особое, берущее за душу чтение Торы на определенный мотив, который мы слышим только на Рош-а-Шана и Йом Кипур; необычные, доходящие до глубины сердца звуки рога Шофара и торжественное молчание, когда сотни и тысячи людеи открывают сердца для тшува - раскаяния. Заповедь тшува - раскаяния или в дословном переводе "возвращения" - одна из основ еврейской религии. Все мы смертны биологически, но человеческая личность стоит перед вечностью, и от тшува зависит, какими предстанем мы перед Творцом. Благодаря тшува человек способен очистить, освободить себя от грехов. Для этого он должен искренне покаяться в совершенном и чистосердечно обещать Всевышнему никогда впредь не делать подобного. Право на раскаяние возлагает на человека подлинную ответственность за его поступки. Он был свободен в выборе своих решений, следовательно, несет ответственность за каждый свой шаг, и никто, кроме него самого, не может освободить человека от совершенного им греха. А поскольку "нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы", то дана ему возможность искупления грехов через раскаяние. Прощение никогда не приходит с неба как дар Б-га. "Поступки твои приближают тебя, поступки твои тебя отдаляют". Только после искреннего раскаяния в совершенном и обязательства не повторять этого в будущем "отпускаются грехи и очищается человек". Резкие, тревожные звуки Шофара возвещают наступление "Асерет йемей тшува" - десяти дней покаяния до Йом Кипур. Призыв Шофара, по словам великого Маймонида, напоминает: "Проснитесь спящие, пробудитесь от сна и взвесьте ваши поступки; вспомните вашего Создателя и вернитесь к нему для покаяния. Не будьте теми, кто, не считаясь с реальностью, гонится за тенями и теряет свое время и годы на поиск ненужных вещей, от которых нет выгоды человеку или освобождения. Внимательно загляните в свою душу и обдумайте собственные действия; да избавится всякий от плохих поступков и дум и вернется к Б-гу, чтобы Он мог над нами смилостивиться". Тора называет Рош-а-Шана "днем трубного гласа" или "Памятью трубного гласа". Трубные звуки рога Шофара придают торжественный характер празднику Рош-а-Шана, они пробуждают людей к самоуглублению и мыслям о покаянии. В тревожном звуке бараньего рога призыв и мудрость: человек - существо разумное, высшее из творений Создателя - обязан тем не менее подчинять свою интеллектуальную жизнь Всевышнему с покорностью неразумного животного. Трубный глас Шофара - самый впечатляющий момент праздника Рош-а-Шана. С благоговением внимают молящиеся звукам рога, и трепетно отзывается в их сердцах: "Проснитесь спящие от сна и дремлющие от дремоты своей". Обычай трубить в Шофар впервые упоминается в связи с Откровением на горе Сииай, когда "голос Шофара был особенно сильным и весь народ, находившийся в лагере, дрожал". Таким образом звуки рога на Рош-а-Шана напоминают нам о Вручении Торы и о нашей обязанности исполнять ее Мицвот (заповеди). В день Рош-а-Шана провозглашается союз между Творцом и народом Израиля. Из года в год в молитвах на Рош-а-Шана напоминается, что Тора была дана сынам Израиля - народу, взявшему на себя соблюдение Мицвот Торы, полученной от Него на горе Синай. "Ты явился в величественном облике Своем священному народу Твоему, чтобы говорить с ним; с неба раздался глас Твой при откровении Твоем... Ты, Король наш, открылся на горе Синай, чтобы преподать народу Твоему учение (Тору) и заповеди". Трубить в Шофар на Рош-а-Шана - заповедь Торы, и мы соблюдаем ее, произнося перед этим: "Благословен Ты, Б-г, Всесильньтй наш, Король Вселенной, Освятивший нас Своими заповедями и приказавший нам слушать голос Шофара". Достаточно один раз услышать могучий звук Шофара, чтобы смысл этой заповеди навеки остался в сердце. В русском языке слово "слушать" имеет только одно значение, а в древнееврейском - несколько. Лишмиоа - это слушать ушами, но также - понимать и еще - повиноваться. В этом тройном значении слова лишмоа - три главных задачи Шофара: призыв к покаянию и приобщению к свету Торы; призыв к преодолению всех препятствий на нашем пути и, наконец, весть о Б-жественном милосердии и прощении, которые обещают нам счастливое и безгрешное начало Нового года. "Счастливы люди, которые знают значение звуков Шофара; они идут по Твоему пути, Всевышний!" Унтане токеф Голос Шофара вступает после окончания чтения Торы в синагоге перед одной из самых торжественных молитв Рош-а-Шана - Унтане токеф. Эта молитва напоминает нам о величии наших предков, для которых преданность Торе и Б-гу означала готовность идти на любые жертвы. Мы знаем, что тысячи наших братьев смотрели в лицо смерти, прославляя имя Б-га, и одним из них был Рабби Амнон. Он жил в 13-ом веке в немецком городе Майнце, был одним из выдающихся людей своего времени, слыл великим ученым, был богат и красив. За набожность и мудрость его одинаково почитали евреи и неевреи, и даже правитель страны - герцог Гессенский - весьма дорожил его мнением. Высоко ценя ум Рабби, он постоянно совещался с ним по важным государственным делам. Влияние Рабби на государя, почет и оказываемое ему уважение вызвали зависть и злобу приближенных герцога. И был придуман коварный план. "Почему бы, ваше высочество, - подсказал как-то герцогу секретарь, - не перейти раввину Амнону в нашу веру? Тогда он приблизится к вам и сможет оказать еще большую помошь своим умом и талантами..." Герцог пришел в восторг от такой идеи и немедленно выложил ее Рабби: - Мой друг, я знаю, как вы преданы мне, а сейчас прошу о личном одолжении. Отрекитесь от вашей веры, станьте христианином, и вы будете вторым человеком в стране по богатству, могуществу и почету. Но в ужасе отшатнулся раввин: - Да, я - еврей, - сказал он, - но вспомните, разве это когда-нибудь отражалось на моей верности вам? Наоборот, моя вера предписывает мне быть преданным государю и стране, где я живу... Я готов пожертвовать ради вас и блага государства чем угодно, но только не верой моих предков. Зачем вам понадобилось, чтобы я предал мой народ? Зачем вам понадобился человек без уважения к самому святому в мире - своей религии? Если я изменю своему Б-гу, можете ли вы после этого быть уверены, что не изменю я и вам?.. В тот день не нашлось у герцога возражений, но он не отказался от подсказанной ему завистниками идеи. При каждой встрече повторял он теперь предложение перейти в христианство; визиты во дворец стали Рабби неприятны, он начал избегать их, а герцог - раздражаться и приходить в ярость от непокорности еврея. В конце концов ему надоело просить, и он заявил: "Я больше не прошу тебя перейти в христианство, на этот раз - я приказываю" - и потребовал немедленного ответа. Растерянный равнин смог только выпросить три дня на размышления. Он покинул дворец в страшном смятении. "Как я мог, - спрашивал себя Рабби, - уклониться от твердого "нет"? Что дадут мне эти три дня, кроме сомнений в моей вере и смелости? Значит слаба моя вера, о прости меня за это Всевышний!" Мучимый раскаянием, он закрылся у себя в доме, перестал есть и пить и молил Б-га о прощении за проявленное малодушие. На утешения родных и близких он отвечал: три дня, вьшрошенные на обдумывание, означают в глазах Б-га и людей сомнение в истинности еврейской веры. Такой грех позорен и непростим... Тем временем три дня миновали, и разгневанный герцог велел привести к нему равнина насильно, предварительно заковав его в цепи. Гнев ослепил правителя, он забыл былое уважение и дружбу. - Как ты осмелился, - накинулся герцог на осунувшегося Рабби, - не подчиниться моему приказу? Три дня, о которых ты просил, прошли. Говори свой ответ и заранее предупреждаю - берегись, если намерен упорствовать!.. Физическая слабость не поколебала гордый дух равнина: - Ваше высочество, - сказал он бесстрашно, - тут не может быть никаких сомнений: я еврей и останусь евреем! Но я солгал прошлый раз по слабости своей, выпрашивая три дня отсрочки, и этим тяжко согрешил против моего Б-га. Прошу, накажите меня и отрежьте мой лживьтй язык. - Нет, - закричил разъяренный герцог, - не язык твой я велю отрубить. Ты всегда говорил мне правду. За грехи против своего Б-га ты расплатишься сам. А я велю наказать твои ноги, которые не поторопились выполнить мое повеление... По приказу герцога палачи долго мучили Рабби Амнона. Они отсекали ему палец за пальцем на ногах и каждый раз спрашивали, не передумал ли он, не желает ли наконец перейти в христианство... Умирающего Рабби отправили домой. Это произошло в день Рош-а-Шана, и он потребовал отнести его в синагогу. Во время чтения молитвы Мусаф Рабби внезапно остановил кантора: "Подожди, я хочу освятить Великое Имя", - и полным голосом, неожиданным в умирающем человеке, прочел новую молитву: "Провозгласим великую святость этого дня: грозен он и страшен. В этот день возвеличится власть Твоя, утвердится в милосердии Твой престол... Поистине, Ты - судья и обличитель, Ты знаешь и свидетельствуешь, отмечаешь и утверждаешь, помня все забытое... И раздается звук великого Шофара... И ангелы, объятые дрожью и страхом, провозглашают: "Вот день суда!"... И все рожденные на свет проходят перед Тобой, как овцы. Как пастырь, осматривая свое стадо, подводит овец под жезл свой, так и Ты проводишь... определяешь и считаешь души всех живущих, ставишь предел всему живому и отмечаешь решение их судьбы. В Рош-а-Шана записывается, а в день Отпущения утверждается: кому отойти и кому явиться на свет. Кому жить и кому умереть, кому - в свое время, а кому - безвременно, кому смерть от воды, кому - от огня, кому от меча, кому - от зверя, кому от голода, а кому - от жажды, кому - от грозы, а кому - от болезни... кому покой и кому скитания, кому - беспечность и кому - тревога, кому - благополучие и кому - терзания, кому - бедность и кому - богатство, кому - унижение и кому - величие. Но тшува, тфила и цдака (раскаяние, молитва и благотворительность) отменяют злое предначертание". Закончив, Рабби Амнон скончался, а молитва его - "Унтане токеф" - произносится с той поры в каждой еврейской общине по всему миру.Да живет вечно наш господин, учитель и Ребе Король Мошиах!
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
В избранное | ||