Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Штаб Машиаха

  Все выпуски  

Штаб Мошиаха


Служба Рассылок Городского Кота
БС"Д

Штаб Мошиаха приветствует Вас!

РОШ-А-ШАНА - ЕВРЕЙСКИЙ НОВЫЙ ГОД Введение

Рош-а-Шана, еврейский Новый год, и следующий за ним Йом Кипур не связаны с какими-либо
историческими событиями в жизни нашего народа. Это праздники религиозные, строгие
и торжественные - в них заложен особый духовный смысл.



Нет лучшего определения периода от Нового года до Йом Кипур, чем название "Судные
дни". В эти дни человек предстает перед судом Всевышнего и отвечает за содеянное
в течение года. Говорят наши мудрецы: "Над нами всеми суд в Рош-а-Шана, а приговор
выносится на Йом Кипур".

В день Рош-а-Шана провозглашается власть Б-га над всей Вселенной и всеми народами
мира, отчего Рош-а-Шана называют еще днем Коронации. В молитве на Рош-а-Шана говорится:
"Б-г наш, властвуй над всем миром во славе Твоей, вознесись над всей землей
в красе Твоей. Да познает все сотворенное, что Ты его сотворил... И да составят все
единый союз, чтобы исполнить волю Твою от всего сердца".

Этот день может быть уподобен празднику коронации короля земного. Как верные граждане
собираемся мы в этот день, чтобы выразить ему почет и преданность. А король, преисполненныий
любви к своим подданным, щедро награждает их и даже прощает преступивших закон, если
видит, что раскаяние искренне.

В день Рош-а-Шана мы повторяем: "Б-г - Король всей земли". А Он, преисполненный
к нам любви, прощает согрешивших и щедро награждает праведных. Рош-а-Шана - день
коронации Всевышнего, когда мы принимаем путь служения Ему.



На Рош-а-Шана, в день, когда мы торжественно провозглашаем и признаем власть Б-га
над всей Вселенной и особый союз между Владыкой мира и народом Израиля, судьба человечества
записывается на год вперед. Говорят мудрецы: "Три книги раскрываются в день
Рош-а-Шана: одна - содержащая весьма праведных, другая - весьма грешных, а третья
книга содержит "средних". Весьма праведные тут же (в Рош-а-Шана) записываются
и скрепляются на жизнь, весьма грешные тут же записываются и скрепляются на смерть,
а судьба "средних" решится в Йом Кипур...

Преданные Ему и полные любви, мы ждем всепрощения. Наказание грозит безнадежно потерянным,
а простые люди, кто грешил по неведению и, осознав, раскаялся, могут вымолить себе
прощение в день коронации Всевышнего, ибо Он добр и милосерден. Он не стремится к
наказанию и только требует соблюдения заповедей, данных Им еврейскому народу для
нашего блага.

На Рош-а-Шана, в первый день месяца Тишрей, был создан прародитель человечества -
Адам. В тот же день он нарушил данный ему Б-гом запрет и был осужден на изгнание
из Эдена. Это был первый Рош-а-Шана, и тогда свершился первый Суд над человеком.
С тех пор ежегодно в день Рош-а-Шана творит Всевышний суд над человечеством, предопределяя,
что должно случиться с людьми и народами в наступающем году.



Но день Суда Он превратил в день прощения и милосердия. Сказано: "Весь год евреи
заняты своими делами. А в день Рош-а-Шана они берут Шофар (бараний рог) и трубят
перед Б-гом. Тогда восстает Он с кресла Правосудия и пересаживается в кресло Милосердия,
и весь мир наполняется милосердием". Кто пришел к Нему с надеждой и верой, кто
принес Ему чувство милосердия и любви к ближнему, твердое желание отказаться от дурных
привычек и нравов - тот прощен. И долетит до Б-га его молитва о ниспослании ему,
его семье и всему еврейскому народу счастливого года, мира, здоровья, благополучия
и радости.

Вот почему праздничен день Суда и не похож на суровость суда земного. Мы верим, что
Творец оценит наши достоинства и благодаря раскаянию и молитве простит. Поэтому евреи
традиционно желают друг другу в первую ночь Рош-а-Шана: "Лешоно тойво тикосев
ветихосем" - "Да будете вы записаны в счастливый год".

Праздничен, но серьезен Рош-а-Шана, и не положено в эти дни предаваться легкомысленному
веселью. Сказано у мудрецов: "И спросили ангелы Всевышнего: 'Король Вселенной,
почему евреи не воспевают перед Тобой хвалебные песни на Рош-а-Шана?' И ответил Он:
'Возможно ли? В эти дни Король сидит на судейском кресле, и книги жизни и книги смерти
открыты перед Ним, а сыны Израилевы будут Ему воспевать?!'"

Над нами всеми суд в Рош-а-Шана, а приговор выносится на Йом Кипур... Вот почему
дни Рош-а-Шана вместе с последующими восемью днями, включая Йом Кипур, - есть единое
целое, которое носит название "десяти дней раскаяния".

Кто пережил удивительное чувство раскаяния, когда спадает с души тяжкое бремя постыдных
дел, тот никогда не забудет посещение синагоги в Рош-а-Шана. Горячая, страстная молитва
окружающих; то особое, берущее за душу чтение Торы на определенный мотив, который
мы слышим только на Рош-а-Шана и Йом Кипур; необычные, доходящие до глубины сердца
звуки рога Шофара и торжественное молчание, когда сотни и тысячи людеи открывают
сердца для тшува - раскаяния.

Заповедь тшува - раскаяния или в дословном переводе "возвращения" - одна
из основ еврейской религии. Все мы смертны биологически, но человеческая личность
стоит перед вечностью, и от тшува зависит, какими предстанем мы перед Творцом. Благодаря
тшува человек способен очистить, освободить себя от грехов. Для этого он должен искренне
покаяться в совершенном и чистосердечно обещать Всевышнему никогда впредь не делать
подобного.

Право на раскаяние возлагает на человека подлинную ответственность за его поступки.
Он был свободен в выборе своих решений, следовательно, несет ответственность за каждый
свой шаг, и никто, кроме него самого, не может освободить человека от совершенного
им греха. А поскольку "нет человека праведного на земле, который делал бы добро
и не грешил бы", то дана ему возможность искупления грехов через раскаяние.
Прощение никогда не приходит с неба как дар Б-га. "Поступки твои приближают
тебя, поступки твои тебя отдаляют". Только после искреннего раскаяния в совершенном
и обязательства не повторять этого в будущем "отпускаются грехи и очищается
человек".

Резкие, тревожные звуки Шофара возвещают наступление "Асерет йемей тшува"
- десяти дней покаяния до Йом Кипур. Призыв Шофара, по словам великого Маймонида,
напоминает: "Проснитесь спящие, пробудитесь от сна и взвесьте ваши поступки;
вспомните вашего Создателя и вернитесь к нему для покаяния. Не будьте теми, кто,
не считаясь с реальностью, гонится за тенями и теряет свое время и годы на поиск
ненужных вещей, от которых нет выгоды человеку или освобождения. Внимательно загляните
в свою душу и обдумайте собственные действия; да избавится всякий от плохих поступков
и дум и вернется к Б-гу, чтобы Он мог над нами смилостивиться".

Тора называет Рош-а-Шана "днем трубного гласа" или "Памятью трубного
гласа". Трубные звуки рога Шофара придают торжественный характер празднику Рош-а-Шана,
они пробуждают людей к самоуглублению и мыслям о покаянии. В тревожном звуке бараньего
рога призыв и мудрость: человек - существо разумное, высшее из творений Создателя
- обязан тем не менее подчинять свою интеллектуальную жизнь Всевышнему с покорностью
неразумного животного.

Трубный глас Шофара - самый впечатляющий момент праздника Рош-а-Шана. С благоговением
внимают молящиеся звукам рога, и трепетно отзывается в их сердцах: "Проснитесь
спящие от сна и дремлющие от дремоты своей".

Обычай трубить в Шофар впервые упоминается в связи с Откровением на горе Сииай, когда
"голос Шофара был особенно сильным и весь народ, находившийся в лагере, дрожал".
Таким образом звуки рога на Рош-а-Шана напоминают нам о Вручении Торы и о нашей обязанности
исполнять ее Мицвот (заповеди).

В день Рош-а-Шана провозглашается союз между Творцом и народом Израиля. Из года в
год в молитвах на Рош-а-Шана напоминается, что Тора была дана сынам Израиля - народу,
взявшему на себя соблюдение Мицвот Торы, полученной от Него на горе Синай. "Ты
явился в величественном облике Своем священному народу Твоему, чтобы говорить с ним;
с неба раздался глас Твой при откровении Твоем... Ты, Король наш, открылся на горе
Синай, чтобы преподать народу Твоему учение (Тору) и заповеди".

Трубить в Шофар на Рош-а-Шана - заповедь Торы, и мы соблюдаем ее, произнося перед
этим: "Благословен Ты, Б-г, Всесильный наш, Король Вселенной, Освятивший нас
Своими заповедями и приказавший нам слушать голос Шофара". Достаточно один раз
услышать могучий звук Шофара, чтобы смысл этой заповеди навеки остался в сердце.

В русском языке слово "слушать" имеет только одно значение, а в древнееврейском
- несколько. "Лишмоа" - это слушать ушами, но также - понимать и еще -
повиноваться. В этом тройном значении слова "лишмоа" - три главных задачи
Шофара: призыв к покаянию и приобщению к свету Торы; призыв к преодолению всех препятствий
на нашем пути и, наконец, весть о Б-жественном милосердии и прощении, которые обещают
нам счастливое и безгрешное начало Нового года. "Счастливы люди, которые знают
значение звуков Шофара; они идут по Твоему пути, Всевышний!"

 РОШ-А-ШАНА - ЕВРЕЙСКИЙ НОВЫЙ ГОД  Законы и обычаи праздника

Рош-а-Шана - серьезный и торжественвый праздник, богатый символическими обрядами.
Его празднуют два дня - первого и второго числа месяца Тишрей. Оба дня Рош-а-Шана
считаются одним "длинным" днем, и в это время запрещена любая работа. В
этом году Рош-а-Шана начинается в пятницу вечером, 29 сентября.

Накануне праздника, перед заходом солнца, женщины зажигают свечи, произнося при этом
следующие благословения:

1. Борух Ато А-дой-ной Э-лой-ейну Мелех Оойлом Ашер Кидшону Бемицвойсов Вецивону
Леадлик Нейр Шел Шабос Вешел Йойм а-Зикоройн

2. Борух Ато А-дой-ной Э-лой-ейну Мелех Оойлом Шеэхейону Векиймону Веигийону Лизман
Азе



Перевод:

1. Благословен Ты Б-г, Всесильный наш, Король вселенной, Освятивший нас Своими заповедями
и Указавший нам зажигать свечи Субботы и дня Воспоминания.

2. Благословен Ты Б-г, Всесильный наш, Король вселенной, Сохранивший нас в живых,
Обеспечивший наше cуществование, и Доведший нас до сего времени.

(На Второй день Poш-а-Шана, во время чтения благословения "Шеэхейонy",
желательно oдeть новую одежду или положить на стол плоды, которые вы еще не пробовали
в этом гoду).

В дни Рош-а-Шана евреи молятся в синагогах и просят Превечного ниспослать им, семье
их и всему народу Израиля мир, благополучие и радость. Молитвы Рош-а-Шана необычно
глубоки и поэтичны, они помогают прочувствовать и пережить самый смысл Рош-а-Шана
- праздника обновления, когда человек очищает душу и готовится к новому году, полному
добрых дел.

У евреев распространен в эти дни обычай желать друг другу доброго Нового года. В
первый вечер, после вечерней молитвы, пожимая друг другу руки, говорят: Лешоно тойво
тикосев всихосем! - "Да будешь ты записан и подписан на добрый и счастливый
год!"



Вернувшись домой из синагоги, произносят новогодний Кидуш над бокалом вина. Затем
омывают руки и произносят благословение над хлебом. Весь год, по традиции, первый
кусочек хлеба окунают в соль. В дни Рош-а-Шана его макают в мед, чтобы таким же сладким
был весь последующий год. Затем берут дольку сладкого яблока, также окунают ее в
мед, произнося при этом: Йеи роцойн милфонехо шетехадейш олейну шоно тойво умесуко!
- "Да будет Твоим желанием, чтобы Новый год был для нас хорошим и сладким!"

За ужином в первую ночь принято есть овощи и фрукты, ивритское название которых созвучно
с символами удачи и счастья - финики, гранаты, морковь, а также голову рыбы.

Не едят кислого и горького. Орехи тоже не едят. Потому что сумма числовых значений
букв этого слова на иврите намекает на слово "грех".



На следующий день в синагоге проводится утренняя молитва. Кульминационным моментом
в утреннем Б-гослужении является трубное торжество, т. е. звуки рога Шофара. Важнейшая
обязанность каждого еврея (и мужчин, и женщин, и детей) - слушать звучание Шофара.
Этот звук символизирует коронацию Б-га как Владыки вселенной. Так как первый день
Рош-а-Шана совпадает с Субботой, в Шофар трубят только на второй день праздника.

Прослушать звуки шофара: Ткия | Шварим | Труа

В первый день Рош-а-Шана (если это суббота, тогда на второй день), после предвечерней
молитвы, перед заходом солнца, евреи идут к берегу моря, реки или озера или к любому
близлежащему водоему. Здесь, над водой, читается особая молитва Ташлих, и слова:
"...не вечно гневается Он, потому что любит миловать детей своих. Он опять смилостивится
над нами, изгладит беззакония наши. И сбросишь Ты в глубины моря все наши грехи...",
- объясняют последующий символический жест. Закончит молитву, евреи встряхивают над
водой полы одежды, как бы сбрасывая с себя прошлые грехи, чтобы следовать новой,
праведной жизни.



В эту минуту, стоя над водами, мы ощущаем величие Создателя мира, изумляемся красотою
мироздания и сожалеем о совершенных нами грехах. И тот, кто способен ощутить это,
возвышается душой и истинно устремляется к Всевышнему. Как море открыто для всех
и всегда, так и ворота раскаяния открыты для нас постоянно и никогда не поздно раскаяться.

Молитва Ташлих, произносимая у воды, где плавает рыба, всякий раз заставляет вспомнить
чудесную притчу великого Рабби Акивы, который, нарушив декреты римского императора
Адриана, продолжал учить евреев Торе. Когда Рабби арестовали и судьи спросили зачем
рисковал он жизнью, мудрый Акива ответил притчей:

"Однажды лиса увидела в воде рыбацкую сеть и рядом с ней - обеспокоенную рыбу.
Лиса предложила: "Я вижу, ты живешь в вечном страхе. Вылезай ко мне на берег
и ты спасешься от сетей". Но рыба благоразумно отказалась: "Да, в воде
меня подстерегает опасность, но на берегу ожидает верная смерть!"

Тора - жизнь наша и мы не можем существовать без нее, как рыба без воды.

 
Да живет вечно наш господин, учитель и Ребе Король Мошиах!

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное