При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Иешива" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
В нашем выпуске
УРОКИ ПО КАББАЛЕ - ТАЙНОМУ ЕВРЕЙСКОМУ УЧЕНИЮ Занятие 8: Камни преткновения Если предыдущие главы были изложением теории Каббалы и хасидизма - мировоззрения, основанного на Торе, в этой главе мы отклонимся на минуту к своим собственным мыслям. Я предупреждаю об этом для того, чтобы не выдать их за абсолютную истину. Поиск веры у тех, у кого он интеллектуален, а также у тех, чьи сомнения, может быть, и не собственные, а порожденные средой, все же сомнения интеллектуального характера, сводится к изыскиванию доказательств. И если сомнения редко бывают индивидуальными, доказательства гораздо чаще индивидуальны, и то, что убеждает одного, может оставить холодным другого, то есть не послужить доказательством. Мой опыт привел меня к убеждению, что гораздо важнее проанализировать себя и понять, что на самом деле мешает убедиться в том или ином вопросе, в чем психологический "гвоздь" затруднения. Возьмем к примеру вопрос о продолжении жизни души после смерти. Признание существования души еще не убеждает нас в ее вечности. Логически этот вопрос объясняется очень просто: так как духовное не подвергается распаду, душа не гибнет вместе с телом, а продолжает жизнь в каком-то другом измерении. Однако это еще не служит убедительным доказательством. Почему? И тут очень часто и единогласно говорят: никто еще не вернулся оттуда и не рассказал. Кстати, это также неверно, есть много сведений о праведниках, которые общались с миром душ. Но и это не убедительно. А теперь посмотрим, почему. Жизнь не может быть неощутимой. Хотя у нас и есть опыт духовного, все же это не "осязаемая" ощутимость, нечто, что нельзя описать что ускользает от определения. Если мы говорим о реальности, нам требуется полная ощутимость и много деталей, которые мы могли бы продумать и даже указать на них. Очевидно, эта наша потребность будет удовлетворена в будущей духовной жизни, но не сейчас, и потому мы будем оставаться в той или иной мере скептиками. Не потому, что жизнь после смерти не реальна, а потому, что мы эту реальность не в силах ощутить. Для этого нужно перейти в жизнь иного качества, когда Б-жественное не будет заслонено физическим. Само ощущение "неубедительности" чаще всего коренится не в интеллектуальной сфере, хотя таким оно и кажется. Неубедительно для нас что-либо чаще всего потому, что в нас еще есть эмоции, сопровождающие прежнюю, привычную мысль и мешающая принять нечто новое. Часто для человека что-либо очевидно, но это не его собственная мысль, она почерпнута из слышанного, прочитанного и пр., с чем он в свое время согласился. И, пока эмоции, связанные с этой принятой мыслью существуют, другая, новая мысль кажется неубедительной. Но есть мысли другого типа. Иногда мы знаем что-нибудь, но в один прекрасный момент это становится нашей собственной, т.е. понятой мыслью. Тогда преодолевается барьер эмоций, мешавший нам эту мысль принять, и новое звучит в нас с полной силой. Прежняя мысль также ощущалась нами, как "свое собственное мнение", но на самом деле собственное у нас - только это вновь понятое. Кто-то сказал, что началом истинной философской мысли служит интроспекция, "всматривание в самого себя", в нашем случае - сомнение в собственной мысли, понимание того, что она принята нами некритично, из господствующей интеллектуальной атмосферы и воспитания. Особенно это необходимо людям, выросшим и воспитанным в России, где господствовала система односторонней информации. Другой барьер в поиске истины составляет то, что люди одарены разными склонностями, приводящими их к тому или иному мнению. Например, склонность к религии не у всех в одинаковой степени развита. Принятие или не принятие мысли о существовании Б-га зачастую есть не постижение истины, а результат определенной склонности человека. Но само то, что у всего человечества, как в наше время, так и на всех его исторических этапах, существует тяга к связи с Б-гом (religio - связываю) и к религиозной интерпретации Мира, показывает, что это одна из коренных потребностей человека и, значит, она связана с реальностью. Так, не все люди одинаково одарены музыкальностью, но музыкальность - общая черта человечества, и относится к реальности нашей жизни. Как мы уже говорили, то, что люди обладают разными склонностями, теория хасидизма объясняет разным происхождением человеческих душ. Так, души, происходящие от уровня интел лектуальной сферы (Хохма, Бина, Даат), проявляются в человеке склонностью к интеллектуальной деятельности. Души, происходящие от эмоционального уровня (Хесед - любовь, Гвура - страх), склонны к интеллектуализации, окрашенной теми или иными эмоциями. Тот, чья душа происходит от уровня Хесед, склонен к решениям, "идущим навстречу", а тот, чья душа происходит от уровня, Гвура, склонен к строгим решениям и т.п. Люди, душа которых происходит от уровня сфиры Малхут, склонны к практическому действию. И если такая душа происходит от интеллектуальной сферы (Хохма, Бина и Даат) уровня Малхут, то человек, обладающий ею, склонен к интеллектуальной деятельности, связанной с практическим применением. Оттенки бесконечны, так как десять сфирот, источников всего существующего, в свою очередь состоят каждая из десяти сфирот и т.д. до бесконечности. Как же все-таки человек убеждается в том, что есть возможность верить? Вопреки его ожиданиям, это не происходит с доказательствами, служащими прямым ответом на его вопросы и сомнения. Первая ступень - услышав энное количество доказательств, человек приобретает надежду, даже некую уверенность в том, что и на все другие вопросы есть ответы. А вслед за этим наступает то, что важнее всего, - человек старается, чтобы в душе его было равновесие и спокойно ожидает, когда от источника разума, который выше разума и лишь иногда раскрывается в тишине ожидания, его осенит новое понимание вещей. И время от времени это происходит. С хорошим здоровьем… Началась эта история в Израиле, в декабре 1997 года. Нохум Коган, как и сотни других любавических хасидов во всeм мире, праздновал день 19 кислева - освобождение Алтер Ребе, первого Ребе ХаБаДа, из царской тюрьмы в 1798 г. Внезапно, ближе к полудню, он почуствовал слабость и головокружение, стало тяжело дышать. Пять лет назад Нохум (ни про кого не будет сказано) перенeс сердечный приступ и сейчас, опасаясь повторения, он тут же отправился в ближайший госпиталь. В приeмной, ожидая вызова, Нохум вдруг побледнел и потерял сознание… Разумеется, его в срочном порядке госпитализировали и несколько часов возили по длинным коридорам – из кабинета в кабинет, от аппарата к аппарату. Когда бесконечно долгая процедура обследований наконец завершилась, Нохума доставили на прежнее место – к кабинету врача. Измученный болью и утомительными тестами, Нохум принялся ждать результата – то есть, диагноза… Наконец назвали его фамилию. Он зашeл в кабинет. Доктор предложил ему сесть. Нохум опустился на краешек стула, предчуствуя нехорошее. Доктор посмотрел ему в глаза, вздохнул и сказал, что обследования выявили пятисантиметровую раковую опухоль на почке. Опухоль можно было бы попробовать удалить, но дело в том, что вторая почка не функционирует достаточно хорошо, поэтому – очень и очень большая вероятность летального исхода. К сожалению, утешить особенно нечем; по-видимому, душа Нохума исполнила свою миссию в этом мире, и, самое большое, на что он может сейчас рассчитывать – это максимум три-четыре недели… Это было в пятницу. Шейна, жена Нохума, обеспокоенная длительным отстутствием мужа, решила позвонить в госпиталь. Нохума позвали к телефону. Когда Шейна услышала его голос, то поняла – что-то не так. Нохум рассказал ей всe – и про обморок, и про обследования, и про результат. Надо отдать должное, Шейна приняла информацию очень мужественно и, поскольку времени на раздумья и переживания практически не оставалось (приближался Шаббос), тут же принялась писать письмо Ребе шлита Королю Мошиаху. Она написала обо всeм предельно кратко – муж опасно болен, у него слабое сердце, врачи сказали, что шансов нет; пожалуйста, Ребе, дайте благословение на здоровье. Она быстро открыла Игрот Кодеш (сборник писем Ребе) том 10 на странице 113 и прочла: " …он вернeтся с хорошим здоровьем". Далее Ребе сказал, что необходимо следовать совету врачей и дал ряд инструкций в сфере духовной… Со следующей недели Нохум активно принялся за поиски специалистов в области раковых заболеваний. Доктора внимательно выслушивали его, смотрели заключения предыдущих коллег, делали какие-то обследования и… разводили руками. Но Нохум не сдавался. Он ходил от врача к врачу, терпеливо отвечал на одни и те же вопросы, сдавал кровь, делал стенограммы. И, наконец, один из врачей дал ему слабую-слабую надежду. Он сказал, что, во-первых, прожить с этим Нохум может (при определeнном режиме, разумеется) чуть дольше, чем "пообещал" ему первый врач, а, во-вторых, ему неплохо было бы попробовать слетать в Америку, показаться со своей болезнью там. Вполне возможно, что американские хирурги согласятся провести необходимую операцию и, кто знает, может быть даже… В общем, Нохум стал готовиться к полeту за океан… Cамолeт долетел до Нью-Йорка, благополучно приземлился в аэропорту Кеннеди и выпустил пассажиров, среди которых был Нохум Коган. Едва ступив на американскую землю, Нохум вновь почуствовал головокружение и неприятную слабость во всeм теле. Через несколько минут по территории аэропорта с воем промчалась машина скорой помощи, увозя Нохума в госпиталь. На этот раз Нохум был доставлен в бруклинский Маймонидас Госпиталь и в очередной раз подвергнут обследованиям. Слабый сердечный приступ – установили врачи и, продержав Нохума ещe около двух недель, выписали, порекомендовав беречь себя, то есть, побольше отдыхать и поменьше волноваться. C тяжeлым сердцем – и в прямом,и в переносном смысле, – Нохум продолжил своe путешествие, конечным пунктом которого был город Кливленд в штате Огайо. И снова – госпиталь,и снова – обследования, и снова – стенограммы, и снова – звонки домой и звонки из дома, и вопросы, вопросы, вопросы… На этот раз учитывался и ещe один фактор – выдержит ли такую сложную операцию его больное сердце… Наконец, завершив все обследования и подведя все итоги, врач пришeл сообщить результат. Усталый, измученный, потерявший всякую надежду Нохум приготовился его слушать. "Вы знаете, господин Коган, – сказал врач, – я думаю, что вам нет больше смысла оставаться у нас. Всe в порядке. Никакого рака у Вас нет и в помине. То, что показали снимки и анализы – не более, чем киста. Про операцию вообще советую забыть. Отправляйтесь домой и обрадуйте вашу жену хорошим здоровьем". Нохум слушал и не верил. Просто не мог поверить – ведь доктор практически повторил слова Ребе! "Подождите, – спросил он, – а сердце?" "Сердце? – удивился доктор. – У Вас нормальное сердце. Для Вашего возраста оно работает вполне неплохо." Потом улыбнулся и добавил: "Берите в сердце только хорошее, и Вы проживeте ещe столько же". …Был конец марта 1998 года, или, по еврейскому календарю, начало месяца нисан. Приближался Песах. Четырeхмесячное путешествие по больницам заканчивалось. Нохум Коган летел из Кливленда домой, в Эрец Исроэль. Его больше не беспокоили головокружения и боли в сердце. Предсказание Ребе Короля Мошиаха полностью осуществилось. Он возвращался. Возвращался с хорошим здоровьем…
Да живет вечно наш господин, учитель и Ребе Король Мошиах!
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
|
В избранное | ||