Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православное слово

  Все выпуски  

Православное слово


Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.




 

         №28 (131) октябрь 2008 г.
ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО

 

АКТ Комиссии по освидетельствованию останков святителя Иоанна Шанхайского и Сан Францисского

icon

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В связи с предстоящим в июле 1994 г. прославлением Архиепископа Иоанна Шанхайского и Сан Францисского, с благословения Архиепископа Антония, Западно-Американского и Сан Францисского была вскрыта гробница Владыки Иоанна в его усыпальнице под Кафедральным собором Пресвятой Богородицы Всех скорбящих Радости в г. Сан Франциско.

Перед вскрытием гроба и освидетельствованием честных останков в Бозе почившего Владыки Иоанна требовалась подготовка, как духовная, так и практическая. Практически необходимо было выяснить насколько сложно открыть саркофаг, в котором находится гроб Владыки, в каком состоянии гроб, и есть ли к нему свободный доступ. Эта работа была проведена 17 сентября, в день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Вечером этого дня Архиепископ Антоний, священник Георгий Куртов, протодиакон Николай Поршников, чтец Владимир Красовский и Б. М. Троян спустились в усыпальницу и, после того, как Владыка Антоний отслужил литию, приступили к работе. За два часа времени они сумели снять крышку саркофага и ее опустить на пол. Весом крышка весила около 400 фунтов. Открыв крышку, они первым долгом увидели мантию, блестящую, как новая. Под мантией стоял гроб Владыки Иоанна. Никакого запаха не было. На крышке гроба было несколько пятен - ржавчина. После осмотра гроба, саркофаг был закрыт в ожидании освидетельствования самих останков Владыки Иоанна.

К 28 сентября, дню памяти преподобного Харитона исповедника, в Сан Франциско прибыл член утвержденной Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви заграницей Комиссии по подготовке к предстоящим прославлениям, Преосвященный Лавр, Архиепископ Сиракузский и Троицкий. Другой член Комиссии, Архиепископ Алипий, не смог прибыть в связи с двумя престольными праздниками в его епархии. В состав Комиссии вошел (по положению, как Викарий) Преосвященный Кирилл, Епископ Сеаттлийский. Также были назначены участвовать в освидетельствовании несколько духовных лиц из состава Епархиального совета и клира Кафедрального собора (они будут перечислены ниже). Всего в освидетельствовании приняло участие трое в архиерейском сане, семь в пресвитерском, три в диаконском, один чтец и один мирянин. Все участники этого святого дела соблюдали строгий пост в этот день. Некоторые подготовились к этому делу таинством исповеди, а другие в этот день совершили Божественную Литургию и причащались Святых Христовых Тайн.

После вечерни и утрени в Кафедральном соборе участники освидетельствования мощей постепенно начали спускаться в крипту с гробницей Владыки Иоанна. Участвовали: Архиепископ Антоний, Архиепископ Лавр, Епископ Кирилл, прот. Стефан Павленко, прот. Петр Перекрестов, свящ. Георгий Куртов, свящ. Сергий Котар, свящ. Александр Красовский, иеромонах Петр (Лукьянов), свящ. Павел Ивашевич, протодиак. Николай Поршников, диакон Алексей Котар, иеродиак. Андроник (Таратухин), чт. Владимир Красовский и смотритель усыпальницы Борис Михайлович Троян. Все архипастыри и священники по очереди читали у гробницы Святое Евангелие. Ровно в 9 ч. вечера преосвященными была отслужена панихида по Владыке Иоанну. После панихиды Архиепископ Антоний произнес краткое слово, призывая всех участников этого святого дела быть примиренными, и затем, сделав земной поклон, испросил у всех прощения.

С благоговением, облаченные в епитрахилях, при пении тропарей <Помилуй нас Господи, помилуй нас> приступили к открытию саркофага. Священник Георгий Куртов заранее сделал деревянный гроб, который был принесен в усыпальницу. Благодаря подготовительной работе 17 сентября, крышка саркофага была снята без каких-либо затруднений. Задев ленты под гроб, духовенство вынуло его и поставило на подложенную на саркофаг доску. Оказалось, что в очень многих местах гроб совершенно проржавел, в том числе и дно. Иеромонах Петр достал хранящийся им в течение 27 лет ключ от гроба Владыки Иоанна, но из-за ржавчины, не смог гроб открыть. Была попытка отвинтить петли с противоположной замку стороне гроба, но и винты проржавели. Не желая такое святое дело совершать грубой силой, духовенство медленно пыталось открыть крышку. Владыка Антоний, увидев, что есть затруднения, запел <Не имамы иныя помощи...> и, почти сразу, замок был открыт. Все отодвинулись в сторону, пропустив Архиепископа Антония к отпертой крышке гроба.

В 10 часов 10 минут вечера, Владыка Антоний с трепетом и страхом Божиим открыл гроб с честными останками приснопамятного Архиепископа Иоанна. Необходимо отметить, что за исключением Епископа Кирилла, который участвовал в открытии мощей новопреподобномучениц кн. Елизаветы и инокини Варвары в Иерусалиме, никто из присутствующих не был свидетелем открытия мощей и это еще больше усугубило благоговейный трепет с которым окружили гроб Владыки Иоанна. Лицо Владыки Иоанна было закрыто и все первым долгом обратили внимание на его светлые нетленные руки. Белое облачение и митра Владыки Иоанна позеленели. Перекрестившись и читая 50-й псалом Владыка Антоний снял с лица Владыки Иоанна воздух и все увидели нетленный лик приснопамятного иерарха. Кожа на лице Владыки светлая. Борода полностью сохранилась. На месте глаз небольшие отверстия, но это еле заметно посколько митра на голове Владыки Иоанна сидит очень низко. Подризник Владыки почти полностью истлел и видны его ноги - они темные - известно, что у Владыки Иоанна были очень больные ноги и еще при его жизни были темными от ран. Заметно пятно на ноге Владыки - место, где была кровавая рана. Не было ни благоухания, ни неприятного запаха, однако слегка слышался запах сырости - ни то земли, ни то ржавчины. После открытия лица Владыки Иоанна стояла необычайная тишина, затем все начали внимательно осматривать святые останки и тихими голосами отмечать состояние как останков, так и облачения, креста... По очереди все приложились к нетленным останкам Владыки Иоанна.

Было решено переложить мощи в новый деревянный гроб. Духовенство не знало насколько тело хрупкое и поэтому подложило под него пелену и только тогда перенесло его в новый гроб при пении ирмосов Великого канона <Помощник и покровитель... На недвижимом Христе Камени...>. Уже в новом гробу духовенство начало очищать останки Владыки Иоанна от истлевшей подкладки (и подушки) гроба. Приподнятое высоко тело Владыки Иоанна оказалось довольно легким по весу и окостенелым, а не гибким или хрупким как предполагалось. Следует отметить в каком состоянии находились участники освидетельствования мощей: после открытия лица Владыки Иоанна ощущалось какое-то необыкновенное духовное спокойствие, необыкновенная благоговейная тишина. Никто не удивлялся, ни разговаривал, а всем было так хорошо, так благодатно стоять у мощей Владыки. Не было никакой спешки, никакой суеты - никому не хотелось отходить от мощей, а просто у них стоять, молиться и к ним прикасаться.

Очистив мощи от подкладки гроба и от насыпанной в конце отпевания Владыки Иоанна земли, духовенство опять опустило мощи в деревянный гроб и Архиепископ Антоний при чтении кондака Великого Канона <Душе моя, восстани...> закрыл лицо приснопамятного Архиепископа Иоанна новым воздухом, а тело было прикрыто пеленой. Затем Владыка Антоний поведал всем, что у одного священнослужителя епархии, священника Ярослава Беликова, двухлетний сын очень сильно болен, и что он по близости от собора с сыном ждет, чтобы приложиться к мощам. За отцом Ярославом послали и вскоре он с младенцем на руках спустился в усыпальницу и приложил своего сына Всеволода к нетленным рукам Владыки Иоанна. Деревянный гроб был перенесен и опущен в очищенный от ржавчины саркофаг, закрыт, запечатан и покрыт мантией. Была внесена крышка саркофага и установлена на прежнем месте. Духовенство запело святительский тропарь <Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты...>. Отслужена заупокойная лития. Все приложились к гробнице Владыки Иоанна и были помазаны елеем от лампады на гробнице. В 11 часов 15 минут вечера все начали расходиться благодаря Господа Бога за Его милость к нам, явленную нетлением останков приснопамятного Святителя Иоанна, чему все мы нижеподписавшиеся стали свидетелями.

+ Архиепископ Антоний Западно-Американский и Сан Францисский

+ Архиепископ Лавр Сиракузский и Троицкий

+ Епископ Кирилл Сеаттлийский

(следуют подписи всех участников освидетельствования)

28 сентября (11 октября) 1993 г.

г. Сан Франциско, Калифорния

Блаженный Иоанн Чудотворец

"Блаженный Иоанн во Франции. Воспоминания духовной дочери Зинаиды В. Юлем"; По публикации Братства преп. Германа Аляскинского

(продолжение, начало в №1)

18.

Я бросилась наверх и без стука открыла дверь кельи. Она была пуста! Со слезами я упала на пол и стала молиться, прося Бога, чтобы блаженный Иоанн вернулся. Потом стала громко|рыдать: <О, мой дорогой Епископ! Зачем ты меня оставил?! Зачем ты меня оставил?! Почему мне не осталось ничего от тебя! В таком состоянии я пролежала на полу очень долго. Наконец, встала, машинально вышла из комнаты и дойдя до лестницы, остановилась. Вдруг я услышала, как дверь внизу |медленно открывается, входит блаженный Иоанн, снова с опущенной головой, как виноватый, в руке его чемоданчик. Поднимается по ступенькам и входит в свою келью. Я молча следую за ним, а он кладет чемоданчик на пол и говорит: <Вот я принес для тебя маленький чемоданчик!>

И тут же все в душе моей просветлело! Все стало снова, как если бы он и не уезжал от нас. О Господи, вот мой дорогой! Он вернулся, узнав в духе, что я плакала, и с таким виноватым видом, будто говорил, что ему неудобно, если он кому-то причинил боль. Страшно ранить человека Божия. С его отъездом снова благодать оставила церковь. Но когда он все простил, благодать снова вернулась. Больше, правда, он у нас уже никогда не оставался и останавливался у одного священника Французской Православной Церкви, жена которого была тогда очень серьезно больна. У нее была злокачественная опухоль в голове, и блаженный Иоанн вымолил ей здоровье. Он тогда некоторое время жил в Париже, и это был его последний визит к нам, в 1965 году; в следующем, 1966 году, он оставил нас уже навсегда. Что же касается того настоятеля, то он позднее сожалел и публично каялся в том, что по внушению врага ненавидел блаженного Иоанна. Но было уже слишком поздно.

продолжение следует...

Соборные молитвы
ко Святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому и ко
Святым Царственным Мученикам: Благоверному Царю Николаю, Благоверной Царице Александре, Благоверному Царевичу Алексию, Благоверным Царевнам Ольге, Татиане, Марии и Анастасии

     Фонд имеет пастырское благословение на чтение акафистов и канонов Святым Царственным Мученикам и на публикацию расписания для друзей Фонда и желающих помолиться у себя дома. Каждую субботу читаются акафисты поочередно каждому из Святых Царственных Мучеников. Для желающих прислать записки просьба делать это в действительной нужде и если Вы будете молиться вместе с нами. Наш дорогой Батюшка в храме, где он служит, читает акафисты по субботам перед литургией.

     Мы рады получить любую информацию о соборных молитвах ко Святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому Чудотворцу и Святым Царственным Мученикам и Страстотерпцам.

Русский храм на чужбине

(продолжение, начало в №1)

НОВЫЙ НИКОЛАЙ-ГРАД

Свою точку зрения архитектор Исцеленов аргументировал такими соображениями:

"С того времени, как русский народ вступил на путь христианства при крещении Руси в 988 году, он вместе с Евангелием получил наставление об иконописи и храмоздательстве. Канон иконописи в это время в Византии имел свою формулировку в постановлениях VII Вселенского Собора, - которым кончилось иконоборчество, - предписывающую неизменность иконного изображения на все времена и вместе с этим и тип храма, который, хтоя и не был письменно установлен, как незыблемый, но был принят как таковой в России.

Тип храма в это время обычный в Византийской Империи и в областях под ее влиянием был с так называемым "планом греческим крестом", правильнее было бы сказать: "с греческим планом - крестом".

Это план "центрального типа", то есть в схеме прямоугольник, близкий к квадрату, внутри которого на четырех столбах поднимается купол - небо с изображением Господа Вседержителя. Между столбами и от них на стены перекинуто 12 арок, поддерживающих своды, а в больших храмах еще четыре купола по углам. Из этих глав шел свет внутрь сверху.

Наружный облик такого храма не имел специально подчеркнутого фасада с западной стороны (стороны входа в храм) и его наружный вид со всех сторон был одинаков, увенчанный одной главой (куполом) или группой глав, окружающих среднюю главу как общий центр.

Храмы другого типа: базилики, - существовавшие тоже с первых времен христианства, привились на Западе. Постройки византийско-итальянские, романские, готические, возрождения и барокко чаще всего следуют этому типу. Тип базилики представляет собой длинный зал (неф), кончающийся аркой Алтаря. Этот тип различен по своему наружному виду - с торцовых сторон и сбоку; он требует и отдельный фасад со стороны входа.

Россия с принятием христианства последовала храму центрального типа. Храмы типа базилики совсем не проникли в Россию до конца XVII века, пока не наступило время Петра, повернувшего Россию лицом к Западу...

В царствование Императора Николая Второго в Петербурге и под его эгидой во всей России происходит возвращение к древнему русскому зодчеству (как и к почитанию и пониманию древних икон). Так, Санкт-Петербург - вторая столица Русского государства, превратя Россию в могучую европейскую державу, кончил два века своего классического величия молитвой именно Православной Руси, со своим Царем припавшей к святым иконам в древних традиционных русских храмах, предчувствуя новое страшное испытание, которое скоро и разразилось над русской православной землей, - не первый раз".

Владимир Черкасов-Георгиевский

продолжение следует...

Воскресенье 

29. Преподобнаго Кириака отшельника (556). Мучеников Дады, Гаведдая и Каздои (IV). Преподобнаго Феофана Милостиваго.

Понедельник 

30. Священномученика Григория, епископа, просветителя Великой Армении (ок. 335). Преподобнаго Григория Пелшемскаго, Вологодскаго, чудотворца (1442). Святителя Михаила, перваго митрополита Киевскаго (992). Мучениц Рипсимии, Гаиании и с ними 35-ти святых дев (IV).

Вторник 

МЕСЯЦ ОКТЯБРЬ
1. Покров Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии.
Величание. Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим покров Твой святый, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.
Апостола от 70-ти Анании (I).
Преподобнаго Романа Сладкопевца (V).
Преподобнаго Саввы Вишерскаго, Новгородскаго (1461).
Преподобнаго Домнина Солунскаго (IV). Преподобномученика Михаила, игумена Зовийскаго, и с ним 36 преподобномучеников (780- 790).
Празднование Хитона Господня и Столпа Животворящаго (груз.).
Икон Божия Матери Люблинския, Псково-Покровския, Касперовския, Браиловския, Гербовецкия и Барския.

Среда 

2. Священномученика Киприана, мученицы Иустины и мученика Феоктиста (304). Блаженнаго Андрея, Христа ради юродиваго (936). Преставление благоверныя великия княгини Анны Кашинския (1338). Преподобнаго Кассиана Угличскаго (1504). Мучеников Давида и Константина, князей Арагветских (740) (груз.).

Четверг 

3. Священномученика Дионисия Ареопагита, епископа Афинскаго, Рустика пресвитера и Елевферия диакона (96). Преподобнаго Дионисия, затворника Печерскаго, в Дальних пещерах (XV). Преподобнаго Иоанна Хозевита, епископа Кесарийскаго (VI). Блаженнаго Исихия Хоревита (VI).

Пятница 

4. Священномученика Иерофея, епископа Афинскаго (I). Святителя Гурия, архиепископа Казанскаго, и Варсонофия, епископа Тверскаго (обретение мощей, 1595). Благовернаго князя Владимира Ярославича Новгородскаго, чудотворца (1052). Преподобных Елладия и Онисима Печерских, в Ближних пещерах (XII-XIII). Преподобнаго Аммона, затворника Печерскаго, в Дальних пещерах (XIII). Мучеников Гаия, Фавста, Евсевия и Херимона (III). Священномученика Петра Капетолийскаго (III-IV). Мучениц Домнины и дщерей ея Виринеи (Вероники) и Проскудии (Просдоки) (305-306). Преподобнаго Аммона (ок. 350). Преподобнаго Павла Препростаго (IV). Мученика Давикта (Адавкта) и дщери его Каллисфении (IV). Святителя Стефана Щиляновича (1515) (серб.).

Суббота 

5. Святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России, чудотворцев. Преподобных Дамиана пресвитера, целебника (1071), Иеремии (ок. 1070) и Матфея (ок. 1085) прозорливых, Печерских, в Ближних пещерах. Преподобныя Харитины, княгини Ли-товския, в Новгороде подвизавшейся (1281). Священномученика Дионисия, епископа Александрийскаго (264-265). Мученицы Харитины (304). Мученицы Мамелхвы Персидския (ок. 344). Преподобнаго Григория Хандзойскаго (961) (груз.).

 

О Фонде История проектов Фонда Обсудить на православном форуме Архив рассылки
Ждем Ваши вопросы и предложения по адресу info@adamovka.ru
Фонд Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца

Москва, Россия
Russian France Deutch Italian English Netherlands Chinese



Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.


В избранное