Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православное слово

  Все выпуски  

Православное слово


Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.



  №21 (254) август 2012 г.  

ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО

Православное почитание Богоматери


icon

Православная Церковь, содержащи истинную веру, учит о Богородице то, что Священное Предание и Священное Писание сообщили о Ней и ежедневно прославляет Ее в своих храмах, прося у Нее помощи и защиты. Зная, что Ей приятны лишь те восхваления, которые соответствуют Ея действительной славе, святые Отцы и песнописцы у Ней Самой и Ея Сына молили вразумить их, как воспевать Ее: «Огради помышления моя, Христе мой, ибо чистую Матерь Твою воспети дерзаю» (икос Успения). «Церковь учит, что Христос истинно родился от Марии Приснодевы» (св. Епифаний Кипрский, «Истинное слово о вере»). «Необходимо нам исповедывать, что Святая приснодевственная Мария действительно есть Богородица, чтобы не впасть в злохуление. Ибо отрицающие, что Святая Дева действительно есть Богородица не суть уже верные, но ученики фарисеев и саддукеев» (преп. Ефрем Сирин, «Монаху Иоанну»).

Из предания известно, что Мария была дочь престарелых Иоакима и Анны, причем Иоаким происходил из царственного рода Давида, а Анна из священнического рода. Несмотря на такое знатное происхождение, они были бедны. Однако не это печалило этих праведных людей, а то, что они не имели детей и не могли надеяться, что их потомок увидит Мессию. И вот, когда однажды, презираемые евреями за свое неплодие, они оба в горести души возносили Богу молитвы — Иоаким на горе, где уединился после того, как священник не захотел принести его жертвы в храме, а Анна у себя в саду, оплакивая свое безплодство, тогда явился им Ангел и сообщил, что они родят дочь. Обрадованные, они обещали посвятить свое дитя Богу.

Через девять месяцев родилась у них дочь, названная Марией, с раннего возраста проявившая наилучшие душевные качества. Когда Ей исполнилось три года, родители, исполняя обещание, торжественно отвели в Иерусалимский храм малую Марию, Которая сама взошла по высоким ступенькам, а встретившим Ее Первосвященником Захарией, по откровению Божию, введена была в самое Святая Святых, совводя с собой почивавшую на Ней благодать Божию в дотоле безблагодатный храм (кондак Введения). Это был вновь построенный храм, в который слава Божия не сходила, как в Скинию или Соломонов. Она поселилась в существовавших при храме помещениях для дев, но так много времени проводила в молитве в Святая Святых, что, можно сказать, жила в нем (см. стихиры Введения на «Господи воззвах» 2-ая и на «слава и ныне»). Украшенная всеми добродетелями, Она явила пример необычайно чистой жизни. Всем покорная и послушная, Она никого не оскорбила, никому не сказала грубого слова, ко всем была приветлива, даже не допускала скверной мысли (сокращенно из св. Амвросия Медиоланского: «О Приснодевстве Девы Марии»).

«Несмотря на праведность и непорочность жизни, которую проводила Богородица, грех и вечная смерть проявляли в Ней свое присутствие. Они не могли не проявляться: таково точное и верное учение Православной Церкви о Богоматери по отношению к первородному греху и смерти» (святитель Игнатий Брянчанинов, «Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери»). «Чуждая греховного падения (св. Амвросий Медиоланский, «Толкование 118 псалма»), Она не была чужда греховных искушений. «Ведь, один Бог без греха» (св. Амвросий Медиоланский, там же), а человек всегда будет иметь в себе, что нужно еще исправить и усовершенствовать, чтобы выполнить Божию заповедь: «Святи будете, яко Аз свят есмь Господь Бог ваш» (Левит, 19, 2). Чем чище кто и совершеннее, тем больше он замечает свои несовершенства и тем недостойнее себя считает.

Дева Мария, всю Себя отдавшая Богу, хотя и отражала от Себя всякое поползновение к греху, сильнее других ощущала слабость человеческой природы и пламенно желала прихода Спасителя. Она в смирении почитала Себя недостойной быть и служанкой имеющей Его родить Девы. Чтобы ничто не отвлекало Ее от молитвы и внимания к себе, Мария дала Богу обет безбрачия, дабы всю Свою жизнь угождать лишь Ему. Обрученная старцу Иосифу, когда Ея годы не позволяли Ей больше оставаться при храме. Она поселилась в его доме в Назарете. Здесь удостоилась Дева прихода Архангела Гавриила благовестившего Ей о рождении от Нее Сына Вышнего: «Радуйся благодатная: Господь с Тобою. Благословенна Ты в женах... Дух Святый найдет на Тя и Сила Вышняго осенит Тя: темже и раждаемое свято, наречется Сын Божий» (Лук. 1, 28, 35).

Смиренно и покорно приняла Мария ангельское благовестие. «Тогда же Слово, как Ему Самому известно, низошло и, как Само изволило, подвиглось, вошло в Марию и вселилось в Ней» (преподобный Ефрем Сирин, «Похвала Пресвятой Божией Матери»). «Как молния озаряет сокровенное, так и Христос очищает сокровенное естества. Он очистил Деву, и потом родился, чтобы показать, что где Христос, там проявляется чистота во всей силе. Очистил Деву, предуготовав Духом Святым, и потом утроба, став чистою, зачинает Его. Очистил Деву при Ее непорочности, почему и родившись оставил Девою. Не говорю, что Мария стала безсмертною, но что осияваемая благодатию Она не возмущалась греховными пожеланиями (преподобный Ефрем Сирин, «Слово на еретиков», 41). «Вселился в Нее Свет, омыл Ее ум, чистыми сделал Ее помыслы, уцеломудрил попечения Ее, освятил девство Ее» (преподобный Ефрем Сирин, «Мария и Ева»). «Чистую по человеческим понятиям сделал благодатно чистой» (святитель Игнатий Брянчанинов, «Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери»).

Мария не сказала никому про явление Ангела, но Ангел сам объявил Иосифу о чудесном зачатии Марией от Духа Святаго (Мф. 1, 18-25), а по рождении Христовом со множеством воинства небесного благовестил пастырям. Пастыри, прийдя поклониться Новорожденному, сказали, что слышали о Нем. Прежде молча претерпевшая подозрение, Мария теперь молча слушала и «слагала в сердце Своем» слова о величии Своего Сына (Лук. 2, 8-19). Слышала Она через 40 дней хвалебную молитву Симеона и предсказание об оружии, которое пройдет чрез Ее душу. После видела, как Иисус преуспевал в премудрости, слышала Его в 12 лет поучающим в храме и все «соблюдала в сердце Своем» (Лук.2, 21-51).

Хотя и благодатная, Она еще не вполне разумела, в чем будет состоять служение и величие Ее Сына. Еврейские понятия о Мессии были Ей еще близки, и естественные чувства заставляли Ее заботиться о Нем, охраняя Его от чрезмерных, как могло казаться, трудов и опасностей. Поэтому невольно Она вначале становилась на пути Своего Сына, что и вызвало Его указание о превосходстве родства духовного над телесным (Мф. 12, 46-49). «Имел Он попечение и о чести Матери, но гораздо более об Ее душевном спасении и о благе людей, для чего и плотию облекся» (святой Иоанн Златоуст, «Толкование на Евангелие от Иоанна», беседа XXI). Мария уразумела то и, «слышавши речь Божию, сохранила ее» (Лук. 11, 27-28). Как ни один человек, Она возымела те же чувствования, что и Христос (Фил, 2, 5), безропотно перенеся материнскую скорбь, когда видела Своего Сына гонимым и страдающим. Обрадованная в день Воскресения, Она в день Пятидесятницы облеклась Силою свыше (Лук. 24, 49). Сошедший на Нее Дух Святый «Ее научил всему»(Иоан. 14, 26) и «наставил на всяку истину» (Иоан. 15,13). Просвещенная, Она еще ревностнее стала трудиться творить слышанное Ею от Ее Сына и Искупителя, чтобы взойти к Нему и быть с Ним.

Конец земной жизни Пресвятой Богородицы был началом Ее величия. «Преукрашенная божественною славою» (ирмос канона Успения), Она стоит, будет стоять и в день Страшного Суда и в будущем веке одесную престола Сына Своего, царствуя с Ним и имеет дерзновение к Нему, как Его Мать по плоти и как единонравная по духу, как волю Божию сотворившая и других научившая (Мф. 5, 19). Любвеобильная и милосердная, Она любовь к Сыну и Богу Своему проявляет в любви к человеческому роду, предстательствует за него пред Милостивым и, обходя землю, помогает людям.

Испытавшая все тяжести земной жизни, Заступница рода христианского видит каждую слезу, слышит каждое стенание и мольбу, обращенную к Ней. — Особенно Ей близки те, которые трудятся в борьбе со страстями и ревнуют о богоугодной жизни. Но и в житейских попечениях Она незаменимая помощница. «Всех скорбящих радосте, и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покров и заступнице, жезл старости, Мати Бога вышняго Ты еси, Пречистая» (стихира Одигитрии). «Надежда и предстательство и прибежище христиан», в «молитвах неусыпающая Богородица», «спасающая непрестанною Своею молитвою» (Богородичен 3-го гласа), «день и ночь молится о нас, и скиптры Царствия Ея молитвами утверждаются» (повседневная полунощница).

Нет ума и слов выразить величие Той, Которая родилась в грешном человеческом роде, а стала Честнейшая Херувим и Славнейшая Серафим. «Неизреченных Божиих и Божественных тайн зря в Деве благодать являемую и исполняемую явственно, радуюся и образ разумети недоумеюся, странный и неизреченный, како избранная чистая, едина явися паче всея твари видимыя и разумеваемыя, Темже восхвалити хотя Сия, ужасаются зело умом же и словом, обаче дерзая проповедаю и величаю: сия есть селение небесное» (икос Введения во храм Пресвятой Богородицы).

Высока сия Божия скиния, ибо, родив Царя Христа, Она возвысилась паче серафимов. О, высота неудобовосхвалимая для человеческих помыслов!

А какова красота той мысленной Христовой палаты, — о сем послушай сладкоглаголивого Иоанна Дамаскина, вещающего о Ней следующее: «Она принесена Богу, Царю всех, одеянная благолепием добродетелей, как бы золотою ризою, украшенная благодатию Духа Святого, и слава Ея внутри Ея: ибо как для всякой жены слава ея — муж, приходящий отвне, так слава Богородицы внутри Ея, т.е. плод чрева Ея». И еще Дамаскин говорит, обращаясь к Ней: «О Дево Богоблагодатная, святая Церковь Божия, которую духовно создал оный сотворивший мир Соломон (Премудрый Творец мира) и вселился в Нее! Не золотом, не бездушными камнями украшена Она, но, вместо золота, сияет Духом, вместо дорогих камней, имеет многоценный бисер Христа».

«Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице, обаче благая сущи веру приими, ибо любовь веси божественную нашу. Ты бо христиан еси предстательница, Тя величаем» (ирмос 9-й песни Богоявления).

Святитель Иоанн (Максимович)


Восстановление храма Святого Михаила Архангела, небесного покровителя Святителя Иоанна Архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского,
до принятия иночества Михаила



Владыка Иоанн - Святитель Русского Зарубежья
35. ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ;По публикации Сретенского монастыря

(продолжение, начало в №197)

Чувствуя, что могу потерять сознание, я попросил Павлу позвонить на «скорую помощь» по телефону 911. Я присел на кровать, и мне пришло в голову, что я могу умереть. Перекрестившись, я протянул руку к иконе владыки Иоанна, которая находилась на ночном столике, поцеловал ее и сказал: «Святой владыка Иоанн, моли Бога о мне». Через несколько секунд я почувствовал спокойствие и сказал жене, что все будет в порядке и я чувствую себя лучше.

«Скорая помощь» приехала очень быстро. Один из санитаров послушал мои легкие и сказал, что оба заполнены на две трети водой. Я сказал, что мне лучше и скоро все будет в порядке. Санитары заметили, что мое положение серьезное и меня необходимо госпитализировать, так как нужно выкачивать воду из легких и дать мне лекарства. Пока мы говорили, мне стало легче дышать, и я повторил санитарам, что со мной все будет в порядке. Я чувствовал себя намного лучше, просто был усталым. Санитары пытались уговорить меня поехать в больницу, и я обещал им, что поеду, если станет хуже. Прежде чем уехать, а они находились у меня около 15 минут, они снова решили проверить легкие. Они были изумлены, так как не смогли определить наличия жидкости вообще. Все они согласились, что это очень необычно. Они никогда подобного не видели. Я остался дома отдыхать и улетел по работе во вторник утром.

Молитвами нашего святителя Иоанна, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!

Продолжение следует...

Священник Филипп Блайт
Реддинг, Калифорния, США


Архиепископ Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский.
Архипастырь, проповедник, чудотворец.


ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АРХИЕПИСКОПЕ ИОАННЕ
ВЛАДЫКА ОБРАЩАЕТ К ИСТИННОЙ ЦЕРКВИ


(продолжение, начало в №142)

Перед своим отъездом из города домой, священник заехал в дом, в котором я остановился, чтобы навестить пожилых людей живущих там. Я думал, что не смогу с ним поговорить и несколько стеснялся, не зная, как ему выразить свои чувства и мысли. Перед уходом из дома, священник ко мне повернулся и спросил: “А не пора ли тебе принять Православие?” Мне даже не пришлось готовить речь или придумывать ему, что сказать!

В день памяти св. Марины, в 1967-м году я принял Православие. Только несколько месяцев спустя я прочитал житие Владыки Иоанна и тогда же сообразил, что то воскресенье, когда я пришел к убеждению, что надо принимать Православие, было первой годовщиной кончины Владыки Иоанна. Я пришел к выводу, что по его молитвам Господь проявил ко мне такую милость.

2. Десять лет спустя, когда я жил в монастыре в США, мне сказали, что меня скоро возведут в сан архимандрита и пошлют в Англию. Я очень сомневался в правильности этого решения, но оно оставалось в силе. Только необходимо было назначить день для возведения. Я где-то прочитал, что возведение в архимандрита уподобляется тому особому служению, которое было доверено св. Апостолами св. апостолу Варнаве, и я решил, что в какой-то мере для меня послужит утешением, если молитва возведения будет прочтена в день его памяти. Но это не сбылось. Несколько дней до назначенного времени, меня послали в Нью-Йорк, чтобы Митрополит Филарет меня возвел в архимандрита. В последний момент было решено, что возведение будет иметь место в день годовщины Владыки Иоанна. Я сразу почувствовал утешение, что Владыка Иоанн будет обо мне с любовью заботиться, тем более, что я назначаюсь в храм, который он освятил и в котором он служил в Европе.

Эти два случая могут показаться незначительными для читателей, но моя темная душа ощутила светлую любовь Владыки Иоанна...

Продолжение следует...

А. А., Англия.
Составитель протопресвитер Валерий Лукьянов



13 вс Отдание праздника Преображения Господня. Преподобнаго Максима исповедника (перенесение мощей, 662). Блаженнаго Максима, Христа ради юродиваго, Московскаго (обретение мощей, ок. 1547). Святителя Тихона, епископа Воронежскаго, Задонскаго чудотворца (1783). Мучеников Ипполита, Иринея, Авундия и мученицы Конкордии в Риме (258). Икон Божия Матери Минския (1500) и именуемыя «Страстная» (1641).
14 пн Предпразднство Успения Пресвятыя Богородицы. Пророка Михея (из 12-ти пророков. VIII в. до Р. X.). Преподобнаго Феодосия Печерскаго (перенесение мощей, 1091). Преподобнаго Аркадия Новоторжскаго (XI). Священномученика Маркелла, епископа Апамейскаго (ок. 389). Икон Божия Матери: именуемыя «Беседная» (1383) и Нарвския (1555).
15 вт УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТЫЯ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЯ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ.
Величание: Величаем Тя, Пренепорочная. Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.
Припевы на 9-й песни канона: Величай, душе моя, от земли на небо честное преставление Божия Матере. Ангели успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на небо.
Иконы Софии,-Премудрости Божия (Новгородския). Чтимыя иконы Успения Божия Матери: Киево-Печерская (1073), Бахчисарайская, Овиновская (1425), Псково-Печерская (1472) Семигородная (XV) и Пюхтицкая (XVI). Икон Божия Матери: Моздокския (XIII) Ацкурския (I), Цилканския (IV). Влахернския (груз.), Владимирския-Ростовския (XII) Гаенатския (XIII), Чухломския (XIV), Сурдегския (1530),Тупичевския (XVII).
16 ср Перенесение из Едессы в Константинград Нерукотвореннаго Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (944). Святаго мученика Диомида врача (298). Преподобнаго Херимона Египетскаго (IV).
Величание: Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем Пречистаго Лика Твоего преславное изображение. На утрени прокимен: Господи, во свете Лица Твоего пойдем, и о имени Твоем возрадуемся во веки.
Стих: Видеша вси концы земли спасение Бога нашего.
Другий прокимен, гл. 4: Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь. Стих тойже.
Иконы Божия Матери Феодоровския (1239).
17 чт Святаго мученика Мирона пресвитера (254). Преподобнаго Алипия, иконописца Печерскаго, в Ближних пещерах (ок. 1114). Мучеников Павла, Иулиании и прочих (ок. 273). Мучеников Фирса, Левкия, Короната и дружины их (III). Мученика Патрокла (III), мучеников Стратона, Филиппа, Евтихиана и Киприана (ок. 303). Преподобнаго Левкия Волоколамскаго. Иконы Божия Матери Свенския (1288).
18 пт Святых мучеников Флора и Лавра (II). Мучеников Ерма, Серапиона и Полиена. Священномученика Емилиана епископа и с ним: Илариона, Дионисия и Ермиппа (IV). Святителей Иоанна (674) и Георгия (683), патриархов Константинопольских. Преподобнаго Макария. Преподобнаго Иоанна Рыльскаго (946).
19 сб Иконы Божия Матери Донския (празднество установлено в память избавления Москвы в 1591 г.). Мученика Андрея Стратилата и с ним 2593 мучеников (IV). Святителя Питирима, епископа Великопермскаго (1456). Мучеников Тимофея, Агапия и Феклы (304—306).

 

Ждем Ваши вопросы и предложения по адресу info@st-john.ru
Russian France Deutch Italian English Netherlands Chinese
Архив рассылки



Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.


В избранное