Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Православная газета "Параскева пятница, преуготовление" N 21


Информационный Канал Subscribe.Ru

РУСЬ СВЯТАЯ, ХРАНИ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ, В НЕЙ ЖЕ ТЕБЕ УТВЕРЖДЕНИЕ

ПАРАСКЕВА
(пятница, преуготовление )

Сайт рассылки
№ 21
Издается по благословению Высокопреосвященнейшего Анастасия архиепископа Казанского и Татарстанского

июнь 2004 г.

Официальное издание Бугульминского благочиния Казанской епархии Московского Патриархата

(электронный вариант)

(выходит один раз в месяц)


Главный редактор протоиерей Иоанн Антипов, благочинный Бугульминского округа

Технические редакторы
(печатный вариант)

Светлана Арзамасцева

(электронный вариант)
Николай Новиков

Адрес редакции:
423250,
Россия, РТ,
г. Лениногорск,
ул. Ленинградская д.38, кв. 20
e-mail:
prichod@yandex.ru

Газета набрана и сверстана на компьютерном оборудовании редакции

Полная версия газеты с изображениями находится здесь. Информация для тех, кто смотрит архив газеты на каналах рассылки.

Икона Троицы

Благословен еcи, Христе Боже нaш, Иже премудры ловцы явлей, низпослaв им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе. (Тропарь)

Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же oгненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа. (Кондак)

Знаменательные даты нашего прихода:

27.04.1989 г. Регистрация прихода
29.04.1989 г. Первая литургия (Великая Суббота)
30.04.1989 г. Первая пасха
26.05. 1991 г. Закладка Храма (Освящение первого
камня в День Святой Троицы)
Октябрь 1991 г. Открытие Воскресной школы
07.03.1994 г. Освящение Храма
04.12.1997 г. Освящение колоколов
15.06.1998 г. Установка креста на колокольне
1998-2001 г. Строительство нового здания школы
07.01.2001 г. Открытие Городской библиотеки
02.09.2001 г. Освящение Воскресной школы

Читайте в номере:

Святая Троица

АЗЫ ПРАВОСЛАВНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ.
Троицкая родительская суббота.


Празднование 15-летия нашего Троицкого прихода

БЕСЕДЫ О ИКОНОПИСИ.
Сошествие Св. Духа на апостолов.


Православный храм.
Статья третья.

Основы Православия.
Статья вторая.
Священная книга - БИБЛИЯ.
НАШ КРОССВОРД
 

 


Святая Троица

      На пятидесятый день после Пасхи Православная Церковь празднует День Святой Троицы. Этот день для нас является двойным праздником, так как главный престол нашего храма освящен во имя Троицы, и приход наш именуется Троицким.
Праздник Святой Троицы часто называют еще Святой Пятидесятницей, так как по Уставу нашей Церкви приходится он всегда на пятидесятый день после Пасхи. Название это пришло к нам из Ветхого Завета – иудеи также имели особые причины считать пятидесятый день после Ветхозаветной Пасхи праздничным днем, так как в этот день им дан был Богом Моисеев закон.
Для нас же, людей Нового Завета, Пятидесятница – это день, когда на пятидесятый день после Воскресения Христова была основана Святая Церковь.
     В этот день, посвященный Живоначальной Троице, Церковь торжественно вспоминает о Сошествии Святаго Духа на апостолов, ставших с этого дня проводниками Евангелия по всей вселенной. Иисус Христос избрал своих учеников не по принципу образованности (многие из них были простыми рыбаками), а, взирая на души и сердца проповедников Евангелия, они призваны были нести слово Божие по всему миру. Поэтому, при вознесении Своем на Небо, Господь наш Иисус Христос обещал облечь апостолов силою свыше, что и было исполнено Им в день Пятидесятницы. Апостол Петр тотчас же по совершении этого события произнес свою первую проповедь, призвав слушающих: ” Покайтесь, и да крестится каждый из вас, чтобы получить прощение грехов; и получите дар Святаго Духа ”.
      Кратко напомнив нашим читателям историю Троицына дня, остановимся немного на обычае украшать в этот день храмы и жилища свои ветвями, травой и цветами. Этот обычай восходит еще ко времени Ветхозаветной Церкви. Все, наверное, помнят икону ветхозаветной Троицы, на которой три лица Пресвятой Троицы изображены в виде трех странников, явившихся Аврааму и угощаемых праотцем под дубом мамврийским. Вследствие этого, обычай в праздник увивать стены домов ветвями и устилать полы травой, является воспоминанием о первом свидетельстве человечеству, в лице Авраама, о Боге как о Троице. И Авраам, руководимый Духом Святым, понял это! Неслучайно он обращается к Трем Странникам в единственном числе, как повествует нам об этом Библия. На всех иконах Святой Троицы присутствует изображение дуба из рощи Мамре. Украшенные зеленью дома и храмы являются как бы образом той кущи (шалаша из зеленых ветвей) Авраамовой, у которой под сенью дуба мамврийского отдыхали Три Божественных Путника.
       Нелишним, думается, будет воспоминание о том, что и на ветхозаветный праздник Пятидесятницы, явившейся, как и другие важнейшие события Ветхозаветной Церкви, прообразом новозаветных событий, существовал обычай украшать зеленью молитвенные дома – синагоги и жилища в воспоминание о Синайском законодательстве, которое было дано во время года, когда все зеленело и цвело вокруг. Десять заповедей Синайского кодекса и для нас, православных христиан, обязательны и необходимы. Поэтому обычай Ветхозаветной Церкви украшать жилища и синагоги, как воспоминание о преемственности Ветхого и Нового заветов, сохранен и в нашей Церкви. Ведь Сионская горница, в которой Дух Святый сошел на апостолов по случаю дня Пятидесятницы, также была украшена древесными ветвями и цветами. Несомненно, апостолы завещали в воспоминание этого великого для них и для всей Церкви дня сохранять этот обычай.
В сознании же современного православного христианина, Троицын день также неразрывно связан с травой, цветами и ветвями, которыми каждый год украшается и наш храм. И дай Бог, чтобы этот благочестивый обычай мы могли передать и нашим потомкам, которые могли бы его сохранить до скончания века.

С престольным вас праздником, братия и сестры!
С Троицыным днем!

Людмила Антипова

 

АЗЫ ПРАВОСЛАВНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ.
Статья вторая.
Троицкая родительская суббота.

      Суббота накануне Троицы – ежегодный вселенский день поминовения усопших, день, когда весь православный мир молится о своих умерших родственниках и знакомых. По учению Святой Церкви, согласному со Священным Писанием и подтверждаемому непререкаемыми свидетельствами истории, поминовение, творимое нами по усопшим, не проходит втуне, а действительно приносит им великую пользу, очищает их грехи, облегчает их муки за гробом и приближает их к Царству Небесному.
     Придя в храм, желающий сотворить поминовение, подает записочку на литургию или на панихиду, и действительно, что же мы можем сделать большее, чем поминовение его за богослужением и нашей молитвы за него дома и особенно в храме, во время Литургии, когда приносится бескровная жертва. Спасительна молитва за умерших при совершении литургии, когда частицы, вынимаемые из просфоры на Божественной проскомидии за поминаемые души усопших, по окончании Причащения погружаются в животворящую кровь Христову, причем при этом священник произносит молитву: « Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих…»
      Сила такого поминовения так велика и спасительна, что она, по свидетельству Святителя Игнатия Брянчанинова, выше молитв святых в раю!
     Кроме молитвы, посмертная участь усопшего может улучшиться благодаря милостыне, творимой в его память. Самой распространенной милостыней в наше время является поминальная трапеза, в просторечии обычно называемая поминками.
К сожалению, в последнее время распространилось мнение о равноценности и равной необходимости заказать службу в храме и собрать бабушек, чтобы они, немного помолившись, поели в память об умершем. Между тем, такие поминки никогда не совершались в России до наступления безбожного времени.
      Вскоре после революции было закрыто большинство храмов, а количество покойников не уменьшалось, скорее увеличивалось, особенно когда началась Великая Отечественная война. Большинство населения, несмотря на все безбожные пятилетки и жесточайшие гонения, все еще оставалось православным, и люди понимали необходимость молитвы, а молиться было можно только тайно дома, общественная же молитва вне храмабыла преступлением.
      Но смерть близкого была уважительной причиной даже для безбожников, и на молитву над гробом и на молитву в память о покойном власти часто смотрели сквозь пальцы – можно было собрать близких и помолиться не шепотом.Постепенно это стало правилом.Стало считаться обязательным собираться дома не только чтобы вкусить поминальную трапезу, но и пригласить бабушек, чтобы совершить домашнюю молитву.
      И когда стали открываться храмы, создалась парадоксальная ситуация. Церковное поминовение и милостыня, творимая в память о покойном, стали не просто тождественными, «поминки» в глазах верующих, но малоцерковных людей гораздо более важными и требующими больших усилий и затрат ритуалом, обойти который нельзя ни в коем случае.
      Даже если день поминовения усопших случится в большой праздник, например, на Рождество или на Троицу, многие, подав записочку на Литургию, не помолившись за богослужением, спешат домой, чтобы организовать там поминки, что, конечно, совершенно неправильно, так как церковная молитва выше домашней.
Нужно помнить, что поминки или поминальная трапеза – это род милостыни. Мы можем собрать бабушек и подать им милостыню в виде поминального стола. В самом деле пища – насущная необходимость. Но можно раздать милостыню и не собирая поминок – можно раздать одежду, продукты, предметы первой необходимости, можно, наконец, пожертвовать определенную сумму или продукты в храм – все это тоже милостыня.
А если хочется непременно собрать поминальную трапезу дома, следует организовать это следующим образом. В день памяти усопшего, или близко к этому дню, необходимо всем родственникам покойного собраться в храме и помолиться за Литургией и Панихидой, оставив одного или двух человек дома для приготовления трапезы. После службы, вернувшись домой, следует сесть за трапезу, кратко помянув усопшего, ни в коем случае не ставя на стол спиртное и не превращая православный обычай в языческую тризну. Вспомним еще раз, поминальная трапеза – это милостыня, так неужели же можно в качестве милостыни подавать спиртное? Издевательство это над покойником, а не поминки, не милостыня, поданная на молитвенную память.
     Мы стараемся возродить утерянное за годы безбожия, и в первую очередь религиозную жизнь нашего народа. Но возрождение затянется гораздо дольше, если религиозные традиции будут смешаны с суевериями и обычаями, пусть и вполне объяснимыми, но не имеющими ничего общего с Православием.

Протоиерей Иоанн

 

 

Предыдущие статьи:
АЗЫ ПРАВОСЛАВНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ.

Первая статья. Причащение больных.


Празднование 15-летия нашего Троицкого прихода

Встреча архиепископа Анастасия      30.04 и 1.05 состоялись главные события, связанные с отмечаемой в этом году памятной датой.
     Наш приход в связи с этим посетил глава нашей епархии архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий.
      В нашем Храме были отслужены архиерейским чином вечерня и утреня, литургия по пасхальному чину.
      В богослужении приняли участие духовенство нашего Бугульминского благочиния и гости из Казани.
На Богослужении     В поздравительном слове в конце литургии владыка отметил, что наш приход открывался в сложных условиях и поблагодарил всех, кто, не жалея сил, трудился в течение этих лет на его благо.
Особо было подчеркнуто, что наш приход занимается активной просветительской деятельностью, в частности, имеет одну из лучших воскресных школ внашей епархии.
         В торжествах приняли участие: депутат госсовета Мусин Ф.Ш., глава нашего города и района Садриев И.А.и др. В своем обращении к собравшимся Исхак Аюпович высказал мысль о положительном влиянии религиозности на нравственное состояние общества и Архиепископ Анастасийвыразил надежду, что деятельность нашего прихода сможет способствовать оздоровлению обстановки в этой сфере в нашем городе. Со своей стороны Исхак Аюпович обещал всяческую поддержку в социально значимой работе прихода и обрадовал нас сообщением о выделении администрацией города и района материальной помощи в размере 50 тыс. рублей.
Главные торжества, связанные с 15-летием нашего прихода позади, но, думается, мы еще не раз вернемся к этой дате.

И.П. Михайлов

 


БЕСЕДЫ О ИКОНОПИСИ.
Сошествие Св. Духа на апостолов.

Сошествие Святого Духа на Апостолов     Мы продолжаем цикл статей об иконописи. В этом праздничном выпуске, посвященному нашему храмовому празднику – дню Святой Троицы, мы не будем говорить о Троице Андрея Рублева – о ней всегда много говорят и все желающие могут найти информацию о ней в нашей городской Православной библиотеке. В этой статье мы поговорим об образах сошествия Святаго Духа – событии, которое произошло в пятидесятый день по Пасхе, т. е. в день Троицы. Это событие описано в Деяниях апостолов.
     Изображать Сошествие Святаго Духа на апостолов начали еще в древности. Это событие изображено и во фресках Св. Софии Киевской. Полно и ясно изображает это событие новгородская таблетка, написанная в конце 15 - начале 16 века.
Две поднимающиеся с двух сторон причудливые нежно-зеленая и темно-розовая башни означают здесь место действия – дом, где собрались апостолы. Перед башнями, внутри дома, по стороне развернутого овала, восседают двенадцать апостолов и у верхнего края иконы из синего небесного сегмента исходят на них двенадцать расходящихся лучей – разделяющихся языков. Обретение апостолами благодати Святаго Духа подтверждается золотыми нимбами вокруг голов и обликом апостолов. Благодать проявляется в свете, который пронизывает их сосредоточенные лики, его потоки пронизывают алые, синие и оливковые одежды.
      Внизу иконы в центре полуовала стоит старец в царских, украшенных золотом и драгоценными камнями алых одеждах, в золотом венце на голове – это олицетворение мира, или по-гречески Космоса. На распахнутых руках держит он белый плат с двенадцатью свитками с Христовым учением, которые понесут по миру обретшие благодать Духа Святаго двенадцать апостолов.
Позднее в образах сошествия Св. Духа появляется Богородица. Она восседает обычно в самом центре иконы, вокруг нее располагаются апостолы. Матерь Божья предстает изначально вошедшей в Церковь, объединившую людей ради их спасения.
      Русские образы сошествия Св. Духа на апостолов углубляли и расширяли представление об этом событии, положившем начало Церкви, осветившем приобщение «земель и народов» к учению Иисуса Христа.


Православный храм.
Статья третья.

      Внутри храм делится на три части: алтарь, центральную часть, где стоят молящиеся, и притвор (предхрамие). На крыльце над входом в храм находится, обычно, икона, изображающая того святого или то священное событие, во имя которого этот храм возведен.
      Далее идет притвор, или как его иногда называют «трапезная». Так притвор называли из-за того, что в нем по церковным праздникам устраивались совместные угощения-трапезы.
Притвор символизирует собой область земного бытия. Во время богослужения здесь должны стоять люди, готовящиеся принять крещение, а также люди иной веры.
      В притворе также обычно размещается свечной ящик, где записывают поминовения и приобретают иконы, свечи и другие предметы православного обихода
     Алтарь – самая священная часть храма. Снаружи алтарь выделяется полукруглой выступающей частью здания – алтарной апсидой. Алтарь символизирует область бытия Божия, в него никому, кроме священнослужителей и особо посвященных лиц, входить не дозволяется.
      В центре алтаря находится святой престол – место невидимого присутствия Божия. На престоле лежат Евангелие и крест. Возле престола совершаются важнейшие церковные богослужения, и, прежде всего, Божественная Литургия. Перегородка, отделяющая алтарь от средней части храма, называется иконостасом.
Возвышение перед иконостасом называется солея, в центре солеи расположен амвон, с которого священник читает Евангелие и произносит проповеди. Края солеи предназначаются для певчих и называются клиросами. Также клиросы могут быть расположены на балконах.
      Средняя часть храма, в которой во время богослужения прихожане собираются на молитву, символизирует область небесную, ангельский мир, где пребывают праведники.
Посреди храма стоит аналой – наклонный переносной столик, на который кладут икону праздника, отмечаемого в этот день церковью. Стены храма обычно украшаются росписями с изображениями святых и событий Священной истории.

Анастасия Антипова

 


Предыдущие статьи из цикла:
"Наш храм"

Наш храм и богослужения в нем.

Мощи в нашем храме.


Основы Православия.
Статья вторая.
Священная книга - БИБЛИЯ.

      В этой статье пойдет речь о Священной Книге христиан - Библии.
     Само название этой книги во многом выражает для нас все её исключительные качества. Слово Библия происходит от греческого слова biblion, что означает “книги”, для современного человека эти три слога – Би-бли-я - означают вершину и совокупность всего написанного.
      Библия – книга совершенно неисчерпаемая, книга, в которой сказано все самое главное как о Боге, так и о человеке.
Библия делится на две части: книги Ветхого и Нового Завета. Каждая из них состоит из известного количества книг, которые по учению Церкви, содержат как правила жизни, так и правила веры.
Православная церковь признаёт каноническими 38 книг Ветхого Завета и все 27 книг Нового Завета. Все эти книги подразделяются на законоположительные, исторические, учительные и пророческие.
Между Ветхим и Новым Заветом нет разрыва, и они неотделимы друг от друга. Деление применялось исключительно для богослужебных целей.
      Православный христианин может и должен читать Библию. При этом начинать полезнее с Нового Завета, а для лучшего понимания обращаться к толкованиям Священного Писания святыми отцами.
Канон Ветхозаветный составляют такие книги, как: книга Бытия, Исход, Левит, 1-ая и 2-ая книги Царств и др. При чтении Ветхого Завета следует не забывать об особенностях устройства жизни до прихода Христа.
      Первую часть Нового Завета составляет Евангелие. Оно едино, ибо это одно единое свидетельство, данное четырьмя свидетелями. Слово “Евангелие” в переводе с греческого означает “Благая весть”.
Евангелие – это одновременно повествование о жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа и возвещение Благой вести, принесённой Им миру. Всего в Новом Завете 4 Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
     Также в книги Нового Завета входят Деяния Апостолов, соборные послания, послания св. ап. Павла к Римлянам, к Галатам, к Филипийцам и другие.
      Современное деление Библии на главы вошло в употребление с XIII века, причём каждая глава делилась на 7 частей. И только в XVI веке появилось деление глав на стихи.
      В Библии человек узнаёт себя и изумляется.
Священное Писание снова и снова учит его. В уроках, преподаваемых Библией, содержится основа всей нравственности человечества, но следует помнить, что сможем усвоить их только при условии, что живем церковной жизнью и не порываем связи с Богом.
      Века уходят, поколения меняются, но Библия остаётся неизменной. Она является откровением Божиим для всех народов, и именно она направляет взор самого грешного человека к небу, разрешает великие проблемы жизни и смерти. Библия не только обличает нас в нарушении моральных законов, но и указывает путь к победе над грехом.
      Библия – это солнце, которое никогда не заходит и светит всем.

 

 

Предыдущие статьи из цикла:
"Основы православия"

Статья первая. Православный храм.


НАШ КРОССВОРД.

Кроссворд

По горизонтали:
2.Кому явился Бог в трех лицах?
4. В виде кого явилась Троица Аврааму?
5. Как звали жену Авраама?
10. Чем украшают храм на Троицу?
11. Рублев изобразил Троицу в виде трех...?
12. Как звали племянника Авраама?
13. Город, в котором жил Лот?
14. Во что превратилась жена Лота?

По вертикали:
1. Наш престольный праздник?
3. Как называется дуб, под которым явилась Троица?
6. Что обещал Бог Сарре?
7.Чья икона Троицы находится в Третьяковской галерее?
8.Как по-другому называется праздник Троица?
9.В виде чего сошел Святой Дух на апостолов?
15. Сошествие святаго Духа на апостолов было в городе...?

 

ПАРАСКЕВА (пятница, преуготовление).

Каталог Православное Христианство.Ру
Православный Троицкий приход г. Лениногорск 2003 - 2004год


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное