Все выпуски  

Иконописание от А до Я по труду монахини Иулиании Соколовой ОТДЕЛКА.


МОНАХИНЯ ИУЛИАНИЯ (М. Н. Соколова) Техника иконописи. Полная интернет версия.
 Книга монахини Иулиании — первая книга конца XX века, адресованная иконописцам.
Продолжение:

ОТДЕЛКА.                                    

На драпировках фигур, в углубленных местах и по контурам делаются притенения, которые на языке иконописи носят название «приплеска». Приплесх имеют и горки, и палатки, и деревья. Притенения делаются и на ликах, для чего пользуются жженой сиеной.

Притеняют теневую сторону носа, теневую сторону лба; около волос на женских ликах, по грани подбородка и шеи. На глазах пишется зрачок (черной краской) и радужная часть глаза. Зрачок не должен быть круглым, это придает лику некоторое беспокойство; его делают или овальным или почти треугольным, касающимся, верхним своим углом дека. По просушке притенения даются и радужной оболочке и глазу под верхним веком; пригоняют несколько брови к глазные впадины над верхним веком. Большею частью здесь пользуются жжен. сиеной, как обладающей легкостью и прозрачностью. На глазах делаются отметки белилами с охрой по белку глаза;

Губы слегка приплескивают жидким кадмием красным или красной охрой. На рукгх по теневой части также дается приплеск; причем если рука лежит на холодном тоне одежды (зеленом, голубом), приплеск делается теплый— сиеной или красной охрой; если на теплом тоне, притеняют или зеленой краской, или оставляют без притенения.

В итоге надо еще раз заметить, что внимательное копирование хороших икон есть лучший учитель и колорита иконописного изображения, и рисунка, и отделки всех деталей образа. Но в этом деле никак нельзя пользоваться печатанными цветными репродукциями, иногда до неузнаваемости искажающими цвет и общий колорит образа. Повторение ошибочных тонов не только не воспитывает понимание колорита древней иконы, но и внедряет дурной вкус, не приближая, а удаляя от истины.

К этому описанию техники иконописи можно добавить, что древнерусские худож­ники, прекрасно знавшие свойства красок, не все красочные пигменты затирали на яичном  желтке: такие, как киноварь, ультрамарин и все органические краски[1], они приготовляли на водных растворах различных клеев. Это было основой прочности этих пигментов, входивших в палитру древни темперной живописи. Существенным недостатком современного производства темперных красок, изготовляемых заводами, является принцип затирания всех пигментов, на одном и том же эмульсионном связующем, тогда как краски, пигменты которых вступают в химическое взаимодействие с содержащимися в эмульсиях веществами, следовало бы изготовлять на камедях или животных клеях[2]. Поэтому современному иконописцу целесообразно пользоваться некоторыми акварельными красками, стертыми на камедях, особенно для лессировок. Такое комбинирование темперы с акварелью нисколько не проти­воречит принципам темперной живописи; этим приемом не только можно, но и следует пользоваться, разводя акварель на воде или на слабой яичной. эмульсии. Такое комбинирование, акварели. с..яичной эмульсией в настоящее время широко применяется. В Государственных реставрационных  мастерских при тонировке и дописях утраченных мест на древних иконах.  



[1] Указанный в настоящем описании техника иконописи перечень (красок, какими следует пользоваться иконописцу, опу­скает к киноварь, и ультрамарин, и органические красители.

 

[2] Ультрамарин,- затертый на яичной эмульсии, со временем белеет, а киноварь чернеет.


В избранное