Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы в мессианском и ортодоксальном изложени Бамидбар - В пустыне


 Шабат шалом и хаг Шавуот самеах! Мир субботе и радостного праздника Шавуот!
Мы находимся возле празника Шавуот. Шавуот или Пятидесятница будет 6 сивана(27 мая).
Шавуот - это праздник дарования Торы (закона)на Синае, праздник урожая и праздник излияния Руах Ха Кодеш (Святого Духа) на первоапостольскую еврейскую общину в Иерусалиме
Подробно о празднике читайте - http://tikvaisrael.com/holiday_shavuot.html.

Предлагаю вам толкования недельной главы Торы - Бамидбар («В пустыне») в исполнении мессианских и ортодоксальных евреев. Подписаться на эту еженедельную рассылку вы можете по адресу нашего сайта "Исход-2" http://tikvaisrael.com или
на сайте подписки http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael
Мир и благословение вам и вашим близким! Шмуэль (Алекс)


Рубрика - изучаем иудаизм (начало в рассылках прошлого года 2011)
Раби Моше Хаим Луцатто - Путь Творца  
Часть 2.   О провидении Творца,    
Глава 8 О деталях Провидения

[1] Еще из того, что мы можем различить в провидении Всевышнего, что все порядки провидения и его пути - это прямота суда и четкость закона, как сказано (Теилим 45:7): «Скипетр Твоего Царства - скипетр прямоты». И написано (Мишлей 29: 4): «Царь правосудием установит землю».
И однако мы знаем поистине, что желание Святого, благословен Он, только делать добро, и Он любит Свои творения, как отец любит своего сына. Но по причине самой любви следует держать сына в строгости, чтобы в конце концов одарить его добром, как сказано (Дварим 8:5): «Ибо, как отец наказывает своего сына, Ашем, твой Б-г, наказывает тебя».Получается, что правосудие и закон сами по себе проистекают из источника любви, и наказание Всевышнего - не удар врага и мстителя, а наставление отца, желающего добра сыну, как мы упомянули.
Из этого принципа вытекают два следствия: первое, что само наказание будет «подслащено» и не будет тяжелым и жестоким, ибо любовь «разбавит» суд милосердием; и второе, что иногда, в необходимый момент, перейдет Господин, благословен Он, через черту закона полностью и будет действовать милосердно, как сказано (ШмотЪЪ: 19): «И помилую, кого решу помиловать, и пожалею, кого решу пожалеть».
И получается, что Святой, благословен Он, возжелав свободный выбор человека и справедливость закона воздаяния, чтобы заплатить человеку по его делам, ставит как бы Свое управление в зависимость от действий человека, и воздает человеку добром или злом только по его делам.
Но на самом деле Господин, благословен Он, не подчинен никакому закону и не нуждается в ни в ком другом. Он не принуждается ничем, и поэтому, когда захочет использовать Свою вознесенность над всем, будет действовать и управлять по Своей воле, совершенно без вынуждения или задержки. Однако, когда Он управляет согласно правосудию, будет действовать согласно упомянутой зависимости (от человеческих действий); но когда Его Мудрость сочтет подобающим перейти черту закона, Он использует Свою вознесенность и единство Своей власти, не вменит в вину преступление и исправит Своей великой силой все, что было испорчено.
Таким образом, существуют два вида провидения: провидение Правосудия Всевышнего и провидение Власти и Единства. И двумя этими путям Господин постоянно надзирает над Своими созданиями. Ибо Он постоянно надзирает провидением Правосудия, судя каждое действие, и надзирает провидением Власти, Своей силой и мочью поддерживая существование Творения, чтобы оно не было разрушено из-за людских злых деяний

[2] И еще необходимо знать, что Его воздействие разделяется на два вида: один из них - воздействие на тело, а второй - на душу. Сущность воздействия на тело мы уже объяснили, а именно, то, что относится к успеху человека и его спокойствию в этом мире. А воздействие на душу -то, что относится к разумению, знанию и близости человека к Всевышнему, к ценности и достоинству его души.
Ибо истинное хорошее состояние этого мира состоит в том, чтобы люди приобщились к мудрости и занимались служением Творцу, и чтобы Истина была открыта и ясна, и чтобы зло было преследуемо и повержено, а обман отброшен. Чтобы в мире не существовало никакого другого служения, кроме служения Б-гу, и все хорошие качества наличествовали бы и пересиливали, а плохие были бы отдалены и презренны. И соответственно этому умножатся спокойствие и тишина, не будет страданий, болезней и повреждений, и Господин, благословен Он, открыто поместит Свою Славу в мире и будет радоваться своим созданиям, и Его создания будут радоваться и ликовать перед Ним.
А обратное всему этому - когда люди влекутся за страстями, презирают мудрость и далеки от нее, когда вовсе не обращаются к служению или мало утруждают себя им, когда истина повержена на землю, зло пересиливает и преуспевает, и велики обман и заблуждение. Когда мир полон чуждыми служениями (идолопоклонством), хорошие качества исчезают, а плохие - множатся, и соответственно этому недостает тишины и нет спокойствия, а страдания и повреждения многочисленны. Господин, благословен Он, скрывает Свою Славу от мира, и мир крутится, как будто оставленный на волю случая и отданный природе; Святой, благословен Он, не радуется Своим созданиям, и люди не радуются перед Ним, и не знают, что это такое - радость творений перед своим Творцом. В такое время злые усиливаются, а добрые - унижены.
Выходит, что в каждом из этих состояний все аспекты, как относящиеся к телу, так и относящиеся к душе, получают воздействие от Всевышнего.

[3] Уже было объяснено в части 1, гл. 4, что состояние человека в этом мире таково, что материальность и тьма - основные в нем, а свечение лишь присоединяется и принимает в нем участие, и от него - сознание и разум. И в начале дней человека глупость его велика, а знание мало, но по мере взросления отрока умножается его знание.
Но в действительности, причина всех этих реальностей - в воздействии Всевышнего, ибо соответственно получаемому человеком воздействию, будут находиться в нем реалии в общем и частном. Корень же всего этого -сияние Его Лица или его сокрытие, которые, как мы объяснили выше в ч. 1, гл. 4, являются корнями существования добра и зла во всяком месте. И воздействие проистекает согласно сиянию Лица или его сокрытию, согласно тому, что установит Высшая Мудрость. Воздействие сияния порождает изобилие, чистоту и благородство, а воздействие сокрытия - нехватку, грубость и низменность.
Реальность существующих объектов и подобающее им управление составлены из этих аспектов сложным образом, ибо в одном и том же объекте могут находиться аспекты недостаточности с одной стороны и аспекты достаточности с другой, аспекты грубости и аспекты прозрачности, аспекты низменности и аспекты благородства.
Поэтому в воздействии, которое оказывается на каждую вещь, сияние и сокрытие должны совмещаться, согласно желаемому результату и тому, что коренится в этом воздействии.
И согласно порядку, который будет установлен, и месту в иерархии, в котором будут укоренены эти аспекты в воздействии, таков будет результат во всех его категориях и границах. Это - великий закон всех объектов и событий в любом месте.

[4] Когда мы посмотрим на всю совокупность состояний мира с момента его сотворения: на то, что уже произошло в нем, и на то, что предсказали пророки, мы обнаружим в нем четыре ступени, подобные стадиям развития человеческой особи с момента рождения и до достижения зрелости.
В первом состоянии глупость и тьма весьма усилены, и в большой мере отсутствует истинное знание о Творце, благословенно Его Имя, и о Его совершенстве. Это состояние наши Мудрецы назвали (Санхедрин 97а) «двумя тысячелетиями пустоты».
Второе состояние лучше, чем первое, и оно есть наше состояние сегодня, когда есть у нас, благодарение Б-гу, знание о существовании Творца и Его совершенстве, и Тора Всевышнего с нами, и мы служим перед Ним. Однако, отсутствуют знамения и пророчество, и недостает истинного разумения - духа святости (руах акодеш). Ибо, на самом деле, то, что человек познает своим разумом через свои человеческие занятия, по сравнению с тем, что он разумеет через духовное воздействие Свыше - как тело по сравнению с душой.
Третье состояние лучшее, чем предыдущее, имело место во времена Храма, когда человеческий род видел знамения и чудеса и обладал пророчеством. Однако эти дары достигали не всех, а только некоторых, да и тех с трудом, ибо уже существовали для этого недопускающие и задерживающие факторы.
Четвертое состояние - наилучшее из всех, о котором предсказывали пророки, что в будущем глупость не будет существовать вовсе, и дух святости будет излит на весь род человеческий без всякой трудности. Тогда можно будет сказать, что закончилось становление рода человеческого, ибо с того времени и далее он будет возвышаться и наслаждаться во веки веков.

[5] В вышеупомянутом аспекте воздействия на душу существуют еще временные и пространственные границы и другие условия. Ибо Всевышний постановил и устроил открываться в определенные моменты известными путями в большей степени, чем Он открывается в другие моменты, и также открываться в определенных местах в большей степени, чем в других местах. Все это имеет множество различных аспектов и деталей, отмеренных с предельной точностью соответственно тому, что нужно для исправления творений.
Этим обусловлена святость определенных дней и святых мест, в которых на людей будет оказываться большее воздействие, и они получат больший свет, чистоту и превосходство, согласно отмеренной [им] ступени.


Недельная глава – Бамидбар («В пустыне») от мессианских евреев.
Почему им разрешалось?
Ваикра / Левит 25:1-26:2
Йирмейа / Иеремия 32:6-37
Луки / Луки 4:16-21
Хиглаут / Откровение 6:14-18
Бамидбар 4:16 Елеазару, сыну Аарона священника, поручается елей для светильника и благовонное курение, и всегдашнее хлебное приношение и елей помазания, –поручается вся скиния и все, что в ней, святилище и принадлежности его. (17) И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: (18) не погубите колена племен Каафовых из среды левитов, (19) но вот что сделайте им, чтобы они были живы и не умерли, когда приступают к Святому Святых: Аарон и сыны его пусть придут и поставят их каждого в служении его и у ноши его; (20) но сами они не должны подходить смотреть святыню, когда покрывают ее, чтобы не умереть.

Известно, что у Моше были особенные отношения с ХаШем и, что он говорил с Б-гом лицом к лицу и оставался жив. Но почему Aарону, Кохен ХаГадол (Первосвященнику), было тоже разрешено? Почему Aарон был способен входить в Кадош Кадошим (Святое Святых) и приходить в присутствие Б-га, а другие Левиим (Левиты) не могли?

Ответ на этот вопрос, верится мне, опирается на факт, что оба – Моше и Аарон – являются прототипами Иешуа ХаМашиях (Мессия).
Из Священного писания мы знаем, что Иешуа выполнил две роли в Его земной жизни, а во время второго пришествия Он выполнит третью. Иешуа сначала выполнял роль пророка. Потом, перед Его смертью на кресте, Иешуа выполнял роль священника, наш Кохен ХаГадол, но Он – священник по чину Мелхиседека и не по чину Левитского порядка. Иешуа теперь находится на небесах и все еще выполняет эту роль для нас – Агнец, совершенный корбан (приношение) за наш грех. Когда Иешуа ХаМашиях вернётся на землю в полноте времени, Он возвратится как Машиах Бен Давид – могущественный и воинственный царь.

При чтении Торы не трудно видеть, что и Moше был в тех же самых трех ролях, как Иешуа. Когда он пришел к бней Израел (дети Израиля) и в присутствие Фараона Мицраим (Египет), Моше выступал в роли пророка. Он продолжал быть в этой роли на Хар (горе) Синае, когда он нес Слово и заповеди Б-жии людям. После возведения Мишкан (Скиния/Шатер), Moше выступал в роли священника, учя и помогая Аарону в служении в Мишкан. Наконец, Moше выступал в роли царя, когда он вел бней Израел к великолепной победе против царей Сигон и Ог. Моше знал, что он является прототипом Машиях, когда ХаШем сказал ему:
Деварим (Второзаконие) 18:18 Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему;

Аарон и ранние Кохеним ХаГадолим (Первосвященники) тоже были прототипами Иешуа ХаМашиях. Они были представителями людей перед Б-гом и выступали посредниками между Богом и человеком, как и Иешуа.
Тимотеос Aлеф (1 Тимофею) 2:5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус,
Сказано, что Кохен ХаГадол нес двенадцать колен Израеля на своих плечах, что символизировалось названиями двенадцати колен, выгравированных на двух камнях оникса и вплетеных в ткань его одежды. Это тоже было прототипом Иешуа, приносящего бней Израел перед Отца.

Не думаю, что Шахина (видимое присутствие Б-га), заполняло Кадош Кадошим второго Храма в Ерушалаим (Иерусалим). Библейский стиль отношений, который бней Израел должны были иметь с Б-гом, уже деградировал к тому времени, когда второй Храм был построен. Живые отношения превратились в механическую роботехническую религию, заполненую людскими традициями, и являются таковыми и по сей день в религиозных общинах. Поэтому наше знание и понимание периода второго Храма не могут использоваться как основание для определения прототипов Машиях.

Передача духовенства по чину Аарона все еще в силе. Живущие потомки всё еще присутсвуют и сегодня (хотя мы не можем знать наверняка, кто они); однако, духовенство не имеет никакого применимого использования. Храм больше не существует, и физическая система приношений застопорена. Более того – мы имеем нового Кохен ХаГадол – Иешуа ХаМашиях. Он принадлежит к колену Иехуды, а не к колену Леви. Кохен ХаГадол нового порядка, служаший совершенным выкупом:
Иврим (Евреям) 10:
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
(12) Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
(13) ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
(14) Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.

Мне кажется, потому, что оба – Моше и Аарон – являются прототипами Иешуа ХаМашиях, обоим – Моше и Аарону – было позволено приходить в присутствие Б-га и оставаться в живых, а остальным Левиим нет.


От ортодоксальных евреев.
Недельная глава – Бамидбар («В пустыне»)
Глава Бамидбар открывает одноименную четвертую книгу Пятикнижия. В ней описывается перепись евреев и порядок их расположени в походе и на стоянках.
Как уже было сказано, большая часть нынешней главы посвященна исчислению евреев. Казалось бы, простой факт и к чему, обычно скупая на слова, Тора уделяет этому событию практически целую недельную главу?
Но в том-то и дело, что в повседневных ситуацих еврейский закон, мягко говоря, никак не приветствует пересчет евреев. Тем не менее, в нашей главе и еще в нескольких местах Торы такая одноразовая «перепись населения» является прямым указанием Творца. (Правда, пересчет шел не поголовный, а по количеству полушекелей, которые каждый еврей принес Моше). И этот пример – не единственный. Так, Торой запрещено носить одежды из смеси шерсти и льна. Настолько, что даже одна льняная нить на шерстянной кофте или одна шерстянная
нить на льняной блузке делают эти вещи непригодными для ношения евреями. Тем не менее, нити некоторых одежд первосвященника, сшитые точно по указу Творца, являлись сплетением шерсти и льна.
 
Как же это возможно? Неужели Тора сама себе противоречит? Никак нет! Напротив, именно здесь, в мнимом противоречии скрыт глубочайший смысл – смысл должного отношения к заповедям Торы. Как правило, для того, чтобы начать соблюдать заповеди Торы, мы требуем логических объяснений того, что мы, собственно говоря, собираемся исполнять. Итак, можно сказать, что шабат – дан для отдыха (а потому, почему бы не перенести его на воскресенье, а заодно позволить себе зажигать огонь и свет – ведь в наше время это не занимает
столько трудов, сколько занимало у наших «допотопных предков»), что кашрут – полезная диета, заодно являвшаяся в свое время мощнейшим и надежнейшим средством против ассимиляции (а потому, слегка устаревшая в нашу эпоху самых усовершенствованных диет и пика смешанных браков), что законы семейной чистоты – универсальное гигиеническое средство, чья эффективность в профилактике рака матки научно доказана (но вот сам институт миквы в наше время бассейнов, ванн и джакузи немного старомоден) и т.д. То есть на самые
веские и логические аргументы всегда найдутся «куда более» логические и модернизированные контръаргументы.

Мы также можем искать объяснение запрета смешивания шерсти со льном или пересчета евреев, но как только Тора сама в определенных местах требует от нас кардинально противоположных действий, все наши теории и объяснения мгновенно теряют всю «строго-подогнанную» под них почву. И лишь сам Творец и только лишь Он действительно знает, когда и при каких точно условиях нам следует выполнять ту или иную заповедь. И пока Всевышний не снимал с нас обязанность соблюдать шабат, кашрут, законы семейной чистоты и все остальные
заповеди, то все наши попытки оправдания, основанные на «логике», увы, несостоятельны.
Так что же, нам бросить все попытки тщательного анализа смысла заповедей и выполнять их исключительно по бездумной инерции? Опять-таки, никак нет! Необходимо всегда держать в памяти вечное кредо евреев – «Будем выполнять и осмыслять», которым сыновья Авраама, Ицхака и Якова без лишних вопросов встретили предложение Б-га принять Тору. Осмыслять каждую заповедь, каждое слово Торы, пытаться «во всем дойти до самой сути» - наша вечная задача. Но лишь после того, как мы бесповоротно принимаем на себя «будем выполнять»!

Жемчужины еврейского комментария
«…сосчитайте 50 дней и приблизте (преподнесите) новое подношение Б-гу» (Ваикра 23:16)

Так говорит Тора о приближающемся празднике Шавуот. Комментатор Кли Якар замечает, что в самой Торе нигде не упоминается прямым текстом общеизвестные значения праздников Шавуот –День Дарования Торы - И Рош-Ашана - День Суда. И это, конечно, не случайно.
Дело в том, что совсем необязательно дожидаться Шавуота, чтобы принять на себя Тору. Каждый день Она может и должна стать для нас «новым подношением», каждый миг она может нас заново приблизить к Источнику. И точно также еврей не должен чувствовать, что суд за его проступки ожидает его только в Рош-Ашана, а тогда-то и настанет подходящий момент для исправления. Нет! Каждый день, каждый миг мы как бы стоим перед судом и точно так же каждую секунду у нас есть неповторимый шанс исправить себя.

Женский уголок
Что касается кулинарной стороны ближайшего праздника Шавуот, то даже невозможно представить ее без творожных пирогов. У каждой домохозяйки со стажем конечно же есть свой уникальный рецепт творожника. И все-таки мы рискнем предложить вам еще один.

На кусочки бисквита толщиной 1-1.5 см положите творожную массу, приготовленную из 500 г взбитых сливок, смешанных с 250 г мягкого творога, сбитого со стаканом сахара и 14 г кошерного желатина, разведенного в кипятке (можно порошкового фруктового желе). Покройте творог консервированными фруктами. Остудите 3 часа в холодильнике. Взбейте белки с сахарной пудрой. Залейте ими торт. Поставьте торт в сильно разогретую духовку на 2-3 минуты и подавайте.


В избранное