Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы в мессианском и ортодоксальном изложени и Ваешев Сидел


Шалом дорогие друзья.
Предлагаю вам толкование на недельную главу Торы.
Эта недельная глава «Ваешев» ( «Сидел») и следующая совпадает с праздником Ханукой.
Наш сайт Исход-2 www.tikvaisrael.com
Подписаться на эту рассылку вы можете на сайте.

С наступающим праздником Хануки - праздником света!
Итак- ХАНУКА! Начало - в среду 1 декабря или 25 Кислев, вечером с наступлением темноты!

Центральное событие праздника, это зажигание праздничного светильника – ханукии.
Некоторые зажигают свечи после захода солнца а другие – с наступлением ночи .
В календаре указываются два времени:
1.самое раннее время зажигания свечей (за полтора часа до захода солнца) – для исключительных обстоятельств,
2.время наступления ночи.
В обоих случаях желательно, чтобы свечи горели не менее получаса после наступления темноты. Зажигая свечи в канун Шаббата, следует воспользоваться свечами большего размера или большим количеством масла, чтобы обеспечить горение свечей в течение получаса после наступления ночи.

Итак в пятницу 11 дек зажигается "служка" ( дополнительная свеча), а уже ею зажигается первая из 8 свечей. То есть, в пятницу вечером - горят только две свечи!
Вечером в шабат - "служка" и 2 свечи - это второй день Хануки начинается с темнотой (горят 3 свечи).
В воскресенье вечером - "служка" и три свечи - это начинается третий день с темнотой.
И т.д.
Последние свечи зажигаются 18 декабря вечером - "служка" и 8 свечей. Горит весь светильник!
Кульминация Хануки!
Сколько же всего нужно свечей на все дни - 44 штуки!

Мотитва при зажигании свечей.
БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ AOЛAM, АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОTАВ ВЕЦИВАНУ ЛЕАДЛИК НЕР ШЕЛЬ ХАНУКА.
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ ГОСПОДЬ БОГ НАШ ЦАРЬ ВСЕЛЕННОЙ ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ПОВЕЛЕВШИЙ НАМ ЗАЖИГАТЬ СВЕЧУ ХАНУКИ.

1.ХАНУКА – это главное название праздника. В наши дни у него появилось еще одно название – Праздник Огней.
В самом названии праздника Ханука содержится намек на некоторые из основных аспектов его содержания.

2. Слово Ханука происходит от глагола “лаханот” , который означает “освящение” или “посвящение”.
В этом смысле название праздника напоминает о повторном освящении жертвенника во времена
Второго Храма 25 числа месяца Кислев в 164 г. до н.э.
Поскольку каменные глыбы жертвенника были осквернены идолопоклонниками, возникла необходимость
построить новый жертвенник.
Интересно отметить, что осквернение жертвенника произошло ровно за три года до этого – 25 числа месяца Кислев 167 г. до н.э.

3. Слово Ханука – “освящение” – напоминает и о том, что первоначальное освящение Второго Храма
произошло за много лет до этого, но в тот же день – 25 числа месяца Кислев.
Мидраш рассказывает, что работа по созданию Скинии Завета в пустыне была закончена 25 числа месяца Кислев,
но готовые части были окончательно соединены и Скиния установлена только три месяца спустя,
1 числа месяца Нисан.
Святыня могла быть, но не была установлена 25 Кислева. Мидраш говорит, что для “восстановления справедливости” по отношению к этому дню, много лет спустя повторное освящение жертвенника Второго Храма Хасмонеями пришлось именно на 25 число месяца Кислев.

4. Ивритское слово Ханука можно разделить на две части: “хану” и “ка”.
хану означает “они расположились лагерем на отдых”; ка – это буквосочетание, числовое значение которого – 25.
Число 25 намекает на военную и духовную победу над греками-эллинистами, во главе которых стоял в то время Антиох Эпифан.
Эта победа была одержана 25 числа месяца Кислев в 164 году до н.э.
Антиох пытался отлучить евреев от иудаизма, принуждая их прекратить соблюдение Шаббата, изучение Торы и обрезание сыновей.
Целью была эллинизация – приобщение евреев к язычеству Греции.

5. В наши дни в среде нерелигиозных евреев Ханука приобрела значение национального праздника,
символизирующего способность евреев одержать победу над своими врагами, как одержали ее Маккавеи.
С этим связано и проведение Маккабиады в современном Израиле.
В Америке Хануку празднуют даже самые ассимилированные евреи, поскольку этот праздник связан с идеей
свободы и выживания народа. Парадокс заключается в том, что многие религиозные евреи критически
относятся к такому наполнению праздника дополнительным содержанием, усматривая в этом своеобразную
форму приобщения к “западной эллинистической культуре”, то есть именно то, против чего восстали Маккавеи.

Боевой лозунг Маккавеев звучал так: “Кто подобен Тебе среди божеств, Всевышний?!”

Уже плывет по небу ночи тень.
Пусть масла здесь не хватит и на день.
Но ты его зажги,
хотя бы до зари.
Гори, надежды свет, гори!

Мерцает одинокая свеча,
Но придают ей силы сообща
Те свечи, что гореть
С ней рядом будут впредь
И вместе память прошлого беречь.

В свои ворота ловко мы забили гол,
Назвав в честь Маккавеев пиво и футбол.
Но миг придет, мой друг,
И мы очнемся вдруг,
И в нас проснется Хашмонеев дух.

Ведь сквозь века струится тихий свет
Красноречивее, чем звон былых побед.
Пусть сумерки сейчас,
Но верь заветный час
Придет, и тьма отступится от нас!

Уже плывет по небу ночи тень.
Пусть масла здесь не хватит и на день.
Но ты его зажги,
хотя бы до зари.
Гори, надежды свет, гори!

Будьте благословенны!
О Хануке - подробнее на сайте Исход-2 http://tikvaisrael.com/holiday_hanuka.html
Езра.


Параша ХаШавуот Ваешев от МЕССИАНСКИХ ЕВРЕЕВ

Список Чтения Этой Недели:
Брешит / Бытие 37:1-40:23
Амос / Амос 2:6-3:8
Маасей Талмидим / Деяния 7:9-16

«Вы делаете хуже только самому себе»

Берешит {37:1} И поселился Яаков в стране, где жил отец его, в стране Кнаан. {37:2}. Вот родословие Яакова: Йосеф, семнадцати лет, пас с братьями своими мелкий скот и играл с сыновьями Бильги с сыновьями Зильпы, жен отца его. И доносил Йосеф о них худые вести до отца их. {37:3} А Исраэль любил Йосефа больше всех сыновей своих, потому что он сын его старости; и сделал ему одежду разноцветную. {37:4} Когда братья его увидели, что отец любит его более всех братьев его, то возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно.

Из этого отрывка нам становится очевидным, что братья Йосефа ревновали его к отцу. Всем нам всем хорошо знакома ревность; будь то ревнивый парень, ревнивый муж или ревнивая жена.
Мы были по ту и по другую стороны ревности: порой ревновали мы, иногда ревновали нас.
Случалось, что мы завидовали чьему-то успеху, способностям, славе, социальному положению, власти и т.д. И хотя я верующий в Йешуа Ха Машияха человек (даже не в первом поколении!), но я ловлю себя на мысли, что иногда ревность переполняет и меня.
Итак, что поучительного мы можем вынести из недельного Чтения?

Во-первых, ревность уходит своими корнями в незрелые, эгоистичные желания человека.
Именно эти черты прослеживаются и в поведении братьев Йосефа.
И все же, такое поведение присуще и нам, в моменты, мы испытываем чувство. Вы когда-нибудь сравнивали ревность с духовной незрелостью?
Рав Шауль (Павел) писал:
I Коринфянам (3:3) Так как вы еще мирские! Разве не видно потому, как зависть и ссоры, царят среди вас, что вы мирские и живете по обычным человеческим нормам?
Перевод упрека Шауля Коринфянам, действительно, говорит о ревности. Вспомните эти строки, когда она вас будет одолевать в следующий раз.

Во-вторых, ревность ранит глубже всего. Хотя Йосеф и пострадал от ревности своих братьев, но он далеко не тот, на кого пришелся самый сильный удар! Его братья ощутили последствия в полной мере. Как мы знаем из Писания, братья Йосефа испытывали беспокойство и вину за содеянное. Они, как и их отец, постепенно стали отдаляться друг от друга. Более того, они жили в постоянном страхе, что их деяние будет раскрыто, и во избежание этого, им приходилось лгать отцу и друг другу. И это только малая толика тех последствий, которые братья испытали вполне заслуженно!

Тегиллим (Псалмы) (36:1) Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие,
(2) Ибо они, как трава, скоро будут подкошены, и, как зеленеющий злак, увянут.
(3) Уповай на Г-спода, и делай добро; живи на земле, и храни истину.
В-третьих, ревность и зависть не дают вам возможности наслаждаться всеми радостями и прелестями жизни. Нет ни малейшего сомнения в том, что жизнь братьев Йосефа была несладкой! На самом деле, жизнь проходила мимо них, в то время как Йосеф уже купался в роскоши и процветал. Так что не думайте, что ревность или зависть причинит больший вред другому человеку, а не вам. Да, возможно, человек – объект зависти - будет страдать, но недолго. А вот вы-то, как раз, окажитесь теми, кто изо дня в день будет испытать на себе все последствия этого злостного чувства.

Мишлей (Притчи) (14:30) Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей.
В заключение я скажу, что ревность и зависть разрушают любые отношения между людьми.
Ревность не только разрушила отношения между братьями и отцом, но и положило начало вражды между собой, сделав отношения с отцом более напряженными. Такие же последствия ревности настанут и в вашей жизни. Ваша ревность вызовет соперничество и положит начало вражды между вами и другим человеком (людьми), к которым вы ревнуете. Но и это еще не конец. Ревность проникнет во все сферы вашей жизни, просочится во все отношения, которые у вас есть, и ничто больше не будет приносить вам радость.

Мишлей (Притчи) (27:4) Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности?

Барух ХаШем
Рабби Яков Фарбер


Недельная глава «Ваешев» ( «Сидел») от ОРТОДОКСАЛЬНЫХ ЕВРЕЕВ

Недельная глава повествует о взаимоотношениях любимого сына Яакова, Йосефа, и его остальных братьев. В ней рассказывается об испытаниях, взлетах и падениях, выпавших на долю Йосефа в Египте, о том как он стал домоуправителем влиятельнейшего министра, о попытках его хозяйки соблазнить его, о том, как Йосеф попал по ее ложному навету в тюрьму и о разгаданных им там снах двух провинившихся царедворцев.

Мы уже говорили, что названия недельных глав не просто являются первыми словами, с которых начинается та или иная глава, но и несут в себе достаточно серьезную смысловую нагрузку. Так, один хасидский ребе заметил последовательность глав «После смерти», «Святые», «Говори» и пояснил, что только после смерти того или иного человека, вокруг вдруг начинают говорить о его святости.
И кажется невероятным, насколько мы не ценили того самого человека при жизни. Да что там не ценили! Пройдя по кладбищу и почитав эпитафии,нельзя никак понять, а где же похоронены все неидеальные люди?

Так давайте же лучше ценить друг друга при жизни!
Ведь именно тогда мы все так нуждаемся в этом! А вот как раз после смерти не следует восхвалять человека больше, чем он того заслуживал. Так как, согласно еврейской традиции, за каждую чрезмерную, незаслуженную похвалу на этом свете, человек рискует быть наказан на том...
Но это все только к слову.

Наша недельная глава называется «Ваешев» - «Сидел».
Давайте попытаемся сравнить ее название с названием других глав Торы - «Вышел» (Ваеце), «Послал» (Ваишлах), «Умолял» (Ваэтханан), «Слушайте» (Аазину), «Пошел» (Ваелех) и др. На этом фоне совершенно четко выражается контрастная пассивность названия текущей главы. И это неслучайно.

Еврей никогда не должен сидеть на месте. Да, у нас есть глава «Ницавим» (Вы крепко стоите, стоите в стойке «смирно»), ибо еврей должен крепко стоять на ногах, даже когда все рушится вокруг. Но насколько больше душевных сил необходимо, чтобы ТАК стоять!
Но просто сидеть, расслабившись, считая, что ты уже дошел до совершенства, сидеть, сложа руки, когда вокруг столько работы – работы прежде всего над самим собой?!
Ведь, человек, который в духовной плоскости не пытается идти вперед, подниматься ввысь, неизбежно тянется вниз!
И сколько сил и испытаний нужно пройти, чтоб не потерять этот достигнутый уровень!
Стопроцентность этого закона в духовной области равна стопроцентности закона всемирного тяготениия в области физической.

Говорит мидраш, что как только Яаков решил расслабиться и посидеть спокойно, началась новая эпопея страданий – на сей раз в связи с Йосефом. Затем, как только Йосеф, пробившись «из грязи в князи», пройдя путь от последнего раба до домоуправителся влиятельнейшего вельможи, начал расслабляться, любуясь своей красотой, начались испытания сексуальными домогательствами прекраснейшей и обольстительнейшей жены его хозяина, ее ложным наветом, после того как Йосеф напрочь отверг ее многообещающие предложения, и тюрьмой.

Есть знаменитая поговорка о разнице между умным, мудрым и глупым: умный учится на своих ошибках,
мудрый – на чужих, глупого же ничего не научит!
Так давайте же все будет мудрыми и пусть судьба наших праотцов послужит нам примером!
Евреи! Ни на минуту не оставляйте свой духовный рост!
Всегда будьте в движении! В движении вперед! В движении вверх! В движении в вечность!


Женский уголок

Не возник ли у вас вопрос: почему, если события Хануки противостовляют внешнюю, физическую сторону греков духовной, внутренней стороне евреев, мы уделяем такое особое место особым ханукальным блюдам? Очевидно, не потому что мы все-таки употребляем их внутрь!
Но важно не забывать, что иудаизм не отвергает внешнюю сторону жизни. Напротив, целая глава посвящена одеждам и украшениям еврейских священников. А сам первосвященник не был обязан блистать особой мудростью и эрудицией. Зато он был обязан отличаться благочестием и...красотой. Да-да! Той самой красотой, которую так воспевали греки! Но только в отличие от греков для евреев внешняя красота имела значение только вкупе с красотой внутренней, т.е. с благочестием.

Итак, Тора однозначно требует, что в «человеке все должно быть прекрасно – и одежда, и тело, и душа». И хотя иудаизму совершенно чуждо греческое поклонение Красоте как таковой, тем более, что Тора запрещает нам вообще обожествлять что бы то ни было и поклоняться каким-либо кумирам, и.бессмысленная красота, красота как самоцель для нас неприемлема, ибо такой подход граничит с идолопоклонством. Но с другой стороны и отрицание важности формы под предлогом исключительности ее содержания отнюдь не соответствует еврейскому подходу.
С точки зрения Торы, внешняя форма очень важна – еще бы! Она ведь призвана служить внутреннему содержанию!

Евреи, как известно, холят и лелеят свои желудки. Одни законы кашрута чего стоят! И эта забота весьма справедлива, не только потому, что как говаривал Пушкин «желудок просвещенного человека обладает главными качествами сердца, а именно чувствительностью и благодарностью», но и просто потому, что еда дает нам необходимые силы и для физической, и для духовной работы. Вот только не следует упускать из виду тот факт, что при всем этом евреи относятся к своему желудку как благодарные и заботливые хозяева, а не как безвольные рабы!
А теперь, не пора ли перейти от теории к практике?

Жареный сыр
Режем 200 г сыра на кубики размером в 1 см. В отдельной тарелке взбалтываем 2 яйца. Просеиваем пол-стакана муки в другую тарелку. Накалываем сыр на вилку. Обмакиваем в муку-яйцо-муку и быстро обжариваем в кипящем масле, не давая сыру расплавиться и потерять свою форму.

Пончики из варенья
Смешиваем два стакана муки с вареньем до консистенции теста. Формируем пончики и обжариваем во фритюре.


В избранное