Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

<<Планета обезьян>> Джеймса Кэмерона, Питера Джексона и Оливера Стоуна


Чтобы картинки было видно, а письма попадали в ящик, добавьте нас в адресную книгу

«Планета обезьян» Джеймса Кэмерона, Питера Джексона и Оливера Стоуна
2017-07-13 13:22
Автор: AlexTurchin



Первый фильм об эволюционной рокировке, когда приматы стали доминирующим видом, а homo sapiens так и остались недоразвитым гоминидом, вышел на экраны в конце ’60-ых и имел большой успех. Картина Фрэнка Шеффнера смело ставила неудобные вопросы о расизме, апартеиде и ядерной угрозе; критики наперебой хвалили остроту сатиры, а зрители осаждали кинотеатры. Всесторонний успех «Планеты обезьян» запустил одну из самых долгоиграющих и успешных франшиз в истории кино: за полвека история о разумных обезьянах разрослась до девяти фильмов, самый свежий, но, наверняка, не последний из которых – «Планета Обезьян: Война» – выходит на экраны уже сегодня.

По такому поводу я решил рассказать о нереализованных проектах, посвящённых противостоянию людей и приматов, которыми в разные годы занимались многие маститые режиссёры.

Обезьяны Питера Джексона


Питер Джексон на съёмках своего дебютного фильма "Инопланетное рагу"

К началу 90-х годов молодой новозеландский постановщик Питер Джексон имел за своими плечами всего пару фильмов. Треш-хорроры с изрядной долей чёрного юмора – такие как «Живая мертвечина» и «Инопланетное рагу» – снискали ему славу изобретательного и самобытного режиссёра, сумевшего сделать весьма своеобразную конфетку при минимуме средств. Например, в кругах почитателей таланта Джексона очень любят историю о его маме, которая помогала создавать реквизит к дебютному фильму, буквально выпекая его в печи: немалая часть разломанных голов и оторванных рук была сделана как раз из теста. Подобная прозорливость сделала Питера заметной фигурой и, не без участия его тогдашнего агента Кена Каминса, он получил предложение разработать концепцию нового фильма легендарной обезьяньей франшизы.

Написанием сценария Джексон занялся вместе со своим творческим партнёром и супругой Френ Уолш. Их ударный труд вылился в короткую историю, занимавшую где-то 4 листа. Небольшой рассказ продолжал сюжетную линию пятого фильма – «Битва за Планету обезьян», вышедшего на экраны в 1973-ем – и погружал зрителя в Эпоху Возрождения. Обезьянье общество разделялось на два лагеря: либералов, поддерживающих искусство и науки, и консервативное правительство, борющееся с проявлением свободы. Одной из центральных фигур повествования становился старый шимпанзе, чей образ был во многом вдохновлён фигурой Леонардо да Винчи. Особый интерес привлёк персонаж полуобезьяны-получеловека, который мог стать ключевым в войне угнетаемых людей и правящих приматов.


Кадр из "Битвы за планету обезьян" (1973): пятого фильма франшизы, продолжение которого сочинил Джексон

Договорившись о встрече, Каминс представил эту историю продюсеру Гарри Уфлэнду, работавшему со Скорсезе над его скандальной лентой «Последнее искушение Христа». Задумка Джексона ему понравилась, и Уфлэнд решил посвятить в планы по возрождению франшизы Джо Рота – главу студии 20 век Фокс, владевшей правами на фильм. Параллельно Джексон и Каминс встретились с актёром Родди МакДауэллом, исполнившему в самом первом фильме 1968-го года роль Корнелиуса – разумного шимпанзе, оказывавшего помощь главному герою – и предложили ему роль обезьяньего да Винчи. МакДауэлл предложением заинтересовался, но свои коррективы внесли рокировки в правлении студии. Своего поста лишился Рот, на место которого пришёл Том Джейкобсон: фанатом франшизы он не был, скрипт Джексона-Уолш не одобрил и, сославшись на свою непосвящённость в договорённости с Джо Ротом, похоронил проект. Как позже вспоминал Питер Джексон: «Мы вышли со встречи и поняли, что проект погиб».

Вместо «Планеты Обезьян: Ренессанс» Пи Джей занялся лентой «Небесные создания». Снятый по оригинальному сценарию, сочинённому Джексоном и его супругой, фильм удостоился номинации на Оскар и стал экранным дебютом 19-летней Кейт Уинслет.

Обезьяны Оливера Стоуна


Режиссёр Оливер Стоун на съёмках фильма "Прирождённе убийцы"

Буквально параллельно с Джексоном к франшизе стал подступаться голливудский тяжеловес Оливр Стоун. И если вы подумали, что новозеландский новичок был излишне смел в смешении Ренессанса и говорящих обезьян, то сценарий Стоуна быстро покажет, что значит «смелые идеи».

Согласно его задумке, существовала некая каста древних обезьян, которые владели тайными знаниями, открывающими ключ с расшифровке послания, что скрывает Библия. Послания настолько могущественного, что узнавший его получал доступ к уничтожению всей цивилизации. Таким знанием стал «рецепт» вируса, поражающий нерождённых детей и вызывающих у них необратимое ускоренное старение. К решению проблемы принимается полный тёзка солиста рок-группы Led Zeppelin – учёный по имени Роберт Плант, роль которого предназначалась Арнольду Шварценеггеру.

Плант отправляется в прошлое посредством химической реакции внутри своей ДНК. К слову, годами позже подобную идею в какой-то мере используют авторы игры «Assasins Creed». Переместившись в прошлое на 100.000 лет, он обнаруживает, что миром правит цивилизация приматов, обладающая продвинутыми технологиями. Заручившись поддержкой местных обезьян, учёный угоняет паровой танк, устраивает мятеж и свергает диктатуру. В качестве символа победы он возводит копию Статуи Свободы, что как бы перекидывает мостик к самому первому фильму франшизы.


Арнольд Шварценеггер и его танк M47 Patton, который он водил во время службы в Австрийской армии

Кстати, его сценарий имел одну любопытную особенность, протягивающую связующую ниточку к Питеру Джексону. Многих своих героев-приматов Стоун назвал в честь персонажей «Властелина колец»: назгул, Бродяжник, Арагорн.

К сожалению, история Стоуна вышла излишне жестокой и полной сцен насилия, что шло вразрез с политикой студии. Продюсеры хотели что-то увлекательное и лёгкое, в духе «Флинстоунов», что позволило бы им выпустить линейку детских игрушек и прочего мерчендайза. Вслед за Джексоном, Стоун также остался не у дел. Однако в отличие от своего коллеги, Оливер сочинял свой сценарий не на голом энтузиазме, а после заключения контракта, согласно которому в качестве аванса он получил $1 млн.

Обезьяны Криса Коламбуса


Крис Коламбус и Маколей Калкин на съёмочной площадке ленты "Один дома"

Сочинив/сняв такие успешные семейные картины, как «Один Дома», «Мисс Даутфайр», «Балбесы» и «Гремлины», режиссёр Крис Коламбус решил взяться за большой голливудский проект – ленту «Планета обезьян». В качестве со-сценариста он нанял Сэма Хэмма, ранее работавшего с Тимом Бёртоном над сценарием «Бэтмена». Усилиями их творческого дуэта родился скрипт, во многом повторяющий как ранние наработки франшизы, так и идеи Стоуна.

История начиналась с крушения инопланетного космического корабля в нью-йоркской бухте. Вышедший из корабля гуманоидный пришелец оказывается человекоподобной обезьяной: едва успев поприветствовать землян, его случайным выстрелом убивает один из солдат. Вскоре врачи начинают бить тревогу: беременных женщин поражает неизвестный вирус – такой же, как в сценарии Оливера Стоуна. Понимая, что вирус был принесён убитым приматом, люди снаряжают экспедицию и отправляют её на починенном инопланетном корабле по обратному маршруту.


Завязка истории Коламбуса повторяла сюжет "Бегства с планеты обезьян" (1971)

Земляне оказываются на планете, где царят жёсткие обезьяньи порядки. Преодолев все трудности, они находят антидот и возвращаются домой, где их ждёт шокирующий сюрприз: Статуя Свободы предстала перед ними с лицом примата, что намекает на гибель человечества. Подобную развязку несколькими годами позже использует Тим Бёртон в своём ремейке «Планеты обезьян».

После завершения работы над сценарием был короткий период теста грима: к участию в проекте пригласили Стэна Уинстона, руководителя студии спецэффектов, работавшей над лентами «Хищник», «Чужие» и дилогией «Терминатор». Однако вскоре все работы над фильмом были свёрнуты и сценарий Коламбуса навсегда лёг на полку.

Обезьяны Джеймса Кэмерона


Дж.Кэмерон и актёрский состав боевика "Терминатор 2: Судный День"

После ухода Питера Джексона – единственного постановщика, кто был наиболее близок к перезапуску «Планеты» – фильмом заинтересовался Джеймс Кэмерон. В те годы он проявлял пристальный интерес к известным франшизам и едва не снял своего собственного «Человека-Паука». К участию в проекте по возрождению Планеты обезьян он пригласил Питера Хайамса, режиссёра и сценариста «Космической одиссеи 2010». Вместе они сочинили историю, которая в некотором роде делала бы с франшизой то, что много лет спустя опробует «Терминатор: Генезис». А именно, вмешательство в таймлайнт оригинального фильма 1968-го года и искажение событий каноничной истории.

Лента, как и «Планета…» 60-ых, начиналась с крушения корабля землян в озеро неизвестной планеты. Кэмерон даже хотел использовать для открывающей сцены своей картины оригинальные кадры старого фильма. Затем повествование переносило зрителя на десятилетия вперёд, когда на планету обезьян прибывал новый корабль с людьми на борту. Астронавты обнаруживали город, населённый приматами, которыми правил премьер-министр с замашками Калигулы. В отличие от всех предыдущих фильмов, где кровосмешения между приматами не наблюдалось и каждый вид – гориллы, шимпанзе, орангутанги – представлял чуть ли не отдельную касту, фильм Кэмерона впервые бы вводил персонажа полукровку.


Съёмки сцены оригинального фильма, которую Кэмерон хотел целиком вставить в свой фильм

Вскоре астронавты узнают о мифе про человека, якобы когда-то прилетевшего с неба. Миф оказывается былью. Им, разумеется, оказывается, тот самый астронавт из открывающей сцены. За минувшие годы он подчинил себе первобытных людей, наплодил несчётное число потомков и сам стал не лучше обезьяньего Калигулы.

После оглушительного успеха «Титаника» Кэмерон был, буквально, королём мира (мира бокс-оффиса) и интерес к «Планете…» потерял. После его демарша, постановкой сначала должен был заняться Хаймс, а после – Майкл Бэй. К проекту всё ещё был прикреплён Арнольд Шварценеггер и Стэн Уинстон, но зелёного света перезапуск так и не получил. Костяк команды вскоре распался и проект вновь вернулся к статусу долгостроя.

ПС: после череды неудачных попыток реанимировать франшизу, которые предпринимали талантливые постановщики, за дело взялся Тим Бёртон, не уступавший ни одному из своих коллег ни в индивидуальности авторского почерка, ни в таланте. К сожалению, Тим снял дорогое, красивое, но, увы, пустое кино: будучи слишком похожим на ленту 60-ых, фильм не был похож на него в главном – он не нёс никакой морали и уж тем более не имел и доли той сатиры, что заложили в свою работу авторы оригинального фильма. Несмотря на коммерческий успех, о сиквелах речи не шло, и лишь новый перезапуск 2011-го года сумел по-настоящему оживить самобытную франшизу. Картины «Восстание Планеты обезьян» и «Планета обезьян: Революция» (2014) доказали, что история о говорящих приматах может задать хорошую планку по-настоящему шекспировских страстей. А значит Цезарь вернулся всерьёз и надолго.

Бумажные комиксы. «Проект «Тёмный рыцарь»» Эда Брубейкера
2017-07-15 00:29
Автор: Максим Марков

«Бэтмен: Проект "Тёмный рыцарь"» Эда Брубейкера и Скотта МакДэниела

В своём комиксе "Проект "Тёмный рыцарь" Эд Брубейкер и художник Скотт МакДэниел подходят к знаменитой готэмской легенде с новой стороны - именно как к легенде. В центре повествования - два студента-киношника, задумавшие "найти истинную правду" и снять документальный фильм на тему "Человек-Летучая мышь: городской миф или реальность?"

"Существовал ли Бэтмен на самом деле? И если существовал, то был ли это просто самозваный борец с преступностью? Или же ещё одно порождение ночи?.."



Несмотря на активную работу, достойного материала у них не так-то много: "свидетельства якобы очевидцев да всякие полицейские байки". Версии, что "никакого Бэтмена нет", придерживаются все блюстители правопорядка Готэма, и комиссар полиции Джеймс Гордон с охотой признаёт, что "бэт-сигнал - фальшивка".

Похожее мнение высказывает на камеру и криминальный авторитет Пингвин: "Ну, может, какой полицейский подхалтуривает по ночам. Этого я не знаю и знать не хочу. Сам я Бэтмена никогда не видел".

А миллиардер Брюс Уэйн и вовсе прекращает финансирование проекта, отказываясь спонсировать "охотников за мифами": "Бэтмена не существует. Это просто страшилка для нового поколения преступников".

Местные же жители в своих суждениях резко расходятся: одни Бэтмена видели, другие верить в него решительно отказываются: "Если бы в Готэме и был супергерой, он не стал бы скрываться. Он бы действовал как Супермен или Флэш. На виду у всех. Какой смысл помогать людям, если они не знают об этом?"


Бэтмен, старающийся "всячески избегать эту парочку" (отчего им приходится использовать в своём фильме "художественную реконструкцию"), порой и сам задаётся тем же вопросом, отвечая себе максимально просто: "Я занимаюсь этим не ради них": "Все, кому надо, верят. А другим я просто помогаю. И не важно, верят они или нет".

Кто действительно верит в существование Бэтмена, так это те, кто непосредственно с ним столкнулся по роду своей преступной деятельности - отчего "перепуган до одури, будто нечистую силу увидел". Особенно много таких, разумеется, в Аркхеме - но тут уже сами студенты позволяют себе начать сомневаться: "Вопрос в одном: они верят в Бэтмена потому, что сошли с ума, или потому, что они и есть наглядное доказательство его существования? Они создали Бэтмена или Бэтмен создал их?"

Выразительнее всех - красиво и уместно перефразируя Вольтера - высказывается по этому поводу Двуликий: "Одно я вам скажу точно: если бы Бэтмена не было, Готэм должен был бы его создать".


"А было бы вам хоть вполовину так же страшно, знай вы точно, что я существую?" - спрашивает Бэтмен на прямо поставленный вопрос. Да, Гордон прав, говоря, что "Супермену бы и в голову не пришло прятаться от парочки студентов-киношников" - но и Тёмного рыцаря можно понять, ведь "когда ты обычный человек, слухи и страхи куда эффективнее, чем публичность".

Порой кажется, что такая позиция и впрямь имеет право на существование - и то и дело поддерживается не какими-то там заграничными комиксами, а просто всем окружающим нас миром.

Первая публикация – 13 июля 2017 года

«Labyrinth» (реж. Джим Хэнсон, 1986 г.) [BD, 30th Anniversary Edition, Zone Free, Sony Pictures, USA, 2016 г.]
2017-07-30 18:10
Автор: акробат

Когда на глаза попадаются картины, подобные «Лабиринту», появляется неловкое чувство обязательства выразить благодарность его создателям за ощущение взбалмошного внутреннего ренессанса от просмотра. Любая несуразица и всякая неказистость в фильме вынуждает зрителя молодеть, теряясь в реальности – пожалуй, главная прихоть Джима Хэнсона, адресованная в наш адрес. Без этого начинать общение с произведением просто не рекомендуется, иначе не было в вас ребенка, когда-то только начинавшего смотреть на жизнь сквозь вещи, вызревавшие до того момента годами. Рукотворному волшебству знаменитого кукловода явственно отводится роль путеводной звезды в этом путешествии вглубь самого себя в поисках заветного клада – скромного мужественного поступка в признании, что ты не такой, что ты добрее и способен открыть светлое в других.

Дети полюбят это кино таким, какое оно есть на самом деле, преобаятельнейшим времяпрепровождением с добрым и отзывчивым нарративом, исполненным искренним весельем и дуракавалянием. Зритель более зрелый будет подходить к «Лабиринту» как явлению скорее культовому и поп-культурному, чем сказке в традиционном ее понимании – приятная подножка от авторов в виде приглашения на роль Джарета Дэвида Боуи. Один из самых влиятельных музыкантов прошлого столетия влился в творческий поток создателей этого балаганистого капустника, превратив его в объект обожания любителей творчества певца в том числе. Это никоим образом не должно замыливать здравый ум и чувство прекрасного, ведь певец с присущей ему созидательной аритмичностью выстраивает образ короля, ищущего свою королеву, не только лишь именем. Его персонаж - синоним неосторожности в желаниях, душевной расточительности и пульсирующей рефлексии и подросткового эгоизма. И кто мы такие, что бы упрекать Боуи в романтизации сыгранного им искушения и наказания? Среди своих экранных подопечных, даже в лосинах, он выглядит органичнее некуда, что для изначальной целевой аудитории просто находка. Для особо занудствующих почитателей жанра есть свой повод для фетиша – куклы, марионетки, аниматроника, декорации – все как «в лучших домах Парижа». Речь едва ли зайдет о натуральности, но сенсетивно каждый герой воспринимается как живой, так устроен талант, таким образом измеряется трудолюбие, это есть мера небезраличия и сопричастности в искусстве. Вышеуказанные вещи в совокупности образуют очень приятное тождество, ради которого и в огонь, и в воду, и через медные трубы. С учетом того, что такое фэнтези практически идеальный представитель жанра, направляющий действующих лиц на языке метафоры и символа, являющий собой чуть ли не эталонное семейное развлечение, снова недоумеваю относительно кассовых «успехов» творения Джима Хэнсона. И снова радуюсь Времени, расставляющем все на свои места, указывая ему место в пантеоне нетленной классики в одном ряду с другими приключениями по ту сторону фантазии и вдохновения: «Принцессой-невестой» и «Бесконечной историей». Мне только остается сожалеть, что я не посмотрел «Лабиринт» в том же возрасте, что и фильм Петерсена, что мне не суждено отдать ему большую частичку себя, чем две недели назад. А так бы хотелось – картина зеркальцем отразит в себе ребяческие иллюзии, проститься, но не расстаться, с которыми предстоит каждому из нас, как и за каждым всегда будет право поделиться ими.

Изображение. На рубеже прошлого и текущего десятилетия «Лабиринт» уже выпускался в HD при чем достаточно успешно, если полистать тематические сайты. Был выпуск и у нас в стране, но его я так и не заимел в коллекцию. Как выяснилось, не зря. Новый 4K-мастеринг, по заверениям очевидцев, очень неплохо прибавил в резкости и детальности по сравнению с прошлым выпуском. Мне сравнивать не с чем, но, пожалуй, я поверю на слово - практически любая сцена своей отточенностью и проработкой мелочей всячески скрывает тридцатилетний возраст ленты. Благодаря этому изначально сильно зашумленные сцены, взять хотя бы вступительное лого «TriStar», где фон просто-таки «живет», и в котором облака испещрены точками и мельтешением, подчеркнуто зернистые. Об огрехах оцифровки это ни в коем случае не говорит – убрать такое задача непосильная. Такие случаи единичны и не представляют «опасности» для зрителя – больше журить трансфер не за что. Цвета выправлены в правильных направлениях – зеленые растительные ограды лабиринта (и лужайка в начале) сверхконтрастны на фоне небес и пыльной дороги, кирпичные и каменные стены по ситуации всегда являют глазу гору оттенков (смотрим первое попадание Сары в лабиринт при встрече с червяком). Сцен действительно пестрых, не смотря на атмосферу и количество существ, не так много – это интерьер в комнате героини Коннелли и танец огненной шайки. Последняя огненная чуть ли не буквально – красный и его производные сочнее некуда, особенно на лесном фоне, вставленном в процессе постпродакшена. О нюансах нужно знать только одно – их море. Именно этому обязаны феноменально фактурные действующие лица и декорации, которым реставрация подарила вторую молодость. Контуры строгие и точные, ни одна мелочь не улизнет от вас. Первое появление Боуи сопровождается колоссальным количеством блесток в воздухе и это мерцание бесподобно. Шерсть Лудо, Железный Великан, жилетка Хоггла, «говорящие» руки – предела нет! Фоны стабильны, движение без нареканий, черный цвет шикарен и сливается с черными полосками экрана телевизора. Формат BD во всей своей красе и на службе у классики.

Звук. Диск располагает ремастированным в Atmos английским сопровождением и несколькими дорожками в «простых» форматах DD 5.1, среди которых французский, немецкий. С субтитрами тоже не обидели и положили английские обычные, SDH и к комментарию дизайнера фильма Брайана Фроуда. Казалось бы, чего горевать, но на диске с полноценной версией 4K есть и русская многоканалка и русские же субтитры. В Великобритании и восточной Европе, правда, присутствует оный и на обычном издании, но об этом в резюме. Практика для Сони в последнее время обычная – оснащать некоторые UHD-релизы нашим звуком. Простым смертным достался урезанный в плане разнообразия, но никак не в плане качества набор – саунд кристально чистый и при этом аутентичный по характеру. С голосами немного недожали, ощущается некоторая плоскость подачи, чего не сказать о тембрах – сказочные существа в высшей степени обаятельны, особенно Хоггл в озвучке Брайана Хэнсона, который уж очень напоминает Фрэнка Оза. Вокал у Боуи чудесный даже в таких стесненных рамках, но, все-таки, в сравнении с современными дорожками, мне кажется, не достает ощущения выпуклости. Остальные аспекты не оставляют повода даже из вредности побрюзжать: уже вступительные титры окружают приятным басом и работой «боковушек», раскидывающих мелодию в пространстве. Задние тылы слегка стесняются подавать голос в музыкальных вставках, зато оправдывают свое наличие при создании атмосферы путешествия. Достаточно разобрать сцену на болотах бесконечной вони, в которой бурление жижи раскидано на зависть иным технологически более продвинутым аналогам. Здесь свое дело акустика знает и показывает себя во всей красе, как и в более агрессивных по сюжету сценах. В начале нас ждет гроза с громом и молниями, похищение Тоби и явление Джарета, где хватает атмосферных эффектов с намеком на перемещение. Частоты вылизаны и источают свежесть и легкость старомодного звучания с присущей ему грубоватостью (тот же гром доводилось слышать и более натуральный). Разборки с гоблинами позабавят заметной нюансировкой, вой заклинателя камней Лудо заполнит каждый уголок зоны прослушивания – неожиданно приятный многоканальный праздник для поклонников ленты.

Дополнения. На борту издания почти энциклопедически исчерпывающая информация о «Лабиринте», как можно подумать, подсчитав и примерную продолжительность сопроводительных материалов (а это 3 часа!) - разочарованным не останешься. Текущий набор самый полный и окончательный просто из-за того, что запихать туда что-то еще уже не получится (разумеется, дело касается, в первую очередь, старых материалов и архивов). Разделов несколько, некоторые перекочевали из предыдущего издания, некоторые специально отсняли для юбилейного релиза, но начнем мы с самого «диджибука», представляющего собой величественную четырнадцатилистовую (!) брошюру с информацией о фильме: истории со съемок, интервью Боуи, небольшой съемочный дневник, концепты, рассказ о трех кукольных персонажах из уст его создателя: Лудо, Хоггл, Сэр Дидимус и много чего еще. Первоклассная глянцевая полиграфия, к одному из форзацев приклеен прозрачный пластиковый держатель для диска, картонный «переплет» с глянцевым лого с названием. Потрясающе и недоступно на 4K-издании, замечу.

О содержании диска. В порядке, установленном статичным меню, запускаем первую фичуретку (2016 год, 9 с половиной минут) «Reordering time», в которой говорится из уст участников (Коннелли, родственники Хэнсона) о влиянии их картины на себя, ее наследии, сотрудничестве с Джимом. Дженнифер просто красавица, а Брайан (сын) обронил очень трогательную фразу о том, что моменты наибольшей его с отцом близости были, когда они вместе работали на съемках. Все сопровождается архивными производственными врезками, кадрами из фильма, и старыми интервью. Аналогична по времени появления на свет и десятиминутка «The Henson Legacy» - снова родственники и соратники берут слово, и начинаешь завидовать этим тогдашним подросткам и молодым людям, чье детство прошло на площадках рядом с отцом. Снова прошлогодние интервью вперемешку со старыми фото и отдельная увесистая ремарка о Музее Хэнсона, где бережно хранятся и реставрируются оригинальные куклы, костюмы и прочий реквизит из его работ, в том числе и обозреваемого. Последним заведует Расс Уик, за что ему честь и хвала. Замечу, что эта фичуретка носит более личный характер, чем остальные. Дети Хэнсона о своем отце под мелькание семейных фото и фото из студии в окружении бутафории. Все это говорит о человеке, жившем своим ремеслом и делавшим счастливым каждого к этому прикоснулся. «Remembering The Goblin King» - еще пять минут из 2016-го, жаль, что без Зигги Стардаста. Современники вспоминают классика как человека не от мира сего, но в то же время очень приземленного – попить пива в баре со съемочной группой после тяжелого трудового дня самое то в качестве характеристики. Ему же сюжет и посвящен.

Последний бонус, датируемый прошлым годом, это сорок с лишним минут в формате Q&A – встреча участников съемок: Брайан Хэнсон, Карен Прелл и Дэйв Гоэлз – кукловоды «Лабиринта». Ведущий – Адам Сэвидж (тот самый, да). Аудитория, живая и отзывчивая, в театре рукоплескала любому упоминанию героев картины, любой шутке, персоналии – люди любят это кино и каждого, кто приложил к нему руку. Спустя несколько минут с начала этой творческой встречи включили фрагмент с Хогглом и Прелл заметила в зале, недалеко от сцены, Шери Уэйзер. У меня нет слов, что бы объяснить насколько это было трогательно от неожиданности – Карен прямо закричала: «Шари?.. Шари!», - и побежала к ней, что бы затащить на сцену. Уэйзер играла очень значительную роль – гоблина Хоггла. Усадили быстренько ее на стул, дали микрофон в руки и пошло-поехало. Хэнсон же ретировался очень быстро (опаздывал на съемки другой передачи), и компашка осталась вчетвером на сцене. Успел он рассказать только о том, как впятером «оживляли» гоблина с помощью рычажков и что неимоверно сложно было поймать ритм своих коллег и добиться слаженности действий. Сама Шари добавила, что могла хоть что-то видеть только когда Хоггл открывал рот. Вопрос от разрушителя мифов об обычном съемочном дне «Лабиринта» для кукловода и последующий просмотр эпизода с червяком – Прелл сама все контролировала в этой сцене, обе модели (для общих планов с Сарой, и для крупных). Обсудили они и Сэра Дидиуса, и свое ремесло в целом. Сложностей тьма, как психологических, так и чисто технических. Чувство кадра очень важно в таких случаях, особенно, если между тобой и зрителем декорация – многие же просто играли руками (во всех смыслах). Мало приятного и от элементарного дискомфорта нахождения в костюме, редактуры диалогов. Прелл познакомилась на съемках с будущим бывшим мужем, кстати. Сэвидж не мог не пошутить, заметив, что «Познакомьтесь с Фиблами» ПиДжея есть оммаж Дидиусу. За этими разговорами истекли 25 минут, после чего пришедшие на встречу задавали свои вопросы из зала. Шари вспомнила о своем первом наставнике на площадке, постановщика танцев, Шерил Макфайден, помогавшей ей при создании образа Хоггла. Коснулись различий в кукловодстве и актерстве в костюме тогда и сейчас, возможности сделать что-то, что не получалось чисто технически раньше. О «Лабиринте» в их жизни – Шари вообще искала подработку на лето и совсем не планировала стать частью культа. Гоэлз, с юности испытывавший страсть к моделированию и конструированию, поделился личным восприятием фильма. Для него это настоящий пазл, обличающий человека на грани взросления, прежде всего личностного. Вспомнил и «Темный кристал», с которым у него связан определенный страх – после одного из первых дней он упал с постамента при съемках эпизода со Скексисом и сказал Хэнсону, что у них ничего не выйдет. Никак не обошли стороной и CGI – Прелл теперь на «темной стороне», работает аниматором в Pixar. Последний вопрос о Боуи – тут отвечала Уэйзер, так как у нее с тем было много общих сцен.

Остальное – приветы из прошлого, материалы с первого релиза 2009 года. Полноценный «Making of…» длиной 56 минут и годом рождения 1986. Интервью, съемочная площадка, забавные факты, фрагменты репетиций и сессий звукозаписи с Боуи – великолепно срежиссированный экскурс, ценность которого возросла во сто крат с момента своего появления на свет. Труд десятков показан как есть – процесс захватывающий, живой, интересный и познавательный. По косточкам разложили все аспекты съемок, начиная с концептов и кастинга. Костюмы, декорации, актеры, куклы, трюки, персоналии, эмоции – я настоятельно рекомендую не моргать, это как нечто отдельное. «Лабиринт» буквально наполняет вас своими воспоминаниями, генерируя магию посредством большой работы и маленьких хитростей, перечислением которых заниматься как-то не с руки, ибо не избежать превращения обзора в формальность. Просто скажу, что именно так горят глаза у людей, радеющих за свое дело, убежденных, что в этом что-то есть. Не важно, не случившийся ли вы ветеринар (сложно в это поверить, но в детстве у Коннелли такие мысли были) или жонглер-виртуоз Майкл Мошен, «одолживший» руку Джарету – время не уйдет в пустоту, вы обязательно подарите кому-то радость своим участием в фантазии Хэнсона. Многое можно почитать в сети, но лучше один раз увидеть, как «конструируют» Лудо и «металлического» стража, как на самом деле «танцевала» огненная шайка и «разговаривали» десятки рук в тоннеле, куда свалилась Сара. За этим следует почти на полчаса рассказ о персонажах в технических подробностях в том числе (2007 год). Сразу понимаешь, откуда растут ноги аналоговых существ из современности типа Крампуса (Карен Прелл, игравшая и старуху со свалки, передвигалась глядя в монитор, спрятанный в костюме персонажа). Рассказ в основном ведет Брайан Хэнсон, большую часть за кадром. Из раритетов фичуретка содержит тестовые пробы костюмов и персонажей. К повествованию присоединяется и сам Джордж Лукас, пару раз мелькнувший и в документалке 1986-го. «The Quest for the Goblin City» (полчаса) представит нетематическую подборку интервью создателей десятилетней давности. Говорят о сюжете, друг о друге, куклах, но почти не повторяются в словах с тем, что уже отсмотрено (а это последний пункт в разделе). Прослушивание Дженнифер, интервью со взрослым Тоби Фроудом (младенцем из фильма), сыном дизайнера «Лабиринта» Брайана Фроуда. Парень пошел по стопам отца, между прочим. Там же и первое (!) упоминание о Четырех стражниках дверей (те, которые на подобии игральной карты). В старых записях по мере возможности искал Уорвика Дэвиса и Кенни Бэйкера – не заметил. Все допы снабжены английскими субтитрами – счастье. В плашке о звуке упоминал об аудиокомментарии. Помимо всего есть три трейлера и функция «картинка в картине» при активации которой врубается фильм и в правом нижнем углу возникает окошко с личностью так или иначе связанной с фильмом. По сути еще один комплексный комментарий. Ультимативная подборка.


Резюме. Впервые посмотрел «Лабиринт» и сразу в таком виде - фантастическое зрелище. Дополнительные рекомендации излишни, чувствуется каждый цент, потраченный на это издание. Тем, кто уже перешел на UHD, желаю заиметь в коллекцию «старший» выпуск классики с русской дорожкой и сабами. Диск мультизонный, как и остальные издания в разных странах. Почему я не взял с русским звуком? Чехия предложила тот же контент, но без буклета, в обычном кейсе. Старушка Британия, судя по отзывам на амазоне, не слишком бережно обходится с той же «картонкой» - проблема с оформлением очевидна – и проигнорировала сабики на нашем языке (что важнее нашей озвучки для меня). Да и все чаще ловлю себя на мысли, что русское аудио уже и не обязательно. Психологически не могу смотреть наши многоканальные фонограммы, зная, что можно переключить на более качественный трек. А от стереозвука на телевизоре при просмотре BD вовсе отвык. Была, вероятно, еще причина, о которой я уже позабыл – просто так ведь не пренебрежешь фактором присутствия родной речи. Но и за тех, у кого есть сокровище с нашей локализацией, могу только порадоваться.



В избранное