Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интересное Кино: живые рецензии на премьеры уик-энда. Реинкарнация


ресурс разборчивых киноманов
Интересное кино
Классика :: Артхаус :: Блокбастеры :: Мейнстрим :: Культ

Ежедневно обновляемый сайт "ИНТЕРЕСНОЕ КИНО" предcтавляет рассылку рецензий на премьерные фильмы российского проката: это не только обзор фильма, но и постер, кадры в высоком разрешении, титры, форум и синопсис.

ДЕСЯТЬ С ПОЛОВИНОЙ


Большие премьеры Реинкарнация
В 1970 году университетский профессор в курортном отеле убил жену и двух маленьких детей, горничную, портье, шестерых постояльцев и покончил с собой. В наши дни режиссер Мацумура снимает об этом хоррор с восходящей звездой Нагисой. Параллельно студентка Яеи, страдающая клептоамнезией, пытается разобраться в тех же событиях без кино, для чего знакомится с еще одной начинающей актрисой...

>> Постер << / >> Галерея кадров << / >> Форум <<

Р Е Ц Е Н З И Я

Рейтинг Интересного Кино
Для тех, кто плохо переносит фильмы ужасов, «Реинкарнация» – как психотерапия. Будете улыбаться. У тех, кого хлебом не корми, дай поглазеть на зомби, рвущих людей зубами, и маньяков, режущих их пилой, фильм вызовет неадекватную реакцию. По той простой причине, что это вовсе не ужастик, хотя все на вид, как положено. Это изящный интеллектуальный экзерсис, обращенный на самое себя, то есть кино про то, что кино – это паранойя.

Лишь поначалу сюжет кажется калькой «Сияния» (1980). Позднее понимаешь, что даже памятные по многим японским хоррорам детали и ситуации являются сознательным цитированием. Такаши Шимицу не скрывает, что отель с красной крышей вырос из его собственного темного дома в «Проклятиях» , девочка с длинными черными волосами была, естественно, в «Звонке» , траблы с мобильником – в «Одном пропущенном звонке», «ожившие» куклы – в «Кукольнике». Но цитаты сознательно намекают на границы жанра, на его ограниченность в том смысле, что само кино – больше.


Оно действительно больше, поскольку нельзя не заметить рост «реалистического» достоинства. Мало того, что в основе сюжета – подлинные события, и убийство 11-ти человек в 1970 году состоялось в ноль, а сюжет лишь мистически его трактует. Мистика тут еще помещена в быт, который перевешивает. В квартире Нагисы узнаваема «интеллигентная бедность», на кастинге – «характерная» киностудия, другие места тоже не пугают, а просто наблюдают за нормальными людьми. Часть из них (сокурсник, импресарио, в итоге – квартирохозяйка) – вообще извне мистики, разбираются с ней, не попадая под раздачу.

И нет никакого монтажного нагнетания кошмара типа наездов со спины, взглядов со стороны на открывающуюся дверь, разговоров с тем, кого не видно. Когда призраки детей бегают за спиной персонажей у них дома – не страшно, а интересно, как в «Солярисе». Когда толпа призраков утащила прелестную дебютантку вверх по книжным стеллажам, кровь с потолка не льется, идет лишь «подсказочный» вид сверху на библиотеку. Апофеоз реализма – когда Мацумура хочет «снять пробег одним планом», а фильм его ласково, заранее дублирует. Подобные планы далее станут индексом входа в иную реальность, но, предупредив о них, Такаши Шимицу издевается над собой, смеется над тем, как легко пугать. Впрочем, смеяться можно еще в первых кадрах, в нарезке, как призраки ночью в темном лесу глядели на дорогу, по которой ехал фургон. Уж больно все было коротко, чтобы иметь целью страх.


Когда «ужасы жанра» высмеяны, мистика, тем не менее, не исчезает из фильма, но становится полноправной частью реальности. Постепенно понятно, что Шимицу позволил себе лишь одно допущение: «Допустим, души переселяются…». Поскольку никем не доказано обратное, он может быть сколь угодно наглядным и агрессивным в воплощении подробностей, в том числе кровавых и бредовых. Но в целом «ужастик» – это только символ эмоциональной грани. Шимицу нацелен на тот же тип фильмов, что у его учителя Киеси Куросавы. В «Исцелении» у того был какой-то безумный мессмеризм, а фильм все равно был философическим триллером о реальности мысли, которая начинается лишь в «пограничной» зоне. В «Реинкарнации» переселение душ тоже работает на «пограничную» психологию.

Ключ вовсе не в том, что было «на самом деле», хотя 8мм камера и «сдвиг» реинкарнаций сделают свое дело. Но это все – ключ к детективному сюжету, а к фильму – совсем другое. В ситуации, когда показано минимум три реальности («современная», «фильм снимаемый», «фильм, уже снятый»), удачен и правилен последний «половинчатый» кадр. От Нагисы тут ждешь уже только понятного превращения лица (такого же искусного, как предыдущие спецэффекты), и тогда бы все закрылось, как музыкальная шкатулка. А она берет и улыбается. Что ж, если так, то можно говорить, что Такаши Шимицу радостно поставил себе диагноз «паранойя», чтобы спокойно жить с ним дальше, как Феллини – после «8 1/2».

Автор рецензии: Катя ТАРХАНОВА


Редактор рассылки:
Павел КОРТУНОВ

© "ИНТЕРЕСНОЕ КИНО", 1999-2007

Интересное Кино
"Интересное Кино" © 1999-2007.
При использовании материалов сайта
активная гиперссылка на "Интересное Кино" обязательна.




· О сайте
· Почта сайта

Дизайн:
Студия Захара Ящина
© 2000-2007

В избранное