Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Тайные знания" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Чистый Мир - альтернативный Путь
29 декабря 1986 года ушел Андрей Тарковский, а в 1989 году — его отец, Арсений Александрович. Однако эти последние Голос и Взгляд из русского Серебряного века продолжают оживотворять всех, кто способен их воспринять. Они стали еще виднее на нынешнем сером культурном фоне, точный диагноз которому поставил Андрей Тарковский: фальшь — бирюльки — конъюнктура. 1 + 1 = 1 "Открытие первых фильмов Тарковского было для меня чудом. Я вдруг очутился перед дверью в комнату, от которой до тех пор я не имел ключа. Комнату, в которую я лишь мечтал проникнуть, а он двигался там совершенно легко. Я почувствовал поддержку, поощрение: кто-то уже смог выразить то, о чем я всегда мечтал говорить, но не знал, как." Ингмар Бергман Каждый, кто уже позволил своей Душе разбудить себя, неизбежно одержим сегодня ностальгией — Ностальгией по Духу, "усильем воскресенья". Преодолевая инерцию машинальности и муки немоты, он пытается заговорить своим голосом, подобно подростку в прологе "Зеркала", стать самим собой, настоящим. Ведь человек рожден, чтобы достичь жизни, и сделает он это, или нет — зависит только от него самого. Он может упустить ее: может дышать, есть, продолжать стареть, — но это скорее медленное самоубийство, если уже с детства вопреки своей сути начинаешь соответствовать чужим ожиданиям. В каждом из тех окружающих миллионов, которые не захотели проснуться и прозреть в истинный мир, скрытый за видимостью вещей — "быть может, убит Моцарт". Если ты не позволил божественному прикоснуться к себе, а тобой не движет стремление к нему, — значит, и жизнь не случилась с тобой. Жизнь — это путешествие к своим небесным корням, перелив за пределы порочного круга, все дальше от лжи и смерти, все большее погружение в свою внутреннюю обитаемую суть. Подобно тому, как рождаясь, человек должен оторваться от пуповины, учась ходить — от опоры, приходит время, когда ему надо оторваться от мнимо естественной почвы, чтобы "взлететь" и жить настоящим. Вот тут-то и выясняется, на что ты способен, сможешь ли отбросить костыли привычек и шоры предубеждений, вернуться к изначальному единству с собой и Богом, — пройти испытание на человечность. А очеловечиваться нам уже легче, — мы не одни и не первые. Нам помогают на этом тернистом пути свершений и открытий Проводники, которые даже в "советскую эпоху" были рядом и всей своей жизнью "строили лествицу в небо". Только многие ли решились вступить на эту незримую лестницу Пути? Тарковские — отец и сын. Для большинства они остались невидимыми, — они слишком "сложны" для нас, ибо для нашей искусственной жизни — слишком настоящие. Арсений Александрович произнес Слово, в котором есть все — откуда мы, кто и зачем. Его поэзия — как некое духовное излучение, это волшебное ощущение мира, широта дыхания, захватывающая дух, — это величие и сила покоя, свойственные Духу. Андрей Арсеньевич показал невидимое и "невозможное" — как увидеть Себя в проблесках истины и начать жить, — подняться к небу, оставаясь на земле. Суть его искусства в том, что оно вызывает — полет — для тех, чьи души просят красоты тем сильнее, чем труднее обстоятельства. Следы полета одного человека помогают взлететь другому, для этого и нужно искусство. Искусство Тарковских — как кислород — для потрясения человека, для пробуждения его сознания. Оба помогают найти в себе гармонию и сохранять равновесие между всеми ужасами людской "жизни, как ее нет" и сказочным чудом того явления, что именуется Человек. Перед нами два живых иероглифа — своеобразные и перекликающиеся образы вневременного духовно-практического единства, где явь и сон, реальное и воображаемое, жизнь и смерть, прошлое и настоящее – перетекают друг в друга и сплавляются воедино. "И это снилось мне, и это снится мне, И это мне еще когда-нибудь приснится, И повторится все, и все довоплотится, И вам приснится все, что видел я во сне. Там, в стороне от нас, от мира в стороне, Волна идет вослед волне о берег биться, А на волне звезда, и человек, и птица, И явь, и сны, и смерть – волна вослед волне. Не надо мне числа: я был, и есмь, и буду, Жизнь – чудо из чудес, и на колени чуду Один, как сирота, я сам себя кладу, Один, среди зеркал — в ограде отражений Морей и городов, лучащихся в чаду. И мать в слезах берет ребенка на колени." И поэт, и режиссер ясно говорят: мир неисчерпаем и неделим, он не поддается логическому объяснению, но доступен видению духовной интуиции, чуткой ко всему сокровенному, едва уловимому в неостановимом движении, – к тонкой динамичной духовной субстанции. Эта тонкая сущность пронизывает все элементы мира, она и есть основа всего, основа жизни. Эта внутренняя сила — текучая энергия — придает человеку могущество: он может развиваться, может преображаться, — является могущим. И если существо обладает такой энергией, оно непобедимо, даже если выглядит нежным и слабым. "Когда человек родится, он слаб и гибок. Когда умирает, он крепок и черств. Когда дерево растет, оно нежно и гибко. А когда оно сухо и жестко, оно умирает. Черствость и сила — спутники смерти. Нежное и слабое — это то, что начинает жить. Поэтому, что отвердело, то не победит", — говорит Проводник с лицом Ван Гога в "Сталкере". (Вспомните, как маленькие зеленые росточки взламывают в городе асфальт). Сокровенное Слово Тарковских помогает пробудившемуся и готовому к сотворчеству человеку прорваться к сути вещей сквозь пелену видимости, спастись пониманием: мир — внутри него, он не зависит от обстоятельств, но духовно возвышается над ними. Оба указывают нам заветный вход во внутренний мир, где происходит подлинное действие. Ведь внешние события – лишь искаженные отражения того, что происходит в той истинной жизни внутри жизни. Сам человек изнутри — вот это со-Бытие! "Не зри внешняя моя, но возри внутреняя моя" — молил Даниил Заточник еще в XII веке. Коль скоро человек уже смог почувствовать в себе огонек свечи, пронесенной героем "Ностальгии" по дну похожего на "Зону" бассейна, ему нужно еще открыть в себе дар Сталкера, чтобы получить допуск в святая святых – за кулисы мира – к силам правды, в космическую зону Тарковских. Метафорический образ "Зоны" — это чрезвычайно емкое и необъятное понятие внутренней Вселенной Человека. Она не локализована где-то там, в Чернобыле, ее смысл не сводится только к этому проявлению. Мы и не подозреваем, что живем в ней, — жизнь отдельной личности, — мгновение во всесветном календаре — при всей своей краткости связана с жизнью Универсума, с прошлым и будущим всего человечества. "Я человек, я посредине мира, За мною мириады инфузорий, Передо мною мириады звезд. Я между ними лег во весь свой рост — Два берега связующее море, Два космоса соединивший мост." Если не развить в себе способность видеть проходящие сквозь нас Силы и не научиться взаимодействовать с ними, если не позволить вести себя тому огоньку, что слабо мерцает внутри и говорит с нами на языке совести, то можно запросто попасть в "мясорубку". Или повторить роковую ошибку "Дикобраза", который послушался не тех сил и не того голоса, возжелал от Зоны благ для себя — предал Себя. Зона-судьба исполняет наши желания еще на пороге заветной Комнаты, в каждый момент она такова, какой человек делает ее своим состоянием — важно вовремя распознать корыстное желание, которое чревато поздним раскаиньем. У существа греховного "множество скопившихся в душе телесных вожделений заслоняет ... то зеркало, в котором она могла и должна была видеть Отчий образ" — говорил Флоровский. Вот нам и поднесено незамутненное "Зеркало", чтобы увидеть и вспомнить — кто мы и зачем здесь. Чтобы прозреть противоречивую связь между собой и миром, о которой Тютчев писал: "Час тоски невыразимой!.. Все во мне и я во всем...". Сквозящий "зеркальный мир" выводит прозревающего к какой-то более универсальной и мудрой, более значительной, но скрывающейся от посторонних глаз реальности. "Душа к губам прикладывает палец — Молчи! Молчи! И все, чем смерть жива, И жизнь сложна, приобретает новый, Прозрачный, очевидный, как стекло, Внезапный смысл. И я молчу, но я Весь без остатка, весь как есть — в раструбе Воронки, полной утреннего шума". Простые, обыденные вещи в "Зеркале" осязаемо преображаются, самораскрываются, обретая более тонкое, переливающееся, несказанное значение. "На свете все преобразилось, даже Простые вещи — таз, кувшин, когда Стояла между нами как на страже Слоистая и твердая вода". На наших глазах рождается реальное чудо: меняются местами и непостижимым образом соединяются верх и низ, невесомость и тяжесть, взлет и падение — как в хроникальных кадрах с бредущими солдатами, когда замедление, музыка и — стихи: "И я из тех, кто выбирает сети, когда идет бессмертье косяком..." — превращают изнурительный воинский переход в невесомо легкую и свободную поступь. "Обычное содержание" предметов и явлений начинает пульсировать, оживает и выходит за собственные границы — в многомерность, многозначность — движется в вечности. Метафорическая выразительность киноязыка переводит наше внутреннее зрение к глубинной сути действия, озаряет реальность в целом. Среди сюжетных взаимоотражений (так же, как и в жизни!) важно найти правильный угол зрения — из глубины Всеобщности, над — над тесным замкнутым пространством: "Когда отыскан угол зренья, И ты при вспышке озаренья Собой угадан до конца". Тогда можно преобразиться и, преодолев скованность и страх заикания, заговорить своим языком — вымолвить то Слово, что превратит огонек свечи в пламя. Только тогда мы сможем снова и снова переживать ту неожиданную вспышку света из тьмы, само таинство перехода, что венчает финал "Андрея Рублева", обрести силу истины, чтобы понять, как и Рублев, что даже "Страшный суд" несет в себе ощущение Праздника — как Освобождение от страха и лжи — власти тьмы. Как свидетельствует Антуан де Сент-Экзюпери, в повседневной жизни человек слеп к очевидности. Чтобы она стала зримой, необходимы исключительные обстоятельства — нужно, чтобы ты предстал перед трибуналом для страшного суда. Вот тогда ты многое поймешь и позабудешь о тех никчемных суетных мелочах, которые заполняют всю твою обыденную жизнь. Когда освобождаешься от упрямой самонадеянности, становится очевидным главное: Человек — это узел отношений его Духа, и только эти отношения важны для него. Это его сущность и простая истина, которую иллюзии-прилипалы скрывают под своей непроницаемой маской. По Тарковскому, великое свершение человека — это чудо, оно не имеет видимых причин во внешних обстоятельствах. "Иваново детство", — картина апокалиптическая, где детская душа — символ чистоты и Света — сталкивается с тьмой, чернотой, грязью войны как состоянием человечества. На этом контрасте несоединимости подвешено, распято Бытие. Но в эпилоге, во сне Ивана (во сне ли?) происходит чудо: в невесомом состоянии упоительной свободы и полного единства с миром бегут дети – и по тверди, и по воде, будто уплотненной золотым светом – навстречу Солнцу – домой... Чудо вызревает в недрах нашей зачарованной, скоморошьей, не вполне вменяемой реальности, когда летит на домотканом воздушном шаре Иван-дурак во времена Рублева. Чудо — это мощное и страшное ощущение бездны и тьмы, встающей со дна русской истории, а над ними – Культура и Дух завороженный, и эта пронзительная немота Духа, словно боящегося стронуть лавину. Но высокое таится, дышит, живет в низком. Оно непредсказуемо и необъяснимо, рассеяно в неистребимой "каше жизни" и лишь каким-то дальним фоном, далеким распевом дает о себе знать: вдруг божественным видением проходят по горизонту всадники; певучий ритм их движения как-то идет сквозь реальность, а ведь это сатрапы князя везут скомороха на расправу... Ужас близок и явствен, а красота гнездится где-то в подпочве жизни, в неожиданных поворотах ее. Она есть, но ее не угадаешь, не вымолишь. И не спасешься. Чудо, как тщедушный мальчишка, не зная секрета "звенящей меди", но услышав голос Призвания, отливает Колокол. Художник оказывается, по существу, единственным восприемником Света. Давление страшное: он одинок, окружен завистью бездарей. Его могут оклеветать, обмануть — надо быть готовым ко всему... Зазвонит ли? Неведомо. Не предскажешь. Убьют. Наградят. Швырнут в грязь. Вырвут язык. Выколют глаза. Падут в ноги. Забудут... Чудо, когда с первым ударом заговорившего Колокола материализуется прежняя блаженная немая Дурочка, теперь — Просветленная, матушка-заступница. Чудо, когда после черно-белой, мучительной, полной насилия и дури, беспросветной "плоти мира" — вдруг — световой удар в конце, очищающий взлет, взмыв к Солнцу. Это раздрание завес, этот удар цвета и смысла, звон кармина и золота, мелодия зелени и сини, ливень красок, очищающий гром Спаса, певучие линии "Троицы", что засияла во тьме катакомбной преджизни — как звезда во мраке Ночи — чудо, явленное отчаявшимся людям. Но до него надо еще возвыситься... Тарковский раскрывает нам глаза на жизнь, которая привязана к физической реальности лишь условно, до момента, когда рубятся веревки и человек взлетает, как мужик в начале "Андрея Рублева". Затем наступает другое ощущение, которое уже не отпускает — парения, тревожного счастья полета — "...летю-у-у-у!" Это летучая материя Тарковского — овеществленная духовность — обитает в силовом поле между полюсами противоположностей — на переходах между ними, между вечным и сиюминутным, между "быть" и "не быть". Эпизоды фильмов, "скрепленные их собственным светом", стекаются, как реки, в океан Сознания — вечный и бесконечный. Все стихии — Огонь, Вода, Земля и Воздух сливаются воедино в образах Троицы, Спаса, ликах мадонн и просвечивают затем в лицах главных героев. Могучий Дух Леонардо да Винчи, Дюрера, Брейгеля поднимает в невесомость Единства под боговдохновленные аккорды Баха и Бетховена, "Ведет и вас через его зрачок Туда, где дышит звездами Ван Гог". Ясновидящая сила Мастера проводит нас сквозь череду катастроф и возрождений, дает шанс постигнуть цельное мировосприятие, вырваться из зазеркалья ирреальной действительности, которая претендует на абсолютную настоящесть. Взявший нас в окружение бутафорский мир оказывается на поверку детектором лжи — правдивой камерой Тарковского — набором иллюзий для театра теней. Реальность шире и глубже — она возникает лишь при полном и цельном приятии мира, несмотря на все наши попытки разделить Неделимое на "хорошее" и "дурное", на "да" и "нет", любовь и ненависть, она едина. Выход из обреченного состояния выбора, когда "быть" становится равным "не быть", находится над. Светоносная материя фильмов Тарковского как средоточие человеческой целостности, зона обостренной нравственности, сфера Духа — избавляет от суетливой раздвоенности, помогает прозреть в первичную простоту и ясность, примирить все смыслы, преодолеть бессилие слов. Планета "Солярис" — именно такая зона насыщенной, концентрированной целостности бытия. Однако прорыв к цельному мироощущению требует выдержать очную ставку с грехами и ошибками прошлого, взыскует очищения и освобождения от фальшивых ценностей эгоизма. Океан сознания материализует образы внутреннего мира человека, идет на контакт, но при условии искренности и отказа от жестокости рассудочного скальпеля. В "Сталкере" зона переносится на Землю, она столь же труднодоступна и засекречена для неодушевленных. Проникновение в духовное измерение требует от человека внутреннего преображения — труднее всего ему оказывается постичь то, что само собою разумеется и происходит само по себе. В "Ностальгии" зона распространяется уже на все человечество, накрытое тенью ущербности. "Спасать надо всех, весь мир" — говорит блаженный Доменико. Все распадается, рассыпается со скрежетом. Сочится и прибывает вода. Мир водоточит — природа истекает водой, как живое существо — кровью. Самозаточение человека, разучившегося читать "водяные знаки" явлений в давящих искусственных декорациях из стекла и бетона, в утилитарных условностях-ограничениях становится нормой. Переход в реальность из мира пошлости и лжи представляется как болезнь рассудка. Все становится с ног на голову — живой человек превращается в аномалию. Лишь "безумец" Доменико знает правду: "Одна капля и еще одна капля составляют одну большую каплю, а не две". Может ли одна человеческая капля отделиться от единого Океана? — Да, таков выбор большинства людей, и этот выбор места проживания в "стране пустого неба" — причина их страданий. Если капля не стремится к единой жизни и не отражает Целого, она теряет связь с животворным источником и обречена на вырождение. А "знает ли каждый отдельный человек, что в то время, когда многое уже поставлено на карту, именно он может оказаться последней каплей, переполнившей чашу весов?" — вопрошал знаток души К.Г. Юнг. Свеча гаснет и гаснет, лишь с третьей попытки достигает цели этот трепетный огонек — как молитва о непрерывности Жизни. Эта сцена-метафора торжествует над "заикающейся реальностью". "Я свеча, я сгорел на пиру. Соберите мой воск по утру, И подскажет вам эта страница, Как вам плакать и чем вам гордиться Как веселья последнюю треть Раздарить и легко умереть И под сенью случайного крова Загореться посмертно, как слово". Стихи, мольба, магия красоты, волшебство музыки, негасимое пламя свечи — это еще не спасение от небытия. "Понапрасну ни зло, ни добро не пропало, Все горело светло, только этого — мало!". И на пороге небытия "блаженный безумец" зовет человечество вернуться к точке, откуда началось движение по ложному пути, который привел к отчуждению человека от человечности, к забвению вечной истины, когда душа выставлена за дверь и "Бога держат снаружи". Только горькая правда в том, что никого нельзя освободить извне, без его внутреннего согласия и готовности измениться. Зачем свобода тому, кого вполне устраивает "пикник на обочине жизни". "Кто стремится к победе над внешним, Победить не желая себя, Тот — безумец, что ищет опоры Не в твердыне, — в гнилом тростнике" — предупреждал древнеиндийский поэт Асвагоша. В "Ностальгии" никого не удается образумить, даже учинив самосожжение. Площадь "Вечного города" не дрогнула, лишь собака учуяла неладное и "заголосила". Предсмертное слово Доменико о подлинной реальности, — о душе, которую надо растягивать во все стороны — до бесконечности услышала лишь стайка "юродивых". А кривляющийся человек-тень не преминул тут же обратить трагедию в фарс. Когда люди перевирают вечные идеалы и выхолащивают сакральное значение слов, превращая свою жизнь в видимость, их спасение зависит от другого человека – того внутреннего обитателя Зоны, где живет Истина. Чтобы стать им, пробудившемуся от спячки предстоит от многого отрешиться, разорвать те нити-канаты фальши, которыми каждый волос его головы, подобно Гулливеру, привязан к земле карликом-"духом тяжести". Сердце поможет ему избавиться от диктатуры рассудка, иссушившей человеческую жизнь, загнавшей ее в мертвящие рамки пластмассовой цивилизации "одноразовых", где идет клонирование безнравственности. Андрей знал, что его свеча догорает, но не уставал верить в Человека. А что же мы, — готовы ли прозреть и сказать себе беспощадную правду? Готовы ли к самопожертвованию, — ради Единства принести в жертву самому себе свои синтетические лица-маски, наигранные чувства и двусмысленный "здравый смысл", тот ведущий к предательству комфорт и мелкособственнических игрушечных божков? Без жертвоприношения не придешь к Настоящему. И внутри звучит выбор: "Сказать — скажу: я полужил и полу-казалось-жил, и сам себя прошляпил". Или: "Начинается новая жизнь для меня, И прощаюсь я с кожей вчерашнего дня. Больше я от себя не желаю вестей И прощаюсь с собою до мозга костей. И уже, наконец, над собою стою..." Любой путь начинается с первого шага, перекликаясь со "Ступенями" Г. Гессе: И снова жизнь душе повелевает себя перебороть, переродиться Для неизвестного еще служенья, привычные святыни покидая, И в каждом начинании таится отрада благостная и живая. Все круче поднимаются ступени, ни на одной нам не найти покоя, Мы вылеплены божьею рукою для долгих странствий, не для косной лени. Опасно через меру пристраститься к давно налаженному обиходу: Лишь тот, кто в путь готов пуститься, выигрывает бодрость и свободу. ... не может кончиться работа жизни, — так в путь — и все отдай за обновленье! Тогда и начнет проявляться истина: 1+1+1=1 (Все стихотворные цитаты в тексте без указания авторства принадлежат Арсению Тарковскому. В статье использованы материалы "Мир и фильмы Андрея Тарковского", М., "Искусство" 1991 год.) Полная версия издания "Чистый Мир" живет на сайте: http://welcome.to/pureworld/

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||