Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Тайные знания" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Чистый Мир - альтернативный Путь
КАМО ГРЯДЕШИ, ЧЕЛОВЕЧЕ? Сколько звезд интересных на небе! Но нет к ним никаких сообщений. А. Платонов, "Котлован" Ищи жизнь! Девиз древних шумеров. Сменилось тысячелетие, и снова все громче и настоятельнее зазвучали извечные вопросы, на которые человечество так и не смогло ответить, чтобы разрешить самые насущные свои проблемы. Из бесконечного нагромождения трагедий и подвигов, озарений души и подлостей, чудовищных заблуждений и гениальных прозрений рождается главный вопрос - о человеке. Что же такое Человек, в конце концов? Как он изменился за последнее столетье-лихолетье, и поддается ли он переменам вообще? И не забыл ли он напрочь в канун очередной смены эпох, каковы его место и задачи во вселенском Единстве? А ведь "Все слова об истине давно сказаны, но приходится повторять снова и снова, потому что никто не слушает". Ответы давались и несколько тысячелетий назад, а последний раз они мощно зазвучали совсем рядом и совсем недавно, если вспомнить то удивительное явление, что именуется "русский космизм". Понятие "космизма" в широком смысле - глубинное ощущение сопричастности сознательного существа космическому бытию, мысль о человеке как микрокосме, в стяженном виде вместившем в себя все природные и вселенские стихии и энергии, - проходит через всю мировую культуру. В древнейших религиозных и мифологических представлениях человек уже прозревал соотношения и взаимосвязи между своим существованием и бытием Вселенной, претворяя интуивный опыт в различные образные формы. Космические символы искусства, микро- и макрокосмические соответствия выражали идею целостности мироздания, органической включенности в него жизни и сознания человека. Но рядом всегда существовал и более активный подход: стремление преобразить человека и мир, преодолеть свою ограниченность. Целый поток культуры, - философских, музыкальных, художественных и литературных произведений до сих пор развивает эту глобальую тему. Знаменательно, что именно в России, ставшей родиной научного учения о биосфере и переходе ее в ноосферу, начиная с середины 19 столетия вызревает уникальное космическое направление научно-философской мысли, широко развернувшееся в ХХ веке. Его представляют ученые и философы: Н. Ф. Федоров, А. В. Сухово-Кобылин, Н. А. Умов, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский, В. Н. Муравьев, А. К. Горский, Н. А. Сетницкий, Н. Г. Холодный, белорусы В. Ф. Купревич, А. К. Манеев. В философском наследии мыслителей русского религиозного возрождения - В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева - также выделяется близкое идеям русского космизма направление. Это течение в русской православной философии, которое Бердяев называл "космоцентрическим, узревающим божественные энергии в тварном мире, обращенным к преображению мира". Именно здесь ставятся "проблемы о космосе и человеке", разрабатывается активная творческая позиция, где "конец истории зависит и от творческого акта человека" (Бердяев). Определяющим признаком для русского космизма является принципиально новое мироотношение, основанное на идее активной эволюции, т. е. этапа сознательного соучастия человека в процессе мирового развития. Человек для активно-эволюционных мыслителей - существо еще промежуточное, далеко не совершенное и пребывающее в процессе роста, однако вместе с тем и сознательно-творческое, призванное преобразить и собственную природу, и внешний мир. Гуманизм замечательной плеяды русских космистов основан не на мечтательном прекраснодушии, но на глубоком знании, он вытекает из целей и задач самой эволюции. Еще в XVIII веке немецкий просветитель Гердер, последователем которого стал Вернадский, писал: "Странно поражает нас, что из всех обитателей Земли человек - далее всего от достижения цели своего предназначения". За время своего существования он только починает свои духовные возможности, для которых впереди расстилается бесконечный путь. Эволюционная направленность развития живого не может прекратить свое действие на нынешней далеко не совершенной природе человека. "Человек не есть "венец творения", - убежден Вернадский, за сознанием и жизнью в современной форме неизбежно должны следовать "сверхсознание" и "сверхжизнь". Такова суть эволюционной логики всех мыслителей-космистов в различном контексте - философском, религиозном или научном. Идея обожения в религиозной ветви русского космизма также предполагает превозможение человеком и человечеством его наличной физической, душевной и духовной природы и стяжение высшего, преображенного Божественного бытия. В книге "Творческая эволюция" (1903) Бергсон выдвинул новую в западной философии идею: жизнь - такая же вечная составляющая бытия, как материя и энергия, а разворачивание жизни - процесс космический, движимый внутренним творческим "порывом". В те же годы первый русский физик-теоретик Умов определяет "родовой признак" человека: "С возрастающим в ряде живых существ усложнением жизни должна возрастать и способность к творчеству и ее последовательный переход от бессознательных к сознательным актам". Человек по-настоящему еще не соответствует своему определению sapiens (разумный), он только homo faber - человек-ремесленник, созидающий вещи и орудия - свои искусственные органы для манипулирования с телами мира. Развивая технику, человек забывает о собственной природе, оставляя себя самого как есть - ограниченным физически и неразвитым психически. Сила его увеличивается за счет внешних подпорок - орудий и машин. Разрыв между мощью техники и слабостью самого человека как такового растет ошеломляюще. Нельзя отрицать значения техники, нужно только поставить ее на место. Технизация, считал Федоров, может быть лишь временной и боковой, но не главной ветвью развития. Путь интеллекта с механистическим подходом к миру ведет по существу к рабству у материи. Освободиться от него можно при условии, что сознание человека сумеет "обратиться вовнутрь и разбудить те возможности интуиции, которые еще спят". Если интеллект как организатор-классификатор информации характеризуется природным непониманием жизни, то интуиция, напротив, органична, - она изнутри, интимно чует мир. Если бы инстинкт, интуиция могли озариться Сознанием, они проникли бы в самые недра жизни, в ее тайное тайных, - человек глубоко почувствовал бы самую суть вещей, суть жизни - через слияние с предметом преодолевая тот раскол на субъект/объект, который развился в ходе его орудийного отношения к миру. Согласно теории ноосферы (ноос - "разум" (греч.), появление человека в ряду восходящих жизненных форм означает, что эволюция переходит к новым средствам - психического, духовного порядка. В первом мыслящем существе она произвела небывалое орудие своего дальнейшего развития: разум, обладающий самосознанием, т.е. возможностью познавать и преобразовывать себя и мир. Человек есть некое начало, вырабатывающее в себе предпосылки для следующего со-знательного этапа эволюции с его активным со-участием. С первой мысли человека о себе и о мире, с первого изобретения и творческого акта зачался тот опоясавший ныне всю планету энерго-информационный поток сведений, знаний, идей, который создает новую специфическую оболочку Земли - ноосферу, как бы наложенную на биосферу и оказывающую на последнюю все большее преображающее воздействие. Этот процесс медленен, труден и противоречив. Новую "космическую эру" отодвигает в "прекрасное далеко" нынешняя деятельность человека, отмеченная всеми проклятиями "падшего состояния" мира: рабством у материи и вещей, взаимным отчуждением, борьбой и притеснением. Утилитарная цивилизация с хищнической эксплуатацией природы внесла свою лепту в разрыв идеала и реальности. Однако ноосферный информационный поток содержит в себе не только ложные концепции и антигуманные идеологии, реализация которых приносила Земле колоссальные бедствия. Если человек во всех смыслах существо еще несовершенное, кризисное, то вместе с тем внутри него обитает тот высший невредимый идеал-цель - Человек Духовный, который и движет стремлением "младшего неразумного брата" превозмочь собственную природу. Так и создание человека - ноосфера - есть еще достаточно дисгармоничная, пребывающая в стадии становления реальность, которая содержит в себе высший идеал такого становления. Отношения между реальностью и идеалом весьма сложны. Породив разум как орудие своего дальнейшего развития и наделив его свободой (вложенной к тому же в противоречивое смертное творение), эволюция словно бы пошла на риск. Человек свободен говорить не только "да" сознательному преобразованию себя и мира, но и решительное окончательное "нет!" самой эволюции. В наше время это балансирование меж выбором особенно остро. Тем не менее, движение возможно лишь в состоянии "неустойчивого равновесия". А все кликушеские пророчества по поводу грозящей человечеству гибели абсурдны: ответственность и эволюционное значение разумных существ куда больше, чем они могут себе представить. Попытки "падшего" человечества покончить все позорным самоубийством обречены на неудачу, - возможна только трансформация. Ибо "неразрывна цепь творенья", и вряд ли промысел Божий с его бесконечным терпением способен потерпеть фиаско по причине недозревшего еще в своем невежестве до со-творчества современного человека. Именно в силу решающего эволюционного значения будущего homo sapiens космисты считают плачевный исход совершенно невероятным. Кризис веры в человека, кризис гуманизма, резко обострившийся в ХХ веке после страшных злодейств невиданного ранее масштаба, на которые оказался способен человек мыслящий, но еще не разумный, по-новому остро поставил вопрос о его природе, о правомерности его "обожествления". В русском космизме прочно утверждается убеждение: человечество, самодовольно погрязшее в низшей свободе, свободе безумно метаться во все стороны, изведывать все искусы, все негативные возможности своего природного круга существования, не сможет обрести высшей свободы благого избрания реального идеала, если каждый не начнет сознательно преобразовывать саму свою теперешнюю природу, так чтобы она постепенно становилась способной осуществлять этот высший идеал, ноосферный (или активно-христианский). Прочное духовно-нравственное совершенствование человека возможно только вместе с преображением его физического существа, освобождением от тех природных качеств, которые заставляют его пожирать, вытеснять, убивать и умирать. Необходима реальная индивидуальная работа по преодолению своей нынешней "промежуточности" и несовершенства. Путь к такому высшему человеку практически прокладывался еще в IV - VII веках в традиции русского исихазма (священнобезмолвия), теоретически развитого св. Григорием Паламой. В этой своеобразной христианской практике умного делания речь шла о задаче включить и тело, а не только душу и ум в круг преобразования и освящения для будущего обожения. В исихазме несомненен переход от отвлеченно-умозрительных построений (умного созерцания) к определенным формам опытного преобразования естества. В опытах помещения ума в сердце, духовного трезвения и умной молитвы известного подвижника XV в. Нила Сорского главное - это "не отрывать сознание от тела в великолепно-державное бытие чистого духа, а соделать его одухотворяющим регулятором всех телесных органов и сил человека" (прямая перекличка с интегральной йогой). Характерно, что русские космисты, призывавшие к интеграции всех сил и способностей человека для осуществления его высшей эволюционно-космической цели, сами явили в своей личности исключительную степень развития самых разных знаний и талантов. Сила космистов в том, что они обосновали и нравственную, и объективную необходимость активной эволюции, ноосферы. Это не благородное утопическое пожелание гармонизировать мир, - ноосферное направление избрано самим глубинным законом развития мироздания, выдвинувшим разум своим орудием. Да, у многих людей в нынешнем мире сильны страх и чувство безнадежности, ощущение собственной слабости и бессилия перед лицом Рока, ведущие к отчаянию и цинизму. Но "все страхи и рассуждения обывателей, а также некоторых представителей гуманитарных и философских дисциплин о возможной гибели цивилизации связаны, - считает с полной уверенностью Вернадский, - с недооценкой силы и глубины процесса, каким является переживаемый нами переход биосферы в ноосферу". Кроме того, торжествующее пока неведение все еще не позволяет рассматривать человека не только как исторического и социального деятеля, биологический или экзистенциальный субъект, но как существо эволюционирующее, творчески самопревосходящее, космическое. И это писалось в те годы, когда "силы варваризации" набирали мощь для развязывания второй мировой. А уже в ходе войны Вернадский в своем дневнике выражал непоколебимую уверенность в поражении этих сил: "Работать против эволюции, против нового и объективно неизбежного, сознательного ее этапа, преобразующего мир и природу самого человека, неразумно и бесполезно. Но чтобы жить дальше и выполнять свою великую космическую функцию "авангарда живого вещества", человек не должен стоять на месте, довольствуясь обретенным промежуточным физическим и духовным статусом. Он должен восходить, следуя в этом Закону эволюции". Подготовлено по материалам: "Русский космизм. Антология философской мысли". Москва, 1993 Ода Мало мне воздуха, мало мне хлеба, Льды, как сорочку, сорвать бы мне с плеч, В горло вобрать бы лучистое небо, Между двумя океанами лечь, Под ноги лечь у тебя на дороге Звездной песчинкою в звездный песок, Чтоб над тобою крылатые боги Перелетали с цветка на цветок. Ты бы могла появиться и раньше И приоткрыть мне твою высоту, Раньше могли бы твои великанши Книгу твою развернуть на лету, Раньше могла бы новое имя Мне подобрать на своем языке, - Вспыхнуть бы мне под стопами твоими И навсегда затеряться в песке. Арсений Тарковский Полная версия издания "Чистый Мир" живет на сайте: http://welcome.to/pureworld/

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||