Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Чистый Мир - альтернативный Путь


Служба Рассылок Subscribe.Ru

ОКО ЦИКЛОНА

Они догонят нас, только если мы будем бежать,
Они найдут нас, только если мы спрячемся в тень,
Они не властны над тем, что по праву твое,
Они не тронут тебя, они не тронут тебя...
Б.Г., "Аквариум"

Если мы действительно хотим найти истинную силу жизни за беспокойной
повседневностью внешнего человека, нам нужно пересечь некий порог внутри
себя. Согласно традиционным духовным учениям, этот переход включает в себя
все виды унижения и отречения (которые, между прочим, служат главным образом
тому, чтобы поднять и без того высокое мнение аскета о самом себе), но мы
ищем нечто совершенно иное.

Мы стремимся не покинуть жизнь, но расширить ее (зачем отказываться от
кислорода ради водорода или наоборот?), изучить "химический состав" сознания
и посмотреть, при каких условиях оно дает наиболее чистую воду и работает
лучше всего.
Великое искусство Жизни не сводится ни к позиции аскета, который говорит:
"Я ничего не хочу", ни к позиции мирянина, который хочет того-то или иного.
Ведь это же одно и то же: один может быть точно так же привязан к своему
отречению, как другой - к своей собственности. Жизнь вообще не
ограничивается никакой самой совершенной твердой (статичной) позицией - она
сама динамика изменений. На самом деле, пока мы чувствуем необходимость
отрекаться от чего бы то ни было, мы еще не готовы, мы вязнем по уши в
противоположностях.

Любой человек может проделать следующие наблюдения без всякой специальной
подготовки. Во-первых, стоит нам только сказать себе: "Ты должен отречься от
того, отказаться от этого!", как его тот час же охватит противоположное
желание. Если же наша "Хочуха" соглашается отречься, то можно быть
уверенным, она ожидает, что ей будет отплачено сторицей. И уж такова она по
своей натуре, что совершить большое отречение для нее ничуть не сложнее, чем
отречение малое, поскольку в любом случае Его Величество Желание получает
свою подпитку - и обладание, и отказ для него одинаково питательны.

Осознав эту простую истину, мы обнажаем полностью весь механизм работы
"Империи чувств", а именно - ее полное безразличие к нашим человеческим
сантиментам. Боль привлекает ее так же, как и радость, лишения - как и
изобилие, ненависть - как любовь, муки - как экстаз. Оно выигрывает в любом
случае, потому что и в страдании, и в наслаждении - Сила, одна и та же Сила.
Итак, мы поставлены перед фактом, что все без исключения ощущения, из
которых состоят фрагменты нашей внешней личности, двойственны и
противоречивы по своей природе. Любое ощущение - это обратная сторона
другого ощущения; в любой момент оно может превратиться в свою
противоположность - утративший иллюзии филантроп становится
пессимистом-мизантропом, упорный атеист -  фанатиком веры, а добродетельного
шокируют все те вещи, совершить которые у него не хватает смелости.

Здесь мы открываем еще одну особенность "Государства витальных желаний":
это - неисправимый шарлатан, актер, бессовестный фигляр. (Перечитайте
"Братья Карамазовы" - прим. ред.) Каждый раз, когда у нас исторгается крик
протеста или боли (вообще, любой крик), мы можем услышать, как внутри нас
хихикает обезьяна.  Это известно всем, и все же мы остаемся такими же
сентиментальными, как и прежде. И в довершение всего, это Витальное существо
отличается своей способностью все затуманивать - это само воплощение тумана,
оно принимает силу своих ощущений за силу истины, а сияющие высоты заменяет
дымящейся вершиной вулкана на дне пропасти.

Совершенно очевидно следующее наблюдение, вытекающее из первого - наше
Витальное совершенно не способно помочь другим и даже просто вступить в
общение с другими за исключением тех случаев, когда эго индивидуумов
совпадают. Нет ни одной вибрации, посылаемой (или, вернее, передаваемой
нами), которая не могла бы тот час же превратиться в свою противоположность
в другом человеке. Стоит нам только пожелать добра, как автоматически
пробуждается соответствующее отрицательное чувство (не принимается ли оно
вместе с первым?) или соответствующее сопротивление, или противоположная
реакция - кажется, что этот процесс протекает так же спонтанно и неизбежно,
как химическая реакция.

В действительности Витальное стремится не помочь, а взять. Всегда. Любым
возможным способом. Все наши чувства и ощущения запятнаны "хватанием".
Чувство грусти при измене друга, например, - да и любая печаль - это верный
признак каприза нашего эго. Если бы мы по-настоящему любили людей ради них
самих, а не ради себя, то любили бы их при любых обстоятельствах, - даже
если бы они стали врагами, -  мы радовались бы тому, что они существуют.
Наши скорби и страдания на самом деле - это всегда признак смешения
(затуманивания, замутнения), а потому они ложны. Истинна одна только
радость. Потому что истинно только то "Я" внутри нас, которое охватывает все
существования и все их возможные противоположности. Когда все находится
внутри, тогда все является радостью, потому что уже нигде нет пробелов.

"А как же сердце - с большой буквы?" - протестуем мы. Но разве сердце не
является местом самой большой неразберихи и смешения?  Да и оно быстро
утомляется.
И в этом состоит наше третье наблюдение: наша способность радоваться -
мала, наша способность страдать - также мала, мы быстро становимся
безразличными к самым ужасным бедствиям: были ли у нас хоть какие-нибудь
печали, которые мы не предали забвению? Мы можем вместить в себя лишь малую
часть этой великой Силы Жизни. Мы не способны удерживать Заряд.

Одно слишком глубокое дыхание - и мы кричим от радости или от боли, рыдаем,
пляшем или теряем сознание. Мы все еще не способны воспринять ту многоликую
Силу, которая вливается и переполняет нас. Сила Жизни не страдает, она не
тревожится и не возносится, не является ни хорошей, ни плохой - она просто
есть, она течет, всеохватывающая и безмятежная.
Те противоположные друг другу формы, которые она принимает в нас, - это
инерция нашей прошлой эволюции, когда мы были чрезвычайно жалки, разобщены и
должны были защищать себя от огромной живой массы, слишком интенсивной для
нас. Мы должны были различать "полезные" и "вредные" вибрации, причем первые
обладали положительным коэффициентом удовольствия, симпатии или добра, а
вторые - отрицательным коэффициентом страдания, отвращения или зла. Но
страдание - это слишком большая интенсивность все той же Силы, ведь даже
удовольствие, если оно слишком интенсивно, превращается в свою причиняющую
страдание противоположность.

Это - взаимные соглашения наших чувств, и достаточно лишь незначительного
перемещения стрелки сознания. Лишь Сознанию в состоянии абсолютного знания и
совершенного опыта все соприкосновения являются как радость. Ни что иное,
как узость и недостаточность нашего сознания является причиной всех наших
несчастий, моральных и физических, причиной нашего бессилия и вечной
трагикомедии нашего существования.
Но средством избавления от этого является не истощение чувственной области
(т.е Витального), как учат моралисты, а его расширение. Не отрекаться, но
принимать все больше и больше, расширять свое сознание. Ведь именно в этом -
смысл эволюции. По сути дела, единственное, от чего нам следует отречься -
это от собственного невежества и ограниченности. Когда мы упорно цепляемся
за свою жалкую внешнюю "фронтальную" личность, за ее претензии, слащавую и
неотвязную сентиментальность и "священные печали", мы - не люди в подлинном
смысле этого слова, мы - улитки Каменного века, защищающие свое право на
скорби и страдания.

Та сомнительная игра, которая разворачивается в сфере поверхностного
Витального, уже не сможет ввести Ищущего в заблуждение, но в течение
длительного времени у него еще сохранится привычка отвечать на тысячи
биологических и эмоциональных вибраций, вращающихся вокруг него. Переходный
период требует времени, и он часто сопровождается короткими периодами
сильной усталости, потому что организм расстается с привычкой обновления
энергии из обычного поверхностного источника (который покажется нам грубым и
тяжелым, как только мы вкусим другого вида энергии), но при этом он еще не
обладает способностью быть постоянно соединенным с истинным источником -
отсюда и "пробелы". Но и здесь Ищущему помогает нисходящая Сила, которая
мощно способствует установлению в нем нового ритма. Он замечает с
неиссякаемым удивлением, что стоит ему сделать один маленький шаг вперед,
как помощь Свыше делает десять шагов навстречу - как будто его ждали.

Однако неправильно думать, что  работа состоит только в отрицании старого.
Витальному, конечно, очень льстит та мысль, что оно совершает огромные
усилия, борясь против себя самого - это ловкий прием, как защитить себя на
всех фронтах.
На деле же Ищущий не подчиняется каким-то особо строгим и несущим массу
запретов правилам, а следует позитивному стремлению своего высшего "Я". Он
действительно растет, а потому нормы вчерашнего дня или позавчерашние
удовольствия кажутся ему такими же скудными, как пища сосунка - его уже не
удовлетворяет все это, он должен действовать и жить лучше.

Именно поэтому так сложно объяснить Путь тому, кто никогда не пытался идти
по нему - он увидит лишь свою сегодняшнюю точку зрения, вернее - то, что он
теряет ее. Но если бы мы только знали, какой это шаг вперед - оставить
прежнюю точку зрения. Как изменяется жизнь, когда человек движется от стадии
замкнутых истин к истинам открытым и далее - к истине, подобной самой жизни,
истине слишком великой, чтобы уместиться в каком-либо ограниченном взгляде
на вещи, ибо она охватывает их все и оценивает полезность каждой вещи на
каждой стадии бесконечного развития; к истине достаточно великой для того,
чтобы отрицать себя и бесконечно переходить в истину более высокую.

За этим инфантильным, беспокойным, быстро истощающим наши силы
поверхностным Витальным мы находим область Покоя и Мощи - то, что можно
назвать Истинным Витальным, то, что содержит саму сущность Жизненной Силы,
очищенную от сентиментальных и болезненных побочных продуктов.
Мы входим в состояние спокойной, спонтанной концентрации - так море всегда
спокойно в глубинах, под волнующейся поверхностью. Эта фундаментальная
неподвижность не есть притупление нервов, как и безмолвие ума не является
оцепенением мозга; это - основа для Действия. Это - концентрированная сила,
способная начать любую деятельность, противостоять любому, самому неистовому
и продолжительному потрясению и при этом не потерять своего равновесия.
В зависимости от степени нашего развития из этой витальной неподвижности
могут возникнуть способности самого разного рода, но прежде всего мы
чувствуем неисчерпаемую энергию.
Любая усталость - это признак того, что мы снова захвачены поверхностной
суетой. Работоспособность и даже физическая выносливость увеличиваются в
десятки раз. Еда и сон перестают быть единственным источником обновления
энергии. (Изменяется, как мы увидим, природа сна, а количество еды может
быть сокращено до гигиенического минимума, чтобы не вызывать обычного
пресыщения и сопутствующих ему болезней.)

Могут появиться и другие силы, которые часто называют "чудесными", но эти
чудеса - результат метода; мы не будем их здесь обсуждать - их надо пережить
на опыте. Скажем лишь, что если человек научается управлять некой вибрацией
в себе самом, то он автоматически обретает способность управлять той же
вибрацией везде в мире, где бы он ее ни встретил. Кроме того, в этой
неподвижности установится еще одно свойство: отсутствие страдания и чувство
постоянной радости.

Когда обычный человек получает удар, физический или моральный, его
непосредственная реакция - скрючиться; он сжимается, кипит внутри от боли и
гнева и тем самым десятикратно увеличивает свои страдания. Ищущий, который
добился в себе некоторой неподвижности, наоборот, обнаружит, что она
растворяет все удары, потому что она широка, потому что он уже не жалкая
зажатая и зависимая личность, а сознание, переливающееся за пределы своего
"отдельно взятого тела". Опыт сознания Ищущего распространяется во всех
направлениях, расширяясь до бесконечности. Когда сознание становится
свободным, это происходит не в теле, но в той бесконечной высоте, глубине и
широте, в которых живет всегда. Его основа - это безмолвие или пустота, в
которых может проявиться все - Покой, Свобода, Сила, Свет, Знание. Малейшее
страдание любого рода - это непосредственный признак противоречий в нашем
существе и потери сознательности.

Это сознательное расширение существа имеет одно очень важное следствие:
пока мы живем за жалкими покровами нашей внешней личности, вибрации малы,
слабы удары, невелики радости - нас защищает собственная малость. Но когда
мы выходим во всеобщее Витальное, мы находим там те же вибрации или, скорее,
силы гигантского всеобщего масштаба -  те самые силы, которые движут миром
так же, как они движут нами. И если мы не обладаем абсолютным спокойствием
(внутренней неподвижностью), то будем попросту сметены.

Если Ищущий пытается восходить слишком быстро, перескакивать некоторые
ступени, не установив предварительно ясного и прочного основания, то он
легко может взорваться, как паровой котел (например, сойти с ума). Поэтому
можно сказать, что витальная прозрачность - это не вопрос " этики для
сверхэмоций", но необходимое органическое условие.
В действительности же великая Заботливость всегда предупредит и предохранит
нас от преждевременных опытов; может быть, мы ограничены и малы лишь до тех
пор, пока нам нужно оставаться ограниченными и малыми.

И в довершение всего, когда мы овладеваем этой неподвижностью, то
обнаруживаем, что можем довольно эффективно помогать другим. Ведь такая
помощь не имеет ничего общего с положительными эмоциями или милосердием -
это вопрос силы, видения, радости.
В этом спокойствии мы обладаем не только радостью, передающейся другим, но
и видением, которое рассеивает все тучи. Есть покой, который не является
противоположностью борьбы - покой активный, заразительный и могущественный,
который подчиняет и успокаивает, приводит все в порядок и каждой вещи
отводит ее место.
Как пример этого всемогущего покоя, приведем "удивительный" случай,
произошедший в индийском Пондишери во время сезона тропических ливней, когда
дожди и циклоны обрушиваются совершенно внезапно, принося большие
разрушения. Люди защищают двери и окна домов толстыми бамбуковыми щитами. В
ту ночь, когда циклон обрушил на землю водяные потоки, бывший выпускник
Кэмбриджа Шри Ауробиндо сидел за столом и писал, а окна были распахнуты
настежь. Тот, кто поспешил ему на помощь, чтобы закрыть окна от налетевшего
шквала, увидел, что в комнате нет ни одной капли дождя, - царившей в ней
покой был настолько плотным, компактным, что циклон просто не смог
проникнуть туда...

Из книги Сатпрема "Шри Ауробиндо или Путешествие сознания"

Pure World Web Site

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное