ВОСЬМОЙ ДЕНЬ ТВОРЕНИЯ
"...Беречь культуру, участвовать в восьмом дне творения".
Евг. Богат
Гармонический, универсальный человек - писатель Евг. Богат. Открытый всем
временам и всем сторонам, духовно не завершимый - таким он останется в
памяти.
Из записных книжек
Известный французский ученый Тейар де Шарден в книге "Феномен человека"
отмечал, что совершенство мыслящего существа измеряется совершенством его
взгляда. "Стремиться видеть больше и лучше - это не каприз, не любопытство,
не роскошь. Видеть или погибнуть".
Видеть или погибнуть.
Чем полнее видит человек, тем полнее он живет. Видеть - это понимать. Когда
человек видит - видит, понимая, - мир озаряется новым смыслом.
Усилия видеть все совершеннее и все полнее делают человека в мироздании
особым, уникальным существом. В этом умении-усилии феномен человека.
***
Искусство и жизнь не только рядом, а в неистребимой взаимоотраженности, в
странно необходимом со-бытии.
У людей, не верящих в реальную силу искусства, существует достаточно
убедительный аргумент: искусство не уберегло человечество от ужасающих
жестокостей и катастроф. Наиболее остро и четко выразил это современный
немецкий философ Адорно: "После Освенцима нельзя писать стихи".
Но неизвестно, что стало бы с человеком, если бы не было искусства.
Стихи после Освенцима - это поражение Освенцима. И нет силы, которая
помешала бы людям оставаться людьми. Может быть, это величайшее открытие
нашего, ХХ века.
***
Иисус Христос в "Тайной вечере" - воплощение любви и добра. Иуда на той же
фреске - олицетворение зла. Эти два образа, эти два антипода не давались
кисти Леонардо. Он написал уже лица всех апостолов, и окна в трапезной, и
небо за окнами, и стол, и стаканы, и хлеб на столе, а Христа и Иуду дописать
не мог долго-долго; может быть потому, что все лучше понимал: абсолютного
добра, как и абсолютного зла, в мире нет. Потом, после многолетних
мучительных поисков, наблюдений, размышлений, ему удалось создать образ
Иуды; он написал лицо, в котором попытался воплотить свое понимание зла. Но
лицо Христа - единственное в этой картине - осталось незавершенным. Оно и
незавершенное пленяет нас человечностью, неземной - нет! - именно земной
красотой, возвышенной печалью и какой-то особой "мягкостью", которая может
оказаться могущественнее любой силы. Но все же оно - мы этого не видим, не
чувствуем, но взыскательный Леонардо понимал - не завершено. Он не дописал
его до той степени завершенности, как остальные лица на фреске, потому что и
при его гениальном мастерстве это было невозможно. Абсолютное добро, как и
абсолютная истина, - великая цель человека и человечества. А как же
абсолютное зло? Кисть Леонардо не ответила на этот вопрос, на него ответил
ХХ век. Ответил Освенцимом, Бухенвальдом, Хиросимой, ответил бомбой, которая
упала в трапезную Санта Мария делле Грацие, на одной из стен которой
старились и меркли пятьсот лет лица апостолов.
Двадцатый век ответил бомбой, упавшей на Леонардо, - да, на него самого,
потому что в этой фреске весь он, - и не убившей его. Смысл этого ответа в
том, что добро и зло относительны, за ними есть нечто более могущественное и
всесильное. Вечность - тоже живое становление. Еще в баснословные
тысячелетия мудрецами Востока было замечено: все становящееся, растущее,
неуловимо движущееся или тянущееся вверх сильнее того, что отвердело,
окрепло, застыло. Лицо Иуды - окаменевшее, застывшее, несмотря на
потрясающую экспрессию, яркость и выразительность охвативших его
человеческих, точнее - нечеловеческих чувств.
Лицо Христа как бегущая волна. Оно меняется, как живое лицо, оно живет, оно
в становлении, в нем Игра Жизни... Оно - обещание рембрантовских лиц, оно
печально той печалью, о которой великий поэт ХХ века говорил, что она
долговечнее и прочнее стали и камня.
***
О, Господи! Сколько было пожаров, землетрясений, извержений вулканов, войн,
эпидемий, опустошений, наводнений, стихийных и нестихийных бедствий; горели
рукописи, рушился мрамор и фрески, плавилась бронза, исчезали города и даже
цивилизации. И все это в нас живет - такое непрочное, такое бессмертное.
***
Две навязчивые, вечные идеи сопровождали человечество на всем его долгом
пути: ожидание конца мира и ожидание золотого века. Пустой страх. Пустая
надежда.
***
Никогда еще не было такого отрыва человека от жизни космической, как в наш
век, называемый поверхностно и формально - космическим.
***
Да, человек должен жить по законам вечности именно потому, что он не вечен.
Если бы он был вечен, то мог бы разрешить себе "роскошь" жить по законам
мгновения. Но поскольку открыть в мгновении вечность - это единственная
надежда на бессмертие, то должен жить он, отрешившись от мгновения.
***
Поиск любой истины - художественной, научно-технической, а не только
нравственной - заключает в себе большую этическую ценность, потому что любая
истина убийственна для лжи.
Отличие нравственных истин от научных в том, что в мире нравственных истин
"изобретение велосипеда" не только не смешно, но даже важно: человек
открывает то, что было высказано мудрецами две иои три тысячи лет назад. Но
он не повторяет, а именно открывает это сам, потому что это...
***
Уровень чести общества зависит от уровня уважения (даже почтения,
поклонения) таланту; нет большего удара по чести, чем торжество
посредственности.
***
Может быть, самая интересная жизнь - жизнь незамечательных людей. В
будущем создадут серию ЖНЛ - Жизнь Незамечательных Людей. И вот когда в этой
серии начнут выходить том за томом, мы и поймем, что людей незамечательных
нет.
***
Улыбка Джоконды - первая улыбка человека, который не улыбался никогда
раньше. Или улыбка человека, который долго-долго не улыбался.
***
В жизни не должно быть ничего лишнего, только то, что нужно для счастья.
***
Жертвуя обстоятельствами, мы выигрываем судьбу.
***
В молодости мы слишком заняты собой, чтобы видеть и понимать мир. С годами
утрачивается интерес к себе. И странно: именно тогда мы и открываем в себе
самое духовное и сокровенное.
По материалам: "Красная книга культуры"
ЕЖИЛЕЦКИ
Что есть афоризм? Это дразнящий минимум слов при максимуме не на
шутку встревоженных "невыразимостей", всегда неожиданно распахнутая дверь и
вскрик застигнутой врасплох проблемы... Скажем так: отнюдь не логика, а
скорее некая палеонтология мысли, где по одному оскалившемуся "зубу"
приходится на собственный страх и риск воссоздавать неведомое и часто
довольно опасное для устоявшейся шаблонности целое... Можно сказать и так:
некая неожиданная инсценировка мысли, подчиняющаяся поверх логических норм и
запретов неписаным канонам какой-то диковинной хореографии; афористическая
мысль относится к систематизированной мысли как кочевник к домоседу, как
прыжок канатоходца к правилам уличного движения, как лабиринт к стрелке с
надписью "выход"...
К. А. Свасьян
Станислав Ежи Лец (1909 - 1966) - известный польский поэт,
переводчик, сатирик, создатель поразительных по глубине и краткости
неожиданных мыслей - афоризмов, которые знатоки именуют "ежилецки". Его
книжечка "Непричесанные мысли" переведена на 18 языков мира. Этот кладезь
лаконичной философской мудрости и жизнелюбивой наблюдательной иронии,
который предлагает совершенно непредсказуемые решения и приглашает серьезно
задуматься, - считается по силе равным не одной солидной библиотеке. Читайте
"ежилецки":
Почему я пишу такие короткие фразы? Мне не хватает слов!
Одиннадцатая заповедь: "Не чужесловь!"
Я сам видел как-то чудо. Это было, когда обошлось без чудес.
С тех пор как человек принял вертикальное положение, его тень увеличилась.
Бастилии рассыпаются в прах, но после них часто остаются двери, закрытые на
четыре запора.
"Я чувствую, как у меня растут крылья!" - изрекла мышь. Ну и что из того,
госпожа летучая мышь?
Когда миф сталкивается с мифом, это очень реальное столкновение.
Всегда найдутся Эскимосы, которые разработают для жителей Конго
руководство, как вести себя в сильную жару.
Свободу невозможно симулировать!
Окно в мир легко заслонить газетой.
Я - красивый, я - сильный, я - умный, я - добрый. И я сам все это открыл!
Многие вещи следует довести до логического абсурда, пусть узнают своего
родителя.
Я знаю, откуда взялась легенда о еврейском богатстве. Евреи платят за все.
Вот если бы еще козла отпущения можно было доить!
Случается, что крючок проглатывается вместе с рыбаком.
"Я как-то пережило свою сказку!" - сказало Чудовище из той сказки.
Эх, если бы смерть можно было отоспать в рассрочку!
Человек похож на улитку - его путь к себе идет по спирали.
Обычно то, что в нас взрывается, еще и покрывает нас сажей.
Труднее всего вывести точку, поставленную над i.
Как же помогает слепота точному попаданию!
Уже сам значок параграфа выглядит как орудие пытки.
В аду дьявол является положительным персонажем.
Стройте мосты от человека к человеку, естественно - разводные.
Овца, у которой было золотое руно, не была богатой.
Я видел раз титана, штопающего носки. Это был его первый титанический труд.
Все следует посвятить человеку. Только не других людей.
У человека уже есть крылья, но ангелом он не стал.
Первым условием бессмертия есть смерть.
Предпочитаю надпись "Вход запрещен", нежели "Нет выхода".
"Тебе принадлежит весь мир!" - крикнул я тому юноше. "Ну и что - его же не
продашь", - услышал в ответ.
От слова к слову человек идет иногда всю жизнь.
Перевел с польского Сергей Коржицкий