Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Чистый Мир - альтернативный Путь


Информационный Канал Subscribe.Ru


Педагогические семинары
ЧТО ЗА СЛОВОМ?

Новые знания - на уроках словесности*
Я разработала такой урок: из поэзии XVIII века взяла строки, которые
описывают Солнце. У Ломоносова это "бушующие огненные моря", а у Державина:
"Миров полночных миллионы в неизмеримости текут, Твои они творят законы,
Лучи животворящи льют"... Достаточно обсудить, что такое "животворящие
лучи", чтобы урок состоялся. Чтобы основные идеи, очень нужные и важные для
нас, были осознаны.

Точно так же, через вполне знакомые имена могут вводиться более сложные
идеи, например, идеи ноосферного знания. Никому не придет в голову
отталкивать Циолковского из школьного обучения. Но что может сказать о
Циолковском учитель физики (или о Вернадском)? И по какому предмету давать
эти знания в школе (и где такой предмет)? Пришлось вводить эти имена на
уроках словесности. Начинала даже не с Циолковского, а с Николая Федорова,
который был, по сути дела, учителем Циолковского.

Рассказываю о бедном библиотекаре, который обитал в комнатке при
библиотеке, всю жизнь имел один костюм и как только получал свою маленькую
зарплату, сразу раздавал ее нищим. Но этот человек обладал уникальной
памятью (говорят, он наизусть знал содержание всех книг в Румянцевской
библиотеке). Одной из блестящих идей, которую развил Николай Федоров, была
теория общего дела. На этом я ставлю точку и говорю ученикам: идите домой,
подумайте и напишите мне, возможно ли такое общее дело, которое бы
прекратило все войны и распри (в этом как раз и заключалась идея
Н.Федорова). 

Если такое дело искать в чисто материальной плоскости, понятно, мы его не
найдем, поскольку столкнутся материальные интересы и всегда из-за них будет
вражда. Где, значит, надо искать такое дело?...

Ученики начинают думать, у них возникают какие-то ответы и вопросы, а на
следующем уроке я им говорю, что таким "общим делом" Николай Федоров объявил
поиск бессмертия - "Как обессмертить человечество?"... И продолжаю рассказ о
том, как Федоров разглядел в Циолковском - этом глухом студенте -
неординарный ум. Каким образом ученик познавал идеи своего учителя, не знаю:
Федоров не писал, а его студент - не слышал, но тем не менее Циолковский
проникся мыслями о том, что все люди когда-нибудь достигнут бессмертия. А к
чему это приведет? - к перенаселению планеты. Значит, надо выходить в космос
- в иные миры. И заразившись этими идеями, Циолковский стал разрабатывать
первый летательный аппарат, на принципах которого существует вся космическая
техника.

 .Третье имя - Вернадский (оно обязательно возникает, когда говорю об
идеях космизма) - ввожу полемически. Вернадский вынужден был давать свои
идеи в скрытой форме. В одной из последних статей (он умер в 1942 году)
написал: если мысль не материальна, как она может влиять на материальный
процесс? Он знал ответ... Вот тут я и говорю ученикам: подумайте,
материальна мысль или нет? Урок так и называется: "О природе человеческой
мысли".

Вербализовать свое знание о мысли не так-то просто. Любого спроси: "Что
такое мысль?" - начнутся искания (поле, энергия и т.д.): кто его знает, как
это выразить правильно. Чтобы понять суть темы, мы анализируем совершенно
конкретные тексты. Например, привожу стихи современного поэта: "Я истину
люблю внутри, Внутри сосуда из моих понятий. Она еще не познана - смотри:
Смотри, как сфера формы вся помята..." А потом мысль перерастает человека:
"...и, выйдя на космический простор, Та истина тебя порабощает... И вот уже
тебе покоя нет - Произнесенному всегда живем в угоду. Ты - раб
философических тенет, Которые тебе сулят свободу".

А вот еще один пример. Тургенев, характеризуя одного из своих персонажей,
говорит: "Ты никогда не сможешь ничего сделать, ты никогда не сможешь
творить, потому что ты не умеешь сжаться..." Как учителю работать со словом
"сжаться"? Что, собственно, нужно сжимать, чтобы смочь что-то сделать?
Говорю ученикам: представьте реку, которая несет свое течение, и в самом
узком месте она способна совершать самую большую, интенсивную работу - здесь
и ставится плотина, чтобы можно было воспользоваться силой этой реки. Как
создавать эти узкие места в творчестве, когда мысль начинает напряженно
работать - метаться и нечто воспроизводить? Кстати, создание таких узких
мест и заставляет человека интенсивно думать и выражать себя.

Развитие навыков письменной речи
Литература возникает там и тогда, где возникает общее культурное
пространство между жанрами духовной и светской письменности. Первое, что
нужно сделать учителю: познакомить с основными жанрами. Я их делю на 3-4
большие группы.
1. Фольклорные (народные) жанры - сказка, былина, баллада, загадка,
пословица, поговорка, бывальщина.
Работа с этими понятиями развивает творческое сознание. 

Например, сказка начинается с зачина, заканчивается концовкой, строится на
троекратных построениях, внутри сказки - присказки. Если знать структуру
этого жанра, можно вложить любое содержание - оно будет звучать как
сказочное. Момент творчества начинается тогда, когда в такую сказочную форму
предлагается ввести совсем не сказочное содержание. К примеру, написать
объяснительную записку в форме сказки, или правила грамматики - "Сказка о
двоеточии"... Вот тут-то и начинается творчество.

На таком же столкновении жанра и нежанровой ситуации строится былина.
Проработаем былинный язык, научимся суффиксы былинные вставлять и слоги
добавлять - "ой да, ой вы гой еси..." - добьемся былинности в стиле. Что
касается содержания, то былина - всегда о героическом деянии. А если возьмем
принципиально не героическое событие (о том, как утром собирался на работу)
и расскажем о нем в былинном стиле, - увидим, как стиль жанра нас "ведет" -
и свое негероическое бытие начинаем осознавать как героическое деяние.
Вот что такое творчество!

2. Жанры духовной письменности - притча, заповедь.
Притча - это жанр, с которым Бог обращается к человеку, объясняет ему, как
жить. Иисус всегда говорил притчами. Он может властно сказать: "Встань и
пойди!" И здесь возникает момент веры. Поверить - значит, "принять на
слово". Но чаще всего Иисус поступает по-другому: он не дает конкретного
ответа, отвечая на вопрос притчей.

Притча - такой нравоучительный рассказ, у которого никогда нет словесно
закрепленной морали. Если вспомним притчу (например, "О блудном сыне"), то
не найдем никаких выводов "о чем она?" Самое удивительное, что в притче
много пластов и смыслов. Вот один из них (в упомянутой притче): молодому
человеку свойственно неверие, он хочет дерзать и "набивает шишки", хотя
всегда может вернуться домой, где его примут с добром. Но здесь есть и
другие смыслы. Сама эта "незакрепленность" морали дает возможность прочитать
ее по-разному. Каждому - будь то человек развитого интеллекта и духовности
или наоборот - в этой притче можно найти свой пласт, найти себя.

То же самое в притче "О сеятеле". ...Вышел сеятель в поле, стал бросать
зерна. Одни упали у дороги и были затоптаны, другие попали на камень - и
скоро высохли, третьи упали на плодотворную почву - и проросли, дали 50- и
100-кратный урожай. Вот и все - и выводов нет...

Когда шла с этой темой на урок к 10-классникам, думала: результат будет
нулевой - брошу семена на неподготовленную почву... Но увидела потрясающие
глаза! Ведь на самом деле эта притча о Слове, которое может упасть на
благодатную почву и прорасти - взрасти в понимание великое. А может быть
забыто или вовсе не услышано. И каждый из ребят примерял ситуацию на себя:
как это может случиться с ним: мне сказали, а я не понял... Результат
воздействия этой притчи совершенно невероятный - вот вам эффект Вечного
Слова!

Литература XX века очень часто обращается к жанру притчи. Притчами написан
"Маленький принц" Экзюпери и повесть Xемингуэя "Старик и море", за которую
он получил Нобелевскую премию. В ней звучат слова: "Человека можно
уничтожить, но победить его нельзя", - они имели свой смысл после Второй
мировой войны, а сейчас обретают иные смыслы. Языком притчи говорит Ричард
Бах в "Чайке по имени Джонатан Ливингстон". Притчеобразное слово сказано на
века, сказано об очень многом - оно не подводит итогов, оно способно жить и
саморазвиваться.
З
аповедь - второй жанр, где Бог говорит с человеком. (Корень "вед" в слове
"заповедь" - знания, которые даются Богом). Существуют Заповеди (как и
Законы Божьи. - Прим. А.М.) и вся мировая литература - это исследование
того, что будет с человеком, если он эти заповеди нарушает. 

(О том же - "Преступление и наказание" и "Гамлет"). Гамлет Шекспира -
первый персонаж, который задумался не о том, как изменить мир вокруг себя, а
о том, что произойдет, если нарушим Заповедь Бога, - то есть как бороться со
злом.

Подготовила Алла МЕЩЕРЯКОВА, "Светоград"
* главы из выступления доктора филологических наук, профессора Московского
педагогического университета Е.Н.ЧЕРНОЗЕМОВОЙ на педагогическом семинаре
международной школы "Человек у порога Нового мира".


Сайт газеты "Чистый Мир"

PureWorld web site

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное