ЧТО ЗА СЛОВОМ ?
Аз Буки Веди - Глаголь Добро - Живет Земля Иже Каки Люди Мыслят Наши...
Переименование ситуации*
Как мы работаем со словом и можем ли мы словом влиять на ситуацию, изменяя
ее? К сожалению, нет учебных пособий для учителя, которые помогали бы ему
находить выигрышные решения в стандартных ситуациях ( и потому, как правило,
они оказываются проигранными). Однако существуют методы работы
учителя-словесника, и среди них есть такой прием, как переименование
ситуации. Подобный прием используется и в психотерапии.
Вот конкретный пример. Пациент жалуется доктору: "У меня невыносимая
атмосфера в семье, всем от меня что-то надо. Жене постоянно нужны деньги, и
у дочери завышенные потребности. Меня не понимают, не чувствуют, что мне
нужен отдых. Я так больше жить не могу!.." Врач слушает пациента с
расширенными глазами, а когда монолог достигает своего пика, раздается его
возглас: "Замечательно! Они видят в вас сильного человека - свою опору!"
Ситуация переименована. Вместо жалости к самому себе человек обретает смысл
своего существования: он сильный! Он - истинная опора для людей, которые к
нему искренне привязаны и от него зависят. В результате изменяется
самооценка человека.
А теперь пример из учебника менеджмента. Если вы нанимаетесь в фирму,
первым делом вас проинструктируют, как правильно отвечать на телефонные
звонки: нельзя отвечать вопросом на вопрос или вторить повышенному тону
оппонента. Иначе вы проигрываете ситуацию и можете нарваться на грубость. Но
ответить грубостью на грубость там вам не позволят. А учитель часто так и
отвечает. Возникает вопрос: как вести себя учителю, если он нарвался на
грубость? Если вы поняли, что ошиблись, лучше сразу признаться в этом, по
возможности прибегнув к помощи юмора. Не отвечая на грубость, вы сразу же
обезоруживаете партнера.
Есть такой журнал "Белая мышь", который издается подростками для своих
сверстников. В одном из его выпусков появилась статья "Педагоги бьют детей
за собственные ошибки". Старшеклассники разбирают типовые ситуации и
"кричат" с болью в сердце: да, мы ужасны! но ведь педагоги старше нас, это
они - профессионалы - должны знать, как сделать так, чтобы такие ситуации не
возникали...
Учителю необходим свод подобных трудных ситуаций и советы, как из них
выходить. Предлагаю "домашнее задание" на год: понаблюдайте за собой, за
теми речевыми ситуациями, что досадны для вас, с которыми вы не справились и
проиграли. Попробуйте их решить по-иному, от обратного, нестандартно, выходя
за пределы "типового замкнутого круга".
Приведу некоторые приемы работы с учениками для становления осознанной
речи. Мы говорим о той речевой деятельности, которая идет НЕ от
эмоционального импульса: меня обидели, щас я им отвечу, а на ином уровне: я
понимаю, что и для чего сейчас скажу. Привычка немедленной ответной реакции
для педагога особенно вредна. Эмоции нужно притормаживать и разряжать через
юмор, настойчиво воспитуя в себе великодушие, чтобы проживать жизнь достойно.
Вспомним надписи, которые окружают нас повсеместно: "Выхода нет!", "Руками
не трогать", "Посторонним вход запрещен"... Ощущая себя в ситуации запретов,
мы неосознанно проникаемся напряженным состоянием, на нас оно влияет
отрицательно.
А что, если последовать логике, которая была предложена еще в 20-ые годы
прошлого века Сигизмундом Кржижановским? (Произведения этого талантливого
писателя, которые у нас только начали публиковаться, можно рекомендовать и
школьникам, например, "Возвращение Мюнхгаузена", где рассказывается о том,
как барон прилетел в Россию в 1917 году...) Ведь любую надпись можно
прочитать как название непрочитанного произведения. варианты: "Уходя, гасите
свет!" - роман о фашистском режиме; ""Выхода нет" - повесть о самоубийце и
т.д. Вот я и предлагаю школьникам прочитать окружающие нас надписи как еще
ненаписанные произведения. Приветствуются мягкий юмор и полет фантазии.
С. Кржижановский заметил, что между названием и самим произведением
возникает смысловое поле. Читая название, мы подспудно думаем, почему оно
так называется, особенно, если прямой связи с содержанием нет.
Работая со школьниками, даю им задание назвать написанные ими сказки так,
чтобы они совсем не соответствовали тексту. Например, сказку о корнях "мер"
и "мир" - о том, как жили два брата-корня, все время мерились и никак не
могли примириться, без конца что-то делили между собой - один мальчик назвал
"История России".
Кроме того, в психологии есть такое понятие, как "краевой эффект" - люди
запоминают обычно лучше всего начало и конец сообщения. Энергия
заключительных слов очень важна и для литературных произведений, и для
учителя, который может закончить урок сильной смысловой фразой.
Слово творит мир
Имя - это название не только ситуации, но любого явления или предмета.
Опять соприкасаемся с непостижимым: что есть Слово? И перед нами встают
философские вопросы. Современный философ Мишель Фуко написал книгу об этом -
"Слова и вещи". Он рассматривает историю отношения людей к имени.
Человечество решает вопрос, откуда берутся слова: складываются ли они в
процессе эволюции и становления человеческого языка или приходят от Бога?
(То есть Слово творит мир: вместе со словом появляется объект и его
название, и это название входит в сознание человека). Мы должны понимать,
что никакой разницы в этих подходах нет: Слово приходит единственно
возможным вариантом называния.
Разбираем на занятиях корень "стр". В словах стрела, стрелять, стремнина,
стремиться он дается как бы ритмом самих космических энергий. А с другой
стороны, он находит свое выражение в становлении языка, потому что
становление языка - это и есть постижение гармонии космоса.
Если вам интересен такой подход, можно прочесть книги, написанные как
учебники для 10-ых классов: "Зарубежная литература. Средние века" и
"Зарубежная литература. Возрождение", автор которых - доктор филологических
наук И. О. Шайтанов. Он показывает, как в средние века формируется понятие
духовной вертикали, рассказывает о споре об именах и названиях. Кстати, и в
поэме Джона Мильтона "Потерянный рай" идет речь о той же проблеме - кто дает
название вещам...
*фрагменты выступления доктора филологических наук, профессора Московского
педагогического университета Е. Н Черноземовой на семинаре "Человек у порога
Нового мира"
Алла Мещерякова, газета "Светоград"