УРОК МОЛЧАНИЯ
или умение видеть
(из суфийского наследия)
Когда Моисей готовился к тому, чтобы стать пророком, однажды он вместе со
своим Учителем Хидром проходил через некую страну. Сначала Моисею был
преподан урок дисциплины: не издавать ни звука в любых обстоятельствах. Они
шли, наблюдая красоту природы, и оба молчали. Учитель был восхищен
красотой, и ученик тоже чувствовал это. Так они прибыли на берег реки, где
Моисей увидел тонущего ребенка и громко кричащую мать, которая не могла ему
помочь. И тогда Моисей не смог удержать рот закрытым; он вынужден был
нарушить дисциплину и сказал: "Мастер, спасите его, ребенок тонет!" Учитель
ответил: "Тихо!" Но Моисей не мог молчать. Он снова сказал: "Мастер,
Мастер, спасите его! Он же тонет!" - "Тихо!" - был ответ Учителя, и Моисей
замолчал. Но его ум пребывал в волнении, он не знал, что и подумать. "Как
может Мастер быть таким невнимательным, таким жестоким, или Мастер
бессилен?", - спрашивал он себя. Он не смел думать об этом, и все же эта
мысль доставляла ему огромное неудобство.
Когда они пошли дальше, то увидели тонущую лодку, и Моисей снова не
удержался: "Мастер, лодка идет ко дну". Мастер опять приказал ему
замолчать, он замолчал, все еще чувствуя огромнейшее неудобство. Когда они
наконец добрались до дома, Моисей получил возможность высказаться: "Мастер,
я думаю, что тебе следовало спасти этого маленького невинного ребенка,
который тонул, а также и лодку, которая шла ко дну. Но ты не сделал ничего.
Я не могу понять, но хотел бы получить объяснение". Мастер сказал: "То, что
ты видел, видел и я. Мы оба видели, но по-разному, и тебе было бесполезно
говорить мне о том, что происходит, поскольку я и так знал. Если бы я
решил, что было бы лучше вмешаться, я мог бы сделать это. Почему же ты взял
на себя труд сообщить мне об этом и нарушил свой обет молчания?" Он
продолжал: "Ребенок, который тонул, должен был бы вызвать вражду между
двумя нациями, - тысячи и тысячи жизней были бы уничтожены в этом
конфликте. То, что он утонул, предотвратило другую надвигающуюся
опасность". Моисей взглянул на него с огромным удивлением. Тогда Хидр
сказал: "Та тонущая лодка была лодкой пиратов, они отправлялись потопить
большой корабль, полный пилигримов, и забрать все, что останется от
корабля, себе. Разве ты думаешь, что ты или я можем судить об этом? Сам
Судия стоит за всем этим, Он знает Свою работу. Когда тебе сказали молчать,
ты должен был держать свой рот закрытым и наблюдать все в молчании, как это
делал я".
Есть древняя персидская поговорка, которая гласит: "Только садовник знает,
за каким цветком ухаживать, а какой срезать".
***
Все, что видим мы, - видимость только одна.
Далеко от поверхности мира дна.
Полагай несущественным явное в мире,
Ибо тайная сущность вещей - не видна.
Омар Хайям (ХI век)
***
Круговращенья лет изменчив круг,
Не ждешь - и ферзем пешка станет вдруг.
***
Живущий духом - доблестью сияет.
Живущий телом - доблесть убивает.
***
Сказал я раз про шейха одного,
Что впереди нет зуба у него.
Мой собеседник, посмотрев сурово,
Ответил: "Ты сказал пустое слово.
Ущерб в зубах заметить ты успел,
А доблести его не разглядел!"
***
Так у павлинов видят люди злые
Не красоту, а ноги их кривые.
***
Перед слепым зажигаем свечу,
Если злого к спасенью зовем.
Кто к злодею приходит с добром, -
Солончак засевает зерном.
***
Как врач, что ткань больную рассекает,
Но и бальзам на раны налагает,
Так мудр по истине владыка тот,
Кто к добрым - добр, а злым отпор дает.
***
Стань Человеком в помыслах, в делах -
Потом мечтай об ангельских крылах!
***
Суть человека постигает тот,
Кто сущность пса сперва в себе убьет.
(Саади, ХIII век)
Спор о слоне
Из Индии недавно приведен,
В сарае темном был поставлен слон.
Но тот, кто деньги сторожу платил,
В загон к слону в потемках заходил.
А в темноте, не видя ничего,
Руками люди шарили его.
Слонов здесь не бывало до сих пор.
И вот пошел средь любопытных спор.
Один, коснувшись хобота рукой:
"Слон сходен с водосточною трубой!".
Другой, нащупав ухо, молвил: "Врешь,
На опахало этот зверь похож!".
Потрогал третий ногу у слона,
Сказал: "Он вроде толстого бревна".
Четвертый, спину гладя: "Спор пустой -
Бревно, труба, - он просто схож с тахтой".
Все представляли это существо
По-разному, не видевши его.
Их мненья - несуразны, неверны -
Неведением были рождены.
А были бы с ними свечи - при свечах
И разногласья не было б в речах.
(Руми, ХIII век)