НАЕДИНЕ С СОБОЙ
(Марк Аврелий)
***
Поутру следует сказать себе: "Сегодня мне придется столкнуться с
людьми навязчивыми, неблагодарными, заносчивыми, коварными, завистливыми,
неуживчивыми. Всеми этими свойствами они обязаны незнанию добра и зла. Я
же, после того как познал природу добра - оно прекрасно - и природу зла -
оно постыдно - и природу самого заблуждающегося - он родной мне не по крови
и общему происхождению, а по духу и божескому определению, - я не могу ни
потерпеть вреда от кого-либо из них - ведь никто не может вовлечь меня во
что-либо постыдное, - ни гневаться на родного, ни ненавидеть его. Ибо мы
созданы для совместной деятельности, как и ноги, руки, веки, верхняя и
нижняя челюсти. Поэтому противодействовать друг другу противно природе: но
досадовать на людей и чуждаться их и значит им противодействовать".
***
Созидаемое богами преисполнено промысла. Приписываемое случаю также
возникает не без участия природы или не без связи и соединения с тем, чем
руководит промысел. Все проистекает из этого источника; с ним сопряжены и
неизбежное, и то, что идет на пользу всему миру, коего ты составляешь
часть. Для всякой же части природы будет благом то, что производит природа
Целого и что способствует ее поддержанию. Но изменения как элементов, так и
сложных тел способствуют поддержанию мира.
Вот мысли, которые должны дать тебе удовлетворение; пусть же они будут
твоими основоположениями. Утешь свою жажду книжного знания, чтобы не
роптать, когда придет смерть, а умереть, храня благорасположение и
искренно, от всего сердца, благодаря богов. Вспомни, с коих пор ты
откладываешь эти размышления и сколько раз ты, получив у богов отсрочку, не
воспользовался ею. Но ведь следует же тебе в конце концов сознать, к какому
миру ты принадлежишь, как часть, и истечением какого мироправителя ты
являешься. Ты должен сознать, что положен предел времени твоей жизни, и
если ты не воспользуешься этим временем для своего просвещения, оно
исчезнет, как исчезнешь и ты, и более уже не вернется.
***
Всегда ревностно заботься о том, чтобы дело, которым ты в данный момент
занят, исполнять так, как достойно римлянина и мужа, с полной и искренней
серьезностью, с любовью к людям, со свободой и справедливостью; и о том
также, чтобы отстранить от себя все другие представления. Последнее удастся
тебе, если ты каждое дело будешь исполнять как последнее в своей жизни,
свободный от всякого безрассудства, от обусловленного страстями
пренебрежения к велениям разума, от лицемерия и недовольства своей судьбой.
Ты видишь, как немногочисленны требования, исполнив которые, всякий сможет
жить божественной жизнью. Да и сами боги от того, кто исполняет эти
требования, ничего больше не требуют.
***
Не легко указать на кого-либо, кто стал бы несчастным оттого, что был
невнимателен к происходящему в чужой душе. Но неизбежно будет несчастен
тот, кто не следит за движениями своей собственной души.
***
Все следует делать, обо всем говорить и помышлять так, как будто каждое
мгновение может оказаться для тебя последним... Боги проявляют заботливость
по отношению к людям: они устроили так, что всецело от самого человека
зависит, впасть или не впасть в истинное зло. Но то, что не делает худшим
человека, может ли сделать худшей жизнь человеческую? Природа Целого не
могла оплошать таким образом ни по неведению, ни по бессилию предупредить
или исправить, в случае, если она обладает всезнанием. Не могла бы она
также ни по бессилию, ни по неумелости допустить такую ошибку, как
распределение благ и зол между всеми людьми без разбора, как между
хорошими, так и между дурными. Смерть же и жизнь, слава и бесчестие,
страдание и наслаждение, богатство и бедность - все это одинаково выпадает
на долю как хорошим людям, так и дурным. Все это не прекрасно и не
постыдно, а, следовательно, не благо и не зло.
***
Всегда следует помнить о том, какова природа Целого, какова моя природа и
какой частью Целого она является, а также о том, что никто не может
помешать всегда действовать и говорить согласно природе, часть которой ты
составляешь.