ПРОБЛЕМА ДОБРА И ЗЛА
Добро и зло приемли равнодушно и не оспоривай глупца (Пушкин)
Многие люди призывают добро во всех своих чаяниях. Но поскольку они прежде
всего редко бывают согласны друг с другом в том, что следует называть
"добром", то все эти противоречивые разновидности добра в конечном счете
производят зло. Такова грустная действительность: каждый так занят тем,
чтобы торжествовало "его добро", которое не является добром для других, что
это может произвести только зло. И даже в том случае, когда это
относительное персональное добро, так ожидаемое, внезапно появляется, то
очень скоро люди начинают скучать, а иногда случается, теряют от этого
"добра" желание жить...
Зло в людской среде похоже на некоторых персонажей театральных пьес.
Именно благодаря им и развивается сюжет трагедии, комедии или драмы...
Поначалу жизнь идет более-менее спокойно, но вот своим честолюбием, своей
"любовью", гордостью, жадностью, глупостью или завистью кто-то вносит смуту
в семью или в коллектив, и всем приходится переживать различные перипетии,
бороться, защищаться и находить решения для преодоления этого кризиса. В
конце пьесы кто-то теряет и погибает, а кто-то находит и приобретает
мудрость, потому что сумел использовать эти трудные условия для своего
развития.
Такое сравнение, может быть, не понравится тому, кто имеет свою
"правильную теорию" о добре и зле. Но теории не решают проблемы. Проблему
зла всегда решают действием, учась его преобразовывать. В противном случае
его только усиливают своим невежеством и слабостью. (Не зря же в народных
сказках у драконов после отрубания одной головы на их месте вырастают
две...). Истина в том, что не во власти человека уничтожить зло как
таковое, но ему вполне по силам преобразовать это зло, очистив его. Причем
вся эта работа производится сначала внутри человека, а не вовне, - там все
происходит уже как следствие, автоматически...
Очевидно - нужно, чтобы торжествовало добро, только не путем уничтожения
зла, которое паразитирует на энергии добра, а преобразуя или очищая его.
Природа учит нас этому на каждом шагу. Возьмем простой пример с системой
кровообращения. Кровь - это посредник между воздухом и клетками наших
тканей. Когда кровь испорчена, разве природа предписывает выбросить ее из
тела? Нет, кровь очищается при помощи кислорода из того воздуха, который
наши легкие получают при дыхании. Ибо природа знает способ для
преобразования внутри нас зла в добро.
Возьмем другой пример с человеком, посмотрим, как он устроен. Верхняя
часть предназначена для благородных действий: видеть, слышать, говорить,
думать, тогда как нижняя часть переваривает, устраняет, выбрасывает -
функции явно гораздо более тривиальные. Но эти действия, благородные и
тривиальные, протекают в одном и том же организме человека. Высшие
способности черпают энергию в низших: эти "низкие функции" подобны корням,
необходимым для того, чтобы дерево (т.е. человек) могло пользоваться
элементами, которые оно переработает, а затем распределит в виде цветов и
плодов. Поэтому вместо того, чтобы стремиться нарушить порядок вещей,
установленный божественной мудростью, надо его изучить и понять. Все те,
кто ничтоже сумняшеся вступает в "священную борьбу со злом", чтобы его
выкорчевать и уничтожить, уродуют действительность подобно тому, кто хотел
бы истребить свой желудок, кишечник, половые органы и т.д.
Конечно, всех тех людей, которые хотят бороться со злом, можно похвалить
за их порыв, за их дух жертвенности и любовь к справедливости. Но мы
вынуждены сказать, что они не решают проблемы по-настоящему. Ибо что они
называют "злом" - вот вопрос, который каждый честный человек обязан задать
себе прежде, чем он начнет действовать. Познал ли он уже высший принцип
добра и зла, который умеет работать с тем и другим? Пребывает ли он на
достаточной высоте, чтобы в каждой ситуации видеть проблему целиком и
сверху? Видит ли он причины, или ему только что-то кажется? Где есть
видимость, а где - реальность?.. Может быть для начала научиться различать
правду и ложь, жить правдой и по правде?..
О.М. Айванхов