ИЗВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ
Нельзя благодарить зло за то, что оно есть. И вряд ли можно назвать
героем человека, победившего в себе зло. Ведь для нашей действительности, с
ее законами, понятиями, стандартами, которые мы сами же и придумали,
изменения становятся заметны, когда они предъявлены в резком контрасте. Мы
видим человека, который прожигает свою жизнь попусту, приносит окружающим
одни только страдания. И вот он стал другим, - под действием определенных
событий он вынес урок, исправился, победил в себе зло. Мы обычно склонны
считать такой поступок геройством. Да, конечно, тяжело преодолеть в себе
какие-то вредные привычки, эмоции. А ведь есть люди, в которых уже заложено
все то доброе и светлое, к чему мы приходим через страдания. Оно уже в них
как одно из важных составляющих их личности, жизни. Но мы принимаем это как
должное. Мы не замечаем, что они и есть, может быть, герои потому что,
отдавая частицу своей доброй силы людям, они не боятся уменьшить или
потерять ее, настолько она велика.
Быть благодарным за существование зла, значит смириться с ним, поставить
его в ряд добродетелей, допустить его; более того – умышленно совершать
его, думая, что пройдя через все эти трудности и преодолев препятствия, мы
станем совершеннее. Но ведь это же топтание на одном месте и нежелание идти
вперед. Ведь это значит признать свою слабость в том, что мы не в состоянии
делать добро без подзатыльника, которым и является зло. А ведь зло это
исходит от нас самих – получается замкнутый круг. Это как если бы мы шли по
лесу и упали в яму, которую до этого сами же выкопали. И, выбравшись из
ямы, мы говорим: "Хорошо, что все обошлось, и мы остались
целыми-невредимыми. Теперь мы уж будем более осмотрительны, имея горький
опыт". Кто из нас сможет сказать спасибо самому себе за то, что для себя же
поставил некогда препятствие на пути?
Получается, мы вписываем себя в удобные нам рамки, мерки, которыми и
оцениваем последствия собственных действий, происходящих от своего же ума.
В этих рамках мы находим место и оправдание тому злу, которое нас окружает,
делая его каким-то "учителем", ведущим нас вперед.
Допуская зло, мы даем ему возможность совершенствоваться. Ведь все, что
существует, преобразуется. И однажды, не распознав зло, мы покоримся ему,
приняв за истину. И тогда выбраться из этой ямы может оказаться просто не
под силу, настолько она будет огромна...
Н.Б. Шуневский, кандидат философских наук, доцент, пишет: "Уже к концу
70-ых годов ХХ столетия социальная структура индустриальных обществ
превратилась в аморфную массу, в толпу. СМИ еще раньше преуспели на пути на
пути замены самосознания общества бессознательностью, физиологической и
правовой рефлексологией, порнопросвещением.
СМИ пробивают в массе ментальные дыры, куда закладывается взрыватель, пуск
которого осуществляется руками террористов. Поэтому насилие потенциально
присутствует в пустоте телеэкрана благодаря дыре, которую он открывает в
ментальное пространство.
СМИ и есть легальный терроризм. Масса не может говорить, ибо тогда она не
будет массой. Масса не умеет говорить, ибо ее от этого наконец-то отучили;
масса не хочет говорить, ибо не видит тех, кто способен ее выслушать, а тем
более понять; масса не должна говорить, ибо что будут делать тогда СМИ?
Говорить имеют возможность и право лишь СМИ".
Но все равно есть люди, сознание которых имеет возможность сопротивляться
этому давлению и помогают не попасть под это влияние другим. Люди, которым
не нужны какие-либо причины, чтобы быть добрыми и творить добро. И хоть
понемногу, но их становится все больше.
Наталья Павловская, г.Могилев.