Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Чистый Мир - альтернативный Путь


Информационный Канал Subscribe.Ru

Об Учителе на Пути

Я давно хотел найти способ выразить свое отношение к вопросу о
необходимости Учителя для эффективного движения в поисках ответа на главные
вопросы жизни. Буду опираться на собственный опыт и на людей, с кем мне,
волей судьбы, довелось общаться. Прежде всего, я хочу примирить сторонников
самостоятельности и приверженцев Ученичества.
С чего все начинается?

В человеке, видимо, изначально заложено желание познать, что же он собой
представляет, что такое этот Мир и как все устроено? В силу различных
обстоятельств эти вопросы всплывают в сознании человека в течение жизни
неоднократно. Может меняться форма, глубина, полнота, жадность до них. Но
это случается обязательно. И иногда Мир дает подсказки, как бы намекает на
возможность получения ответов. Случается, что жажда ответа становится такой
сильной, что человеку становится очевидна необходимость специальных усилий
для того, чтобы обрести это Знание.

И начинается поиск. Появляются книги, идеи, собственные изыскания и
эксперименты, встречи с людьми, общение… То есть человек учится
самостоятельно. Это этап, когда ищущий осваивает все доступное для него
"пространство Знания". Тут случаются и удивительнейшие открытия, и ошибки,
победы "над собой" и поражения. Вырабатывается и исследуются своя модель
Мироустройства, эксперименты над собой и много-много чего еще. На этом
этапе происходит закладка фундамента, который позволит осуществить
стремительное восхождение, или прорыв в неведомое. То, о чем смутно
догадываешься, о чем пишут в книгах, что лежит за пределами логики и
прагматизма. Обостряется чувствительность, появляются новые способности,
накапливается опыт необычных переживаний, появляются инструменты и методы.
Человек меняется. Появляются силы. Наконец, созревает умение чувствовать
истинное направление поиска.

Это вдохновляет. И это же порождает уверенность в том, что человек сам
может до всего дойти. Как удавалось пока…
Но у этого этапа есть предел, потолок. Грань, которую невозможно
преодолеть без посторонней помощи. Это все равно, как невозможно родиться
без помощи матери. Эта грань может быть совершенно неразличима. Когда
искатель приближается к этой черте, он почему-то сворачивает в сторону,
даже не замечая этого. У каждого это место может персонифицироваться
по-своему. Вариантов бесконечное множество. А объединяет их одно, как бы ни
выглядела эта черта, - по своей сути это необходимость отказаться от
привязанности к себе. Иначе остановка или ходьба по кругу. Перемалывание и
переосмысление одних и тех же деталей опыта, бессмысленное накопление
знаний и их структуризация.

Иногда и этого бывает достаточно. Однажды приведя в согласие свой опыт и
законы своего существования (не важно открытые самостоятельно или из
различных источников) человек успокаивается, и всю свою дальнейшую жизнь
пытается сохранить полученное знание в неизменном виде.
А кто-то чувствует этот затык и пытается нащупать выход, решение,
преодолеть невидимую преграду… И представьте себе ситуацию, когда вдруг вы
встречаете человека, который Знает. Ваш опыт искателя, восприимчивость и
чувство истинности не позволит ошибиться. Что тут делать? Какой может быть
выбор? Вы стремитесь к Знанию и вот перед вами человек, который этим
Знанием обладает.

Тут я себе позволю небольшое отступление. Несколько слов о моем понимании
пресловутой темы Выбора. На мой взгляд, такого понятия на Пути не
существует. Это игры ума. Если человек однажды нашел, почувствовал, пережил
в глубине своей сути направление, в котором его влечет, о чем тут может
быть разговор? О каком выборе может идти речь? Конечно то направление, то
действие, то понимание, которое соответствует выбранному направлению. Вроде
бы просто. Но тут как всегда вмешивается наш пресловутый ум, который и
затуманивает ясность сознания, мешает ясно различать "показания внутреннего
компаса". И начинаются муки выбора. Важно понимать, что любой выбор
происходит в уме человека. Начинается интенсивный перебор аргументов за и
против, оправдания… Короче, внутренний диалог и эмоциональное возбуждение
танцуют самбу…
И остановка внутреннего диалога, снятие напряжений, гармонизация
отношений, здоровье, развитие чувствительности - это именно то, что дает
возможность сохранить ясность направления. Если даже всеми остальными
задачами практик пренебречь, то одной этой будет достаточно.

С чем же сталкивается искатель, встречая человека Знания. Во-первых,
страх. Все ваше существо предчувствует возможность изменений, которые
необратимы. Отсюда сомнения, неверие, даже цинизм…
Второе, это необходимость отказаться от своего эго. Представьте себе
ситуацию, когда человек вдруг осознает, что ему, в общем-то, не столько
Знание требуется, сколько факт его достижения самостоятельно, без чьей-либо
помощи, самому. Это то самое чувство собственной важности, о котором писал
Кастанеда. Если это не так, то опять же нет никакого выбора. Просто
следуешь тому направлению, в котором влечет.
В-третьих - это возникновение совершенно других отношений между людьми.
Таких, о которых очень трудно говорить обыденным языком. Ибо они не
поддаются логическому объяснению, неизмеримо глубже и теснее любых
известных ранее.

Если такая связь Учитель и Ученик возникает, то, как это ни странно
звучит, они делят между собой ответственность и усилия по продвижению
Ученика на Пути. Главное в этом процессе - разрушить преграды, возводимые
умом, обыденным сознанием человека, затуманивающие ясность восприятия. Для
многих это необходимо, иначе объем противоречий между привычными жизненными
представлениями, которые глубоко укоренились в сознании, и необычностью
нового опыта, могут стать разрушительными.
И еще немаловажная деталь. Учитель свидетельствует опыт Ученика.
Подтверждает истинность переживания, его глубину и сам факт. Потому, что
больше некому. Далеко не каждый Мастер, постигший свою Природу и обладающий
Знанием, становится Учителем. Поскольку умение, желание и возможность учить
и делить с кем-то ответственность за чужую жизнь не всем предназначены. Тем
ценнее встреча. 

Итак, без длительных, самостоятельных усилий и поисков, нет шансов не
только обрести Знание, но и встретить Проводника (Учителя, Наставника,
Гуру, Мастера); только огромное эго и чувство собственной важности может
заставить ищущего человека отказаться от шанса обретения Учителя, когда
такая встреча происходит; взаимоотношения, которые возникают между Учителем
и Учеником выходят далеко за рамки обыденных представлений о возможных
вариантах такого рода отношений. 

Вряд ли кто готов оспорить факт, что Школа рождается вокруг Учителя. Но
мало кто задумывается о том, что Школа это и Ученики (даже если это один
единственный). Это во многом и атмосфера взаимной устремленности, которая
объединяет членов этого "коллектива", это методология, которая позволяет
воспитывать и воплощать эту устремленность в реальность. Школа это
возможность жить по тем принципам, которые ведут к Знанию. Это условия,
которые позволяют сделать это "движение" максимально эффективным, а
зачастую и более безопасным. Именно поэтому в Школах присутствует
определенная структура отношений. Везде она разная. Не каждый Учитель
берется за такое "безнадежное дело", как Школа. И уж совсем редки случаи,
когда шанс вступить "под своды" этого удивительного "здания"
предоставляется всем ищущим.

В последнее время, огромное количество доступной (на первый взгляд)
информации породило новое отношение к подобного рода явлениям. Если раньше
люди искали возможность вступить на Путь, найти Школу, Учителя, то сейчас
возникла парадоксальная ситуация – Учителя сами ищут людей, готовых,
желающих Учиться…
В первую очередь это связано с тем, что сейчас есть возможность "узнать"
(не приобщиться, а "получить информацию о…") все то, что многие поколения
искателей переживали непосредственно. Создается миф о том, что можно
достичь Совершенства самостоятельно (по книгам, по фильмам, на основе
собственных экспериментов, придумывая себе практику). Приведу простой
пример.

Существует много Школ (например, буддийских, индуистских, мусульманских,
языческих), в которых человек, достаточно долгое время, с момента начала
обучения, выполняет каноническую и очень точно расписанную практику. Люди
годами строго выполняют простирания, подношения, молитвы, канонические
упражнения и ритуалы. Часто очень красивые, необычные, яркие. Иногда очень
сложные, "мучительные" и запутанные… Они прекрасно объяснены и теоретически
очень хорошо обоснованы. Имеют "древние корни" и авторитетных
предшественников. О них написаны огромные горы книг. Они регламентируют
образ жизни, образ мышления, поведения… И даже для человека со стороны
выглядят, в общем-то, убедительными и вполне авторитетными. Но удивительно
то, что все это красивое, сложное и авторитетное действо по большей части
не является настоящей практикой обретения Знания. Это подготовительный
этап. Приведение тела, сознания, духа и возможностей человека к той точке,
из которой он может начать свое Великое Путешествие к Совершенному Знанию.
А вот об этом пути, вы не найдете почти ничего, потому что это уже
совершенно другая жизнь, не похожая на строго расписанную и последовательно
выполняемую изо дня в день. Это прыжок в Неведомое. У каждого это
происходит по-своему. Об этом практически невозможно писать, можно только
намекнуть о такой возможности. И здесь Учитель совершает его вместе с
Учеником… И это совсем другая история…

Для большинства людей этот первый этап воспринимается как основной и
окончательный. А поскольку эта информация стала доступной и даже очень
доступной, большинство решило, что это все, что нужно. И что этого книжного
знания достаточно… Вот он Путь весь описан и запротоколирован и только
делай как написано (а что не написано – можно догадаться, додумать). Мало
того, считается, что на основании полученной таким образом информации,
опыта экспериментов над собой и ментальной компиляции, можно создавать
"новые направления" духовного развития и самосовершенствования и "учить"
других. Я удивляюсь самоуверенности и близорукости этих людей…

Есть и Школы, которые существуют по другому принципу, без предварительного
этапа. Старт возможен прямо с того момента, как Ученик решил для себя (не
умом, а всем естеством), открыл необходимость, неистребимую Жажду Знания,
Постижения, Совершенства. Это куда более сложный, на мой взгляд, и опасный
Путь. Здесь человек проходит подготовку прямо в процессе. Но у него есть
шанс Открыть Дверь в любой момент… О них почти не пишут в книгах, в них нет
канона. Эти Школы живут вместе со всем Миром, непрерывно изменяясь вместе с
ним. И в то же время, бережно сохраняя и передавая ТО, ради чего они
существуют…

Есть еще одна тема, также связанная с недоверием к Школам и желанием
искать самостоятельного пути в практике.
Никто не станет спорить с тем, что последние десятилетия, это время, когда
степень и интенсивность ментальных и эмоционально-психических процессов
возросла неимоверно. Человеческая психика находится под силнейшим давлением
окружающего пространства. Степень ментального и эмоционального возбуждения
таковы, что заставляют человеческую психику балансировать на грани
разрушения… Постоянно находясь в стрессовой ситуации, организм зачастую не
выдерживает подобного к себе "отношения". Это психическое возбуждение
"проявляется" в сознании человека вспышками ярких необычных образов,
странных ощущений, "новых" переживаний. И люди, находя (а часто притягивая
за уши) аналогии подобных явлений с "симптомами" практик духовного
развития, радостно бросаются во все тяжкие, усугубляя и без того свое
тяжелое положение. А также вербуя в свои ряды сторонников и последователей.
Много ли надо современному человеку, чтобы "поехала крыша", чтобы "впасть в
транс", чтобы появились галлюцинации? Пишутся книги, создаются программы,
разрабатываются "новейшие" методики. Создается иллюзия безграничных
возможностей. Расцветают буйным цветом профанация и дилетантизм. И уже
новые адепты ищут способы поломать механизмы, удерживающие их в здравом
уме… Да, бывают удачи, когда каким-то чудом человеку удается выбрать верное
направление. Но это действительно Чудо, одно на несколько тысяч обреченных.
Вот почему, в Школе, которую я знаю и о которой могу говорить, прежде чем у
Ученика появится возможность открыть для себя "неизведанные" миры,
требуется освоение навыков элементарной релаксации, состояния глубокого
покоя, снижение активности ума и эмоционального возбуждения. И даже эти
вроде бы простые и всем понятные состояния (но далеко не всем знакомые в
переживании и не всегда доступные) становятся дверкой, за которой
открываются просторы свободы и очень широкие возможности продолжения своего
Пути. Ни одна медитация (к какой бы Традиции человек ни обратился) не может
состояться без этих "простых и понятных вещей".
А. Скатаров


Сайт газеты "Чистый Мир"

PureWorld web site

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.esoteric.pureworld
Отписаться

В избранное