Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Чистый Мир - альтернативный Путь


Информационный Канал Subscribe.Ru

Удивительным внутренним благородством отмечена вся деятельность Александра Меня
– пастыря и ученого. Человек
энциклопедических знаний, он был открыт великой Правде. Главный труд всей его
жизни – серия книг по истории религии, где
прослеживается духовная история человечества, поиски смысла бытия. Автор не идеализирует
христианство, он показывает
реальную картину жизни Церкви, не скрывая ее драматических сторон: борьбы мнений,
раскола, ересей, вспышек фанатизма.
Высочайшая нравственная позиция отца Александра позволяет достаточно объективно
освещать все эти вопросы.

Новая "Варфоломеевская ночь"?

Русская Православная Церковь серьезно обеспокоена нарастающей волной бездуховности
среди молодежи. И священники правы:
язвы общества – наркомания, проституция, алкоголизм, преступность – это плачевный
результат поведения людей бездуховных.
Поэтому остро встает вопрос: как душу человека повернуть к вере, к Богу? И православные
священнослужители озабочены тем,
чтобы привлечь молодежь в церковь, отвлекая их от сомнительных "радостей". Уже
давно муссируется на разных уровнях вопрос о
преподавании Основ православной культуры в общеобразовательных школах России.
Но все здесь не так просто...

Россия – страна многонациональная, ее жители исповедуют и ислам, и иудаизм, католицизм
и т.д. Все верования, существующие
на этой земле, спокойно уживаются друг с другом. И если одно лишь православие
привнести в школьные программы – не заложим
ли мы тем самым мину замедленного действия? Подобных страшных примеров мировая
история оставила немало, - в середине ХХ
века кровавая резня в Индии между мусульманами и индусами, бесчеловечная Варфоломеевская
ночь...

Возрождение в душе народа высокой духовности – дело важное и чрезвычайно нужное.
И очень деликатное! Здесь требуется не
рубить с плеча, а хорошо все взвесить. Оказалось, что до нас совершил эту благородную
миссию протоирей Александр Мень,
глубокий мыслитель и замечательный человек. Он успел написать до своей трагической
гибели фундаментальный труд, ценнейший в
свете рассматриваемой нами сложной проблемы – "История религии. В поисках Пути,
Истины и Жизни". (Причем на титульном листе
значится: "Рекомендовано Министерством образования РФ в качестве пособия для
системы дополнительного образования учащихся").

 В этих томах сосредоточен богатый материал о духовных традициях Древнего Востока,
о религии и философии Древней Греции, в
увлекательной форме повествуется о возникновении и распространении христианства,
о крещении Руси и зарождении великой
христианской культуры. Здесь же приведены статьи о других мировых религиях: индуизме,
исламе...
Мудрец Экклезиаст прав: "Нет ничего нового под солнцем". Рассматривая любое из
духовных учений, возникших за двадцать
прошедших веков, мы убеждаемся, что все они сводятся к повторению чего-то уже
пройденного. Поэтому важно не рассказывать
молодежи о вере, опираясь на старые догмы, а постараться раскрыть саму сущность
религии на разных примерах, как это сделал
отец Александр.

Навязывая школьникам, еще не окрепшим духом, Основы православия – не кроется
ли в этом шаге опасность отвратить
любознательные умы от религии, как таковой? И здесь стоит разобраться, что же
такое религия? По А.Меню, это "преломление
Бытия в сознании людей" Человек, познавая мир, во многом опирается на интуицию.
Религиозный опыт, в самых общих чертах –
переживание, связанное с чувством реального присутствия в нашей жизни некоего
Высшего Начала, которое направляет и делает
осмысленным существование человека. Эйнштейн писал: "Знание о том, что есть сокрытая
Реальность, которая открывается нам
как высшая Мудрость и блистающая Красота, - это знание и это ощущение есть ядро
истинной религиозности".
Божественная Реальность остается сокровенной, и постижение Бога совершается постепенно,
в строгом соответствии с
готовностью человека к мистической Встрече. Шаг за шагом входит Он в сознание
людей через природу, любовь, добро, чувство
тайны и переживание Священного. С этим связано и историческое многообразие религий,
которое отражает различные формы и
уровни Богопознания. 

- У нас есть право, - считает отец Александр, - говорить о единстве религий.
Оно связано и с единством человеческой
природы, и с родственностью переживаний, которые вызывают чувство Высшего и мысль
о Нем. Зачастую вера затемняется
эгоизмом, корыстью, примитивным страхом – однако ее подлинное ядро, благоговение,
роднит между собой и язычника, и
последователя высших мировых религий.
Благоговение! Это чувство возникает в той душе, где уже произошла особая внутренняя,
духовная и нравственная подготовка –
через постижение Красоты. Недаром мудрые люди не уставали повторять: "Красота
спасет мир!"

Александр Мень писал: "Религия неразрывно связана с человеческим духом, с мировой
культурой. Египетские храмы и
вавилонские гимны, Библия и Парфенон, музыка Баха и Моцарта – все это коренится
в религии, которая вносит в земную жизнь
высший смысл, связывая ее с Непреходящим... Формы культуры определяются в первую
очередь тем, как воспринимает человек
окружающий мир, что он думает о себе, о жизни, о Высшем, какие этические принципы
руководят его поступками, какие идеалы
вдохновляют его творчество".

Здесь мы подошли к самому важному – к Творчеству. Гениальный русский философ
Николай Бердяев считает его главной
отличительной чертой человека, "позволяющей ему прорываться через этот мир к
миру иному". В процессе творчества в человеке,
также и в ребенке, с необычайной силой проявляется его богоподобная сущность.
Микеланджело, работая над своими фресками,
видел в этом труде священнодействие, которым руководит Дух Божий. Бетховен свидетельствовал,
что в моменты музыкальных
озарений "сам Бог говорил над его ухом". Сократ рассказывал своим ученикам, как
с малых лет его ведет по жизни внутренний
Божественный голос, который он называл "даймонионом". Афинский мудрец был уверен
– человек добр по природе своей, а злым
его делает лишь невежество, неверие. В древнегреческом философе жила неукротимая
вера в Высшее Благо, голосу которого он
внимал, до конца предаваясь небесной воле. Не случайно отцы Церкви причислили
Сократа к "христианам до Христа".

Акт творчества, созидания имеет для человека значение вселенское – он как бы
продолжает дело Творца, соучаствуя тем самым
в Его Творчестве. Поэтому правильнее ввести в школах "Уроки Красоты", где в детях
воспитывалось бы чувство Прекрасного – и
не только на примерах великих творений живописи, поэзии, музыки. Но чтобы ребята
сами активно участвовали в процессе
созидания своего идеала – ведь ценность заключается в самом процессе созидания,
в развитии нового видения мира, его
Красоты. Тогда краски и формы, звуки и слова станут языком духа ребенка, через
творчество соприкоснувшегося с Высшей
Реальностью.

И конечно же, в основание таких Уроков Красоты необходимо заложить познание школьниками
той сокровенной Реальности,
которую мы именуем Богом, - и не через одну лишь православную культуру, а через
все существующие мировые религии, -
опираясь в том числе на многотомник "История религии" протоирея Александра Меня,
крупнейшего ученого-библеиста.

Ольга Авилова, "Светоград"


Сайт газеты "Чистый Мир"

PureWorld web site

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.esoteric.pureworld
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное