Ваши дети - не дети вам.
Они - сыновья и дочери тоски Жизни по самой себе.
Они приходят через вас, но не от вас.
И хотя они с вами, они не принадлежат вам.
Вы можете дать им вашу любовь, но не ваши мысли,
Ибо у них свои собственные мысли.
Вы можете дать пристанище их телам, но не их душам,
Ибо души их обитают в доме завтрашнего дня, куда вы не можете прийти, даже в своих мечтах.
Вы можете стремиться походить на них, но не старайтесь сделать их похожими на себя.
Ведь жизнь не идет вспять и не задерживается на вчерашнем дне.
Вы - луки, из которых ваши дети, словно живые стрелы, посланы вперед.
Стрелок видит цель на пути бесконечности, и Он сгибает вас Своею силой, чтобы его стрелы могли лететь быстро и далеко.
Пусть ваша податливость руке Стрелка несет счастье.
Ибо так же, как Он любит стрелу, которая летит, Он любит и лук, который недвижен.
Джебран Халиль Джебран "Пророк"
Как бы ни были мучительны роды, каждая мать испытывает ни с чем не сравнимое чувство творческого экстаза, услышав первый
крик своего ребенка. Этот маленький комочек с закрытыми глазами пока лишь отдаленно напоминает человека, но его голос
возвещает миру о рождении новой "малой вселенной". Первый крик новорожденного совсем не похож на жалостливый плач
беспомощного существа. Это скоре победный крик: "Я пришел!" Он будоражит сонную тишину, как утренняя песня петуха. Так
новый человек заявляет о себе своим голосом, который словно по мановению дирижерской палочки Творца вплетается в симфонию
всего сущего.
С первого мгновения жизни человек приобретает свою вибрацию – свой звук, голос. Это и есть его природное начало, созвучное
музыке космоса. Но с возрастом – у кого раньше, у кого позже – ломается голос (и в буквальном, и в переносном смысле). И
тогда собственный звук личности может раствориться в хоре людских голосов, приспособившись к более грубым вибрациям. Далеко
не каждому, особенно в "трудный" подростковый период, удается устоять перед соблазном стать "таким, как все". Даже наиболее
одаренные и сильные творческие личности ломаются под натиском "коллективного разума".
Порой мне кажется, что жить в гармонии с миром, с природой могут лишь одиночки, способные подняться над суетной
повседневностью и проникнуть в высшие – духовные - сферы. Про таких говорят: "не от мира сего". К ним причисляют святых,
гениев и пророков, а также – блаженных, "божьих людей", обладающих даром прорицания. Я бы добавила к этому ряду еще и
ребенка.
Для кого-то эта мысль покажется странной. Но разве дитя человеческое приходит в этот мир не из другой реальности? До
какой-то поры ребенок напрямую связан с энергиями небесных сфер. Значит он – существо космическое... Его душа – частица
вселенской гармонии, она находится ближе всего к творцу. Может, благодаря этому и взрослый человек, не потерявший связь с
детством, способен совершить невероятный прорыв в творчество. Доказательства? Пожалуйста!
Общеизвестные факты – гениальный музыкальный дар юного Моцарта, сохранившийся до конца его жизни; или Лермонтов, с "младых
ногтей" проявлявший свои выдающиеся способности сразу в трех ипостасях: литературе, живописи и музыке. Да что далеко
ходить? Вспомним выставку-конкурс детских рисунков "Космос-Земля-Человек", что проходила в 2003г. Наши дети удивили и
зрителей, и самих организаторов конкурса не только своими художественными и поэтическими дарованиями, но и тем, что они
оказались мудрее, добрее и радостнее нас, взрослых. Они видят, слышат и чувствуют окружающий мир на тонком плане, они
смотрят далеко в Будущее и прозревают Новое время уже сегодня.
Боле всего меня поражает способность детей выражать в красках и звуках не только свои эмоции, чувства, но даже мысли и
понятия. А ведь, казалось бы, чтобы озвучить новую, оригинальную мысль. Нужно обладать недюжинными умственными
способностями и даром слова. Но вот перед нами открытие, которое сделала маленькая девочка – второклассница Ника Турбина.
"Жизнь моя – черновик, на котором все буквы – созвездья". Как же удалось ребенку так точно понять и определить смысл своей
жизни в двух строчках?!
Откуда пришли к 7-летней Нике такие откровения: "Вы умеете пальцами слушать дождь? Это просто! Дотроньтесь рукой до коры
дерева, И она задрожит под вашими пальцами, Как мокрый конь. Дотроньтесь рукой До оконного стекла ночью. Вы слышите? Оно
боится дождя... Я поглажу капли пальцами Через стекло. ...Улица полна звона ручьев. Я хочу пальцами услышать дождь, Чтобы
потом написать музыку". Какая светлая мелодия оживает в этих по-детски непосредственных словах и образах, в хрустальных
звуках и нежных красках дождя! Тут присутствует то самое "чудо чувства и чудо звука" - а ведь это и есть истинная поэзия...
"Восьмилетний поэт" - назвал Евгений Евтушенко свое предисловие к первому сборнику стихов Ники Турбиной, вышедшему в 1984
году, и заявил, что "налицо редчайшее явление, а может быть, чудо..." Девочка рассказала ему, что начала сочинять, когда ей
было три года. Но это были еще не стихи, у Ники рано проявилась способность воспринимать мир в звуках. Потом она так опишет
это состояние: "Я играю на рояле, Слов не знаю, нот не знаю, Только странно мне от звука, Что наполнил дом".
Сначала к ней пришло не Слово, а Музыка, от которой ей стало "тревожно, больно и светло". Потом, когда почувствовала
"тайну звука", у нее "прорезался" свой поэтический голос. "Била кулаками по клавишам и сочиняла... Стихи ко мне пришли как
что-то невероятное, что приходит к человеку, а потом уходит... - доверчиво и по-детски непосредственно делилась Ника с
поэтом Евтушенко своими очень "взрослыми" мыслями. - Когда пишу, у меня такое чувство, что человек может все, если только
захочет захотеть... Так много слов внутри, что даже теряешься от них. Человек должен понимать, что его жизнь недолга. А
если он будет ценить свою жизнь, то и жизнь его будет долгой, а заслужит – и вечной, даже после смерти..."
Девочке стало тесно в своем доме от тайных звуков и слов, переполнявших ее. Она еще не понимает, что услышала "музыку
вселенной". Но какое-то "шестое чувство" подсказывает: "Человек может все, если только захочет захотеть..." Вот оно – чудо
человеческого духа! Сейчас мы уже знаем и о материальности мысли, и о невероятной творящей силе разума...
А вот что написала Ника в 9 лет:
Я стою у черты,
Где кончается
Связь со вселенной.
Здесь разводят мосты
Ровно в полночь –
То время бессменно.
Я стою у черты –
Ну, шагни,
И окажешься сразу бессмертна.
Оглянулась – за мною дни,
Что дарили мне столько света...
Она прорицала свою трагичную судьбу...
*
Несомненно, что дети до какой-то "черты" живут в особом – отличном от нашего – времени и пространстве. Они еще не отделены
от своего природного естества мутной завесой избитых чужих мыслей. Они смотрят на мир трепетными глазами своей души. Как
частица самой природы, они тонко воспринимают ее красоту и дисгармонию не только снаружи, но изнутри.
Вслушайтесь в музыку детской души, - вам откроется ее глубинный смысл. Вот строчки 15-летней московской школьницы Светланы
Акимовой: "Я наполняюсь красотой, Как наполняются соты медом, По капле, чистой и густой, Вливается в меня природа. Так
яблоко в ветвях сквозит И медленно вбирает соки... Потом сорвется, полетит, Мелькнув на солнце красным боком".
А это – признание 17-летней Екатерины Булипоповой из г. Находки:
"Жизнь ста тысяч миров я отдам за гармонию, лишь бы услышать рожденную в полутонах самую вольную и вдохновенную в мире
симфонию – ту, что безумные ветры поют в проводах".
А какими яркими мазками рисует свои поэтические картины 15-летня Настя Тамкина из Приморского края! Она тонко чувствует
природу и видит мир в необычном ракурсе и цветовой гамме. В то же время эта девочка, "мечтающая о скрипке бушприта и
шершавом контральто прибоя", обладает особым музыкальным слухом. Она воспринимает мир как художник и музыкант – в цвете и
звуках: "Я хочу описать Перезвон облаков И восточный акцент Бархатистых ночей. И вселенский покой, И романтику снов, И
чарующий запах Церковных свечей".
Но больше всего меня поразило такое откровение в стихах юной Анастасии:
Не дано мне быть актрисою,
Не дано мне быть художником.
Я – случайность за кулисами
Неизведанных возможностей.
За тяжелыми портьерами –
Пыль Вселенной первозданная.
Показаться может серою
Эта комната янтарная.
И проходят поколения
Утомленные и праздные,
Попирая без смущения
Пыль вселенскую, алмазную.
Только гений или ребенок способен вырваться на крыльях своей мечты за пределы земного притяжения и совершенно неожиданно
открыть для себя закон вселенской гармонии. Заглянув за кулисы "неизведанных возможностей", Настя Тамкина увидела совсем
иной мир – космический, "не этот мир":
Переплелись обрывки фраз
И мысли – добрые и злые.
А мне привиделось сейчас,
Что я совсем не в этом мире.
Что там спокойно и светло
И можно больше не бояться,
Что через темное окно
Заглянут те, что только снятся...
И что совсем не темнота,
Очерчивая контур тени,
Там выбирает. А Красота,
Любовь и Свет.
И в том – спасенье.
Невозможно предсказать, кто из этих юных сочинителей станет поэтом. Как верно заметил когда-то А.М. Горький, это зависит
не столько от ребенка, как от разумного, бережного отношения взрослых к процессу его развития. Безусловно, если у человека
в раннем возрасте проявилась тяга к творчеству (пусть даже он рисует каракули на обоях, надоедает вам своим громким пением
или пытается, пока еще нескладно, зарифмовать все увиденное), родителям нужно проявить чуткость, терпение и мудрость.
Рост детского таланта не стоит форсировать и уж тем более создавать из ребенка вундеркинда или использовать его дар в
своих корыстных целях. Талант должен развиваться естественным путем. Иначе юное дарование под грузом своих рано созревших
способностей, да еще под натиском жесткого и порой жестокого окружения может надломиться, как тонкое деревце. (Что, к
несчастью, случилось и с Никой Турбиной, и с Надей Рушевой, обладавшей в 13-летнем возрасте "не детским" талантом
художника.) Нельзя забывать, что большинство детей, пишущих стихи, не становятся профессиональными поэтами, как не
становятся музыкантами и художниками все те, кто обучался в музыкальных и художественных школах. И это нормально. Важнее,
думаю, помочь подрастающему человеку сохранить до конца дней чистоту своей "встрепенувшейся" души. Только бы не оборвалась
тонкая нить, связывающая его с тем беспредельным космосом, откуда он пришел на нашу Землю.