Ночь была безлунной, и Южный Крест был отчетливо виден над пальмами. Солнце должно было взойти еще нескоро, и в этой
спокойной темноте все звезды ярко сияли, казались очень близкими. Они излучали всепроникающий голубой свет, а река как
будто их порождала. Южный Крест стоял обособленно, около него не было других звезд. Не чувствовалось ни малейшего ветра,
и
земля, казалось, остановилась неподвижно, устав от деятельности человека. После сильных ливней следовало ждать чудесного
утра, и на горизонте не было ни облачка.
В роще, в ближнем пруду квакали лягушки; они смолкали на некоторое время, потом просыпались и начинали снова. В воздухе
ощущался сильный аромат жасмина, и издалека доносилось пение. В этот час на земле царило полное безмолвие с его нежной
красотой. Медитация – движение этой тишины.
В саду за оградой начался шум дня. Купали маленького ребенка; затем все его тело тщательно смазывали маслами; особое
масло для головы, другое для тела; каждое имело свой аромат. Ребенку это нравилось; он тихонько что-то сам себе лепетал и
ни разу не заплакал. Затем его обсушили особой ароматной пудрой. Казалось, он был окружен такой любовью и заботой… Его
вытерли и нежно запеленали в чистую белую ткань, накормили и уложили в постель, где он немедленно заснул. Он, наверное,
вырастет, получит образование, его обучат работе, он воспримет традиции, новые идеи или старые верования, у него появятся
дети, и он будет жить, неся бремя печали, за смехом скрывая страдание.
Мать пришла однажды и спросила: "Что такое любовь? Забота, доверие, ответственность, или наслаждение, испытываемое
мужчиной и женщиной? Или это боль привязанности и одиночества?"
Вы воспитываете свое дитя с такой заботой, с такой неутомимой энергией, отдавая свою жизнь и время. Вы чувствуете, быть
может, не сознавая этого, ответственность. Вы любите его. Но вот начинает проявляться суживающее действие образования,
наградой и наказанием побуждая приспособиться и войти в эту социальную структуру.
Образование – общепризнанное средство обуславливания ума. Для чего дается нам образование – чтобы бесконечно работать и
умереть? Вы отдали ребенку нежную заботу, привязанность, но разве ваша ответственность прекращается, когда начинается
образование? Разве любовь пошлет его воевать, чтобы быть убитым, после всей отданной ему заботы и щедрости?
Ваша ответственность никогда не прекращается, но это не значит, что вам надо вмешиваться. Свобода есть тотальная
ответственность – не только перед вашим ребенком, но перед всеми детьми на земле.
Является ли любовь привязанностью и ее болью? Привязанность рождает боль, ревность, ненависть. Привязанность происходит от
нашей собственной ограниченности, неполноценности, одиночества. Привязанность дает ощущение принадлежности, отождествления
с чем-то, дает чувство реальности. Когда привязанность оказывается под угрозой, возникает страх, гнев, ревность. Любовь ли
все это? Боль и печаль – это любовь? Чувственное наслаждение – любовь?
Большинство достаточно разумных людей знает все это на уровне слов, да это и не слишком сложно. Но они противятся этому в
жизни; факты они превращают в идеи, а потом борются с этими абстрактными представлениями. Они предпочитают скорее жить с
абстракциями, чем с действительностью, с тем, что есть.
В отрицании того, что не является любовью, есть любовь. Не бойтесь слова "отрицание" Отрицайте все, что не является
любовью, и тогда то, что есть – это доброта, сострадание. То, что вы собой представляете, имеет чрезвычайно важное
значение, потому что вы – это мир, а мир – это вы. Это и есть сострадание.
Постепенно приближалось утро; на востоке забрезжил слабый свет. Он разгорался, и Южный Крест начал бледнеть. Стали видны
очертания деревьев, лягушки смолкли, утренняя звезда исчезла в более ярком свете, и новый день начался. Уже летали вороны,
и слышались человеческие голоса, но благословение раннего утра все еще пребывало здесь.