"Розу Мира можно сравнить с опрокинутым цветком, корни которого – в небе, а лепестковая чаша – здесь, в человечестве, на
земле. Ее стебель – откровение, через него текут духовные соки, питающие и укрепляющие ее лепестки – благоухающий хорал
религий. Но кроме лепестков у нее есть сердцевина: это – ее собственное учение. Учение это не есть механическое сочетание
наиболее высоких тезисов различных теософем прошлого: кроме нового отношения к религиозному наследию, Роза Мира
осуществляет новое отношение к природе, к истории, к судьбам человеческих культур, к их задачам, к творчеству, к любви, к
путям космического восхождения, к последовательному просветлению Шаданакара…
Это новое отношение вытекает из нового духовного опыта, без которого вместо Розы Мира был бы возможен только рассудочный и
бесплодный религиозный эклектизм".
Даниил АНДРЕЕВ
Каждая книга неминуемо несет на себе отпечаток времени и личности автора в конкретных условиях его жизни и судьбы.
Автор "Розы Мира" – Данил Леонидович Андреев, сын знаменитого русского писателя предреволюционной эпохи, родился 2 ноября
1906 г. Мать скончалась от послеродового заболевания, осиротевшего ребенка взяла тетка, жена московского врача Филиппа
Александровича Доброва. В этой семье он и жил как родной сын.
Внешняя канва жизни Даниила Андреева такова: гимназия, законченная уже как советская школа. Университет для сына
"непролетарского" писателя оказался закрыт, и он закончил Высшие литературные курсы. Ясно понимая несовместимость своего
поэтического дара с требованиями реальной жизни тех лет, для заработка Даниил Леонидович стал художником-шрифтовиком, а
творческой работе над стихами и прозой, которые не могли увидеть свет, были отданы ночи.
Начало войны прервало его работу над романом "Странники ночи". По состоянию здоровья Даниил служил нестроевым рядовым, шел
через Ладогу в осажденный Ленинград, хоронил убитых в братских могилах, читая над ними заупокойные молитвы. В Москву
вернулся в конце войны и снова стал ночами работать над романом и стихами. В 1947 нас арестовали, приговор Особого
совещания: 25 лет тюрьмы Даниилу Андрееву, 25 лет лагеря – мне. Все написанное до ареста – роман и стихи – было уничтожено,
как и письма, наша фронтовая переписка.
Даниил Леонидович отбывал срок во Владимирской тюрьме. Хрущевская Комиссия уменьшила срок до 10 лет, он вернулся "на волю"
в 1957 в безнадежном состоянии после инфаркта, перенесенного в тюрьме, и умер 30 марта 1959 г.
Каковы же черты особого склада личности автора "Розы Мира" и многих поэтических произведений, составляющих вместе с ней
единое и совершенно уникальное явление в истории культуры? С детских лет – ярко выраженный поэтический склад с повышенной
чуткостью к звучанию слова. Творчество было для него содержанием и смыслом жизни – выполнением долга, возложенного на поэта
свыше. Очень рано проявилась любовь к истории, особенно русской. Не заинтересованность, не увлечение, а именно – страстная
любовь, особое ч у в с т в о истории как живого потока, в котором пребывают – и отнюдь не пассивно – все наши жизни. Самое
же главное – органическая религиозность. Семья Добровых в отличие от многих интеллигентских семей, в т.ч. и от семьи самого
Леонида Андреева, была патриархальной православной семьей. Даниил Леонидович всю жизнь с горячей благодарностью Судьбе
вспоминал свое детство в ней. Но религиозным он был не только в силу воспитания, у него была не унаследованная
приверженность вере – религиозная структура как самая основа личности. Для людей этого типа мир никогда не бывает полностью
замкнут, всегда сквозь мир "этот" просвечивает мир "иной". Сам Андреев называет это "сквозящий реализм".
Так же, как есть подвижники в вере, есть подвижники в творчестве. Таким был и Даниил Андреев, писавший черновики "Розы
Мира" в камере Владимирской тюрьмы и заканчивавший книгу в те 23 месяца бездомного скитания, которые оставались ему до
кончины. При мне написана каждая страница этой книги, и мне в руки он ее отдал: хранить, пока жива и опубликовать, если
наступит такое время.
"Роза Мира" создана на основе личного духовного опыта автора. Даниил не был не теософом, ни антропософом, ни кем-либо еще.
Состояния особого видения, посещавшие его с ранней юности, а в тюрьме перешедшие в ровный и сильный свет трансфизического
знания, есть редкий, но встречающийся у людей дар Светлых Сил. Единственным, что помогало в достижении тех состояний, на
основе которых написана "Роза Мира", была молитва…
Книга довольно широко известна и вызывает к себе далеко не однозначное отношение. В ней есть места, не согласующиеся с
ортодоксальными положениями православия. Но надо помнить, что написана она не богословом, не философом, но поэтом, и
написана в сталинское время, в тюрьме. Одно из центральных понятий книги, неприемлемое для строго православных людей –
интеррелигия. Вот здесь надо постараться понять реальные духовные условия того времени. Никакие бесчисленные факты
бесправия, жестокости, обесценивания самого понятия "человеческая личность" не передают главного: того воздуха
торжествующей антидуховности, того осязаемого проникновения, оплетения всей жизни темными, то есть дьявольскими силами.
Все, относящееся к религии, расценивалось как преступление. Атеизм был не просто государственной религией, но
воинствующей, облеченной неограниченной властью программой уничтожения всего, что мы обобщаем понятием "духовный". В такой
атмосфере все, кто служит Богу или тихо и неумело стремится к Нему каким-либо путем – спутники.
В погибшем на Лубянке романе Даниила Андреева была такая сцена: набитая разнородными людьми камера 1937 года, допросы.
Совершенно безнадежное будущее – для всех одно. В этой камере вместе с главным героем Глинским – индологом, руководителем
подпольной группы мечтателей, возводящих невидимое здание духовного противостояния эпохи – еще православный священник и
мулла. Не говоря друг другу ни слова, эти трое по очереди молятся обо всех остальных. Молча. Когда того, кто молится
сейчас, ведут на допрос или он совершенно изнемогает, он взглядом передает свою молитвенную стражу одному из двух
оставшихся…
Канонически это недопустимо, но я не думаю, чтобы нашелся священнослужитель, осуждающий этих людей. Эта сцена – ключ к
тому, что в "Розе Мира" неудачно названо "интеррелигией". Родившееся в отчаянии противостояние духовного братства тех, кто
с Богом, Во имя Его, хотя и разными путями – всем тем, кто против Него – вот тот трагический "экуменизм", который рождался
в безбожное время. Личность Даниила Андреева несет на себе печать той эпохи. Не надо забывать это, читая "Розу Мира" в иные
времена.
Алла Андреева (Фрагмент предисловия к книге)