Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Чистый Мир - альтернативный Путь


Пленники странной игры
(нравственные письма воображаемому юному другу)

Мой друг, ты, наверное, хотя бы раз уже задавался вопросами: “Кто ж я такой? Чего хочу? Почему появился в твоей жизни? И
с чего это называю тебя своим другом?..” Я и сам прежде спрашивал себя об этом. Ведь я не обладаю ни писательским, ни
ораторским даром. Что я могу тебе предложить? Вокруг столько книг! И среди них немало прекрасных. Когда я захожу в книжный
магазин, то испытываю нечто вроде шока. Кто их читает?! А из тех, кто читает, кто изменился? Не на полчаса, а
фундаментально?.. Но в какой-то момент сомнения отпали. Я понял, что за последние десять лет освоил одну профессию, столь
же редкую, как и ловить детей над пропастью во ржи. И я уверен, что буду полезен именно тебе… Разумеется, я появился в
твоей жизни вовсе не для того, чтобы стать посредником между тобой и истиной. Напротив, моя единственная задача состоит в
том, чтобы помочь тебе освободиться от всех препятствий между действительностью и тобой, в том числе и от всякого рода
посредников. Когда это случится, действительность сама явит тебе истину, которая заключена не в словах и которая изменит
тебя.

“Система” противостоит твоему “рождению свыше” всей своей мощью. На то, чтобы не допустить это, направлены вся ее
энергия, богатейший опыт, все хитроумные изобретения и ловушки. Осознавая этот факт, я не могу не протянуть тебе руку. Не я
призван произвести эти роды, но ты сам. Моё дело - не ускорить и не отдалить их, а сделать безболезненными и максимально
облегчить, предупредив обо всех нюансах, особенностях и превратностях “второго рождения”. Пусть останутся лишь моя забота и
незримое присутствие. И это будет главным.

Эти письма - не учебное пособие по религиозной трансформации, хотя подробно рассматривают её механизм. Я не ставлю
задачей всё разжевать и вложить тебе в рот. Напротив, как бы много или мало слов я ни написал, - все равно я оставляю место
для тайны и твоих собственных постижений и открытий. А они непременно будут, если ты включишься в работу и совместное
исследование. Я лишь сопровождаю до определённого момента…

Одна из главных задач “духовного акушера” - сосредоточить внимание рождаемого на собственных родах. А если быть точнее,
то помочь избежать рассеивания сил на другие, посторонние вещи. Ведь для того, чтобы произошло это чудо под названием
“религиозная трансформация человека”, необходимо колоссальное средоточие энергии, при котором любое отвлечение в сторону
практически исключает возможность перемены.
Одной из самых распространенных иллюзий, свойственных большинству людей, сознательно устремившихся к свету, свободе и
счастью, являются идеалы. Один Учитель метко подметил, что “идеалы - вещь жестокая…” Уже само это утверждение есть акт
величайшего гуманизма и милосердия, степень которого начинаешь понимать, лишь освободившись от привычки формировать идеалы
и следовать им.

Идеал - это опасная игрушка, корни которой лежат в раннем детстве, когда ребёнок начинает отделять себя от других, свой
внутренний мир от внешнего, когда набирает обороты процесс его социализации. Именно тогда появляется привычка сравнивать
себя с другими и порождать свой образ, в соответствии с персональной шкалой ценностей. Эта привычка закрепляется нашими
родителями, воспитателями и структурой общества. В процессе формирования личности сравнение и подражание играют огромную
роль. Дети вообще - это безудержные “попугайчики” и “обезьянки”, и через бессознательное подражание какому-то образцу
осуществляется основное воспитание ребенка. Однако по мере взросления человека, когда жизнь в пределах самости начинает уже
доставлять страдание, именно инфантильная привычка подражать, играть с идеалами является сдерживающим фактором для
освобождения из личностной тюрьмы. И, увы, многие до конца своих дней остаются в плену иллюзий, в плену этой странной
жестокой игры.

Идеал - это форма возвышенной идеи. А, как ты помнишь, именно на уровне идей и происходит наше закабаление “системой”.
Банк всех идеалов - это существующая мораль, разного рода идеологии, системы, учения, предания, а также - образы живых и
уже почивших людей. Не удивляйся, но даже требования совести, которые могут быть выполнены немедленно, ум способен
превратить в идеалы, отодвинув во времени. Поэтому, если вдруг тебе, по каким-то причинам, не удалось сразу внять голосу
совести, то прими это как приглашение к самопознанию, исследованию этого уголка твоей души, этой части твоей жизни, но ни в
коем случае не привноси сюда время и не делай это требование недостижимым идеалом…

Всякий раз мы выбираем иллюзию в виде идеала, потому что настоящее, наша реальность уже перестала приносить нам
удовольствие. Реальность может представляться страшной и бессмысленной, зато идеал выглядит, несомненно, более
привлекательным, обещая новое качество удовольствия.

Тысячи лет существовали заповеди, идеалы и мораль. Но помогло ли это хоть кому-то измениться?.. Совершенно очевидно -
нет! Если не брать в расчет эволюционных видоизменений в рамках личности. Бытует мнение, что идеал помогает искоренить из
жизни то, чему он противоположен. Но давай посмотрим, так ли это? К примеру, ты печален, но у тебя появился мотив,
приведший к идеалу веселого, радостного человека. Итак, по преимуществу ты печален в своей повседневной жизни, в её
проявлениях, а радость лишь изредка наполняет твою душу. И вот сознательная часть твоей личности начинает выполнять
программу (собственную или заимствованную) культивирования радости. Ты подражаешь весёлым, радостным людям, совершаешь
какие-то практики или тренинги по развитию должных качеств и т.д. Со временем ты действительно осваиваешь несколько новых
для тебя состояний, примериваешь несколько новых масок и, наконец, ты сам и другие замечают в тебе перемены. Но уходит ли в
результате этих перемен печаль? Конечно, нет! Так как остались её глубинные корни, произрастающие из бессознательной части
твоей личности. Она остаётся, но просто прячется подальше, загоняется в угол. При этом печаль получит столько же энергии,
сколько было отдано “усилению” её противоположности, то есть радости. А исчезнуть она может, лишь когда будет полностью
осознана и сама печаль, и ее причины. Лишь тогда спадет её бремя и появится легкость, и прольётся радость, как следствие
свободы от бремени под названием “личность”.

Самое большое, на что способен нравственный идеал - это оказать некоторое воодушевление, особенно на юного человека,
стимулируя таким образом обращение его к истине самого себя. И всё! Далее сама истина действует, преобразуя нас. Ведь
именно познание истины того, что есть, а не того, что должно было бы быть (по сути - иллюзии), и меняет нас, делает нас
свободными (в том числе - от иллюзий)… Никто из Учителей человечества не предлагал нам новую мораль. Это мы превращали их
учение об истине в моральные идеалы и пытались им следовать, убегая от истины самих себя. Но “убегая от скорпиона,
неизменно наступали при этом на змею”.

Идеал, даже самый благородный, не может быть безобиден уже потому, что противопоставляется, а значит, и противоречит тому,
что есть на самом деле. И подражание идеалу есть не что иное, как бегство из действительности в иллюзию. Не поняв
настоящего, мы с помощью идеала убегаем в будущее, иногда - в прошлое (прошлое тоже можно идеализировать). Конфликт между
“будущим” идеалом и “настоящей” реальностью не только откладывает понимание себя (то единственное, что позволяет изменить
себя) на потом, но способствует прикрытию того, что имеется в действительности. Антагонизм между реальностью и идеалом
зреет внутри нас, приводя к постоянной раздвоенности и, нередко, к патологической лжи, или к другим психическим
заболеваниям. Если же позиция идеала в нашем сознании усиливается, то появляется новый конфликт: между идеалом и
невозможностью соответствовать ему в действительности.

К примеру, заповеди “не убий” или “не прелюбодействуй” ещё как-то можно было исполнить, заставляя себя не посягать на
другую жизнь или запретив себе “ходить на сторону”. Но при этом ни насилие, ни похоть не искоренялись. А вот скажи,
пожалуйста, как быть, к примеру, трусливому человеку, имеющему идеал бесстрашия? Или лживому человеку, имеющему идеал
правдивости? Путь один: чтобы следовать и соответствовать своему идеалу, человеку приходится лицемерить и создавать двойной
стандарт поведения. И, полный страхов, он принимает позу храбрости, полный неправды - позу честности, полный гордыни - позу
смирения.… Так идеал открывает человеку дверь в ложь и лицемерие. Обманывая при этом не только других, но и себя, многие
настолько входят в идеальный образ, что совершенно теряют связь с реальностью. И это продолжается до тех пор, пока человек
сперва не увидит свой самообман, свою иллюзию, а затем - осознает страх, ложь или гордыню.

Если чуть сменить ракурс нашего взора на конфликт между идеалом и невозможностью ему соответствовать, то он видоизменится
в конфликт между словом и делом. Этот конфликт стал настоящим бедствием, им, словно вирусом, охвачено всё человечество. Его
суть хорошо отразил один писатель: “В каком тумане мы живем! Послушай все слова, которые человек сказал со дня своего
творения, и ты подумаешь: это Бог! Взгляни на все дела человека с первых его дней, и ты воскликнешь с отвращением: это
скот!”. Воистину, в начале грехопадения было слово! Ну, а слову, как обычно, предшествовали мысль, воображение, идеал,
который не устроила эта действительность… И так - по сей день.

Как-то раз я оказался на служении в одной церковной общине. Поговорив о вопросах веры, пастор предложил перейти к
коллективной молитве. Этот переход он сопроводил словами: “А теперь примите все, пожалуйста, смиренную позу...” Я ушам
своим не поверил - понимаю, что это выглядит анекдотично, но всё было именно так! “Смиренную позу!..”. Вот так, вся жизнь у
этих людей превращается в позу. Пусть не всегда она принимает столь нелепые очертания, а иногда, может, выглядит пристойно
и правдоподобно, но всё равно остаётся позой. О подлинных переживаниях и переменах даже речи нет! Главное - соответствовать
позе!..

Конфликт между действительностью и идеалом, применительно к нашему повседневному существованию, выливается в конфликт
между подлинной жизнью и иллюзорной, воображаемой, или, говоря другими словами, - между жизнью и смертью. Созданный мыслью
и упроченный словом, идеал в приложении к живому движению жизни является застывшей мертвой схемой. В результате подчинения
идеалу наше поведение, все наши действия оказываются обусловленными им. Если нами не управляют идеи, если мы свободны от
идеалов, то в повседневной жизни встречаемся с реальными вещами, событиями и реагируем на них, действуем, исходя из них. В
ином случае наши реакции становятся неадекватными реальности, так как между ней и действием внедряется идея, идеал. Таким
образом, все наши действия становятся обусловленными, подчинёнными этим самым идеям и идеалам. Такой человек, оставаясь в
человеческой форме, по сути дела уже является зомби, роботом с заданной программой. Нетрудно обнаружить, что для того,
чтобы уничтожить любой организм, человеческий или общественный, надо опутать его идеалами, загнать в рамки мертвых схем.

Разумеется, ты сам давно догадался, что идеал является эффективным инструментом “системы”. С его помощью “система”
контролирует действия человека, не пуская его к свободе. Идеал - это форма отождествления себя с чем-то большим или высшим.
Благодаря этому он является питательной средой для разделения, разжигания ненависти и вражды. Мы с тобой будем ладить до
тех пор, пока не будут затронуты наши идеалы. Все самые жестокие, безумные насилия в мире творятся под знамёнами идеалов.
Самые массовые убийства легко оправдываются при помощи идеала. Причём, чем возвышеннее идеал, тем на большее количество
пролитой крови можно рассчитывать. При других обстоятельствах ничто иное, кроме идеала, не сдвинуло бы тебя даже с места. А
так, ты отправляешься неведомо куда, за тридевять земель и с заглушенной моралью совестью убиваешь других людей.

“Система” предлагает множество соблазнов, которые, будучи приняты, превращаются в идеалы. Имя им - “легион”. Среди них -
большая часть мирских. Например, идеалы здорового, красивого или сильного тела, идеал успешного или богатого человека,
идеал сверхсексуальности, идеал комфорта и многие другие. Так называемых религиозных идеалов, конечно, меньше, но вред от
них едва ли не более колоссален. Так называемый религиозный идеал с сопровождающими его мечтами, утешениями, надеждами и
итоговым успокоением стал настоящим проклятием, которое постигло большинство организованных вероисповеданий и их
приверженцев. Постепенно он усыпил их и превратил в конформистов, а ведь среди них было немало живых, стремящихся к истине
душ! Что ж, тем, кто ложится спать: “спокойного сна!..”.

Идеал, или другими словами - то, что должно было бы быть, никогда не станет этим, так как, будучи всего-навсего
интеллектуальной проекцией нас старых, и сегодня, и завтра содержит в себе зёрна старого. Ум сам проложил те тропинки, на
которые он нас вывел и которые зовутся идеалами. Новое качество ума - разум - приходит лишь с осознанием нашей настоящей
жизни со всей её болью и удовольствиями. Понимание своей жизни во всех ее взаимоотношениях - это и есть дорога жизни.
“Благими намерениями вымощена” совсем иная дорога. И ты уже там был. Ты ведь знаешь, куда ведет эта дорога. И ты знаешь,
где она закончится. И я знаю, тебя это не устраивает. Ты, всё твое существо выбирает свободу. Только будь бдителен, чтобы
свобода и счастье не превратились в идеал.

Андрей Шобин, "Мы никогда не изменимся?", "Пилигрим-пресс", Москва


Сайт газеты "Чистый Мир"

PureWorld web site

В избранное