Последний великий правитель Рима эпохи его расцвета, Марк Аврелий (121 -180) остался в памяти потомков как "философ на
троне". Перед лицом близкого и неизбежного крушения одной из величайших цивилизаций древности император-мудрец обращается к
тому, что несокрушимо: к своей душе, миру и Богу. Его книга "Наедине с собой" - это искренний, глубокий разговор с самим
собой, с тем внутренним человеком, который живет в каждом из нас. Как жить в критические моменты истории? Как относиться к
смерти? Как постичь свое место в этом мире и исполнить свое предназначение – об этом размышляет благородный мудрец-стоик.
*
Не оглядывайся на руководящее начало других людей, а вперяй свой взор туда, куда ведет тебя природа - Природа Целого тем,
что случается с тобой, и твоя природа тем, что надлежит тебе делать. Каждому же существу надлежит делать то, что
соответствует его строю. Но все неразумные существа в силу своего строя предназначены для разумных существ (как и всюду
менее совершенное для более совершенного), разумные же существа - друг для друга. Поэтому первое место в строе человека
занимает его общественность. Второе - неподатливость по отношению к состояниям, испытываемым телом; ибо движению разумному
и духовному свойственно отмежевываться и никогда не сдаваться перед движением чувств и стремлений, - последние суть
движения животные, духовное же желает первенствовать и не быть осиленным ими, что и справедливо, так как оно по природе
должно пользоваться всеми ими. Как на третье в строе разумного существа следует указать на ограждение себя от
опрометчивости и обмана. Заручившись всем этим, руководящее начало должно идти своим прямым путем, обладая тем, что
принадлежит его составу.
*
Смотри внутрь себя. Внутри источник добра, который никогда не истощится, если ты не перестанешь рыть.
*
И тело должно иметь известную осанку, не быть вертлявым ни в движении, ни в жестах. Ведь выражается же душа в лице,
придавая ему разумность и благообразие - того же можно требовать и от всего тела. Но соблюдать все это следует без
изысканности.
*
Искусство жизни более напоминает искусство борьбы, нежели танцев. Оно требует готовности и стойкости в отношении к
внезапному и непредвиденному.
*
Постоянно помни о том, каковы те люди, признания которых ты добиваешься, и каково их руководящее начало. И ты не будешь ни
винить их за невольные прегрешения, ни нуждаться в их признании, если заглянешь в источник их убеждения и стремления.
*
При каждом страдании вспомни тотчас же о том, что оно не постыдно и не делает правящей души худшей, ибо оно не действует
пагубно ни на ее разумность, ни на ее общественность. При большинстве страданий можешь призвать на помощь слова Эпикура:
"Это страдание не нестерпимо и не вечно, если только ты будешь помнить о его границах и не будешь ничего примышлять от
себя". Помни также о том, что многое тягостное для нас тождественно со страданием, хотя мы и не замечаем этого, как,
например, сонливость, жара, скука. Поэтому если ты тяготишься чем-нибудь подобным, то скажи самому себе: "Я не превозмог
страдания".
*
Природа не так уж тесно связала тебя с телом, чтобы ты не мог отмежеваться и свое дело делать сам. Ведь вполне возможно
стать богоподобным человеком, оставаясь никому не известным. Всегда помни об этом, а также о том, что блаженная жизнь
предполагает чрезвычайно немногое. И если ты потерял надежду стать диалектиком или физиком, то не должен еще оставлять
попечение о том, чтобы стать свободным, преданным общему благу и послушным богу.
*
Живи безропотно в ничем не омрачаемом веселии духа, если даже все люди осыпают тебя всевозможными упреками, а дикие звери
терзают бессильные члены твоего телесного покрова. Что, в самом деле, может помешать душе сохранить, несмотря на все это,
свой внутренний мир, истинное суждение о всем окружающем и готовность использовать выпадающее ей на долю?
*
Совершенство характера выражается в том, чтобы каждый день проводить как последний в жизни, быть чуждым суетливости,
бездеятельности, лицемерия.
*
Старайся даже по отношению к нижестоящим существам не испытывать тех чувств, которые люди испытывают друг к другу.
*
Смешно, стараясь избежать чужой порочности – что невозможно, – не стараться избежать своей собственной – что вполне
возможно.
*
Бессмертные боги не досадуют на то, что им в течение столь длительного времени придется иметь дело с таким множеством
столь дурных существ; напротив, они всячески пекутся о них. Твой же конец уже близок, а ты теряешь терпение, сам будучи, к
тому же, одним из них!
*
Если ты сделал добро, а другой испытал добро, то чего же ты, уподобляясь глупцам, стремишься еще к чему-то третьему, вроде
славы доброго человека или награды?
*
Никто не устает получать пользу. Польза же сопряжена с действием, согласным с природой. Не уставай же получать пользу,
принося ее!