Мы слышим так много разговоров о свободе – о религиозной свободе, о свободе делать то, что хочется… Обо все этом написаны
целые тома. Но я думаю, что нам можно подойти к этой проблеме просто и непосредственно – возможно, это и приведет нас к
подлинному ее решению.
Так что же это значит – быть свободным? В мире так много независимых людей, но весьма немного людей свободных. Для того,
чтобы осознавать все разнообразные влияния, исходящие от правительства, от родителей, общества и культуры, к которой вы
принадлежите, от ваших верований, богов и суеверий, от традиций, к которым вы не раздумывая приспосабливаетесь – чтобы
понимать все это и быть от всего свободным, требуется глубокая проницательность; а вы обычно подчиняетесь влияниям потому,
что в глубине души ощущаете страх. Вы боитесь не иметь хорошего положения в жизни; боитесь того, что скажет ваш начальник
или священник; вы боитесь отступить от традиции, совершить неправильный поступок. А действительная свобода – это такое
состояние, в котором нет страха или принуждения, нет стремления быть в безопасности.
Быть самим собой очень трудно, ибо вы считаете свое состояние не благородным, думаете, что если бы только смогли
измениться во что-то благородное, подражая кому-либо, это было бы чудесно. Однако последнее никогда не случается. Между
тем, если вы взглянете на то, что вы в действительности представляете собой, и поймете это, тогда в самом таком осознавании
заключено преображение.
Итак, свобода заключается не в том, чтобы стараться сделаться чем-то иным, не в том, чтобы поступать как вам
заблагорассудится; она не в следовании авторитету традиции, родителей, гуру, а в осознании от одного мгновения к другому
того, что вы такое.
Многие наверняка не вполне понимают то, что я говорю о свободе; однако очень важно подвергаться влиянию новых идей,
чему-то такому, к чему вы еще не привыкли. Хорошо видеть прекрасное; но вы должны наблюдать и уродливые стороны жизни, ибо
человеку нужно быть пробужденным ко всему. Точно так же вам полезно подвергаться и таким воздействиям, которые могут
оказаться для вас не совсем понятными – чем больше вы будете задумываться над ними, тем больше вырастет ваша способность
жить содержательно.
Замечал ли кто-нибудь из вас, как отражается солнечный свет на воде рано утром? Как необыкновенно мягок этот свет, как
пляшут темные воды, отражая утреннюю звезду на небе! Замечали ли вы вообще когда-нибудь нечто подобное? Или вы настолько
заняты, настолько поглощены ежедневной рутиной, что не помните о богатстве и прелести этой земли, на которой пришлось жить
каждому из нас? Эта земля – наша, независимо от того, называем ли мы себя коммунистами или капиталистами, индуистами или
буддистами, мусульманами или христианами; это наша земля, кем бы мы ни были – слепыми, хромыми или здоровыми и счастливыми.
Понимаете ли вы все это? Всем нам необходимо жить вместе – бедным и богатым, неграмотным и ученым; это наш мир, и очень
важно чувствовать это и любить землю не только в отдельных случаях, как в это спокойное утро, но и во всякое время. Однако
мы сможем ощутить, что этот мир принадлежит нам, полюбить его, лишь когда поймем, что такое свобода.
В настоящее время такого явления, как свобода, не существует: мы не знаем, что это такое. Нам хочется быть свободными, но
ведь каждый человек – учитель, родитель, юрист, солдат, политик, бизнесмен – любой из них в своем уголке делает что-то для
того, чтобы не допустить этой свободы в свою жизнь. Быть свободным – не значит делать то, что вам нравится, или избавиться
от связывающих вас внешних обстоятельств, – это значит понять всю проблему своей зависимости. Вы зависите не только от
своих родителей и учителей, существует гораздо более глубокая зависимость, которую необходимо осознать, прежде чем мы
сможем стать свободными: это зависимость в своем счастье от другого человека. Это не просто физическая зависимость от
другого, которая связывает вас, но внутренняя, психологическая зависимость, в которой вы черпаете так называемое счастье;
ибо когда вы таким образом зависите от другого, то становитесь рабом. Если взрослея вы будете зависеть в эмоциональном
отношении от родителей, от жены или мужа, от какого-нибудь гуру или какой-то идеи – это уже окажется началом рабства. Но мы
этого не понимаем, хотя большинство, особенно в молодости, желает свободы…
Для того чтобы оказаться свободным, мы должны восстать против всякой внутренней зависимости; и мы не способны восстать,
если нам не понятно, почему мы находимся в зависимости. Свобода может прийти только в результате такого самоисследования и
понимания.
Свобода не есть также просто реакцией. Если я скажу нечто обидное для вас, и вы рассердитесь на меня, это будет реакцией,
рожденной от зависимости; и тогда ваша независимость оказывается лишь другой реакцией. Но свобода – это не реакция; и пока
мы не поймем реакцию и не выйдем за ее пределы, мы никогда не будем свободны.
Знаете ли вы, что значит любить кого-нибудь? Что такое любить дерево, или птицу, или какое-либо животное, ухаживать за ним
и заботиться – хотя оно возможно ничего не даст вам взамен, не будет ходить за вами и не станет зависеть от вас? В
большинстве своем мы так не любим и совсем не знаем, что это такое, ибо наша любовь ограждена заботами, ревностью, страхом
– а это значит, что мы находимся во внутренней зависимости от другого человека; мы хотим, чтобы нас любили. Мы не просто
любим, а требуем чего-то взамен – и в самом этом требовании попадаем в зависимость.
Таким образом, свобода и любовь идут вместе. Любовь – это не реакция. Если я люблю вас потому, что вы любите меня, это
просто торговая сделка. Любовь в том, чтобы ничего не просить взамен, даже не ощущать, что вы нечто даете. Лишь такая
любовь может знать свободу.
Но этому вас в свое время не обучили, вас научили математике, химии, географии, истории, и на этом все кончилось. Ведь
единственная забота ваших родителей в том, чтобы помочь вам получить хорошую работу и добиться успеха в жизни. Если у них
есть деньги, они смогут послать вас за границу; но как и у всех людей в мире, их единственная цель – сделать вас богатыми,
дать вам приличное положение в обществе; и чем выше вы поднимитесь, тем больше горя принесете другим, потому что вам
придется состязаться с ними и быть безжалостным, чтобы "пробиться". Потому-то родители и посылают своих детей в школы, где
царствует честолюбие и соперничество, где совершенно нет любви; и вот почему наше общество находится в состоянии
непрерывного разложения, постоянной борьбы, так что хотя политические деятели говорят о мире, их слова не имеют никакого
значения.
И вот нам с вами необходимо осознать эту проблему свободы и понять для себя, что это такое – любить, потому что если мы не
будем любить, мы никогда не сможем стать свободными, отзывчивыми, внимательными. Что означает быть внимательным? Когда вы
видите острый камень на тропе, по которой прошло множество босых ног, вы сбрасываете его с тропы – и не потому, что вас об
этом просили, а потому что вы как бы чувствуете за других – не важно, кто бы они ни были, возможно, вы никогда и не
встретите никого из этих людей. Посадить дерево и ухаживать за ним, смотреть на реку и наслаждаться полнотой земли, следить
за крылатой птицей и видеть прелесть ее полета, иметь чувствительность и быть открытым для этого необыкновенного движения,
называемого жизнью, – для всего этого должна существовать свобода; и чтобы обладать свободой, вы должны любить. Нет свободы
без любви, иначе это всего лишь идея, не имеющая никакой цены. Поэтому только для тех, кто освобождается от внутренней
зависимости и потому знает, что такое любовь – только для них может существовать свобода. И только они принесут с собой
новую цивилизацию, иной мир.
Надежда нового мира – в тех, кто начинает видеть ложь и восстает против нее, причем не только на словах, но и на деле.
Только когда вы будете расти в свободе, вы сумеете создать новый мир, который не основан на традиции, не построен в
соответствии с особыми склонностями какого-нибудь философа или идеалиста. Но пока вы стремитесь стать кем-нибудь важным или
подражать некоему благородному примеру, свободы быть не может. И любовь существует только там, где нет страха…
из цикла бесед Кришнамурти с индийскими школьниками, их преподавателями и родителями