Люди гораздо больше дорожат своими заблуждениями, чем правдой (Л.Улицкая)
...Если исходить из того, что есть какая-то одна правильная вера, а остальные – неправильные, мир обречен на вражду,
недоверие, раздробленность. Сегодня стало очевидным, что мы, даже считая, что наша вера самая лучшая, самая правильная и
единственная, должны оставить это право и за другим человеком. Там, где появляется концепция "правильных" и "неправильных",
"верных" и "неверных", умирает потенциальная возможность выживания человечества. Все разделения, схизмы внутри христианства
возникли именно из столкновения точек зрения, идеологий, даже если мы отбросим политические и социальные причины, которые
проглядывают за богословскими раздорами. Та единственная буква, которая в греческом языке различает слова "омоусиос"
(единосущный) и "омиусиос" (подобосущный), расколола единый христианский мир, и последствия этого раскола до сего дня не
исчерпаны.
А как именно и во что верует праведник, нас вообще не занимает, потому что поступки его по отношению к ближним
свидетельствуют о его любви к окружающим его, к ближним и дальним. Так ли это важно, что праведник Феодор Гааз был католик?
Что архиепископ Лука Войно-Ясенецкий – православный? Что Мартин Лютер Кинг был баптистом? Дела их свидетельствовали за них,
а не догматы, которых они придерживались. Апостол Петр не попросит их у врат в Царствие Небесное прочитать Символ веры…
Никто не спросит у нас, что мы думаем о природе Божественного, но спросят, что мы делаем…
И всякий раз, когда мы встречаемся в жизни с праведником, с человеком, способным на самопожертвование, лишенным корысти и
себялюбия, мы не спрашиваем его, как он верует и что он думает по поводу того или иного церковного постановления, а
испытываем счастье.
Непроходимую пропасть между иудаизмом и христианством брат Даниэль закрыл своим телом, и пока он жил, в пространстве его
жизни всё было едино, усилием его существования кровоточащая рана исцелилась. Ненадолго. На время его жизни. Что касается
брата Даниэля, мне кажется, он ценил людей по их поступкам, а не по воззрениям:
- Как можно вообще об этом разглагольствовать? Этой высокомудрой болтовней непостижимость Творца ставится под сомнение!
Они уже постигли, что есть три лица! Как электричество устроено, никто не знает, а как устроен Бог, они знают! Но меня это
не интересует. Господь говорит: "Возьми свой крест и иди!" И человек отвечает "да!" - вот это я понимаю.
Я не понимаю, что греки говорят о Троице! Равнобедренный треугольник - объяснил мне один грек, и все стороны равны, - но
до IV века о Троице вообще не говорили, об этом нет ни слова в Евангелии! Это придумали греки, потому что их интересуют
философские построения, а не Единый Бог, и потому что они были политеисты! И ещё надо сказать им спасибо, что они не
поставили трех богов, а только три лица! Какое лицо? Что такое лицо?
*
По преданию, когда Августин прогуливался по берегу моря, размышляя о тайне Святой Троицы, он увидел мальчика, который
вырыл ямку в песке и переливал туда воду, которую зачерпывал ракушкой из моря. Блаженный Августин спросил, зачем он это
делает. Мальчик ему ответил:
- Я хочу вычерпать все море в эту ямку!
Августин усмехнулся и сказал, что это невозможно. На что мальчик ему сказал:
- А как же ты своим умом пытаешься исчерпать неисчерпаемую тайну Господню?
И тут же мальчик исчез. Это не помешало Августину написать все его пятнадцать томов о Святой Троице…
Из интервью Людмилы УЛИЦКОЙ "НГ" по поводу ее романа "Даниеэль Штайн, переводчик"