К природе красоты…
*
Невозмутимый строй во всем.
Созвучье полное в природе –
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?
Федор ТЮТЧЕВ
Только человек на Земле страдает. Нигде больше, кроме как в сердце человека, не существует страдания. Вся Природа
радостна, она празднует жизнь – без страха, без тревоги. Бытие продолжает существовать, но человек – это проблема. Почему
это так?
Любой человек – проблема. Если бы только немногие были проблемными, мы могли бы назвать это болезнью, ненормальностью, но
случай как раз обратный: только немногие не являются проблемой. Люди, подобные Будде или Чжуан-цзы, те, кто всегда Дома,
чья жизнь – блаженство, а не страдание и тревога, чрезвычайно редки. Каждый воюет со всеми и с самим собой, каждый живет в
своем личном аду…
Где-то человек сбился с пути – не отдельный человек, но человеческое общество как таковое стало сплошной проблемой, и этот
процесс проник до самых корней существования. Когда рождается ребенок, общество начинает его изменять в соответствии со
своими образцами – ненормальными – теми самыми, из-за которых все уже давно страдают…
Психологи пытались установить, в какой момент ребенок перестает быть ребенком – примерно в возрасте четырех лет он уже
больше не естественен. До этого он остается частью огромного мира деревьев, цветов, птиц и животных, он остается "диким" –
нормальным. После этого его "одомашнивают", приручают и приучают к странному миру людей, и тогда на смену Миру приходит
общество, оно вынуждает его жить в соответствии со своими правилами, моралью, "правильным" и "неправильным". Все
разделяется, и он перестает быть целостным и единым с Природой, становится функциональной деталью социума.
До четырех лет нет никакого знания, а позже ребенок начинает понимать то, чему его так усиленно учат взрослые, что есть
что – и тогда он утрачивает Путь. Он больше не естественен: спонтанность утрачена, он начинает жить по человеческим
правилам и "понятиям". В его жизнь входит "должное" и это – болезнь: пришла дискриминация и разделение. Теперь ребенок уже
не часть Божественного мира. Он выпал из его красоты в проблемный мир людей…
Как только человек начал жить согласно правилам, придуманным для него обществом, он неизбежно будет страдать, равняясь на
фиксированный образец для подражания. Жизнь ведь никогда не фиксирована – это сама текучесть, плавный и гибкий поток.
Если вы стали жить согласно установленным вашим обществом на данный момент правилам, тогда вы знаете, к каким "высоким
целям" двигаетесь; однако глубоко внутри вас движение остановилось: теперь вы просто ведете типовую и стандартизированную
жизнь, превратившись в повторяющий заданную программу механизм. Вы заключены в невидимую, но очень прочную броню – тюрьму.
Это тонкий психологический феномен: пока вы не станете бдительным, то не сможете увидеть своего заключения. Пока ваша
энергия вновь не станет частью свободного Потока, невозможно сделать свободным ваш дух.
У ребенка еще нет представления, что правильно, и что неправильно, у него нет общественной морали. Он знает только счастье
и несчастье, эти волны счастья проходят через него от головы до пят. Но взрослые несут ему свои знания и запреты. Плод
знания – самый ядовитый плод. И если вы хотите отбросить умышленное разделение – своего рода шизофрению – вам придется
отбросить собранные шаблоны знаний и снова стать ребенком – только тогда может быть сломана броня. Это будет мучительно,
потому как эта броня – ваше Эго. Благодаря ему вы чувствуете себя комфортно в собственной тюрьме. Но эта броня ограждает
вас от жизни и истины, подменяя их представлениями и понятиями. Так мир переполнен иллюзиями каждого о самом себе и
противоположными иллюзиями, которые роятся в уме других иллюзий…
Природа безбрежна, а все созданные человеком законы ограниченны. У нее – собственные законы, и жизнь происходит в
следовании им. Все мы вышли из нее, она – наша подлинная Мать и Источник, все мы вернемся туда в свое время, зачем же
пытаться стать умнее и перехитрить Ее? Весь нынешний прогресс – это только прогресс человеческой глупости.
Рождается ребенок. Как может он знать, то прошло девять месяцев? У него нет ни календаря, ни часов, но он готов родиться.
Как он может знать, что время пришло? Как зерно может знать, что пришло время прорасти? В нужный момент оно утратит себя в
земле, отбросит свою защитную оболочку и прорастет. Как дерево расцветает в нужное время? Как движутся звезды и Земля?
Посмотрите на космос: такой таинственный и сложный, но движущийся так легко, так безусильно. Человек – часть космоса, он
защищен природой духа, но не ощущает его ни внутри, ни снаружи. Человек глуп, поскольку считает себя мудрым и не желает
следовать собственной Природе…
*
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
*
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..
*
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.
Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!
Федор ТЮТЧЕВ
После рождения ребенок растет, и каждый – прекрасен. Очень трудно найти уродливого. Откуда приходит эта красота? Течение
его жизни еще естественно, а природа – прекрасна. Но позже трудно найти одного красивого человека на сто, хотя вначале все
были прекрасны. Что случилось? Неестественное человеческое общество постепенно превратило их в искусственных благодаря
порочному воспитанию, образовало миллионы несчастных человекоподобных существ, что производят следующие поколения
несчастных. Конвейер запущен давно и работает с эффектом геометрической прогрессии… Что дальше? У Анджея Вайды был "Человек
из железа", "Человек из мрамора". Теперь на смену пришел "человек из пластика"? Но, как известно, без Красоты не спасти мир…
подготовил Сергей КОРЖИЦКИЙ
*
Большинство родителей, по крайней мере, частично заботится о том, чтобы присматривать за своими детьми, воспитывать их; но
когда родители чересчур беспокоятся о детях, это указывает на то, что они заботятся более о себе, чем о них. Знаете, что
случилось бы, если бы родители любили своих детей? Они следили бы за тем, чтобы в мире не было войны и нищеты, чтобы
общество не разрушало детей и окружающую их природу. Именно потому, что родители НЕ любят своих детей по-настоящему, в мире
есть войны, есть бедные и богатые. Они как бы вложили свое существо в детей и через них пытаются добиться непрерывности
существования; они беспокоятся о своих детях, когда те болеют, однако никогда не признаются, что их заботит печаль о себе…
Видите ли, собственность, земля, имя, богатство, семья – все это средства добиться своей непрерывности, которую также
называют бессмертием; и когда что-то случается с детьми, родители приходят в ужас, погружаются в печаль, потому что прежде
всего беспокоятся о самих себе. Если бы родители действительно беспокоились о своих детях, общество преобразилось бы с
невероятной быстротой. У нас было бы иное образование, другая семья; мир не знал бы войны.
Джидду КРИШНАМУРТИ