Наедине с собой
*
Необходимо помнить, что внимание, уделяемое каждому делу, оценивается по нему и должно быть соразмерно ему. Таким образом,
если ты не будешь заниматься незначительными делами более, чем приличествует, то не придется тебе и разочаровываться.
Все мимолетно: и тот, кто помнит, и то, о чем помнят.
*
Постоянно помни, что все возникающее постоянно возникает в силу изменения, и приучай себя к мысли, что ничто так не любит
природа Целого, как изменять существующее и вторить новое подобное. Ибо все существующее есть некоторым образом семя того,
что из него произойдет. Ты же считаешь семенем только засеянное в землю или утробу матери — и коснеешь в невежестве.
*
Твой конец уже близок, а ты все еще не отрешился от всего искусственного, все еще не отрешился от треволнений, все еще
опасаешься вреда извне, не преисполнен благосклонности ко всем, не понимаешь, что мудрость исключительно в справедливой
деятельности
*
Зло коренится для тебя не в руководящем начале других людей и не в превращениях и изменениях твоего тела. — "Но где же?" —
В твоей способности составлять себе убеждение о зле. Пусть эта способность смолкнет — и все будет хорошо. Пусть эта
способность пребывает в покое даже тогда, когда наиболее ей близкое, ее тело, режут жгут, когда оно гноится; то есть пусть
она рассудит, что нет ни добра, ни зла в том, что равно может случиться как с дурным, так и с хорошим человеком. Ведь нет
ничего дурного в том, чтобы претерпеть изменение, что одинаково может случиться как с живущим вразрез с природой, так и с
живущим согласно ей.
*
Ты всегда должен мыслить мир как единое существо, с единой сущностью и единой душой. Подумай о том, как все сводится к его
же единому ощущению, как создает он все единым стремлением, как все содействует возникновению всего, какая во всем связь и
соответствие.
*
Время есть река возникающего и стремительный поток. Лишь появится что-нибудь, как уже проносится мимо, но проносится и
другое, и вновь на виду первое.
Последующее всегда родственно предыдущему. Здесь мы имеем дело не со счислением разнородного, лишь насильственно
приводимого к единству, а со связью, сообразной разуму. И подобно тому, как гармонически слажено все сущее, и все
возникающее являет не бессмысленное чередование, а чудесную внутреннюю близость.
*
Всегда помни изречение Гераклита: "Для земли смерть стать водой, для воды — воздухом; для воздуха — огнем и наоборот".
Следует помнить и о человеке, забывшем, куда ведет путь, и о том, что люди отступают от проникающего Целого разума, с
которым они находятся в самом непрерывном общении, и что чуждым кажется им то, с чем они сталкиваются каждый день, и о том,
что не нужно говорить и поступать как во сне (ибо во сне нам кажется, будто мы говорим и действуем так же реально, как и
здесь), и что не следует поступать подобно детям, то есть слепо следуя примеру родителей.
*
Будь подобен скале: волны беспрестанно разбиваются о нее, она же стоит недвижимо, и вокруг нее стихают взволнованные волны.
Всегда иди кратчайшим путем. Кратчайший же — путь, согласный с природой: он в том, чтобы блюсти правду во всех речах и
поступках.
Подобное решение избавит тебя от утомления, борьбы, притворства и тщеславия.