Случалось ли вам когда-нибудь посидеть совершенно спокойно, без движения? Попробуйте проделать это и понаблюдайте за тем,
что делает ваш ум. Не пытайтесь контролировать его, не утверждайте, что он не должен прыгать от одной мысли к другой, от
одного интереса к другому, а просто осознавайте его прыжки.
Не предпринимайте ничего по этому поводу, только понаблюдайте за ним, как вы наблюдаете с берега реки за проносящимся мимо
потоком воды. В текучей воде так много всего: там и рыбы, и листья, и пена с мусором; но вода эта всегда живет и движется –
и ваш ум похож на нее. Он вечно не знает покоя, порхая с одного предмета на другой, подобно мотыльку.
Когда вы слушаете песню, как вы это делаете? Возможно, вам нравится сам певец с приятным голосом или красивым лицом; но вы
можете следить и за смыслом слов. Однако за всем этим существует то обстоятельство, что вы прислушиваетесь не только к
звукам песни, но и к промежуткам безмолвия между ними, не правда ли? Подобным же образом попытайтесь прослушать и свой ум,
понаблюдать за ним, сидя совершенно спокойно.
Это весьма примечательно: даже если вы попробуете заняться этим просто ради интереса, то обнаружите, что ваш ум начинает
успокаиваться, причем вы не совершаете для этого никаких усилий. Тогда больше нет цензора, нет судьи, никого, кто
производил бы оценку. И когда ум станет таким образом сам по себе весьма спокоен, самопроизвольно утихнет, вы обнаружите,
что в нем скрыто веселье. Оно проявляется, когда человек просто смеется, находит удовольствие у каком-то деле или ни в чем
определенном, ощущает радость жизни, улыбается, смотрит собеседнику прямо в глаза без всякого чувства страха.
Смотрели ли вы по-настоящему кому-нибудь в глаза? Что происходит в этом случае? В большинстве своем мы опасаемся смотреть
прямо в глаза другому человеку; и люди сами не хотят, чтобы мы глядели на них таким образом, потому что это их пугает.
Никто не хочет раскрыть себя; мы всегда держимся настороже; мы укрыты под различными слоями горя, страдания, желания,
надежды… Так что есть очень немного людей, способных смотреть вам прямо в глаза и улыбаться – а улыбаться, быть счастливым
– очень важно: без песни в сердце жизнь человека становится весьма тусклой. Можно ходить от одного храма к другому, от
одного мужа или жены к другим, можно найти какого-то нового учителя или гуру; однако при отсутствии этой внутренней радости
жизнь имеет очень мало смысла. И отыскать эту внутреннюю радость нелегко, потому что большинство из нас ощущает только
поверхностное недовольство.
Известно ли вам глубинное недовольство? Понять недовольство очень трудно, так как большинство направляет свое мелкое
недовольство по известным направлениям личного эгоизма. Наша единственная забота состоит в том, чтобы устроить себе
безопасное положение с хорошо обеспеченной выгодой, с престижем, и больше не испытывать никакого беспокойства. Так
случается и в школе, и в семье.
Учителя не желают беспокойства, вот почему они следуют старой рутине – в тот момент, когда человек испытывает истинное
недовольство и начинает исследовать, задавать вопросы, неизбежно появляется беспокойство. Но только благодаря подлинному
недовольству человек проявляет инициативу.
А что такое инициатива? Вы проявляете ее, когда не будучи понуждаемы, начинаете нечто или вносите в дело нечто новое. Дело
это не обязательно должно быть чем-то большим или необыкновенным, это может прийти позже; но искра инициативы присутствует
– и когда вы сами сажаете дерево, когда раскрываете присущую вам внутреннюю доброту, улыбаетесь человеку, несущему тяжелую
ношу, сбрасываете с дороги камень или гладите встретившееся вам животное.
Это небольшое начало огромной инициативы, которой вам нужно обладать, если вы хотите узнать то необыкновенное состояние,
которое называется творческим. Творческое состояние коренится в инициативе, а она проявляется, лишь когда существует
глубокое недовольство.
Не бойтесь недовольства, а питайте его, пока искра не превратится в пламя; и вы никогда не будете чем-то довольны – ни
работой, ни семьей, ни традиционной погоней за деньгами, за положением и властью – так что вы станете способны
по-настоящему мыслить, открывать тайну жизни.
Но, становясь старше, вы найдете, что поддерживать этот дух недовольства очень трудно. У вас дети, которых надо
обеспечивать; вам необходимо принимать во внимание требования своей работы; вас связывает мнение соседей и общества; и
вскоре вы начинаете утрачивать горячее пламя недовольства.
Теперь при первых признаках недовольства вы включаете радио, телевизор, идете к гуру, проводите время в клубе, пьете,
бегаете к женщинам – словом, делаете все, чтобы погасить это пламя. Но, видите ли, без этого недовольства вы никогда не
проявите инициативу, которая и есть начало творческого состояния.
Для того чтобы найти истинное, вы должны восстать против установившегося порядка; однако чем больше денег у ваших
родителей, чем прочнее держатся ваши учителя на своей работе, тем меньше им хочется, чтобы вы бунтовали.
Творческое состояние – это не просто такое занятие, как живопись или сочинение стихов; подобные вещи хороши, но сами по
себе весьма незначительны. То, что важно – это быть полностью недовольным, ибо совершенное недовольство представляет собой
начало той инициативы, что, созревая, становится творческой. И это единственный способ узнать, что такое истина, что такое
Бог.
Поэтому человек должен обладать этим тотальным недовольством – но чувствовать при нем радость. Понимаете? Быть недовольным
полностью, но без жалоб, с радостью и любовью. В большинстве своем недовольные люди бывают ужасно нудными: они вечно
жалуются на некие несправедливости или желают лучшего положения для себя, каких-то иных обстоятельств. Ибо их недовольство
очень поверхностно. А те люди, которые совсем не ощущают недовольства – те уже мертвы.
Если вы можете восстать, пока вы молоды, сохраняйте свое недовольство и с возрастом. Сохраняйте его свежим, с жизненной
силой радости и с большой любовью; тогда оно приобретет для вас необыкновенное значение, ибо будет строить, творить,
вызывать к жизни новое. Для этого вам требуется правильное воспитание и образование – не такое, что только подготавливает
вас к работе или продвижению вверх по лестнице, ведущей к успеху, а такое, что делает вас сознательными и оставляет
свободное пространство – не в форме более просторной спальни или более высокого потолка, а пространство, где может расти
ваше сознание, не связанное никакими предрассудками и страхами.
Наше недовольство основано на желании "большего": больших знаний, лучшей работы, автомашины, большей зарплаты… Но я говорю
не об этом виде недовольства. Если мы недовольны не потому, что хотим чего-то, а испытываем недовольство, не зная, что
именно нам нужно, и не ища результата, – если мы недовольны всем – и своими суевериями, и своей работой, и необходимостью
добывать деньги, недовольны тем, что имеем и могли бы иметь; если мы неудовлетворенны не чем-то в отдельности, а всем
существующим – тогда мы увидим, что наше недовольство приносит ясность.
Когда мы ничего не принимаем, не придерживаемся заданного нам образца, а задаем вопросы, исследуем, проникаем в глубину, –
тогда существует прозрение, из которого возникает творческое состояние, радость.
Из цикла бесед Джидду Кришнамурти со школьниками, их учителями и родителями