Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Чистый Мир - альтернативный Путь


*
Мы живем только тогда, когда помним о своем духовном -я". А это бывает в минуты духовного восторга или минуты борьбы
духовного начала с животным.
*
Для того, чтобы в действительности была справедливость, нужно, чтобы в стремлении, в идеале было самоотречение, любовь.
*
Обыкновенно меряют прогресс человечества по его техническим, научным успехам, полагая, что цивилизация ведет к благу. Это
неверно. И Руссо, и все, восхищающиеся диким, патриархальным состоянием, так же не правы, как и те, которые восхищаются
цивилизацией. Благо людей, живущих и пользующихся самой высшей, утонченной цивилизацией, культурой, и людей самых
первобытных и диких совершенно одинаково. Увеличить благо людей наукой – цивилизацией, культурой так же невозможно, как
сделать так, чтобы на водяной плоскости вода в одном месте стояла бы выше, чем в других. Увеличение блага людей состоит
только в увеличении любви, которая по свойству своему равняет всех людей. Научные же, технические успехи есть дело
возраста, и цивилизованные люди столь же мало в своем благополучии превосходят нецивилизованных, сколько взрослый человек
превосходит в своем благополучии невзрослого. Благо – только в увеличении любви.
*
Как молодости радостно сознание роста, так старости должно быть радостно сознание распадения ограничивающих пределов.
*
Сновидения ведь это – моменты пробуждения. В эти моменты мы видим жизнь вне времени, видим соединенным в одно то, что
разбито по времени; видим сущность своей жизни – степень своего роста.
*
Кто-то спрашивает меня: судьба ли от человека, или человек от судьбы? Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее
от судьбы; и наоборот.
*
Я сначала думал, что возможно установление доброй жизни между людьми при удержании тех технических приспособлений и тех
форм жизни, в которых теперь живет человечество, но теперь убедился, что это невозможно, что добрая жизнь и теперешние
технические усовершенствования и формы жизни несовместимы. Без рабов не только не будет наших театров, кондитерских,
экипажей, вообще предметов роскоши, но едва ли будут все железные дороги, телеграфы. А кроме того, теперь люди поколениями
так привыкли к искусственной жизни, что все городские жители не годятся уже для справедливой жизни, не понимают, не хотят
ее. Теперь есть люди, и это те, которые считаются самыми образованными, которые удивляются не тому, как могли люди
устроиться так, что для них нет ни метелей, ни темноты, ни жара, ни холода, ни пыли, ни расстояния, как живут городские
люди, а удивляются тому, как это люди, живя среди природы, борются с ней.
*
Чем глупее, безнравственнее то, что делают люди, тем торжественнее. Встретил на прогулке отставного солдата, разговорились
о войне. Он согласился с тем, что убивать запрещено богом. – Но как же быть? – сказал он, придумывая самый крайний случай
нападения, оскорбления, которое может нанести враг. – Ну, а если он осквернит или захочет отнять святыню?
– Какую?
– Знамя.
Я видел, как освящаются знамена. А папа, а митрополиты, а царь. А суд, а обедня. Чем нелепее, тем торжественнее.
*
Человек познает что-либо вполне только своей жизнью. Я знаю вполне себя, всего себя до завесы рождения и прежде завесы
смерти. Я знаю себя тем, что я – я. Это высшее или, скорее, глубочайшее знание. Следующее знание есть получаемое чувством:
я слышу, вижу, осязаю. Я не знаю, что оно про себя чувствует, сознает. Третье знанье еще менее глубокое, это знание
рассудком; выводимое из своих чувств или переданное словом знание от других людей – рассуждение, вывод, предсказание,
наука.
Жизнь, я думаю, в том, что и третье, и второе знание переходят в первое, что человек все переживает в себе.

Из дневников Льва Толстого (1895-1905)


Сайт газеты "Чистый Мир"

PureWorld web site

В избранное