Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Чистый Мир - альтернативный Путь


Что есть время

Дни мои быстрее гонца, – бегут, не видят добра;
Несутся, как легкие ладьи, как орел стремится на добычу. (Иов 9,25, 26)

Время проходит! Потерянно время! Нет времени! Время – "вездесущее" понятие в нашей жизни, и
нам кажется, что мы знаем, о чем идет речь. Однако тот, кто пытается глубже постичь сущность
времени, оказывается в ситуации, превосходно описанной св. Августином: "Что же такое время?
Если меня никто не спрашивает об этом, то я знаю – что это. Если же меня спросят, и я захочу
объяснить, то получается, что я этого не знаю".

Христофер ВАСЕЙ занимается парадоксальными свойствами времени и объясняет, почему время не
проходит, а стоит на месте.

В самом деле, время кажется нам парадоксальным: оно кратко и одновременно длительно.
Длительно, так как оно "продолжается" уже миллионы лет, и кратко, так как нам часто не хватает
времени. Оно растянуто вплоть до бесконечности или сокращается до доли секунды.
Время кажется медленным и одновременно быстрым. Медленно для того, кто ждет, скоротечно для
того, кто самозабвенно радуется. "Времена", как нам кажется, меняются вместе со всемирной
историей, и все же "время" остается полностью независимым от всех событий. Растрачиваем ли мы
его или нет, время всегда находится у нас в распоряжении.

Проходит ли время?
Говорят, время проходит. Если мы ожидаем важное событие, которое состоится в определенный
срок, то оно еще в будущем. Однако момент приближается, "расстояние" между ним и нами все
меньше – из ожидаемого будущее переходит в настоящее, и, наконец, остается позади; событие
становится прошлым и исчезает. Таким образом, время представляется нам как река, которая течет
независимо от нас – в непреклонном и непрерывном движении. Прошедшие времена не могут
вернуться. Река времени приходит из будущего, протекает по настоящему и, как нам кажется,
исчезает в прошлом. Это – вечный процесс. Действительно ли время проходит, как это показывают
нам стрелки часов?

Нам кажется абсурдом, если, размышляя, мы приходим в конце концов к тому, что время – истинное
время, а не часовая стрелка – вовсе не проходит...
Если бы время проходило мимо нас, как невидимая река, то его скорость течения была бы
одинаковой для каждого, и каждый человек переживал бы ход времени одинаково или похожим образом
– как, например, пространственные расстояния. Но известно, что время переживается нами
по-разному. Оно "проходит" быстрее или медленнее, в зависимости от личности и обстоятельств.
Для того, кто работает творчески, время летит быстро. Он с удивлением замечает, когда его зовут
к обеду, что утро уже прошло. Наоборот. Время движется мучительно медленно для того, кто не
имеет интереса к своей работе, и выполняет ее как надоедливую обязанность. Из этого следует:
наше собственное внутреннее движение создает восприятие времени.

Мы движемся сквозь время
Для активного человека, воодушевленно воспринимающего жизнь, в сутках очень мало часов.
Пассивному, напротив, такой отрезок времени кажется растянутым, ему "скучно". Как могут два
таких различных понятия времени оба быть верными? Если мы предположим, что это не время
протекает, а мы сами движемся в нем, то кажущийся на первый взгляд абсурд станет логично
объяснимым. Не время со своей скоростью проходит мимо нас, - значение имеет ощущение времени с
нашей скоростью, которая зависит от нашей активности или пассивности. Из этого можно сделать
вывод, что само время стоит на месте. Это мы идем сквозь время, движемся в нем.

Это собственное, неподвижное время и дает возможность нашим переживаниям. Оно не связано с тем
понятием времени, о котором мы думаем, когда смотрим на часы. Они служат лишь для измерения и
сравнения продолжительности или для описания различных моментов дня. Если мы и знаем, который
сейчас час, мы совсем не знаем действительного времени. Часы, минуты, секунды – это изобретение
человека, но это измеренное время представляет собой только измерительную систему для
физического мира, в то время как истинное, вечное, неподвижное время, которое каждый переживает
по-своему, неотъемлемо от Творения и является произведением Бога.

Следовательно, измерительная система "длительность часа" служит лишь для ориентации
физического рассудка, который всегда нуждается в количественных величинах для своей работы, в
то время как истинное, переживаемое время – это "время духа". Наш дух – невещественного рода, и
для него прежде всего имеет значение качественный аспект. То, что внутренне касается нас и
позволяет идти вперед времени, является всегда лишь свойством вещей, людей и ситуаций. Духа
касаются не количества, массы или скорости, а род переживания и следующее из этого внутреннее
ощущение. Короткое, интенсивно пережитое мгновение гораздо полезнее для духа, чем длительный
пассивно и механически прожитый период. Более или менее пульсирующее жизнью "время духа",
которое каждый человек переживает субъективно, имеет только чисто по названию нечто общее с
хронологическим временем часов.

У кого из нас не было впечатления, что недельный отпуск – особенно богатый событиями –
продолжался гораздо дольше? Дух много пережил и потому отметил более длинный путь, чем за семь
дней хронометрического времени. Библейское изречение "И тысяча лет как один день" указывает,
что переживаемое духовное время отличается от времени, измеренного физически. На небе (в
Духовном царстве) переживание так интенсивно, что тысяча земных лет переживается за
один-единственный день. Мы движемся сквозь время.


Сайт газеты "Чистый Мир"

PureWorld web site

В избранное